Зубры на пути к Дакару: интервью с командой МАЗ СПОРТ Авто

Сергей Вязович: «Сейчас я расскажу, что в МАЗе от МАЗа». Разговор с призером «Дакара»

Зубры на пути к Дакару: интервью с командой МАЗ СПОРТ Авто

«Тяжелый!» — с глухим стуком Сергей Вязович ставит на стол «бедуина» — награду призерам «Дакара». Впервые она досталась белорусам: МАЗ финишировал вторым на самой престижной автомобильной многодневке в мире. Вязович принимает поздравления и как пилот, и как руководитель команды.

Он пока не успел отоспаться и только привыкает к белорусской зиме после +35°C в Южной Америке.

Мы попросили Сергея рассказать о себе и узнали, что ему пришлось вернуться на завод, чтобы заниматься любимым делом, что он получает третье высшее образование и что он никогда не был самым дисциплинированным водителем.

Его история начинается с «Жигули» 3-й модели. Такая машина была у отца, и маленький Сережа Вязович был уверен, что, когда подрастет, будет на ней ездить. Но неожиданно папа автомобиль продал, а купил поновее — ВАЗ-2106. Для ребенка это стало настоящим разочарованием.

— Я тогда очень обиделся. Говорил папе, что нужно было оставить старую машину мне, — с улыбкой говорит Сергей.

Мечту управлять авто и стать крутым гонщиком пришлось на некоторое время отложить. Впереди было взросление и годы упорной учебы.

— Мне хотелось гоняться, но автоспорт у нас — это в первую очередь дорого. К сожалению, нет таких команд, которые бы просмотрели, пригласили, обеспечили всем необходимым.

Нужно самому заработать достаточное количество денег, чтобы выступать, — отметил Сергей Вязович. — Лично я смог позволить себе участвовать в ралли только в 30 лет.

К тому времени я уже больше 10 лет работал, имел два высших образования по специальностям «Машиностроение» и «Государственное управление и экономика».

Тогда, в конце 2010 года, он купил себе Subaru Impreza и заявился для участия в чемпионате Республики Беларусь по ралли. В первый же свой соревновательный сезон Вязович завоевал титул чемпиона страны. И тогда же он случайно узнал, что заводская команда МАЗ начала выступления на «Дакаре».

Кстати, Сергей признался, что никогда не был самым дисциплинированным водителем. Проблемы с ГАИ случались в основном из-за скорости.

— Я не идеальный водитель, но и не злостный нарушитель. Еду со скоростью потока, но не гоняю. Просто скорость потока часто отличается от установленной Правилами дорожного движения, — рассказал собеседник.

Вернуться на завод, чтобы исполнить мечту

Сергей с 2003 года работал на Минском автомобильном заводе в автотранспортном цехе. Сначала был начальником колонны, затем стал заместителем начальника всего цеха, а это порядка 800 единиц техники.

— Мы занимались обеспечением нужд всего завода, на нас были все перевозки как внутри предприятия, так и за его пределами — от уборки снега до транспортировки опасных грузов и международных поездок, — вспоминает Вязович.

Но в 2010 году он уходит с предприятия. В тот момент работа и увлечение автоспортом еще не соприкасались.

— В начале 2012 года я следил за «Дакаром» по телевизору и оттуда узнал, что МАЗ принимает участие в соревнованиях. Это был первый сезон команды.

И когда ребята вернулись из Южной Америки, я уже стоял на пороге. И был разговор с руководством о том, чтобы вернуться на предприятие, но уже в качестве пилота спортивного автомобиля.

На тот момент я был мастером спорта, действующим чемпионом страны по ралли.

Его взяли в команду. И сейчас руководитель и призер «Дакара» вспоминает, что поначалу дела складывались непросто, поблажек особо не было.

— Перестроиться с классического ралли было не так сложно. Но приходилось доказывать свою состоятельность. Лидером команды на тот момент был Александр Василевский, к его экипажу было приковано большее внимание. Мне же оставалось на деле подтверждать, что я способен ехать быстро. На это ушло несколько лет.

