Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

Содержание

Любительские ралли

Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

Любительское ралли (впрочем, как и боевое) представляет собой дорожное соревнование, проходящее полностью или частично на дорогах, открытых для общего пользования и включающее в себя несколько дополнительных соревнований (ДС), которые могут проводиться как на дорогах, закрытых для общего пользования (как на боевых ралли, где в качестве ДС применяются скоростные участки (СУ), на которых целью является прохождение с максимальной скоростью), так и на дорогах, открытых для общего пользования, а скорость их прохождения не обязательно является определяющим фактором для определения результатов этих ДС.

1. Дорожные соревнования (“трасса”, “дорога”)

Существует как минимум два принципиально разных варианта: когда трасса открывается для предварительного ознакомления и когда трасса закрыта до начала соревнований.

В боевых ралли всегда применяется первый вариант, а в любительских чаще встречается второй, поэтому описание пойдет про него.
На руки экипажу (обычно за час-два до старта) выдается Дорожная книга (состоящая из маршрутного листа и, как правило, легенды).

Маршрутный лист представляет собой перечень судейских пунктов (КВ – пункт контроля времени), в котором указано время явки экипажа на эти пункты (либо норма времени, на прохождение от КВ да КВ или средняя скорость на этом участке), расстояние между ними, а также перечислены все дополнительные соревнования с кратким описанием сути этих ДС.

Маршрутный лист выглядит примерно так:

Судейский пункт Место расположения Дистанция (км) Норма времени Перерыв Скорость Время 1-го участника
ТО 1к/т “Слава”8:01
КВ0к/т “Слава”Старт10:01
КВ1д. Васюки30.500:5036,610:51
РД1Лесничество80%
КВ2д. Рыжики24.600:4036,911:31
Итого по ралли 315,88:00

Из чего экипаж должен сделать приблизительно такие выводы:

  • старт ралли назначен на 10:01
  • перед стартом (в 8:01) будет произведен технический осмотр (техническая инспекция) автомобиля;
  • протяженность первой дорожной секции ралли (КВ0 – КВ1) 30.5 км, на его прохождение дается 50 мин., первая секция заканчивается где-то в районе деревни Васюки;
  • протяженность второй секции (КВ1 – КВ2) 24.6 км, время – 40 мин.;
  • на второй секции будет проведено дополнительное соревнование на равномерность движения (РД), старт которого будет где-то в районе некоего лесничества. При этом от старта до финиша ДС предписывается двигаться со скоростью, составляющей 80% от разрешенной по ПДД на данном участке и т.д.

На практике это выглядит так:

С утра пораньше, экипаж должен приехать к к/т “Слава”, найти там судейский пункт и получить Контрольную карту – лист бумаги, который участник будет возить с собой на протяжении всего ралли и в котором на каждом судейском пункте судьи будут записывать время прибытия, старта и прочую информацию.

NB: Контрольная Карта является очень важным документом. Ее утеря влечет за собой исключение из зачета.

Какие-либо записи в ней могут делать только судьи, но контроль за ее заполнением и сохранностью лежит полностью на участнике. Т.е.

на каждом судейском пункте внимательно следите за тем, что в Контрольную Карту пишут судьи и вашу ли карту вам отдают – они тоже люди и могут ошибаться.

В 8:01 необходимо представить автомобиль на технический осмотр. При этом надо иметь в виду, что на ТО нужно появится ровно в 8:01, по судейским часам, поскольку опережение, как и опоздание пенализируется штрафными очками, а также то, что каждое несоответствие авто ПДД и Регламенту соревнований также стоит определенного количества этих самых очков.

NB: важно, что в течение всего ралли время учитывается по судейским часам (которые на всех судейских постах показывают одинаковое время, но не обязательно совпадающее с реальным астрономическим). Участнику необходимо перед началом соревнования сверить свои часы судейскими и проверять их на каждом судейском посту.

Здесь следует сделать оговорку, что Дорожная книга обычно выдается после прохождения ТО.

В этом случае время явки на ТО и время Старта экипажа объявляются на Административной проверке (собрании), которая, обычно, проходит за день-два до соревнований.

Далее, к 10:01 экипаж должен прибыть к месту старта (КВ0), которое также находится у к/т “Слава” и обозначено несколькими щитами с нарисованным будильником. Ровно в 10:01 надо въехать в зону КВ и подать судье Контрольную карту. Это и есть, собственно, СТАРТ.

NB: каждый судейский пункт обозначается щитами с различными обозначениями.

При этом щит желтого цвета является предупреждающим, а красного цвета обозначает непосредственно начало судейской зоны. Остановка между желтым и красным щитом запрещена.

Щит с часами – это КВ, с висящим флагом – старт ДС, с клетчатым флагом – финиш ДС, “пьяная” пешка – КП (пункт контроля прохождения) или ВКВ.

Дальше экипаж движется согласно маршрутному листу и легенде до финиша ралли.
Легенда представляет собой закодированную трассу соревнований, разбитую на участки от КВ до КВ (пункты контроля времени):

Закодированность состоит в том, что в легенде в виде таблицы указываются отдельные точки маршрута (перекрестки, населенные пункты, прочие ориентиры) с указанием расстояния между ними.

При этом указывается, куда надо поворачивать на перекрестках (если перекресток не обозначен, предписывается ехать либо по главной дороге, либо прямо).

