Трасса М10: полезная информация

Трасса М10: полезная информация

Трасса М10: полезная информация
Трасса М10: полезная информация

Федеральная трасса «Россия», именуемая москвичами Ленинградкой, дорога, соединяющая две столицы и имеющая стратегическое значение – все это трасса М10.

Что было раньше и что ожидает автолюбителей в будущем

История магистрали началась еще до строительства Санкт-Петербурга. Ее отрезок соединял Москву и Новгород с заходом в Тверь.

Это сегодня подобные расстояния можно преодолеть на автомобиле или автобусе всего за несколько часов, а в далеком шестнадцатом веке на это требовалось несколько дней.

Конечно, такого рода путешествие невозможно было совершить без остановок на ночлег, поэтому вдоль дороги появлялись населенные пункты (почтовые станции). Одна из них – Валдай.

[attention type=green]
Трасса М10 соединила Москву и Санкт-Петербург во второй половине восемнадцатого века, строительство велось по указу Петра I. Частично она повторяла маршрут искусственно созданного водного пути, проложенного из Тверской области к Балтийскому морю, обеспечивающего потребности активно развивающейся северной столицы продовольствием и другими необходимыми товарами.
[/attention]

Конечно, вновь открывшаяся трасса М10, хотя она на тот момент и не имела такого названия, была прорывом отечественного дорожного строительства. Неудивительно, что она стала одной из главных транспортных магистралей, соединивших центральную Россию с ее северо-западной частью. Подобный статус она не утратила и сегодня, несмотря на то, что вопросов по ее техническому состоянию множество.

Примечательно, что длина дороги с тех пор сократилась на семьдесят два километра и на сегодня составляет 706 километров. Магистраль, помимо двух областей, где расположены конечные пункты назначения, проходит по территории Новгородской и Тверской губернии.

В советское время трасса М10 получила асфальтовое покрытие, которое периодически ремонтируется, но, увы, этого недостаточно, так как ей показана срочная реконструкция. Власти обещают, что к 2018 году ситуация кардинально изменится, хотя это уже не первый срок, обозначенный, как дата окончания модернизации дороги.

Тем не менее, работы ведутся, и есть надежда, что в не очень далеком будущем, путешественники увидят новую магистраль, соответствующую по своему уровню званию федеральной трассы.

М10 – трасса трудностей

Если взглянуть на карту дороги, можно увидеть, что проходит она по равнине, но, несмотря на это, на ее протяженности есть несколько участков с опасными поворотами, крутыми спусками и подъемами.

Все бы ничего, но когда подобные, неприятные участки дороги дополняются ужасным качеством дорожного полотна, отсутствием полос обгона и разделительной полосы, создаются условия, когда передвигаться по ней нужно очень внимательно, в противном случае это чревато серьезными последствиями.

Как уже было описано выше, исторически сложилось, что дорога проходит через большое количество населенных пунктов. В далекие времена это было несомненным плюсом: возможность найти ночлег и горячий ужин во время многодневного путешествия.

[attention type=yellow]
В современных условиях это создает дополнительные трудности для автомобилистов, которым приходится терять достаточно много времени для преодоления данных участков.
[/attention]

Местным жителям круглосуточный поток автомобилей, в том числе грузовых, удовольствия также доставляет мало.

Ну и, конечно, города и деревушки на пути создают дополнительные трудности во время проектирования и проведения реконструкции: дорогу необходимо расширять, а сделать это невозможно, так как вокруг жилые дома, расположенные очень близко к трассе. Вынужденное строительство объездов существенно увеличивает сроки строительства, его стоимость растет.

Достаточно длинные участки трассы имеют по три полосы движения: по одной в каждом направлении и одной на двоих дополнительной для совершения обгона. Принадлежность среднего ряда меняется достаточно быстро, иногда можно не успеть совершить маневр и уже оказаться на встречке. Это и является одной из причин многочисленных аварий на данном маршруте.

Все описанные выше сложности становятся критичными в условиях солидной нагрузки на трассу. По данному маршруту ежедневно перемещается огромный поток грузового и легкового транспорта.

Трасса М10 – отзывы

Езда по данной магистрали – удовольствие не для слабонервных, а неопытным водителям перемещаться по ней будет совсем некомфортно.