Став руководителем команды в 2016 году, Вязович старается сделать так, чтобы все экипажи имели равные шансы на успех.

— Я знаю, как тяжело пилоту, который в общем зачете располагается ниже остальных, я сам прошел через это. Поэтому пресекаю подобные моменты. У нас в команде нет разделения на главный и неглавный экипажи.

Все в равных условиях на старте, а уже в процессе гонки в зависимости от текущих результатов мы решаем, на кого будет сделана главная ставка. Например, так мы ехали до самого финиша «Шелкового пути» в прошлом году. И так же было на значительной части этого «Дакара».

Только с середины гонки, когда появились серьезные временные отрывы, мы изменили стратегию, чтобы работать на максимальный результат.

Таким образом, экипажи Александра Василевского и Алексея Вишневского стали страховать лидера команды, а также друг друга.

Во многом благодаря этому экипажу Сергея Вязовича удалось финишировать вторым в общем зачете. К тому же все три МАЗа добрались до финиша, что также является уникальным достижением на этих соревнованиях.

Ни одна другая команда в зачете грузовиков не может похвастаться тем же, сходов было очень много.

Стратегия гонки

Этап «Дакара», если говорить упрощенно, — это старт и финиш, а между ними контрольные точки, который каждый участник обязан пройти. Путь каждый выбирает сам. Никаких указателей и навигаторов — только роудбук и чутье экипажа.

— Во время гонки со штурманом можем и поспорить, — признается Вязович. — Например, штурман говорит, что нужно уходить правее. А ты видишь, что налево ведет больше следов. Нужно принимать решение.

Чтобы не жалеть о совершенном, лучше, конечно, слушать штурмана: в конце концов, это его компетенция. Но иногда пилот берет ответственность на себя. В редких случаях это оправданно, но чаще всего прав штурман. Но все это рабочие моменты.

Это называется не поругались, а у экипажа разделились мнения.

В кабине грузовика во время гонки находится три человека: пилот, штурман и механик, который отвечает за работу всех узлов и агрегатов автомобиля, постоянно держит состояние техники под контролем.

— Многодневный ралли-рейд — это соревнование не только на скорость, как в других дисциплинах. Бывали участки, когда средняя скорость составляла всего 30—50 км/ч.

И единственная задача — доехать, не застрять, не поломаться. И на прошедшем «Дакаре» таких участков было очень много: русла рек, дюны, бездорожье, участки с большими валунами.

Если ты гонщик, не чувствующий автомобиль, а только умеющий жать на педаль, ты быстро сойдешь.

Сам Вязович больше всего любит как раз скоростные участки. Но с опытом пришла спортивная мудрость.

— К сожалению, у нашей команды не было старшего поколения, которое могло бы обучить каким-то азам. Я всегда стремился ехать на максимуме. И 5 лет потребовалось на то, чтобы понять, что высокие места можно занимать без неоправданного риска. На скоростном участке все идут быстро.

Сколько в таких условиях можно отыграть? Три минуты, пять, десять? А допустив ошибку, перевернувшись, доведя технику до поломки, экипаж потеряет куда больше. Сидя в кабине, ты не знаешь, по какому графику идешь: нагоняют тебя или ты отрываешься от конкурентов. И темп выбираешь по своему же чутью. Но универсального рецепта нет.

В этот раз все получилось, но каждая гонка не похожа на другую, она непредсказуема — а оттого интересна.

Источник: https://auto.onliner.by/2018/01/28/dakar-36

Как МАЗы покорили «Дакар-2018»: путь к «серебряному бедуину»

Зубры на пути к Дакару: интервью с командой МАЗ СПОРТ Авто

22.01.2018, 16:16

Команда «МАЗ-СПОРТавто» впервые заняла второе место на ралли-рейде «Дакар». Портал грузоперевозок Transinfo, который уже традиционно выступает информационным партнером наших гонщиков на грузовиках, вспоминает нелегкий путь белорусского МАЗа к «серебряным бедуинам».

