Великий шотландский гонщик Джим Кларк: чемпион и немного фермер

Джим Кларк – гонщик

Великий шотландский гонщик Джим Кларк: чемпион и немного фермер

Он – легенда гонок. А также повелитель скорости и драйва. Он – самый молодой чемпион “Формулы-1”, к тому же неоднократный победитель. Да и просто смелый человек. Он – Джеймс (Джим) Кларк!

Детство

Родился будущий чемпион мира по автомобильным гонкам в марте 1936 года, в небольшом селении Килмани (Шотландия). Родители Джеймса – зажиточные фермеры, которые проводили много времени в трудах и заботах.

С раннего детства Джим был настроен на то, чтобы стать помощником и наследником отца.

Среди шестерых детей Кларков он один был мальчиком, которому предстояло на правах сына продолжить родительский труд и заботиться о фермерском хозяйстве.

Но ребенка не прельщала возможность жить оседло и степенно, занимаясь земледелием и животноводством.

Его, воспитанного на шотландских просторах, с младенчества вдыхающего свежий воздух свободы, всегда интересовали спортивные машины и скоростная езда.

Знакомство со спортом

В возрасте тринадцати лет Джимми поступает в престижную школу Эдинбурга – столицы Шотландского королевства. Там он влюбляется в спорт – регулярно занимается крикетом и хоккеем. Игра в команде помогает ему выработать самодисциплину и дух сотрудничества, силу и бесстрашие.

Здесь же Джим Кларк знакомится с автогонками. Он с увлечением собирает заметки из периодических изданий о самых лучших гонщиках и самых быстрых автомашинах.

Первые шаги к спортивной цели

В школе Джимми задержался ненадолго. Родители решили, что парню необходимо привыкать к фермерской жизни, и забрали его домой. С тех пор юный Кларк стал серьезно работать с отцом, познавая все тонкости сельскохозяйственного ремесла.

Однако удовольствие, полученное при занятиях спортом, и драйв от быстрой езды не так-то легко забыть. Джим работает на ферме, но тайком мечтает покорить гоночный олимп. К слову, работу на ферме и участие в гонках Кларк умудрялся совмещать до конца своих дней!

К своей цели парень идет не спеша. Сначала украдкой гоняет на семейном автомобиле, затем получает водительское удостоверение. Везде, даже находясь в поле на тракторе, юный Джеймс мечтает о скоростной езде и удачных победах.

За вырученные средства Джимми покупает свой первый “Тальбот”, на котором принимает участие в незначительных ралли и других скоростных соревнованиях.

Все это время родители парня были против его увлечения скоростью и пытались повлиять на сына, раскрывая перед ним все преимущества фермерской жизни. Однако уговоры и обольщения мало действовали на молодого человека. Он видел перед собой цель и настойчиво шел к ней.

Победы следуют одна за другой, и влюбленный в гонки Джимми присоединяется к немецкой автогоночной команде Porsche.

Через год он в составе другой немецкой команды занимает почетное десятое место в гонке “24 часа Ле-Мана”.

Данное состязание, регулярно проводимое с 1923 года недалеко от французского города Ле-Мана, проверяет участвующие команды не столько на скорость, сколько на выносливость и экономичность.

Участникам соревнования необходимо искать золотую середину между быстротой и надежностью автомобиля, которому надобно двадцать четыре часа продержаться на трассе без технических поломок и повреждений, а также необходимо рационально использовать потребляемые материалы: топливо, тормозные колодки и шины.

Многое в этом состязании зависит и от выносливости и сноровки пилота гоночной машины, так как ему приходится проводить за рулем в среднем четыре часа подряд, ожидая смены напарника на очередном пит-стопе.

Опыт, полученный Джимом в гонке “24 часа Ле-Мана”, оказал огромное влияние на всю дальнейшую карьеру начинающего автоспортсмена.

Судьбоносное знакомство

После участия в суточном соревновании Ле-Мана, спортивные машины становятся главной частью жизни молодого гонщика.

На него обращает внимание успешный британский автоконструктор Колин Чепмен, основавший собственную компанию по производству гоночных и спортивных машин.

Автомобиль “Лотус” – это новаторское изобретение Чепмена, переделанное и доработанное из другой известной автомодели специально для гонок “Формулы-1”.

В 1958 году Колин основал свою собственную гоночную команду для участия в легендарных гонках – Team Lotus.

Наблюдая за ездой Джимми, Чепмен был очарован техническими приемами и смелостью этого молодого начинающего гонщика и предложил ему место в своей команде.