Выезжая из Москвы в Санкт-Петербург, нужно быть готовым к тому, что на выезд за пределы города можно потратить несколько часов, стоя в пробке на Ленинградском шоссе в районе МКАДа и далее в Химках. Многочисленные светофоры Солнечногорска тоже отнимут приличное количество времени. Поэтому отправляясь в северную столицу, выезжать по возможности нужно ранним утром.

При выезде из Санкт-Петербурга пробок, как правило, не наблюдается, но нужно стараться рассчитать время так, чтобы въезд в Москву не совпал с часами пик, так как ситуация на Ленинградском шоссе в сторону центра столицы тоже достаточно напряженная.

Источник: http://fb.ru/article/71716/trassa-m-poleznaya-informatsiya

Трасса М10: полезная информация

Трасса М10: полезная информация
Трасса М10: полезная информация

Федеральная трасса «Россия», именуемая москвичами Ленинградкой, дорога, соединяющая две столицы и имеющая стратегическое значение – все это трасса М10.

История магистрали началась еще до строительства Санкт-Петербурга. Ее отрезок соединял Москву и Новгород с заходом в Тверь.

Это сегодня подобные расстояния можно преодолеть на автомобиле или автобусе всего за несколько часов, а в далеком шестнадцатом веке на это требовалось несколько дней.

Конечно, такого рода путешествие невозможно было совершить без остановок на ночлег, поэтому вдоль дороги появлялись населенные пункты (почтовые станции). Одна из них – Валдай.

[attention type=green]
Трасса М10 соединила Москву и Санкт-Петербург во второй половине восемнадцатого века, строительство велось по указу Петра I. Частично она повторяла маршрут искусственно созданного водного пути, проложенного из Тверской области к Балтийскому морю, обеспечивающего потребности активно развивающейся северной столицы продовольствием и другими необходимыми товарами.
[/attention]

Конечно, вновь открывшаяся трасса М10, хотя она на тот момент и не имела такого названия, была прорывом отечественного дорожного строительства. Неудивительно, что она стала одной из главных транспортных магистралей, соединивших центральную Россию с ее северо-западной частью. Подобный статус она не утратила и сегодня, несмотря на то, что вопросов по ее техническому состоянию множество.

Примечательно, что длина дороги с тех пор сократилась на семьдесят два километра и на сегодня составляет 706 километров. Магистраль, помимо двух областей, где расположены конечные пункты назначения, проходит по территории Новгородской и Тверской губернии.

В советское время трасса М10 получила асфальтовое покрытие, которое периодически ремонтируется, но, увы, этого недостаточно, так как ей показана срочная реконструкция. Власти обещают, что к 2018 году ситуация кардинально изменится, хотя это уже не первый срок, обозначенный, как дата окончания модернизации дороги.

Тем не менее, работы ведутся, и есть надежда, что в не очень далеком будущем, путешественники увидят новую магистраль, соответствующую по своему уровню званию федеральной трассы.

М10 – трасса трудностей

Если взглянуть на карту дороги, можно увидеть, что проходит она по равнине, но, несмотря на это, на ее протяженности есть несколько участков с опасными поворотами, крутыми спусками и подъемами.

Все бы ничего, но когда подобные, неприятные участки дороги дополняются ужасным качеством дорожного полотна, отсутствием полос обгона и разделительной полосы, создаются условия, когда передвигаться по ней нужно очень внимательно, в противном случае это чревато серьезными последствиями.

Как уже было описано выше, исторически сложилось, что дорога проходит через большое количество населенных пунктов. В далекие времена это было несомненным плюсом: возможность найти ночлег и горячий ужин во время многодневного путешествия.

[attention type=yellow]
В современных условиях это создает дополнительные трудности для автомобилистов, которым приходится терять достаточно много времени для преодоления данных участков.
[/attention]

Местным жителям круглосуточный поток автомобилей, в том числе грузовых, удовольствия также доставляет мало.

Ну и, конечно, города и деревушки на пути создают дополнительные трудности во время проектирования и проведения реконструкции: дорогу необходимо расширять, а сделать это невозможно, так как вокруг жилые дома, расположенные очень близко к трассе. Вынужденное строительство объездов существенно увеличивает сроки строительства, его стоимость растет.