Источник фото: © AFP 2018/ DIEGO LIM

История участия команды МАЗ в «Дакаре»

Впервые МАЗы пробовали покорить «Дакар» в 2012 году. Новоиспеченная спортивная команда по ралли-рейдам Минского автомобильного завода существовала тогда лишь второй год.

В дебютном году Александр Василевский и его экипаж заняли 31-е место, а вторая машина не доехала до финиша.

В 2013 году уже оба автомобиля успешно преодолели всю дистанцию: Александр Василевский — 21 место, Сергей Вязович — 27 место. Начиная с 2014 года, в ралли принимает участие 3 грузовика под брендом МАЗ.

В 2014 году лучший результат — 11 место Сергея Вязовича, в 2015 году — 10 место Александра Василевского.

В 2016 году белорусские экипажи выступили неудачно: из трех машин финишную линию пересекла лишь одна — с 25 результатом. К сожалению, два лидера  команды из-за неисправности грузовиков сошли с дистанции.

Именно машина с двигателем Gyrtech чешской компании Buggyra, который впервые был испытан на «Дакаре-2016», прошла всю дистанцию. Двигатели Ярославского моторного завода показали себя не с лучшей стороны. В 2017 году команда полностью перешла на 12,5-литровые моторы мощностью 930 «лошадей» чешской команды Buggyra на основе агрегатов от Caterpillar.

После провала в 2016 году в команде поменялся и руководитель. Вместо Валерия Козловского «МАЗ-СПОРТавто» возглавил Сергей Вязович.

Обновление руководства, замена двигателей, работа над ошибками прошлого года принесли в 2017 году свои плоды. Белорусы покорили «Дакар» с наилучшим результатом за всю историю. Александр Василевский занял 6 место в итоговом зачете, Сергей Вязович — 13 место, Владимир Василевский — 21 место.

«Дакар-2018»: зачет грузовиков

Как показала уже история юбилейного 40-го «Дакара», 2017 год был лишь подготовкой к покорению пьедестала. Переход на новые облегченные автомобили оправдал себя. В салоне появился кондиционер, система круиз-контроля, которая следит за скоростью на этапах с ограничениями. В целом конструкция спортивных грузовиков стала надежнее.

В 2018 году белорусы впервые сменили тактику. Раньше третий экипаж исполнял роль быстрой технички, которая должна ехать последней и в случае проблем у первых двух машин помогать с ремонтом. Теперь же все три болида работали на результат. Аварийные ситуации решались сообща в зависимости от обстоятельств.

В технической части кардинальных изменений не произошло. По итогам заездов 2017 года на МАЗах продолжили улучшать текущую технику: дополнительно проводились работы над двигателями и трансмиссией.

Опыт и техника 2017 года и немного удачи в 2018 дали свои результаты. Впервые белорусы поднялись на пьедестал. Серебряные награды завоевал экипаж #512: пилот Сергей Вязович, штурман Павел Гаранин и механик Андрей Жигулин.

Победителем гонки в 2018 году стала команда «КАМАЗ-Мастер» и экипаж #500 с пилотом Эдуардом Николаевым. Это уже вторая подряд победа российского пилота. Бронза досталась также КАМАЗовцам — экипаж #507 Айрата Мардеева.

До предпоследнего этапа среди лидеров значился также аргентинец Федерико Виллагра на Iveco. Однако на 13 спецучастке у него сломалась коробка передач. Также экипаж заподозрили в дозаправке грузовика в «зоне нейтрализации», что запрещено правилами. Неудача аргентинца позволила представителям России и Беларуси в итоговом зачете занять весь пьедестал.

Федерико Виллагра стал не единственным, кто сошел с дистанции «Дакара-2018». Из 44 грузовиков в финальной классификации значатся лишь 19.