Для Кларка это была счастливая возможность вырваться из цепи мелких незначительных соревнований и заявить о своем мастерстве на весь мир.

Начиная с 1960 года Джеймс садится на автомобиль “Лотус” и начинает принимать участие в “Формуле-2”, а спустя несколько месяцев – и в “Формуле-1”.

Джим Кларк: “Формула-1”, начало

В этом же году Джимми занимает третье место в восьмом этапе чемпионата мира по автогонкам в классе “Формула-1”. Соревнование прошло памятного 14 августа на трассе, проложенной по городским улицам Порту (Боавишта).

Этот сезон ознаменовался несколькими трагедиями на автомобильной трассе. Разбивается Крис Бристоу, и его тело остается некоторое время лежать на гоночной полосе. Шокированному Джиму удалось объехать это ужасающее место, но все же его авто обагрилось кровью.

Через несколько кругов произошла еще одна страшная смерть – погиб сотрудник по команде Кларка – Алан Стейси, погиб из-за того, что в него врезалась птица.

Несмотря на кошмар, царящий на трассе, Джимми старался делать все от себя зависящее для победы, и это не прошло даром: в общем зачете Джим Кларк занял десятое место.

Приблизительно в это время гонщик получил золото на молодежных гонках и бронзу на соревновании “24 часа Ле-Мана”. Однако суточное состязание приходится не по душе молодому человеку, и в последующие годы он перестает принимать в нем участие.

Продолжение

В следующем сезоне “Формулы-1” Джим Кларк получает разрешение выступить во всех Гран-при соревнованиях. Чемпионат проходил с четырнадцатого мая по восьмое октября и состоял из восьми этапов. Шотландский пилот два раза приехал на подиум, а в общем зачете занял седьмое место.

На седьмом этапе соревнования, десятого сентября, при выступлении в Гран-при Италии, на бешеной скорости Кларк столкнулся с машиной знаменитого гонщика Вольфганга фон Трипса. Машина многократного чемпиона мира взлетела ввысь и упала на зрителей. Фон Трипс, выпавший из салона, погиб на месте. Его автомобиль убил еще тринадцать человек.

Эта страшная авария произвела неизгладимое впечатление на Джима Кларка. В шоковом состоянии он покинул гонки, но уже через несколько дней был готов состязаться за лидерство на американских Гран-при.

Взлет

В чемпионате 1962 года Джим Кларк пересел на новое изобретение своего друга, Колина Чепмена. “Лотус 25” до сих пор считается одним из лучших гоночных автомобилей в истории.

На своем улучшенном “Лотусе” Джимми провел целый сезон и готовился стать лидером, но помешали технические неполадки.

Во время девятого, заключительного этапа соревнования, проходящего в Южной Африке, Джим Кларк сошел на страте из-за утечки масла.

Хотя Джеймс так и не одержал победы в данном сезоне, своими яркими молниеносными выступлениями он доказал всему миру, что он – самый быстрый и опытный гонщик. “Формула-1” обрела новую блистательную звезду.

И это было подтверждено в следующем сезоне, где Джим Кларк добился-таки первого лидирующего места и звания чемпиона мира.

Это была блестящая безапелляционная победа: Грэм Хилл, получивший серебро, отстал от победителя на двадцать семь очков!

В этом же году успешный автопилот занимает второе место в гонке “500 миль Индианаполиса” (гонки “Инди-500”).

Все с нетерпением ждали следующего сезона мировых гонок. На них должен был выступать Джим Кларк – изумительный и великолепный гонщик. “Формула-1” предвкушала новую победу своего блестящего чемпиона.

В сезоне 1964 года лидирующий автопилот уверенно шел к победе, выиграв три Гран-при, но подвели частые сходы по техническим причинам. Это произошло из-за смены автомобиля на менее надежный и прочный – “Лотус 33”.

Несмотря на такие трудности (например, на пятом этапе гонок, в Великобритании, Джиму удалось выиграть гонку на трех колесах), Кларк занял почетное третье место. Победа досталась представителю Великобритании – Джону Сертису.

Второй триумф

Январь-февраль 1965 года Джимми провел на зимнем чемпионате, где занял первое место, одержав пять побед.

Далее, в этом же году, своим участием в “Формуле-1” он закрепил чемпионский титул 1963 года, показав блестящую захватывающую игру: шесть побед в Гран-при, шесть подиумов, шесть поулов. Дважды чемпион мира в двадцать девять лет – здесь было чем гордиться и чему радоваться!