Некоторые ориентиры могут не иметь “координат” в километрах, предполагается, что мимо него проехать невозможно.

NB: отсюда следует очевидный и неприятный вывод: измерительный прибор автомобиля – штатный одометр, дополнительный счетчик или компьютер – должен быть приведен в соответствие с тем прибором, которым организаторы ралли размечали трассу. Этот процесс называется тарировкой и проводится на тарировочном участке, публикуемом организаторами за день-два (иногда больше) до начала соревнований.

Самым важным фактором дорожного соревнования является соблюдение режима движения, т.е. предписанной для данной дорожной секции средней скорости движения. Время на дорожной секции учитывается с точностью до минуты.

NB: при этом секунды отбрасываются, то есть и прибытие в 10:00:00, и прибытие в 10:00:59 расценивается как прибытие в 10:00.

Как опережение, так и опоздание на КВ наказывается штрафными очками – 60 очков за минуту отклонения от графика.
В любом месте дорожной секции может располагаться не отмеченный в Дорожной книге судейский пункт внезапного контроля времени (ВКВ).

Опоздание на ВКВ не пенализируется, а вот опережение сверх льготного времени, так же как и на КВ – минута опережения стоит 60 штрафных очков. Льготное время рассчитывается по следующему правилу – на каждые 10 минут нахождения в пути до данной точки участник получает 1 минуту льготы на ВКВ.

Приведу пример: например на данной дорожной секции задана средняя скорость 60 км/ч, через 35 км после старта стоит ВКВ. Соответственно до этой точки с заданной скоростью участник будет ехать 35 минут. Следовательно, льгота на ВКВ будет равна 4 минутам (учитываются каждые начавшиеся 10 минут движения). Т.е.

участник не будет оштрафован за опережение на данном ВКВ, если опередит график не более чем на 4 минуты.

NB: таким образом, чтобы не попасть на ВКВ участнику лучше всего постоянно считать льготное время и ехать с небольшим опережением расчетного времени в пределах льготы.

2. Дополнительные соревнования (ДС, “допы”)

Дополнительные соревнования проводятся по ходу основного соревнования и, обычно, являются участком дорожной секции. Исключение составляют, пожалуй, только скоростные соревнования, самыми распространенными из которых являются слаломы (хотя длина трассы слалома, обычно, также учитывается при вычислении длины участка, на котором он производится).

2.1. ДС типа РД (на равномерность движения)

Наиболее распространенное на любительских ралли дополнительное соревнование. Кратко, его суть можно описать так: известна точка старта допа, задана скорость движения, но не известна точка финиша и, соответственно, время финиша.

При этом время финиша учитывается с точностью до секунды, а потом разница (как опережение, так и отставание) между реальным временем и расчетным (известным организатору, естественно, поскольку они-то знают, где находится финиш) зачитывается как штрафные очки. Скорость движения на РД задается либо в абсолютных цифрах (напр.

40 км/ч), либо в процентах от разрешенной по ПДД на этом участке. По мере движения по трассе допа заданная скорость может изменяться как организаторами (указывается в легенде), так и ПДД в виде знаков на дороге.

Организаторы также могут вводить дополнительные знаки (типа начала населенного пункта, которое на дороге отломали хулиганы и формально его там нет), что, естественно, отмечается в легенде.

Очевидно, что если заданная в легенде скорость еще хоть как-то поддается предварительному обсчету, то скорость, заданная в процентах от ПДД, вынуждает штурмана пересчитывать расстояние и скорость во время в режиме real time. Процент также может изменяться организаторами по мере продвижения по трассе (встречается редко).

На трассах с предварительным ознакомлением может применяться режим самоназначения времени, когда экипаж предварительно знакомится с участком РД и сам назначает время прохождения его. При этом если два участника проехали данное РД в “ноль” (т.е. без пенализации), то выигрывает тот участник, кто заказал себе среднюю скорость выше.

2.2. ДС типа РУ (режимный участок)

Встречается значительно реже. Представляет собой вырожденный случай РД, когда известна точка финиша, но средняя скорость закладывается из расчета довольно напряженного режима движения.

Финиш фиксируется, опять-таки, с точностью до секунды, причем в легенде, обычно, указывается именно норма времени на участок РУ (напр. 900 сек.) и его длина.

Обычно на РУ не пенализируется опережение в пределах допустимого по ПДД, которое реально может выражаться 5-10-ю секундами на 10 минут дороги.

NB: если в легенде указано норма времени, превращающаяся после пересчета в среднюю типа 30-40 км/ч, значит там под колесами ожидается полная помойка.

2.3. ДС типа СУ (скоростной или специальный участок)

Чрезвычайно редко встречающееся в любительских ралли дополнительное соревнование. Проводится на дорогах с перекрытием и заключается в максимально быстром прохождении данного участка, аналогично боевым ралли.

2.4. ДС типа СЛ и ССЛ (слалом и спринт-слалом)

Слалом – он и в Африке слалом. Площадка, фишки. Надо объехать фишки по определенной схеме как можно быстрее. Спринт-слалом отличается большей протяженностью и отсутствием ограничителей типа “конус”. На СЛ и ССЛ практикуется так называемый “финиш базой”, который подразумевает остановку авто на финише таким образом, чтобы линия финишных ворот проходила между передними и задними колесами.