Достаточно длинные участки трассы имеют по три полосы движения: по одной в каждом направлении и одной на двоих дополнительной для совершения обгона. Принадлежность среднего ряда меняется достаточно быстро, иногда можно не успеть совершить маневр и уже оказаться на встречке. Это и является одной из причин многочисленных аварий на данном маршруте.

Все описанные выше сложности становятся критичными в условиях солидной нагрузки на трассу. По данному маршруту ежедневно перемещается огромный поток грузового и легкового транспорта.

Трасса М10 – отзывы

Езда по данной магистрали – удовольствие не для слабонервных, а неопытным водителям перемещаться по ней будет совсем некомфортно.

Выезжая из Москвы в Санкт-Петербург, нужно быть готовым к тому, что на выезд за пределы города можно потратить несколько часов, стоя в пробке на Ленинградском шоссе в районе МКАДа и далее в Химках. Многочисленные светофоры Солнечногорска тоже отнимут приличное количество времени. Поэтому отправляясь в северную столицу, выезжать по возможности нужно ранним утром.

При выезде из Санкт-Петербурга пробок, как правило, не наблюдается, но нужно стараться рассчитать время так, чтобы въезд в Москву не совпал с часами пик, так как ситуация на Ленинградском шоссе в сторону центра столицы тоже достаточно напряженная.

Источник: https://2qm.ru/turizm/sovety-turistam/trassa-m10-poleznaia-informaciia.html

Москва – Санкт-Петербург

Трасса М10: полезная информация
М-10

Автодорога М-10 «Россия» — магистральная дорога федерального значения на территории России. Начинается в Москве, проходит через крупные города: Тверь и Великий Новгород и заканчивается в Санкт-Петербурге. Является составной частью европейского автомобильного маршрута E 105.

Протяженность трассы — 706 км.

Стационарные посты ГАИ находятся в поселке Молжаниновка Московской области на 26 км, в поселке Есипово Солнечногорского района Московской области на 56 км трассы, в Вышнем Волочке на 296 км, в городе Бологое на 343 км и в поселке Крестцы Новгородской области на 445 км.  Также на дороге очень много мобильных постов ДПС, камер и радаров.

Первоначально трасса была построена более 200 лет назад и, соединяя две столицы государства, стала важной транспортной артерией. Способствовала освоению прилежащих территорий, в связи с чем, сегодня дорога проходит через 65 населенных пунктов.

Также отмечается очень высокий трафик. К 2018 году планируется строительство платной дороги-дублера, которая станет скоростной трассой между Москвой и Санкт-Петербургом.

Сегодня по всей протяженности трассу курируют вертолеты МЧС, для их работы будут созданы дополнительные вертолетные площадки и медицинская база.

На трассе часто образуются внушительные пробки. Традиционно на выезде из Москвы, далее в районе Торжка, в связи с проведением длительных ремонтных работ, и в районе села Вышний Волочек. Также могут быть заторы на въезде в Санкт-Петербург. Внимательно следует проезжать участки при въезде и выезде с мостов, где иногда встречаются жесткие стыки.

По причине большого числа сужений дороги, а также на спусках и подъемах часто случаются ДТП. Рекомендуется соблюдать дистанцию. Также не следует совершать обгоны через сплошную линию, это является основной причиной остановки транспортного средства инспекторами ГАИ.

Количество полос

На протяжении 20 км от Москвы дорога имеет 6 полос для движения, далее до Валдая — 4 полосы, по 2 в каждую сторону, на отдельных непродолжительных участках трасса сужается до 2 полос. От Валдая до Крестцов — 2 полосы. Далее до Санкт-Петербурга — 4 полосы. На подъезде к Санкт-Петербургу трасса расширяется до 6 полос.

Состояние

Дорога в идеальном состоянии на всем протяжении, исключение составляет участок с очень разбитым асфальтом от Торжка до села Зизино.

