Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

Содержание

Почему перегревается двигатель, какие последствия перегрева

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

По тяжести последствий перегрев мотора стоит в одном ряду с такими проблемами, как заклинивание двигателя или его возгорание.

Признаки и причины проблем не так очевидны. Основная опасность последствий перегрева двигателя заключается в накопительном эффекте. Достаточно пару раз перегреть мотор под нагрузкой до критической величины, то в третий – последствия для автомобиля будут фатальными.

Совет! Как поменять термостат в двигателе?

Признаки перегрева

Особенности системы контроля температуры двигателя таковы, что реальная температура теплоносителя в системе охлаждения будет выше той, которую можно увидеть на приборной панели. У мотора нет запаса по превышению рабочей температуры. Он так спроектирован.

При 60-70оС двигатель «вялый» и холодный, при 90 – 95оС работает без замечаний. При небольшой перегрузке, если температура прыгает за 110оС, работает на грани «инфаркта». Температурой перегрева двигателя считается величина в диапазоне от 110 до 120оС.

Времени для реагирования остается совсем немного.

В более сложном положении находятся владельцы автомобилей, не оснащенных индикаторами температуры. При первых признаках перегрева двигателя высвечивается пиктограмма перегрева, как бы ставя водителя перед фактом произошедшего.

Наличие цифрового или стрелочного индикатора помогает оценить работу датчика температуры, исключить из причин проблем и не попасть в ситуацию, когда из-за забарахлившей электроники легко можно пропустить признаки закипания двигателя.

 

Первыми признаками надвигающегося перегрева двигателя будут: нагрев стенки салона под ногами водителя, резкое снижение мощности и интенсивная продолжительная работа вентилятора радиатора. Есть причины беспокоиться.

Стрелка температуры двигателя еще не вошла в красную зону, а симптомы перегрева двигателя налицо, необратимые процессы уже начались.

Последствия подобных перегревов еще не столь опасны, но при многократном повторении приводят к тому, что:

  • резиновые сальники, маслосъемные колечки клапанов, прокладка под головкой двигателя, резиновые патрубки быстро деградируют, становятся жесткими и ломкими;
  • охлаждающая жидкость намного быстрее теряет свои свойства, идет интенсивное окисление основы – тосола;
  • продукты окисления забивают соты радиатора охлаждения.

Важно! Подобные мелочи сами по себе не критичны, но способны спровоцировать полноценный перегрев двигателя при движении в жару, сильной перегрузке или в городской пробке. На эти признаки нужно обратить внимание.

Не стоит всемерно доверять показаниям электроники. Если есть причины считать, что температура двигателя не соответствует показаниям на приборной панели или налицо другие признаки перегретого двигателя, попробуйте брызнуть водой на блок или головку двигателя. Вскипание капель воды на алюминиевой поверхности – признак надвигающейся беды.

У некоторых моделей авто можно пропустить признаки перегрева из-за некорректной работы датчика и индикатора температуры.

Например, долгое время считалось, что причины, по которым перегревается двигатель Калины, заложены в системе охлаждения. Показания индикатора температуры зашкаливали при отсутствии иных признаков перегрева.

Причиной подобного было нарушение контакта в проводке из-за окисления клемм. По той же причине зачастую не включается электровентилятор радиатора.  

Признаком серьезного перегрева, требующего вмешательства в работу техники, является «кипение» мотора. При первых клубах пара необходимо снизить скорость, если условия движения позволяют, переключиться на нейтральную передачу и накатом доехать к возможному месту остановки.

Если не появились признаки разрушения вкладышей такие, как тяжелый, низкий гул или звонкие металлические удары, необходимо дать возможность мотору поработать некоторое время на холостых оборотах.

Причина проста – заглушив мотор, вы тем самым остановите циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе и спровоцируете выброс кипящего тосола из радиатора.

Далее доливаем чистой, а лучше дистиллированной воды в расширительный бачок, даем мотору остыть и пытаемся установить причины проблем. Даже если все в порядке, лучше обратиться к специалисту для диагностики.

Совет! Даже при сильном желании охладить двигатель, не стоит сразу открывать капот или пытаться открыть крышку радиатора. Очень высокая вероятность получить сильные ожоги паром и горячими каплями тосола.

Наиболее тяжелыми будут последствия, если перегрелся двигатель, и не было возможности снизить нагрузку. С симптомами разрушения вкладышей машину нужно отправлять на эвакуаторе в автосервис и там устанавливать причины и последствия.

Таковыми являются:

  • потеря или уменьшение количества теплоносителя в системе охлаждения ниже критического уровня;
  • нарушения в работе системы охлаждения;
  • последствия неправильной регулировки зажигания или использование топлива с низким октановым числом.