Что касается начисления штрафных очков в этом типе ДС, как правило, применяется такая логика: каждая секунда, затраченная на прохождение, превращается в два штрафных очка; каждая сбитая фишка – в 20…30; отклонение от заданной схемы – записывается удвоенное лучшее времени прохождения, которое потом, соответственно, умножается на два для пересчета в штрафные очки; финиш “не базой” – 30…40 очков.

3. Результаты, “третий круг”

Суммарный результат экипажа в ралли определяется как сумма всех штрафных очков, полученных на дорожных секциях и всех ДС. Естественно, победителем становится тот, у кого эта сумма меньшая.

После окончания ралли до объявления результатов происходит оглашение предварительных результатов, когда вывешивается огромная “простыня”, в которой перечислены штрафные очки экипажей по отдельным дорожным секциям и допам.

В этот момент приключается так называемый “третий круг ралли”: если какие-либо клетки этой таблицы вызывают у экипажа недоумение или возмущение, экипаж может (при наличие серьезных аргументов) оспорить “лишние” на его взгляд очки.

На это участнику дается 1 час с момента вывешивания предварительных результатов

После объявления окончательных результатов претензии не принимаются.

4. Что необходимо для участия в любительском ралли

  • желание
  • исправный (желательно) автомобиль, удовлетворяющий требованиям ПДД
  • пару твердых шлемов (обычно требуются Регламентом на допах)
  • некоторое количество денег (стартовый взнос 500-1500 руб., бензин километров на 500, питание в дороге и т.п.)
  • калькулятор, тетрадку и несколько ручек или карандашей для штурмана Оригинал данного текста принадлежит Алексею Жекову и находится на его Веб-сайте

Источник: https://www.avtosport.ru/rally_what/

Cпортивный тюнинг 1960-х: подготовка к ралли Москвичей и Волг

Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

В середине прошлого века в СССР культивировали несколько автоспортивных дисциплин. Во многих господствовали профессиональные команды автозаводов, но в каждой непременно участвовали и спортсмены-любители.

Готовить к гонкам автомобили – личные и клубные – им помогали регламент Федерации автомобильного спорта СССР, официальные рекомендации от конструкторов тех же автозаводов и советы экспертов передовых автоклубов.

Основным транспортом советских гонщиков в конце 1950-х – начале 1960-х были ГАЗ-21 Волга и Москвичи моделей 402, 407, 403 и 408.

Технические виды спорта в советский период откровенно называли военно-прикладными – имелось в виду, что гонщик-спортсмен в любой момент сможет стать воином, который будет на отлично управляться с той или иной боевой машиной.

Именно при повсеместно действующих организациях ДОСААФ и работали многие серьезные автоспортивные клубы.

Также небедные команды существовали при армейских автоклубах, автотранспортных и просто промышленных предприятиях, руководство которых поощряло культурный досуг своих тружеников.

На фото: три Волги ГАЗ-21 и два Москвича-403 на ралли Monte-Carlo 1964

Что касается дисциплин, то на начало 1960-х годов в стране официально соревновались в фигурном вождении, скоростном управлении авто по неусовершенствованным дорогам, в шоссейных гонках по линейным и кольцевым трассам, в ралли и в специальных видах соревнований: на экономию горючего, знание кратчайших городских маршрутов и так далее. Самыми зрелищными и увлекательными, конечно, считались ралли и подобные ему гонки по неусовершенствованным дорогам. Но они, помимо хлопотных организационных моментов, требовали специальной подготовки автомобилей, которые, кстати, согласно регламенту Федерации автомобильного спорта СССР, могли быть двух групп. Первая допускала лишь незначительные доработки машины, вторая – более серьезные переделки узлов и агрегатов, вплоть до увеличения степени сжатия двигателя.

Прежде всего следует знать, что наши легковые автомобили середины прошлого века даже в стоковом состоянии были достаточно прочны и долговечны, поскольку создавались заводскими конструкторами для длительной эксплуатации в таких непростых отечественных условиях, как плохие дороги, отсутствие сервисных сетей, суровый климат. Поэтому гонщики-аматоры совершенствовали в первую очередь не шасси и силовой агрегат, а оборудование кузова.

На фото: ГАЗ 21 Волга в ралли Monte-Carlo 1964

Так, чтобы улучшить освещение дороги, ставили не только противотуманки, но и дополнительную фару дальнего света – прожектор по центру капота. Для этого заимствовали оптический элемент мощностью 100 Вт из верхнего прожектора автобуса дальнего следования ЗИЛ-127.

А лучшими противотуманками тогда считались штатные противотуманные фары от Чайки – их врезали прямо в облицовку радиатора, поскольку они не имели своего корпуса. Если раздобыть чайковскую оптику не удавалось, шли более доступным путем – монтировали на бампере фару-искатель от ГАЗ-69.

Такую же фару иногда ставили на крыле или крыше около места штурмана (тогда говорили – второго водителя).

Правда, в случае с Москвичами был нюанс: включать всю эту иллюминацию можно было лишь поочередно, поскольку штатный генератор постоянного тока мощностью 200 Вт не мог поддерживать надлежащий энергетический баланс при таких нагрузках.

Позже, уже в конце 1960-х, самые продвинутые команды получили возможность заказывать из-за бугра специальные мощные галогеновые фары (их еще называли йодными). Они были более экономичными, да и генераторы на появившейся к тому времени 412-й модели были уже достойными.

Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

Московское время шесть часов тридцать минут. По пустой в такую рань Профсоюзной подъезжаю к парковке небольшого кафе, заставленной машинами, обклеенными стартовыми номерами и спонсорской рекламой. В.

Распространенным допоборудованием на спортивных машинах 1960-х годов был второй бензобак, который помещали в багажнике.

Учитывая протяженность спецучастков, недоразвитость сети АЗС, аппетит моторов и емкость штатных баков (Волга – 60 л, Москвичи – 35 л), это была просто необходимая мера. Кран переключения топливных магистралей монтировали в салоне у ног второго водителя.

Причем некоторые спортсмены практиковали заправку штатного бака доступным только в крупных городах высокооктановым бензином (для тяжелых участков трассы), а дополнительного – тем бензином, который обеспечивали организаторы или который продавался на обычных АЗС.

Правда, при смене топлива нужно было изменить и угол опережения зажигания, но метки нужных настроек у опытных спортсменов стояли на октан-корректоре трамблера заранее.

В период, когда принципиально важен был командный результат, позволялось буксировать поврежденную машину другим боевым экипажем – чтобы все автомобили команды так или иначе пересекли финишную черту.

Дабы не терять существенно скорость при буксировке, гонщики использовали жесткую сцепку – разъемную штангу с шаровыми шарнирами (от рулевой трапеции Москвича) на концах. Для ее фиксации машины спереди и сзади оборудовали специальными прочными кронштейнами.

Практика показала, что такие устройства позволяли автопоезду идти в боевом режиме по раллийной трассе со скоростью 75 км/ч.

В салоне устанавливали дополнительные приборы. У маститых спортсменов это были прежде всего штурманские спидпилот и твинмастер, позволяющие точно отсчитывать расстояние между контрольными точками и поддерживать нужную скорость. Гонщики попроще использовали вместо профессиональных штурманских приборов перенастроенный таксометр от машин такси.

Еще один вариант получить возможность отмерять пройденный путь от нуля – установка специального спидометра СЛ-107 с функцией обнуления показаний (сегодня мы называем это счетчиком суточного пробега).

Вообще-то владимирский завод Автоэлектроприбор выпускал этот прибор для спортивных мотоциклов, но раллисты быстро поняли его пользу для себя и даже научились менять в нем шестерни, чтобы подогнать показания под свои передаточные числа трансмиссии и диаметр колес.

Ведь если указатель скорости врал, это было недопустимо для ралли с его высокими требованиями к точности режима движения. Ну а самый бюджетный вариант – автомобильные часы от Москвича-407 (чистая механика!), прикрученные прямо к торпедо и авиационный хронометр (в стране с самыми сильными в мире ВВС они не были большим дефицитом).

На фото: Москвич-403 в ралли Monte Carlo 1964

Естественно, справа на торпедо монтировали штурманское освещение – плафон подсветки багажника от Волги или фонарик – опознавательный знак такси зеленого цвета. Перед водителем ставили тахометр, а еще – масляный манометр для контроля за состоянием двигателя.

Как уже отмечалось, наши автомобили той поры были крепки сами по себе, поэтому усиление кузова спортсменами практиковалось редко – во всяком случае, для любительских соревнований и внутрисоюзных гонок средней руки.

Раскатывать колесные арки на 407-х Москвичах и 21-х Волгах тоже еще не догадывались: незачем было – колею и колеса оставляли стоковыми.

Некоторые гонщики удаляли с кузова декоративные элементы – оленя, тяжелые решетки облицовки, но бамперы можно было снимать только на тех соревнованиях, где это позволялось особым пунктом регламента.

К действительно необходимым доработкам можно отнести установку омывателя лобового стекла, которым многие автомобили – Москвичи, например, – с завода еще не комплектовались.

Как и в наши дни, в 1960-е электрооборудование было наименее надежной системой автомобиля. Поэтому даже суровый регламент ФАС СССР позволял заменять катушку зажигания и реле-регулятор (по-нынешнему – реле напряжения) во время гонки.

Чтобы сократить время на замену, гонщики сразу ставили на автомобиль по два вышеуказанных прибора, размещая их рядом друг с другом так, чтобы для переключения клемм хватило длины проводов. Еще одно почти необходимое для многих старых машин усовершенствование – усиление крепления генератора.

Этот узел в то время был чрезмерно тяжел и при прыжках автомобиля мог сорваться с места, поэтому практиковалось применение двух натяжных планок вместо одной.

Регламент позволял заменять приборы системы зажигания на любые другие, но выбор у большинства гонщиков тогда был невелик: ассортимент отечественных комплектующих ограничен, а импортные были доступны только избранным.

На фото: Москвич-412 в ралли Тур Европы 1971

Для лучшей сохранности трубки бензопроводов спортсмены уже тогда перепрокладывали внутрь кузова, к тому же зимой тут была меньше вероятность замерзания в них капель воды – ведь случайных примесей в бензине в те годы было куда больше.

У моторов Волг и первых Москвичей (вплоть до 412-го) была одна общая беда – низкая мощность (65-75 л. с. и 35-45 л. с. соответственно).

Но технические требования позволяли машинам второй группы определенные вольности – увеличение степени сжатия родного двигателя, доработку поршней, установку любого количества карбюраторов, впрыск топлива в коллектор или цилиндры (!) и расточку цилиндров.