Одновременно с чемпионатом мира Джим Кларк принимает участие в другой любимой гонке – “500 миль Индианаполиса”, которую он также выигрывает с блеском и энтузиазмом. Ради этого соревнования Джеймс даже решил пожертвовать участием в Гран-при Монако.

После побед

С 1966 года в “Формуле-1” были разрешены трехлитровые двигатели. К такому повороту не были готовы ни “Лотус”, ни его создатели. Поэтому Джим занял только шестое место в чемпионской таблице, выиграв всего одно Гран-при – в Соединенных Штатах Америки.

На следующий сезон Кларк готовился как никогда. Одержав блестящие победы Гран-при Великобритании, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки и Мексики, он завоевал лишь бронзу из-за частых сходов в Южной Африке, Монако, Германии, Франции и Канаде.

В этом же году гонщик снова принимает участие в состязании “Инди-500”, где занимает второе место.

Трагический 1968 год начался для легендарного автопилота довольно удачно. Он с разгромом выиграл южноафриканское Гран-при (это была его двадцать пятая победа в данной стране). Затем принял участие в некоторых других соревнованиях, где также занял лидирующие первые места (например, гонка “Формулы-2” в Барселоне).

Так как до следующего Гран-при “Формулы-1” оставалось несколько месяцев, Джим Кларк решает посетить еще и другие состязания. Поэтому седьмого апреля он поехал на гонки “Формулы-2” в Германию.

Джим Кларк: авария

В этот трагический день на трассе Хоккенхаймринг Джеймс, как всегда, участвовал в скоростном соревновании, уверенно держась за руль любимой машины и почти не испытывая волнения или тревоги. Шел проливной дождь, автомобиль, рассекая водную стену и оставляя за собой длинные брызги, шел со скоростью, приближающейся к 250 км/час.

Пятый круг. “Лотус” Джима никак не мог перегнать другие автомобили. Гонщик привычным движением нажимает на газ и… Зад автомобиля почему-то повело влево. Кларк постарался усиленным рывком выровнять машину, но та отказалась подчиниться. На бешеной скорости авто боком заскользило к левой обочине и, не встречая на своем пути спасательных преград и препятствий, вылетело в зону лесопосадки.

От мощного столкновения с деревом машина разлетелась на части. Двигатель и коробка передач пролетели метров восемьдесят вдоль стены, передняя часть кузова проехалась по асфальту, а сам гонщик, все еще находясь в кокпите, замер на месте.

Через секунду к застывшему в мертвом оцепенении пилоту подоспел врач. Недвижимый Джимми со свешенной набок головой вызвал у него безнадежное восклицание: “Он еще жив!”.

Да, великий гонщик был жив, но он скончался по приезде в больницу из-за страшного перелома шеи и смертельной травмы головы.

Ему было тридцать два года…

Причины гибели

Поначалу было объявлено, что Джим Кларк не справился с управлением. Затем ходили слухи о том, что у него была неисправна задняя левая шина – проколота или спущена. Но и это не объясняло причины страшной трагедии.

Дело в том, что, имея такую техническую неисправность, бывалый гонщик с легкостью смог бы вырулить из сложившегося затруднения и остановить непослушное авто.

И так как этого не произошло, то необходимо было искать другие разумные объяснения гибели звезды “Формулы-1”.

Намного позднее, спустя долгих тридцать лет, было установлено, что причиной гибели Кларка стала серьезная неисправность автомобиля. Скорее всего, лопнула задняя подвеска, из-за чего гоночная машина перестала быть послушным и контролируемым авто в опытных руках профессионала.

Воспоминания

О гибели Джимми сокрушались многие его друзья по цеху и даже соперники, не говоря уже о восторженных фанатах и поклонниках. Все считали шотландца исключительно одаренным гонщиком, способным завоевать не один чемпионский титул. О нем вспоминали как о хорошем, верном друге и скромном вежливом человеке.

Сейчас на месте, где погиб Джим Кларк, установлен мемориальный крест.

Источник: http://fb.ru/article/320638/djim-klark---gonschik-formulyi--biografiya-sportivnyie-dostijeniya

Росберг: победа ради капитуляции

Великий шотландский гонщик Джим Кларк: чемпион и немного фермер

Признаюсь, идея этого материала родилась у меня еще в АбуДаби, когда Росберг только пересек линию финиша финального Гран-при сезона, оформив второй в истории семьи чемпионский титул. О грядущей отставке Нико никто, кроме него самого, тогда еще не знал. Но когда чемпионская капитуляция Росберга стала реальностью, этот анализ оказался даже более актуальным.