Участники проехали более 9 000 километров, половина этого пути проходила в рамках зачета. Среди покорителей этого бездорожья и песков еще два белорусских экипажа:

  • Экипаж #503: пилот Александр Василевский, штурман Дмитрий Вихренко и механик Антон Запорощенко — 12 место,
  • Экипаж #518: Алексей Вишневский, штурман Максим Новиков и механик Андрей Неверович — 13 место.

Приключения МАЗов по дороге к серебру

Стоит отметить, что в этом году приключения преследовали белорусов на протяжении всей гонки.

Уже на 3-м спецотрезке МАЗ Сергея Вязовича упал с 5-метровой высоты и завалился на бок. Спасителем стал коллега Алексей Вишневский, который следовал за нашим лидером и уже через 10 минут поставил грузовик Вязовича на колеса. Несмотря на аварию Вязович — 6-й, Вишневский — 5-й на этапе.

На 4-м спецотрезке через километр после старта у МАЗа Сергея Вязовича сорвало надувной патрубок. При его замене выяснилось, что и второй патрубок приходит в негодность. Благодаря экипажу Александра Василевского поломки были устранены. На этом же этапе в МАЗе Алексея Вишневского был пробит поддон, из-за чего они значительно отстали от конкурентов.

Обилие поломок преследовало на 4-м этапе не только белорусов. Так, Сергей Вязович на своем МАЗе задел легковушку из команды «Тойота», которая ремонтировалась на песчаной дюне без знака аварийной остановки. Особых повреждений легковой автомобиль не получил, а вот Вязовичу выписали 20-минутный штраф. К счастью, он никак не повлиял на распределение мест по итогу.

Марафонские спаренные седьмой и восьмой этапы без заезда на ремонт дались тяжело всей команде «МАЗ-СПОРТавто». В первый день в грузовике Алексея Вишневского вышел из строя компрессор, а Александр Василевский попал в промоину, серьезно повредив автомобиль.

Сергей Вязович на восьмом этапе застрял в грязи. Грузовик не удалось вытащить экипажу Артура Ардавичуса из команды Астана. Это оказалось под силу лишь КАМАЗу Антона Шибалова, который потратил на это 20 минут.

Однако через 100 километров в МАЗе вышел из строя радиатор гидроусилителя и начало вытекать масло, а за 9 километров у грузовика лопнуло переднее левое колесо. Вязович принял решение ехать без замены, но по итогу из-за повреждения пневмошланга пришлось остановиться на ремонт.

Эти неудачи откинули МАЗ Вязовича на 4-е место в общей классификации.

Уже на 10 этапе белорусы с честью отдали кармический долг.

Помочь грузовику Tatra чеха Мартина Коломы пытались несколько экипажей, в том числе и Сергей Вязович, однако поставить на ноги его смог только Алексей Вишневский.

После этого белорус помог мотоциклисту, упавшему в русле реки. Также в помощи нуждался загоревшийся КАМАЗ Антона Шибалова. Все тот же экипаж #518 помог российским гонщикам передать информацию партнерам по команде.

На 11-м этапе МАЗ Вязовича вновь «захотел «прилечь». Грузовик попал в треугольную воронку и лежал на левом боку. Включив все блокировки и вывернув колеса, команда раскачала грузовик в несколько попыток «вперед-назад». Правая сторона упала, и грузовик чудом стал на 4 колеса и выехал.

Несмотря на все трудности, белорусы завоевали серебро и все три экипажа завершили гонку. Кроме воли к победе наша команда показала настоящий командный дух, готовность прийти на помощь, а также лучшие качества МАЗов белорусской сборки, которые в этом году падали и вновь становились на колеса, чтобы достичь финиша. 

Источник: Transinfonews.by

Источник: https://transinfonews.by/obschestvo/4869-kak-mazy-pokorili-dakar-2018-put-k-serebryanomu-beduinu.html

Команда МАЗ-СПОРТавто на Дакаре 2014

Зубры на пути к Дакару: интервью с командой МАЗ СПОРТ Авто

В сегодняшнем нашем с Романом Пшеничным  обзоре участников грузового зачёта ралли Дакар-2014 самая ожидаемая команда среди моих читателей, про неё у меня больше всего спрашивали на разных интернет-площадках, это белорусская команда МАЗ-СПОРТавто.