Хороший эффект давала тщательная обработка впускных и выпускных каналов. Некоторым спортсменам удавалось установить на мотор сразу четыре карбюратора (обычно брали мотоциклетные К-28 или К-99М).

Такая схема позволяла поднять мощность на 70-80 % – например, форсированный 407-й мотор мог развивать вместо 45 лошадок до 80 л. с. и 10,9 кгм крутящего момента. Народ попроще ставил по два автомобильных карбюратора, один более современный прибор или просто подбирал другие жиклеры для родного карба.

Целенаправленная покупка и первые доработки Этот самый ВАЗ-21053 1999 года выпуска цвета Монте-Карло Давид приобрел, поторговавшись, всего за 28 тысяч рублей. Автомобиль он купил специально для того.

Действенным способом поднять отдачу мотора было повысить степень сжатия до 8,0 – 9,5 против штатных 6,6 – 7,0, перенастроить карбюратор и зажигание, применяя одновременно высокооктановый этилированный бензин марок А-93 или А-95.

Правда, Москвичам выпуска до 1960-го года при этом требовалось заменить выпускные клапаны – штатные не выдерживали долгой работы на топливе с этиловыми присадками.

Одновременно с форсированием моторов спортсменам приходилось бороться за безотказность: на случай поломки бензонасоса под капотом иногда ставили небольшой бачок с топливом, которое могло бы поступать в карбюратор самотеком. Металлические трубки маслопроводов под капотом заменяли резиновыми шлангами, которые не трескались при толчках и вибрациях.

Первое, с чего начинали прокачку ходовой раллисты, кольцевики и кроссмены середины прошлого века – это замена резьбовых соединений на более прочные и неоткручивающиеся. Дело в том, что в подвеске и Волг, и Москвичей было много разъемных деталей: даже рычаги – и те были составными.

От тряски на высокой скорости гайки часто откручивались, со всеми вытекающими последствиями, поэтому вместо стандартных ставили длинные болты и контргайки. На заднем мосту – напомним, он был сплошным, с зависимой рессорной подвеской – добавляли стабилизатор поперечной устойчивости.

Рессоры усиливали или брали от универсалов, но пружинами не заменяли, поскольку для скоростной езды по буеракам рессоры более эффективны, к тому же – принципиально надежнее.

Специальных раллийных шин в СССР тогда еще не было, поэтому использовали обычные, предпочитая бескамерные, как не боящиеся мелких проколов. Элементом специальной спортивной подготовки считалась балансировка колес, которая для рядовых водителей была совершенной экзотикой.

Внедорожные шины – для Волг от ГАЗ-72, для Москвича от модели 410 – не применяли, поскольку они были тяжелы и чересчур зубасты. Интересный нюанс: хотя бы один член экипажа умел переобувать колесо на ходу автомобиля, бортируя и накачивая шину на заднем сиденье несущейся по трассе машины.

На фото: Москвич-403ИЭ в ралли Midnight Sun 1964

В трансмиссии изменяли передаточные числа коробки передач и заднего моста. Усиливали сцепление, выбирая нажимные пружины самой жесткой группы или заимствуя их у грузовика ГАЗ-51.

На Москвичи выпуска до 1960 года старались поставить четырехступенчатую коробку передач, появившуюся на конвейере после этой даты. Этот агрегат улучшал разгонные характеристики машины и облегчал участие в горных гонках.

Для Волг подобной альтернативы не существовало.

Пока досаафовские кулибины и фанатичные механики таксопарков, о чьем опыте мы тут говорили, колдовали над доводкой своих 407-х Москвичей и 21-х Волг, тогда же, в начале – середине 1960-х, в заводских КБ уже рождались новые моторы и машины, которым суждено было открыть эпоху всемирной славы советского ралли-спорта. Но триумфы Москвича-412 и боевых Лад – тема отдельного, большого и, увы, щемящее-ностальгического разговора…

Источник: https://xn--e1akmbiab6b.xn--p1ai/tyuning/cportivnyj-tyuning-1960-x-podgotovka-k-ralli-moskvichej-i-volg

Любительское ралли

Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

Официальный автоспорт участвовать в котором может каждый, соревнования называют ралли третьей категории (Р3К либо Любительское Ралли) и по способу организации они мало отличаются от профессиональных гонок.

Вместо специальных участков (СУ) маршрут может включать дополнительные соревнования (ДС), организованные на общественных дорогах. При определении победителя ДС скорость прохождения маршрута не всегда считается решающим фактором.

Это официальное классифицируемое соревнование за участие в котором получают спортивные регалии. Победитель крупных соревнования удостаивается звания кандидата в мастера автоспорта.

 История появления

Официально Р3К как вид авто- и мотоспорта появился в начале 1960-х. В это же время раллийные программы поделились на два направления: ралли проводимые на специальных трассах, называемые «боевыми», и соревнования на дорогах общего назначения.

В первом случае для состязаний отводились специальные трассы состоявшие из закрытых скоростных участков и проходили через горные перевалы, лесные тропы, пустыни.

Такое ралли создавалось специально для профессиональных автогонщиков главным показателем результата в котором была скорость прохождения маршрута.