В Формуле-1, как, наверное, и в любом другом виде спорта, было три типа чемпионов: одни становятся лучшими благодаря своим талантам и стремлениям, другие, и их превосходство не вызывает сомнений, способны выиграть чемпионат не благодаря, а даже вопреки  сторонним обстоятельствам и техническому превосходству конкурентов, и наконец, третьим для победы в чемпионате впридачу к собственным усилиям требуются еще режим наибольшего благоприятствования и изрядная доля везения.

На протяжении почти трех с половиной десятилетий слабейшим чемпионом мира в истории гонок Гран-при считался отец Нико — Кейо Росберг, выигравший мировое первенство 1982 года за рулем Williams, победив всего в одной гонке сезона.

Правда, применительно к столь технически сложному и непостоянному с точки зрения регламента чемпионату, как Ф-1, сухие цифры «голы/очки/секунды» не всегда являются определяющими факторами для аналитики. Росбергмладший, к примеру, в отличие от отца, стал чемпионом мира 2016 г.

, выиграв 9 гонок (больше Гран-при за один сезон в истории Ф-1 собирали лишь трое: Шумахер и Феттель по два раза да трижды Хэмилтон, в том числе и в проигранном британцем чемпионате-2016).

Тем не менее, даже несмотря на 9 своих викторий, Росберг-младший по праву может претендовать на то, чтобы разделить с отцом сомнительные лавры одного из слабейших чемпионов мира в истории гонок Гран-при. И поспешная отставка Нико лишь усиливает это впечатление.

На протяжении трех последних лет у Нико были лучший автомобиль чемпионата и по сути единственный соперник в борьбе за титул — его партнер по Mercedes Льюис Хэмилтон. Но лишь в этом году, с третьей попытки, Росберг смог одолеть англичанина. Позвольте, 2:1 в пользу Льюиса — счет не такой уж и разгромный, скажут поклонники немца.

Так-то оно так, вот только вся беда в том, что ключевым фактором в чемпионстве немецкого финна в 2016-м стал не столько его личный талант, сколько весенняя расслабленность Хэмилтона и целая череда технических неполадок, обрушившихся на трехкратного чемпиона мира по ходу минувшего сезона.

И даже в этих условиях Нико едва не упустил титул в финальной гонке в Абу-Даби.

С тех пор как в мае Льюис вернул себе былую форму и мотивацию, он играл «первым номером», заставляя Нико постоянно догонять и обороняться. Именно эта адская психологическая нагрузка второй половины чемпионского сезона и вымотала Росберга, подтолкнув его в итоге к мгновенной отставке после завоевания титула.

Росберг-младший, как и его отец, никогда не относился к числу пилотов, которые способны выигрывать гонки (не говоря уже о чемпионатах) не благодаря, а вопреки обстоятельствам. За 11 лет в Ф-1 Нико 204 раза выходил на старт и выиграл 23 Больших приза.

21 из них — стартуя с первого ряда, еще 2 — с третьей стартовой позиции. Ни одной победы при старте из-за пределов первой тройки, ни одного эпического прорыва на подиум, о котором болельщики вспоминали бы потом десятилетиями…

А сколько таких подвигов было в карьерах его современников — Шумахера, Алонсо, Хэмилтона, Феттеля, даже юного Ферстаппена?!

Впрочем, Нико и сам, похоже, сознает, что, несмотря на долгожданную победу в чемпионате мира-2016, по уровню пилотажа в современной Ф-1 есть сразу 4–5 пилотов, которые при прочих равных условиях однозначно превосходят его на трассе.

На то, чтобы победить лишь одного из них, единственного, обладавшего столь же быстрой машиной, Нико потребовалось три года и идеальное стечение обстоятельств. Вероятность того, что звезды вновь сложатся столь же замысловато, озарив ему путь ко второму титулу, стремится к нулю.

Думается, именно это и осознание собственного бесилия и подтолкнули Росберга к решению об отставке.

Является ли победная капитуляция Нико Росберга демонстрацией его силы или слабости? Несмотря на красивые речи о том, «сколько смелости нужно, чтобы остановиться, будучи на вершине карьеры», ответ очевиден…

Куда больше смелости Нико требовалось, чтобы продолжать бороться. Именно этой смелости ему в итоге и не хватило для защиты титула.