Заправки

59 км — Татнефть (из Москвы)

62 км — Лукойл (из Москвы)

80 км — Татнефть (в Москву)

84 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

87 км — Лукойл (в Москву, кафе)

92 км — Газпромнефть (из Москвы)

96 км — Газпромнефть (в Москву)

104 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (левая сторона))

136 км — Лукойл (в Москву, кафе)

150 км — Лукойл (в Москву, кафе)

152 км — Газпромнефть (в Москву)

152 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

153 км — Татнефть (в Москву, кафе)

210 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

214 км — Газпромнефть (из Москвы)

343 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

343 км — Татнефть (в Москву)

359 км — Shell (в/из Москвы)

364 км — Лукойл (из Москвы)

368 км — Газпромнефть (в Москву, кафе)

394 км — Лукойл (из Москвы)

395 км — Газпромнефть (в Москву, кафе)

417 км — Лукойл (из Москвы)

430 км — Лукойл (в Москву)

489 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

556 км — Газпромнефть (в/из Москвы, (кафе по правой и левой сторонам))

595 км — Татнефть (из Москвы)

610 км — Shell (из Москвы)

667 км — Газпромнефть (из Москвы)

671 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (по правой и левой сторонам))

Достопримечательности

г. Тверь — Путевой дворец императрицы Екатерины (1764–1766 гг.), Христорождественский монастырь (1810 г.), Оршин монастырь (XIV в.), Вознесенский собор (XVI в.), церковь Рождества (XV в.), здание почтовой станции (XVIII в.), Дворянский дом (1766–1770 гг.), Дворянское собрание (1841 г.), Успенский собор (1722 г.);

г. Торжок — деревянная церковь Вознесения (XVII в.), комплекс Борисоглебского монастыря (1785–1796 гг.), Спасо-Преображенский собор (1822 г.), Путевой Дворец (конец XVIII в.);

г. Великий Новгород — Новгородский кремль (XIV в.), Ярославово Дворище и Торг (X–XI вв.), Знаменский собор (1682–1688 гг.), Новгородский музей-заповедник (1865 г.), музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» (1964 г.), Храм святых апостолов Петра и Павла (1891–1893 гг.), Десятинный монастырь (1327 г.), Деревяницкий монастырь (1335 г.), Духов монастырь (1162 г.).

Источник: https://autostrada.info/ru/highway/M-10/details

Москва-Питер и обратно: по М-10 или по М-11? – журнал За рулем

Трасса М10: полезная информация

29 апреля 2016 годаВыезд из Москвы традиционно сопровождается пробкой в ХимкахВыезд из Москвы традиционно сопровождается пробкой в Химках

Уже много копий сломано по поводу ценообразования на платных участках трассы М11.

Если объезд вокруг Вышнего Волочка особого гнева не вызывает, то тарифы на участок до Солнечногорска и обратно, мягко говоря, удивили. 450 рублей в один конец — для большинства автомобилистов, ежедневно совершающих такой вояж, просто неподъемны.

То же самое касается и участка до аэропорта Шереметьево-2: 250 рублей за отрезок меньше десяти километров — это перебор. Потому с введением оплаты большая часть водителей вернулась на старую добрую М-10.

Но одно дело ежедневная езда и совсем другое — разовая поездка в Питер и обратно. Стоит ли уходить на платные участки или старая трасса тоже удобна?

Мы решили съездить до Санкт-Петербурга и обратно по двум маршрутам. Сначала по классической М-10, собрав все пробки в Химках, Солнечногорске и Вышнем Волочке. А обратно проедем по новым платным участкам и оценим не только расходы, но и затраченное время и силы.

М-10 

Чтобы приехать в Северную столицу к вечеру, стартовали в девять утра. Не успели мы пересечь МКАД, как тут же попали в традиционную пробку в Химках. Протолкавшись меньше десяти минут, вышли на оперативный простор.

Солнечногорск и Клин также встретили нас медленным потоком, но ничего критичного. Бесконечные населенные пункты снижают среднюю скорость, но и расход топлива невысок.

Начинающаяся в Тверской области «трехполоска», когда полоса для обгона появляется поочередно для каждого направления, также несильно сказалась на скорости и среднем расходе топлива. Подъезд к Вышнему Волочку встретил нас стройкой развязки с М-11 и небольшим затором.

Но и его, и «знаменитый» поворот на 90 градусов, и даже светофор в городе мы прошли почти без потерь. Повезло. Еще одна пробка ждала нас на подъезде к Питеру, но и там мы потеряли не много.