Р3К проводится на обычных шоссе. Оценивается такое соревнование не по скорости прохождения трассы, а по точности следования расписанию и навигации. Большую роль здесь играет надежность транспортного средства и его способность преодолевать сложные участки пути. На сегодняшний день, преимущественно, проводится среди автолюбителей, а принять в нем участие может каждый желающий.

Особенности соревнования

Разделяют 2 варианта проведения ралли: с трассой открытой для предварительной тренировки и когда маршрут закрыт до старта состязаний. Боевые ралли часто проходят в первом варианте, а любительские по второму сценарию.

 За несколько часов до начала Р3К каждому экипажу выдается книга с маршрутным листом (список содержащий перечень пунктов контроля времени (КВ) и легендой составленные в соответствии с маршрутом. Все соревнования проводятся путем передвижения от одного КВ к другому, пока автомобиль не достигнет финишной черты.

В нем указывается время явки экипажа на контрольные пункты или же среднее время выделенное на прохождение от одного КВ к другому, с их кратким описанием.

Техника

В соревновании участники выступают на обычных автомобилях одной категории. Единственным критерием является соответствие машин участвующих в заезде нормам правил дорожного движения страны в которой проводится ралли. Перед началом гонок на кузова всех автомобилей прошедших административную проверку наносится символика соревнования.

Трассы и регионы

Трассы ралли любительского типа определяются специальными комитетами и организаторами. Соревнования проходят на дорогах общего пользования, но при выборе трасс избегают прохождения через крупные населенные пункты.

Составители маршрута пытаются избежать участков с пробками или излишне оживленным движением. Трассы таких ралли проходят через сельскую местность, леса, поля или прочие регионы с малой плотностью транспортного движения.

Самим же участникам в большинстве случаев не раскрываются подробности маршрута до старта соревнований. Все о чем они извещаются – стартовая локация.

Система зачетов

Подсчет результатов осуществляется сложением штрафных очков. В общий зачет входит:

  • Результат, показанный экипажем в дополнительных соревнованниях
  • Пенализация, полученная за прохождение судейских постов
  • Прочая пенализация экипажа в течение ралли.

Основываясь на общем количестве штрафных баллов выстраивается рейтинг участников. Экипаж с самым меньшим показателем штрафного времени занимает первое место, уступивший первому – второе.

Участие

Принять участие в ралли может любой экипаж имеющий исправный автомобиль прошедший административную проверку и соответствующий ПДД. Чтобы официально завершить соревнование экипаж должен получить соответствующие пометки в контрольной карте на каждом судейском пункте.

Условия участия:

  • Исправный автомобиль удовлетворяющий требованиям ПДД
  • Пилот и штурман в составе экипажа
  • Наличие шлемов
  • Количество денежных средств (для стартового взноса), запас горючего (примерно на 500 км), воду и пищу
  • Штурман обязан иметь при себе калькулятор, тетрадь, несколько ручек либо карандашей.

 

Уровень подготовки пилотов

В соревнованиях не допускаются автолюбители со стажем вождения менее 5 лет. Это требование относится только к обычным дневным ралли проводимым в летнюю сухую погоду на асфальтированных трассах.

Особую квалификацию должны иметь водители участвующие в ночных ралли, на зимних трассах, проходящих по пересеченной местности. В этом случае пилот должен обладать как минимум 10-ти летним стажем вождения.

 

Знакомство с трассой

Если маршрут обозначен заранее, экипажам необходимо совершить 2-3 обязательных тренировочных заезда. Важнейшую роль этапе играет штурман, фиксирующий в дорожной легенде опасные участки пути, крутые повороты, ямы, развилки, возможные пути объезда и тупики.

Организаторы

Подобные мероприятия устраивают региональные автомобильные организации. Среди крупных встречаются государственные как Министерство обороны (Ралли МО). Часто организаторами выступают и крупные предприятия, деятельность которых связана с автомобильной промышленностью.

 

МАДИ

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет является крупнейшим организатором Р3К в странах СНГ. Это учреждение проводит подобные мероприятия ежегодно, начиная с 2000 года, а ралли третьей категории является самым крупным и престижным состязанием подобного рода.

Источник: https://drivecontact.ru/avtosport/ralli/lyubitelskoe/

Что такое любительское ралли

Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

grifanya в Пнд, 17/03/2014 – 22:20

Понятие «любительское ралли» (или ралли 3-й категории) чаще всего ассоциируется с калькуляторным (штурманским) ралли, максимум со слаломом вокруг фишек на парковке супермаркета или городской площади, когда экипаж в затертых мотоциклетных шлемах носится по городу с непонятной книжкой в руках. А как же, собственно, гонки? Ведь люди приезжают погоняться, реже поучиться, попробовать себя и автомобиль. Вот и мы поговорим о любительском ралли в формате «клубного ралли» или «ралли-спринта», т.е. о ралли на стандартных автомобилях.

Ралли для любителей чаще всего проходит в формате «ралли-спринт». Выглядит это примерно так: один скоростной участок (СУ) протяженностью до 5 км, с парком сервиса на территории трассы.

Трассы зачастую находятся в пригороде, на территории бывших аэродромов или предприятий.

Средняя скорость на таких гонках обычно не превышает 60 км\ч, длинные прямики и опасные места «зажаты» для безопасности ретардерами.

Гонка проходит в один день: утром регистрация, административная проверка документов, медицинский контроль состояния экипажа, техническая комиссия авто (проверка его безопасности). Далее брифинг, ознакомительные проезды по СУ, вывешивание стартовой ведомости (порядок старта экипажей).