Потерять большое количество тосола можно, если в корпусе радиатора охлаждения или в местах крепления резиновых патрубков от удара или перегрузки образуется свищ или трещина приличных размеров.

По мере вытекания тосола и уменьшения его количества в системе охлаждения давление в системе будет увеличиваться, что спровоцирует интенсивное выдавливание жидкости в расширительный бачок или усилит вытекание через место утечки.

Признаком неисправности будет небольшая лужа тосола после остановки автомобиля.

Совет! Перед попыткой открыть капот и увидеть место утечки тосола обязательно заглушите двигатель, в противном случае капли горячего тосола, попадающие на вращающиеся лопасти вентилятора, могут неприятно «умыть» водителя.

Распространенной причиной закипания и критического перегрева мотора принято считать остановку циркуляции тосола из-за выхода из строя насоса системы охлаждения, датчика температуры или термостата.

В большинстве случаев причиной выхода из строя и заклинивания подшипников насоса является обыкновенная вода или старый тосол, используемый в качестве жидкости охлаждения.

Растворенные в воде соли или продукты разложения тосола способны в самый неподходящий момент «намертво» прихватить подшипники помпы. По этой же причине выходит из строя важный элемент управления системой охлаждения – термостат.

Складывается ситуация, когда радиатор остается холодным, а двигатель перегревается.

Самый «головотяпный» вариант перегрева мотора может случиться, если в бак автомобиля будет заправлен бензин с низким октановым числом или неправильно отрегулирован угол опережения зажигания. Причина – догорание части смеси в выхлопной системе. Перегрев не будет интенсивным, но, если подобная ситуация повторится, его последствия могут привести к выходу двигателя из строя.

В результате глубокого перегрева в течение 15-20 минут:

  • теряется геометрия и точность размеров головки двигателя;
  • лопаются и разрушаются поршневые кольца;
  • оплавляются, а в отдельных случаях и разрушаются поршни из алюминиевого сплава;
  • выходят из строя шатунные и коренные вкладыши из-за потери давления масла, вследствие его перегрева до сверхжидкого состояния.

Важно! Если в результате перегрева двигатель начал набирать обороты – это признак начала больших проблем, немедленно глушите его любой ценой. Но не стоит выливать на головку двигателя холодную воду – это только усилит ее деформацию.

о причинах перегрева двигателя:

Как узнать, был ли перегрев

Достоверно установить признак, был ли мотор перегрет или нет, достаточно сложно. В отдельных моделях современные электронные системы управления записывают в память экстремальные значения температуры и давления.

Более простые и старые подобных функций не имеют, поэтому после качественного ремонта выявить признак перегрева сложнее.

Можно утверждать, что двигатель испытал перегрев, если установлены его признаки:

  • привалочная плоскость головки двигателя была перешлифована, добавлена еще одна прокладка. Перегрев делает деформацию головки необратимой и требует сложного ремонта;
  • тосол в системе охлаждения мутный, имеет включения и хлопья. Перегрев продуктов разложения тосола выделяет нерастворимые хлопья солей алюминия, выпадающих в виде налета на внутренней поверхности блока. В новом тосоле соли медленно растворяются, меняя прозрачность и цвет жидкости.

После основательного перегрева двигатель теряет точную геометрию плоскостей сопряжения блока, головки, масляного картера, выхлопного и всасывающего коллекторов из-за тепловой деформации металла.

Причины подтекания тосола и масла заключаются в том, что резиновые сальники и манжеты становятся твердыми и теряют упругость. Давление смазки в системе после ремонта и применении присадок может быть нормальным 3-4 месяца.

Но признаки перегрева двигателя будут очевидны, при падении давления масла до нуля, предпосылок к которому не было.

Причинами нарушения работы являются увеличенные трением масляные зазоры шестеренок и корпуса насоса, образовавшихся вследствие выработки металла.

Чувствительность моторов к возможному перегреву

Наиболее восприимчивыми к повышенной температуре эксплуатации являются современные высокооборотные моторы с рабочим объемом до 1600см3.

Корпусные детали, изготовленные из сплавов алюминия, имеют минимальные запасы прочности и жесткости. Поршневая группа требует использования высококачественного моторного масла с хорошей трибологией.

Запаса охлаждающей жидкости, позволяющего избегать риска «закипятить» мотор, в большинстве машин нет.

В противоположность новым моделям, двигатели конца прошлого века менее восприимчивы к перегреву. Причинами устойчивости были жесткий чугунный блок, увеличенный медный радиатор и значительный объем моторного масла в картере.