В итоге в пункт назначения (Днепропетровская улица) мы прибыли через девять с половиной часов с учетом двух остановок на заправку и перекус. Средняя скорость движения — почти 73 км/ч. Неплохо! Ведь скоростной режим мы честно старались соблюдать. Усталость есть, но ничего сверхъестественного. Дорогу между двумя столицами сильно утомительной не назовешь.

При въезде на платный участок от Солнечногорска до Москвы необходимо взять талон.При въезде на платный участок от Солнечногорска до Москвы необходимо взять талон.

М-11 

Что ж, обратно прокатимся по платным участкам. Как и в первом случае, стартовали в девять утра. До Вышнего Волочка (там встречается первый платный отрезок) дорога — зеркальное отражение ближнего Подмосковья. Небольшие затруднения в Санкт-Петербурге и небольшая пробка на Московском шоссе после выезда из города.

А дальше спокойное движение до Волочка. На съезде к платному участку поставили целую обойму постов со шлагбаумами, но ни один из них пока не работает. Неужели бесплатно? Нет, просто оплату берут на выезде. И она того стоит. 75 километров скоростного шоссе мы преодолели за сорок минут. И за все это отдали 200 рублей.

Даже если Вышней Волочек не парализован многокилометровой пробкой, воспользоваться платным участком стоит. А вот с отрезком в 40 километров от Солнечногорска до Москвы не все однозначно. Да, тут тоже можно сэкономить время, особенно если Ленинградка мертво стоит на подступах к Москве.

Но стоит ли это заявленных денег (с нас взяли 400 рублей) — вопрос открытый. К тому же у платных участков есть один минус — полное отсутствие инфраструктуры. Кроме стоянок для отдыха, ничего нет.

Так что если есть необходимость заправиться, перекусить или посетить «комнату неизвестного архитектора», стоит позаботиться об этом заранее, до съезда на «платник».

Пунктов оплаты при выезде с М-11 хоть отбавляй. Оплата занимает не больше минуты.Пунктов оплаты при выезде с М-11 хоть отбавляй. Оплата занимает не больше минуты.

В итоге дорога с платными участками оказалась быстрее на полчаса. Не слишком много для пути в 700 километров.

Сказать, что я как-то сэкономил силы, не могу. К тому же большая средняя скорость (спасибо платным отрезкам) повысила средний расход топлива почти на литр.

Потому, учитывая оплату дороги в 600 рублей за два участка, стоимость одного километра пути оказалась в полтора раза выше, чем при движении по классической М-10. Стоит ли оно того, решать вам. Все результаты поездки сведены в таблице ниже.

Но я свой выбор уже сделал — однозначно использовать объезд Вышнего Волочка, а ехать по М-11 до Солнечногорска буду только в случае больших заторов на Ленинградском шоссе.

Сравнение затрат на трассах М-10 и М-11

М-10М-11
Расстояние, км680690
Время в пути9 ч 20 мин8 ч 55 мин
Чистое время в движении8 ч 42 мин8 ч 10 мин
Средняя скорость, км/ч72,877,3
Средний расход топлива, л/100 км6,57,3
Количество израсходованного топлива, л44,250,37
Общие расходы, руб.1679,602514,06
Расходы на топливо, руб.1679,601914,06
Оплата дороги0600
Стоимость 1 км пути, руб./км2,473,64

Едем из Москвы в Санкт-Петербург: М-10 или М-11?Едем из Москвы в Санкт-Петербург: М-10 или М-11?Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/900628-edem-iz-moskvy-v-sankt-peterbu/

Трасса М10: полезная информация

Трасса М10: полезная информация
Трасса М10: полезная информация
Путешествия 20 июня 2013

Федеральная трасса «Россия», именуемая москвичами Ленинградкой, дорога, соединяющая две столицы и имеющая стратегическое значение – все это трасса М10.

Что было раньше и что ожидает автолюбителей в будущем

История магистрали началась еще до строительства Санкт-Петербурга. Ее отрезок соединял Москву и Новгород с заходом в Тверь.

Это сегодня подобные расстояния можно преодолеть на автомобиле или автобусе всего за несколько часов, а в далеком шестнадцатом веке на это требовалось несколько дней.