К обеду обычно начинаются «боевые» заезды. Их обычно не более шести (либо в одном направлении, либо три в одну сторону и три в обратную), это зависит от длинны участка, количества участников, светового дня и т.д.

После заездов происходит оглашение результатов и награждение победителей (если такое предусмотрено форматом мероприятия).

Ралли такого формата отличается максимально лояльными требованиями как к автомобилю, так и к экипажу. Поэтому начинать свою историю в автоспорте рекомендую именно с таких соревнований.

Что понадобится для участия в любительском ралли

  • водительское удостоверение соответствующей категории пилота и штурмана;
  • технически исправный легковой автомобиль с закрытым кузовом;
  • минимум экипировки – шлемы, исправные ремни безопасности и наличие надежно закрепленного огнетушителя и аптечки.

Если не брать во внимание шлем и штурмана, то под описание попадает 99% легковых авто.

Если нет шлемов, их можно либо взять на прокат в специализированных магазинах, либо попросить у знакомых, либо спросить у организаторов гонки (часто привозят 1-2 комплекта подменных).

Подготовив все это, вы смело можете отправляться на место проведения гонки.

Заранее стоит подумать о правильном выборе резины (в зависимости от покрытия и погоды), иметь с собой некий набор инструмента (чтобы элементарно поменять или подкачать колесо), запас провизии из расчета на целый день (еда, напитки), штурману понадобиться тетрадь и ручка (желательно иметь несколько запасных), рекомендую залить полный (или почти полный) бак качественного топлива.

Всех участников делят на классы (чтобы уравновесить шансы и справедливо оценить навыки экипажа, а не навороченность их автомобиля). Классы чаще всего делят по объему двигателя (1600см3, 2000см3, свыше 2000см3) или по типу привода (передний, задний, полный).

На серьезных мероприятиях делят по обоим критериям (монопривод до 1600 см3, свыше 1600 см3, полный привод).

Есть еще нюансы по резине (владельцев «боевой» резины могут записать в класс выше или сразу в абсолют) и для профессиональных спортсменов, которые участвуют на специально подготовленной машине, часто создают отдельный класс, чтобы не мешать соревноваться любителям.

Победителей определяют по сумме времен всех проездов (с учетом штрафов). Это значит, что для победы надо как минимум проехать всю дистанцию и финишировать с минимальным количеством штрафов.

Для чего же проводят любительское ралли?

Не думайте, что ралли для любителей проводятся для того, чтобы вы «показали себя». Никто не ищет среди новичков очередного «Себастьяна Льоба». Официально же все гонки проводятся для развития автоспорта, для совершенствования навыков контраварийного вождения и т.д.

И любительские мероприятия проводятся, чтобы все желающие могли попробовать свои силы в автоспорте и понять, надо ли оно им вообще.

На самом деле, вам надо научиться оставлять всю «дурь» на соревновательной трассе, чтобы вы потом могли спокойно передвигаться по дорогам общего пользования (без желания устраивать гонки с другими участниками движения).

Это важно понимать перед стартом, ибо от этого зависит то, с каким исходом вы проведете гонку. Большинство новичков почему-то приезжают с желанием «выиграть корову» или проехать быстрее всех.

В итоге не получается ни то, ни другое, зато с большой вероятностью попасть на «ютуб» и уехать со своим автомобилем с мероприятия в разные стороны (автомобиль на свалку, экипаж в больницу).

Запомните: единственные вещи, с которыми вам стоит соперничать – это вы сами, автомобиль и секундомер.

На сегодняшний день большинство любителей, регулярно посещающих гонки на гражданских авто, – это «профессионалы», у которых пока нет возможности перейти в «высшую лигу».

Поэтому пробовать «тягаться» с ними просто глупо, ведь в ралли нет случайных победителей! Любой результат – это закономерность, зависящая от навыков экипажа, подготовки техники, и конечно опыта, без которого рассчитывать на что-либо не стоит.

Стоит помнить, что хоть и любительский, но это спорт. И для того чтобы стать профессионалом (даже среди любителей) надо потратить много времени, сил и средств.

Источник: http://popularperson.info/article/sportsmeny-i-trenery/191

Что такое авто ралли — любительские и спортивные?

Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

Авто ралли — соревнования на регулярность движения. Другими словами, переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Попытаемся объяснить, что такое автомобильное ралли, какие бывают и как проходят.

Современные ралли подразделяются на любительские («чайные») и спортивные. Существуют еще ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они представляют из себя, скорее, смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся только на двух основных соревнованиях.

Что такое любительское ралли?

В любительских ралли могут участвовать все, кому не лень — от мастера спорта до «чайника», получившего права позавчера. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля, соответствующего требованиям ПДД.

Перед стартом таких ралли экипажам выдается легенда, представляющая из себя стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги.

Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому.

Как правило, вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих свой временной норматив.

Например, протяженность трассы равна 300-ам километрам, которые надо проехать за 600 минут, но на самом деле маршрутный лист определяет, что эти 300 км разбиты на 3 участка — 100, 150 и 50 км — определенные как движение из КВ-0 (0 км) до КВ-1 (100 км) за 200 минут, из КВ-1 (100 км) до КВ-2 (250 км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до КВ-3 (300 км, финиш) за 100 минут.