Теперь же после своей скороспелой отставки Нико Росберг, как и его отец, вероятно, навсегда останется в когорте слабейших чемпионов мира Формулы-1.

Чтобы не быть голословными, мы постарались проанализировать историю Королевской Формулы и назвать имена сильнейших и слабейших чемпионов каждого десятилетия гонок Гран-при, убедившись, что две позиции в этом рейтинге прочно принадлежат семье Росбергов.

1950-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: ХУАНМАНУЭЛЬ ФАНХИО. ЧЕМПИОН МИРА 1951, 1954, 1955, 1956, 1957 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: МАЙК ХОТОРН. ЧЕМПИОН МИРА 1958 г.

Первое десятилетие в истории Формулы-1 получилось весьма однозначным. Половину титулов — 5 из 10 увез в Аргентину великий Хуан-Мануэль Фанхио, так что вопрос о сильнейшем гонщике десятилетия даже не стоял.

Что же до слабейшего из чемпионов 1950-х, а помимо Маэстро чемпионами мира в это десятилетие становились лишь Нино Фарина, Альберто Аскари (дважды), Майк Хоторн и Джек Брэбэм, то тут сомнительную «пальму первенства» все-таки следует отдать Хоторну.

Чемпионат мира 1958 года талантливый британец выиграл, одержав лишь одну победу (как позднее и Росберг-старший), в то время как финишировавшие следом Мосс и Брукс выиграли 4 и 3 гонки соответственно.

Увы, доказать что невыразительная победа в сезоне 1958 года была лишь началом, Хоторну было не суждено: в январе 1959-го 29-летний британец погиб за рулем Jaguar в дорожной аварии.

1960-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: ДЖИМ КЛАРК. ЧЕМПИОН МИРА 1963, 1965 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: ДЕННИ ХАЛМ. ЧЕМПИОН МИРА 1967 г.

1960-е годы подарили миру Формулы-1 шесть новых чемпионов мира: Джима Кларка и Грэма Хилла, завоевавших по два титула, Фила Хилла, Джона Сертиза, Денни Халма и Джеки Стюарта, а также принесли еще два титула австралийцу Джеку Брэбэму, ставшему вторым после Фанхио трехкратным чемпионом мира.

Несмотря на такое разнообразие великих чемпионов, однозначно лучшим гонщиком десятилетия, не столько по числу титулов, сколько по харизме и уровню пилотажа, стал Летучий шотландец Джим Кларк, увы, разбившийся в самом расцвете карьеры в гонке Формулы-2 в Хоккенхайме в 1968 году.

Что же до слабейшего, то тут, пожалуй, «лучшим» следует признать новозеландца Денни Халма, первенствовавшего в чемпионате 1967 года лишь с двумя победами благодаря собственной стабильности и постоянным поломкам Lotus Кларка.

Шотландец завоевал 4 из 6 Гран-при, в которых увидел клетчатый флаг, и ни разу в сезоне-1967 не финишировал позади Халма!Но этого оказалось недостаточно…

1970-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: НИКИ ЛАУДА. ЧЕМПИОН МИРА 1975, 1977, 1984 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: МАРИО АНДРЕТТИ. ЧЕМПИОН МИРА 1978 г.

Пожалуй, впервые с момента зарождения чемпионатов мира Ф-1 назвать имя лучшего пилота десятилетия оказалось не так просто. Сразу три пилота — Джеки Стюарт, Эмерсон Фиттипальди и Ники Лауда сумели выиграть в 1970-х по два чемпионата мира, причем шотландец стал третьим в истории Ф-1 трехкратным чемпионом мира.

Однако Стюарт покинул Ф-1 уже в конце 1973-го после трагической гибели на тренировке в Уоткинс-Глене его друга и партнера по Tyrrell Франсуа Севера. После отставки Джеки главной звездой десятилетия стал Лауда.

Лишь знаменитая авария на Нюрбургринге в 1976-м не позволила австрийцу сделать чемпионский хет-трик уже в 1970-х.

По одному титулу записали на свой счет Йохен Риндт (посмертно), Джеймс Хант, Марио Андретти и Джоди Шектер. Из этой четверки слабейшим, наверное, было чемпионство американца.

Да, Андретти выиграл в 1978-м 6 гонок, но сделал он это за рулем революционного «автомобиля-крыла» Lotus 78/79.