За успехами братьев-белорусов у нас в России следят очень внимательно, а всё потому, что МАЗ всегда считался своим, родным автомобилем, и поэтому, когда на Дакаре-2012 впервые стартовала белорусская команда, многие наши дакаровсие фаны стали болеть и за неё.

Под катом материалы по команде, состав и техника.

Резервная копия на блоге При Дороге.

Команда МАЗ-СПОРТавто уже по праву считается крепким середнячком среди грузовых участников, а ведь они провели только два Дакара, старт на нынешнем для них будет только третьим.

Не многие участники грузового зачёта могут похвастаться таким званием в дебюте, хотя некоторые команды гоняют на Дакаре уже не один десяток лет.

Но в моих словах есть и доля лукавства – не будем забывать, что МАЗ-СПОРТавто команда заводская, а это совсем другой уровень и ресурсы, тут многие частники заводу не конкуренты.

Но не так уж всё “молодо-зелено”, вы наверняка помните мою фотографию с летнего российского этапа по кольцевым гонкам на грузовиках со Смоленского кольца, вот этот обзор , тогда этот “Мазай” был выставлен в качестве экспоната, в память о выступлениях марки в этапах европейского кольцевого чемпионата. А в трак-триале все любители автоспорта очень хорошо помнят команду МАЗ-ЯРОВИТ, она так же выступала на всевозможных соревнованиях, а в 2000 и 2001 году стала чемпионом Европы по трак-триалу.

На ралли “Шёлковый Путь-2010” МАЗ под управлением Петра Орсика (чемпиона Европы в трак-триале) занял 12-е место в общем зачете, задача ставилась дойти до финиша, но смогли и некоторые экипажи обойти. Источник

На ралли “Шёлковый Путь-2011” команда выставляет уже два автомобиля, именно с этого года почему-то и идёт отсчёт истории команды на официальном сайте , правда он уже с лета 2013 года не обновлялся и судя по нему, команда в нынешнем Дакаре участия не принимает.

Так вот, год 2011. Для команды ралли ШП являлось генеральной репетицией перед их дебютом на Дакаре, в тот раз экипаж Александра Василевского финишировал 18-м, а экипаж Александра Полищука 22-м, правда в тот год и участников зачёта заметно прибавилось по сравнению с предыдущим.

Дакар-2012 стал дебютным для команды МАЗ-СПОРТавто, тогда экипаж Александра Василевского финишировал 31-м в грузовом зачёте, а вот экипаж Александра Полищука перевернулся на одном из этапов и сошёл с дистанции.

На ралли “Шёлковый Путь-2012” команда выступила уже с лучшим результатом, экипаж Александра Василевского финиширует 11-м, а экипаж Сергея Вязовича, дебютировавшего в команде, приходит на финиш 18-м.

На Дакаре-2013 не задалась гонка у второго экипажа команды Сергея Вязовича, серьёзная поломка у них произошла уже на втором этапе, к машине на трассу отправилась техничка и всю ночь происходил ремонт автомобиля. В последствии экипаж получил штраф в один час, но продолжил гонку.

На последних этапах мазовские экипажи держались либо рядом с двадцаткой, либо даже попадали в неё. На 13-м этапе экипаж Александра Василевского финиширует с 13-м временем, это пока его лучший результат на Дакаре.

По итогам всей гонки экипаж Василевского занял 21-е место, а экипаж Вязовича 27-е.

На ралли “Шёлковый Путь-2013” команда МАЗ-СПОРТавто выступила очень достойно – шестое место занял экипаж Александра Василевского и призовое третье занял экипаж Сергея Вязовича.