Конечно, такого рода путешествие невозможно было совершить без остановок на ночлег, поэтому вдоль дороги появлялись населенные пункты (почтовые станции). Одна из них – Валдай.

[attention type=green]
Трасса М10 соединила Москву и Санкт-Петербург во второй половине восемнадцатого века, строительство велось по указу Петра I. Частично она повторяла маршрут искусственно созданного водного пути, проложенного из Тверской области к Балтийскому морю, обеспечивающего потребности активно развивающейся северной столицы продовольствием и другими необходимыми товарами.
[/attention]

Конечно, вновь открывшаяся трасса М10, хотя она на тот момент и не имела такого названия, была прорывом отечественного дорожного строительства. Неудивительно, что она стала одной из главных транспортных магистралей, соединивших центральную Россию с ее северо-западной частью. Подобный статус она не утратила и сегодня, несмотря на то, что вопросов по ее техническому состоянию множество.

Примечательно, что длина дороги с тех пор сократилась на семьдесят два километра и на сегодня составляет 706 километров. Магистраль, помимо двух областей, где расположены конечные пункты назначения, проходит по территории Новгородской и Тверской губернии.

В советское время трасса М10 получила асфальтовое покрытие, которое периодически ремонтируется, но, увы, этого недостаточно, так как ей показана срочная реконструкция. Власти обещают, что к 2018 году ситуация кардинально изменится, хотя это уже не первый срок, обозначенный, как дата окончания модернизации дороги.

Тем не менее, работы ведутся, и есть надежда, что в не очень далеком будущем, путешественники увидят новую магистраль, соответствующую по своему уровню званию федеральной трассы.

М10 – трасса трудностей

Если взглянуть на карту дороги, можно увидеть, что проходит она по равнине, но, несмотря на это, на ее протяженности есть несколько участков с опасными поворотами, крутыми спусками и подъемами.

Все бы ничего, но когда подобные, неприятные участки дороги дополняются ужасным качеством дорожного полотна, отсутствием полос обгона и разделительной полосы, создаются условия, когда передвигаться по ней нужно очень внимательно, в противном случае это чревато серьезными последствиями.

Как уже было описано выше, исторически сложилось, что дорога проходит через большое количество населенных пунктов. В далекие времена это было несомненным плюсом: возможность найти ночлег и горячий ужин во время многодневного путешествия.

[attention type=yellow]
В современных условиях это создает дополнительные трудности для автомобилистов, которым приходится терять достаточно много времени для преодоления данных участков.
[/attention]

Местным жителям круглосуточный поток автомобилей, в том числе грузовых, удовольствия также доставляет мало.

Ну и, конечно, города и деревушки на пути создают дополнительные трудности во время проектирования и проведения реконструкции: дорогу необходимо расширять, а сделать это невозможно, так как вокруг жилые дома, расположенные очень близко к трассе. Вынужденное строительство объездов существенно увеличивает сроки строительства, его стоимость растет.

Достаточно длинные участки трассы имеют по три полосы движения: по одной в каждом направлении и одной на двоих дополнительной для совершения обгона. Принадлежность среднего ряда меняется достаточно быстро, иногда можно не успеть совершить маневр и уже оказаться на встречке. Это и является одной из причин многочисленных аварий на данном маршруте.

Все описанные выше сложности становятся критичными в условиях солидной нагрузки на трассу. По данному маршруту ежедневно перемещается огромный поток грузового и легкового транспорта.

Трасса М10 – отзывы

Езда по данной магистрали – удовольствие не для слабонервных, а неопытным водителям перемещаться по ней будет совсем некомфортно.

Выезжая из Москвы в Санкт-Петербург, нужно быть готовым к тому, что на выезд за пределы города можно потратить несколько часов, стоя в пробке на Ленинградском шоссе в районе МКАДа и далее в Химках. Многочисленные светофоры Солнечногорска тоже отнимут приличное количество времени. Поэтому отправляясь в северную столицу, выезжать по возможности нужно ранним утром.

При выезде из Санкт-Петербурга пробок, как правило, не наблюдается, но нужно стараться рассчитать время так, чтобы въезд в Москву не совпал с часами пик, так как ситуация на Ленинградском шоссе в сторону центра столицы тоже достаточно напряженная.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/210850/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.