По сути, единственным конкурентом Марио в борьбе за титул был его партнер по команде швед Ронни Петерсон, умерший от травм после аварии на старте Гран-при Италии’78 в Монце.

1980-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: АЛЕН ПРОСТ. ЧЕМПИОН МИРА 1985, 1986, 1989, 1993 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: КЕКЕ РОСБЕРГ. ЧЕМПИОН МИРА 1982 г.

Впервые в истории Формулы-1 сразу два пилота — Ален Прост и Нельсон Пике смогли завоевать в рамках одного десятилетия по три чемпионских титула. Также третью победу в чемпионате мира оформил и вернувшийся в Формулу-1 Ники Лауда. Однако, несмотря на равенство в титулах, француз все-таки смотрелся гораздо ярче бразильца.

Выиграв в 1980-х почти в два раза больше гонок (39 против 20), Профессор стал однозначно самым успешным пилотом десятилетия. Что же до слабейшего чемпиона мира 1980-х, то и тут все оказалось весьма прозрачно. Помимо Лауды, Проста и Пике, титулами в этом десятилетии отметились также Алан Джонс, Кейо Росберг и Айртон Сенна.

И Росберг-старший, конечно же, вне конкуренции в «схватке за титул» слабейшего чемпиона 1980-х. Мировое первенство 1982 года финский швед выиграл, отметившись победой лишь в одной гонке. Более того, на момент чемпионства Кейо это и вовсе был единственный Большой приз на его счету.

Никто и никогда не становился чемпионом мира, имея в активе всего одну победу в Гран-при за карьеру…

В 1982 году это стало возможным главным образом благодаря трагедии и драме в Ferrari: весной в Зольдере погиб лидер Scuderia Жиль Вильнев, а в августе в Хоккенхайме переломал себе ноги лидировавший в чемпионате мира второй пилот Ferrari Дидье Пирони. В итоге Росберг просто оказался единственным из остальных, кому до конца сезона удалось догнать и обогнать француза.

1990-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: АЙРТОН СЕННА. ЧЕМПИОН МИРА 1988, 1990, 1991 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: ДЭМОН ХИЛЛ. ЧЕМПИОН МИРА 1996 г.

1990-е годы оказались одним из самых неоднозначных десятилетий в истории Формулы-1. С одной стороны, именно 1990-е подарили Ф-1 будущего семикратного чемпиона мира, Солнечного мальчика Михаэля Шумахера, с другой — они же забрали у нас Волшебника Айртона Сенну. Именно на начало 1990-х пришелся расцвет карьеры великого бразильца.

В 1991-м, несмотря на техническое превосходство Williams Мэнселла, Сенна сумел вырвать у британца свой третий титул, став одним из немногих в Ф-1, кому удалось выиграть чемпионат мира вопреки техническому превосходству конкурентов.

Затем на протяжении двух лет, опять же вопреки гигантскому отставанию McLaren, он как истинный Волшебник продолжал выигрывать гонки и творить настоящие чудеса. Помимо Сенны, двумя титулами в 1990-е отметились Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен, по одному записали на свой счет Найджел Мэнселл, Ален Прост, Дэмон Хилл и Жак Вильнев.

Именно сын двукратного чемпиона мира Грэма Хилла, пожалуй, был слабейшим в этом квартете. Учитывая, что практически на протяжении всей карьеры в Ф-1 в его распоряжении были великолепные тогда Williams Эдриана Ньюи, Хилл проиграл в итоге куда больше, нежели выиграл.

2000-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: МИХАЭЛЬ ШУМАХЕР. ЧЕМПИОН МИРА 1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: ДЖЕНСОН БАТТОН. ЧЕМПИОН МИРА 2009 г.

Переродившись из Солнечного мальчика в Красного барона из Маранелло, Михаэль Шумахер на целую пятилетку узурпировал чемпионскую корону, сняв все вопросы о лучшем гонщике десятилетия. Лишь во второй половине десятилетия Фернандо Алонсо (дважды), Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон смогли прервать на время немецкую гегемонию в Ф-1 в преддверии «эпохи Феттеля».

Пожалуй, наименее впечатляющим получился титул Баттона, ставший возможным в основном благодаря доминированию Brown GP с ее двойными диффузорами в первой половине чемпионата-2009. Выиграв 6 из 7 первых гонок сезона, в 10 оставшихся Гран-при Дженсон не смог победить ни разу, лишь дважды поднявшись на подиум. Однако запаса, созданного весной, британцу вполне хватило для титула.