Каким же будет Дакар-2014 для команды? А вот это самое интересное. В этом году команда стартует в составе уже трёх экипажей, применяя тактику боевые машины – боевая техничка. И вот эта третья техничка является тёмной лошадкой.

Дело в том, что МАЗ по тем же причинам, что и КАМАЗ должен переходить на новый двигатель, их старый движок так же как и наш не проходит по объёму и дымности.

По заявлениям представителей команды, именно на третьей машине будет установлен новый двигатель, что это за марка, на сайте завода скромно умалчивается, но я нашёл интервью зама коммерческого директора ОАО “МАЗ” и куратора команды Дмитрия Короткевича которое он дал Натальи Счастной, в нём он говорит, что на третью машину будет установлен китайский двигатель марки Weichai, его технические характеристики вы увидите ниже.

Так что уже на этом Дакаре команда поедет на результат, в чём мы ей и пожелаем удачи.

№521 Александр Василевский – Валерий Козловский – Антон Запорощенко

№529Сергей Вязович – Дмитрий Вихренко – Алексей Неверович

№561Александр Полищук – Павел Гаранин – Андрей Жигулин

В обзоре прошлого года у меня есть технические данные на боевые машины и технички МАЗ, ЖЖшный козёл не даёт вставить в пост лишние таблицы, поэтому тут обойдёмся одной, на новый грузовик.
Технические характеристики МАЗ-5309RR ш.003:

Тип

Грузовой автомобиль

Колесная формула     

4х4

Двигатель:

Дизельный, 8 цилиндров, с турбонаддувом

Рабочий объем, л       

18,5

Мощность, л.с. при об/мин

850 / 2100

Крутящий момент, Н×м           

3700

Масса автомобиля (заправленного, с запасными колесами и экипажем), кг              

10 200

Распределение массы на 1-й мост , кг              

5 600

Распределение массы на 2-й мост, кг              

4 600

Максимальная скорость, км/ч             

180

Емкость топливного бака, л  

830

Габаритная длина, мм              

6 940

Колесная база, мм      

4 300

Габаритная ширина, мм          

2 550

Колея, мм

2 090

Габаритная высота (по воздухозаборнику), мм           

3 350

Дорожный просвет, мм          

340

Сцепление     

DONMEZ (Турция)

Коробка передач        

ZF

Раздаточная коробка

ZF-Steyr

Мосты

SISU с системой ЦНШ

Амортизаторы              

Reiger Racing

Шины

14.00 R20 Michelin

Кабина              

3-местная

В команде три автомобиля технического сопровождения МАЗ 630208

|

gruzovik_007Оригинал взят у den_176 в КАМАЗ-мастер на Дакаре 2014. 4 января, часть 2.

Сегодня ночью, когда в Москве уже было 3 часа, на стартовый подиум Дакара в Розарио, Аргентина, выехали грузовики. На улице уже стемнело, может из-за этого мне показалось, что выезд грузовиков вышел самым красочным из всей стартовой церемонии. Эрик Хайруллин поговорил со многими участниками автомобильного зачёта и конечно же со всеми нашими экипажи.

Все наши бодры, веселы, нет какого-либо мандража. Хорошая новость к нам пришла уже со старта – экипаж Антона Шибалова вместо выбывшего Ginaf`a передвигается на 524-ю позицию, поднявшись таким образом в стартовой сетке на 20 с лишним пунктов.

Вот только экипаж Дмитрия Сотникова так и остался в шестом десятке стартующих, первые этапы к общим трудностям ещё прибавится и необходимость нагнать все экипажи команды.

Такая церемония старт проводится как торжественное мероприятие, участники не отправляются сразу на трассу. А вот сегодня уже всё начинается по серьёзному, стартует первый этап Розарио – Сан-Луис, протяженностью более 800 км (Лиазон 629 км, СУ 180 км). Старт грузовиков будет дан в 22:45 по Москве.

Смотрите ролик, он сегодня большой, находится как всегда под катом.

Резервная копия на блоге При Дороге.

Источник: https://gruzovik-007.livejournal.com/104168.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.