При этом точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается, как бы с нуля. Это называется переменным расписанием и по нему проводятся сегодня практически все ралли.

За опоздание или опережение своего графика на каждом КВ экипаж получает штрафные минуты, сложение которых и определяет победителя — у кого «штрафа» меньше, тот и выиграл.

На первый взгляд все настолько просто, что становится непонятно — в чем собственно состоят соревнования между экипажами? Чтобы не происходило такого впечатления, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания спортсменам-любителям дополнительных трудностей. В “чайных” ралли применяются следующие усложнения.

Трассу ралли делают образованные люди, поэтому часто они задают в маршрутном листе совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ.

Представьте, что вам надо проехать по запутанной, похожей на маршрут Ивана Сусанина дороге 88 км за один час! При этом вы должны не сбиться с неведомой ранее тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться среди никуда не спешащих дачников.В этом и расчет организатора — почти все «везут» опоздание, а следовательно и разные результаты. Однако, этих издевательств над спортсменами и их машинами оказывается мало и в дополнение на трассах вводят новые усложнения.

Одним из них является контроль прохождения (КП) представляющий из себя машину с судьями, стоящими на трассе между КВ и свидетельствующими в контрольных картах всех, проезжающих мимо гонщиков, что те, желая сократить расстояние и, следовательно, среднюю скорость, не поехали по «срезке», нагло игнорировав указания легенды. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета.

Однако, полным издевательством бесспорно считается внезапный контроль времени (ВКВ). Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде все той же судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета, смысл которой состоит в следующем: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов.Переводя на русский язык получается, что опаздывать на ВКВ можно сколько душе угодно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся в этом пункте раньше намеченного времени (-10% от него) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от КВ-3 до КВ-4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30-м км пути стоит ВКВ и, следую правилам, вы не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин — график — 3 мин (10%)). Если же, гонщики примчались, вытаращив глаза на пункт ВКВ за 26 мин. — они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу по всей гонке.

Вот такая высшая математика, причем просчитывать все эти заморочки приходится в тесном, трясущемся и темном автомобиле за короткий промежуток времени.

Впрочем, чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к поиску нужных направлений движения и соблюдению его графика, организаторы ралли придумали «разбавитель», который стал главным определяющим фактором соревнований. Изюминкой стали дополнительные соревнования, сразу переименованные участниками в «допы». Суть в том, что в ходе плавных перемещений от КВ до КВ устраиваются некие промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия возможных «допов» велика и зависит лишь от затейливости ума руководителей ралли.

Наиболее популярными в народе допсостязаниями по праву считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.

Особым цинизмом по отношению к участникам отличаются «допы» на регулярность движения (РД), что выражается в изощренных головоломных заданиях. Сущность заключается в постановке задачи перемещения на неизвестное расстояние с заданной скоростью.

Отклонение от этого режима, как в «плюс», так и в «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается или в маршрутном листе или просто знаками на дороге.

Так как скоростные участки (СУ) с ездой «на все деньги» в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на трассе, организаторы придумали для спортсменов некоторые «отдушины».

Эти «допы» называются режимными гонками (РГ) и представляют из себя отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное организаторами количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа.

Особой любовью спортсменов, участвующих в «чайных» ралли пользуются слаломы.

Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам вдоволь удивить местное население специфическими навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор, и это при том, что выигрывает в слаломе в 99-ти случаях из ста тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию, да и сами слаломы дают обычно минимальное преимущество. Поэтому их в большой степени можно отнести к раллийному шоу.

Казалось бы, «чайные» ралли мероприятие скучное, но не пройдя через эти мытарства трудно понять сущность этого вида автоспорта. Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании таких соревнований, то их хватает с избытком.

Что такое спортивные ралли?

Именно эти ралли называют «королевой автоспорта». Думается это справедливо.

Отдавая должное зрелищности автокросса, кольцевых гонок и прочих гонок, нельзя не заметить их оторванности от «жизни», узкоспецифическую подготовку машин, однобокость приемов вождения… Спортивные ралли удивительным образом совместили в себе все виды автоспорта, а по степени приближения к реальным условиям не имеют себе равных.

По своему принципу спортивные ралли отличаются от «чайных» незначительно — те же, следующие друг за другом КВ, лишенные, правда, коварного внезапного контроля времени, с тем же самым «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница состоит в «допах», ибо в спортивных ралли только они определяют сильнейших.

Здесь тоже иногда, для «увеселения толпы» применяются слаломы, но основным «допом» является Скоростной Участок (СУ), ради которого строятся супермашины и тратятся огромные деньги.

Так как маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли очень редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей.

Скоростной участок — это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом и финишем отрезок КВ, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена не ПДД, а только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться в автомобиле.

По этой причине, в спортивных ралли очень велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, вместе со многими специальными техническими компонентами обговоренными в правилах, а также перекрыто все возможное движение остальных транспортных средств.

Совершенно ясно, что при езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но и техническое состояние раллийного автомобиля. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок и на классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.

Простота спортивных ралли очевидна — не опаздывай (и не опережай) на КВ и «лупи со всех сил» на «допах».

Источник: https://autoexpert.today/tyuning/chto-takoe-avto-ralli-lyubitelskie-i-sportivnye.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.