2010-е

СИЛЬНЕЙШИЙ: СЕБАСТЬЯН ФЕТТЕЛЬ. ЧЕМПИОН МИРА 2010, 2011, 2012, 2013 гг.

СЛАБЕЙШИЙ: НИКО РОСБЕРГ. ЧЕМПИОН МИРА 2016 г.

Новое десятилетие ознаменовалось очередным немецким доминированием: по примеру Шумахера начала 2000-х, теперь уже Себастьян Феттель выигрывал один чемпионат мира за другим.

Лишь после четырех титулов Себа Льюис Хэмилтон с началом гибридной эры сумел прервать победный марш немца, взяв два чемпионата мира подряд.

На этом фоне вымученная победа Нико Росберга, несмотря на все подарки судьбы, даже в свой чемпионский сезон выигравшего на одну гонку меньше напарника, выглядит не слишком эффектно.

Примечание: поскольку история Чемпионатов мира началась в 1950 г., в этом анализе мы несколько отошли от чисто календарной модели, считая десятилетия не от «первого» года до «десятого», а от «нулевого» до «девятого»: 1950—1959, 1960–1969 и т.д.

Источник: http://5koleso.ru/articles/sport/rosberg-pobeda-radi-kapitulyacii

По обе стороны океана. Чемпионы Формулы 1, выигравшие Indy 500

Великий шотландский гонщик Джим Кларк: чемпион и немного фермер

Двукратный чемпион Формулы 1 Фернандо Алонсо уже находится в Америке и знакомится поближе со своей командой на гонку Indy 500. А первые тесты испанца в Индианаполисе запланированы на 3 мая. Мы же пока вспомним тех гонщиков, кто за свою гоночную карьеру сумел покорить не только Формулу 1, но и «Старую кирпичницу». Из 33 чемпионов Королевы автоспорта такое удалось только пятерым.

Первым чемпионом Формулы 1, покорившим «Старую кирпичницу», стал Джим Кларк. В 1963 году он завоевал свой первый титул в Королеве автоспорта. В том же году Кларк принимал участие и в Indy 500, в которой финишировал вторым. Год спустя, в 1965 году он стал двукратным чемпионом мира Формулы 1 и победителем Indy 500.

В 1965 году ради победы на «Старой кирпичнице» Джим Кларк пожертвовал этапом в Монако

В своей победной американской гонке шотландец стартовал со второй позиции и был лидером пелотона на протяжении 190 кругов из 200. Кстати, Кларку принадлежит еще одно необычное достижение: он — единственный гонщик, выигравший чемпионат Формулы 1 и гонку Indy 500 в один год.

У англичанина всю жизнь складывались особые отношения с Гран-при Монако. Он дебютировал в Формуле 1 в 1958 году именно на этом этапе. В 1962 году Хилл впервые стал чемпионом мира, при этом ни разу не выиграв гонку по улицам Монте-Карло. Этот престижный этап покорился Грэму только с шестой попытки — в 1963 году.

Но затем на протяжении следующих шести лет он смог победить на Гран-при Монако еще четырежды. Грэм Хилл, как и Михаэль Шумахер, является пятикратным победителем этого престижного этапа. Чаще англичанина и немца этап в Монако выигрывал только Айртон Сенна – на его счету шесть побед в Монте-Карло.

А в 1968 году Хилл стал двукратным чемпионом Формулы 1.

Грэм Хилл — единственный гонщик, кому покорилась так называемая

Не совсем удачно складывались отношения у Хилла и с Indy 500. Впервые покорить американский овал англичанин пытался в 1963 году, но не смог квалифицироваться на гонку.

Вторую попытку он предпринял только спустя три года – в 1966 году – и сразу же выиграл Indy 500, стартовав с 15 места. Позже он еще дважды пытался покорить «Старую кирпичницу», однако повторно ему это не удалось.

Кстати, знаменитый марафон «24 часа Ле-Мана» Хилл также выиграл не с первой попытки.

Свою карьеру в Формуле 1 Грэм Хилл завершил в 1975 году на… Гран-при Монако, на который, правда, он не был квалифицирован.

Американец итальянского происхождения стал первым гонщиком, вначале выигравшим Indy 500, а затем – чемпионат Формулы 1. Марио Андретти, с детства мечтавший о Королеве автоспорта, начал свою гоночную карьеру на американском континенте в 1958 году. В 1964 году он стал участником чемпионата USAC (тогда так назывался IndyCar), а в сезоне-1968 впервые дебютировал в Формуле 1 за рулем Lotus.

В Indy 500 Марио Андретти принимал участие 29 раз. Однако выиграть эту гонку он сумел только однажды Свою первую и единственную победу на «Старой кирпичнице» Андретти заполучил в 1969 году. А Формулу 1 супер Марио смог покорить только через десятилетие – в 1978 году. На данный момент он — последний американский чемпион Формулы 1 (из двух за всю её историю).

Кстати, сын Марио, Майкл, в 2001 году стал совладельцем команды IndyCar Forsythe Green Racing. В 2003 году она была переименована в Andretti Green Racing, а затем — в Andretti Autosport. Пилоты этой команды четырежды становились победителями гонки Indy 500 и столько же раз — чемпионами Indy Car. Именно в составе этой команды 28 мая будет выступать и Фернандо Алонсо.

Единственным гонщиком в мире, который сумел дважды выиграть и Indy 500, и чемпионат Формулы 1, является Эмерсон Фиттипальди. В Королеве автоспорта бразилец дебютировал в 1970 году и уже два года спустя, в сезоне-1972, впервые стал чемпионом мира. Второй раз главное достижение Формулы 1 он завоевал в 1974 году.

Между вторым чемпионством Эмерсона Фиттипальди в Формуле 1 и первой победой в легендарной гонке Indy 500 прошло 15 лет

Испытать свою удачу на «Старой кирпичнице» Фиттипальди решил только после того, как ушел из Формулы 1.

Последним Гран-при бразильца в Королеве автоспорта стал этап США-Восток в 1980 году, а в чемпионате CART Фиттипальди дебютировал в 1984 году.

Впервые в гонке Indy 500 он выиграл в 1989 году, лидируя на протяжении 158 кругов из 200. Кстати, он стал первым не американцем, выигравшим на «Старой кирпичнице», после победы Грэма Хилла в 1966 году.

Последним на данный момент пилотом, которому покорилась и Формула 1, и Indy 500, является Жак Вильнев. Молодой канадец пришел в CART в 1994 году и сходу получил звание «Новичок года». Он подавал большие надежды, его называли одним из лучших молодых пилотов мира, а в дебютной гонке на «Старой кирпичнице» Жак финишировал вторым.

Год спустя, в 1995 году канадец уверенно выиграл Indy 500. При чем за две трети дистанции до завершения гонки он получил штраф – плюс два круга за неправильное движение в режиме автомобиля безопасности. До этого наказания Вильнев был лидером пелотона, но после него сразу откатился на 27 место.

Однако Жак не собирался сдаваться и обгонял своих соперников одного за другим как по внутренней, так и по внешней траекториям. За пять кругов до финиша Вильнев вышел в лидеры гонки и уже никому не уступил свое первое место. В том же 1995 году канадец стал чемпионом CART.

Спустя много лет он так скажет об Indy 500:

«Я не понимаю, когда говорят, что гоняться в Индианаполисе опасно. Риск в автоспорте есть всегда. А тот, кто боится Индианаполиса, — не настоящий гонщик»

В 1996 году Вильнев пришел в Формулу 1, а в 1997 году выиграл чемпионат Королевы автоспорта. К слову, Жак является единственным канадцем, выигравшим Indy 500 и чемпионат Формулы 1. Больше ни одному представителю страны кленового листа не удалось покорить хотя бы одну из этих гоночных вершин.

Кроме названных выше чемпионов Формулы 1, в Indy 500 принимали участие еще четверо обладателей этого титула: Джек Брэбэм, Дэнни Халм, Нельсон Пике и Найджел Мэнселл. Но никто из них не выиграл гонку на «Старой кирпичнице».

При этом американский овал покорился другим пилотам Формулы 1, которые ни разу не становились чемпионами Королевы автоспорта.

В 2016 году Indy 500 выиграл бывший пилот Manor Marussia F1 Александр Росси, в 2000 и 2015 году «Старую кирпичницу» покорил Хуан Пабло Монтойя, в 1998 году – Эдди Чивер, в 1986 году — Бобби Рэйхал, в 1985 году – Дэнни Салливан, а в 1972 году — Марк Донохью.

Ирина Лазурская

По теме

Отец семейства. Марио Андретти и его гоночная династия

parabo.com

Алонсо выступит в легендарной гонке 500 миль Индианаполиса

parabo.com

Источник: http://parabolike.com/2017/04/22/indy500

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.