Современные «кулибины», в условиях временного дефицита бензина, умудрялись разогревать такие моторы до 100-110оС и использовать в качестве топлива очищенный керосин. Больших скоростей такие машины не развивали, но подобное рационализаторство и перегрев двигатели переживали без признаков катастрофы.

о том, что делать, если перегрелся двигатель:

Источник: http://mashintop.ru/articles.php?id=2555

Почему перегревается двигатель, и что делать при перегреве

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.

Элементы системы охлаждения, которые могут вызвать перегрев двигателя

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.

  1. Охлаждающая жидкость. Современные автомобили оснащаются жидкостной системой охлаждения закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости используют тосол или антифриз, которые должны отводить тепло от мотора и отдавать его окружающей среде.
  2. Рубашка охлаждения. Наиболее «горячими точками» в моторе становятся камеры сгорания, в которых происходит воспламенение топлива. Поэтому для отвода тепла в блоке цилиндров и головке блока цилиндров делаются полости, по которым проходит охлаждающая жидкость, унося с собой излишки тепла.
  3. Радиатор. Эта деталь автомобиля осуществляет теплообмен антифриза. По трубкам радиатора проходит горячая охлаждающая жидкость, а снаружи поток воздуха его обдувает, охлаждая жидкость в радиаторе.
  4. Насос или водяная помпа. Она предназначена для того, чтобы охлаждающая жидкость постоянно циркулировала в системе. Помпа заставляет перемещаться антифриз от двигателя к радиатору и обратно.
  5. Вентилятор. Когда автомобиль медленно движется в городской пробке или вообще стоит, потока воздуха не хватает для охлаждения мотора. В этом случае включается вентилятор, который увеличивает обдув радиатора и тем самым снижает температуру антифриза, не позволяя двигателю перегреваться.
  6. Термостат. В холодное время года разогрев двигателя происходит дольше, чем летом. Ускорить прогрев мотора до рабочей температуры призван термостат. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при определенной температуре охлаждающей жидкости. Именно неисправный термостат является наиболее частой причиной, по которой перегревается двигатель.
  7. Паровой клапан. В пробке радиатора или расширительного бачка монтируется паровой клапан. Он регулирует давление в системе охлаждения, срабатывая при превышении допустимого предела.

Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.

  • Горячий антифриз из рубашки охлаждения проходит по металлическим и резиновым патрубкам, достигая термостата.
  • Пока температура жидкости не достигнет требуемой отметки, от термостата антифриз снова отправляется к мотору, циркулируя по малому кругу.
  • Как только температура жидкости достигнет 80-90 °С, за работу принимается радиатор.
  • Если же антифриз продолжает нагреваться, достигая отметки 95-98 °С, то включается вентилятор.
  • Благодаря клапану на расширительном бачке или радиаторе, уровень жидкости при нагревании увеличивается, а при охлаждении возвращается в первоначальную точку.

Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.

Основные причины по которым перегревается двигатель

Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.

И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:

  1. Недостаток антифриза. Эта проблема выявляется при ежедневном осмотре уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину снижения уровня (возможно, необходим ремонт радиатора или потёк шланг) и после её устранения долить антифриз до требуемой отметки.
  2. Заедание термостата. Определить эту неисправность можно по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 °С, то, скорее всего, не исправен термостат. Вторым доказательством вероятной поломки станет холодный патрубок, соединяющий мотор с радиатором. Придется снимать термостат для ремонта или замены.
  3. Не работает водяная помпа. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреванию жидкости в рубашке охлаждения, при этом и патрубки, и радиатор остаются холодными. Насос подлежит срочной замене.
  4. Не включается вентилятор. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто бывает неисправный датчик температуры, реле или электромотор вентилятора. Опытный автомобильный электрик быстро найдет причину неполадки и заменит неисправный прибор.
  5. Пробой прокладки головки блока цилиндров. Частой причиной перегрева двигателя становится нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, сильно нагревая антифриз.  Это очень серьезная поломка, при которой двигатель подлежит разборке и ремонту. Подробности здесь: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ.
  6. Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла используются радиаторы, по которым циркулирует антифриз. Нарушение герметичности в таком радиаторе, а также пробой прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в густую массу, которая забивает трубки радиатора, что приводит к перегреву двигателя. В таком случае охлаждающую жидкость нужно заменить, предварительно устранив причину появления масла.
  7. Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает допустимый максимум и двигатель перегревается. Клапан нужно промыть или заменить.

Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.

Источник: https://unit-car.com/diagnostika-i-remont/165-pochemu-peregrevaetsya-dvigatel.html

Рабочая температура двигателя – какая оптимальная?

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

На приборной панели двигателя расположено достаточное количество измерительных приборов, которые, так или иначе, несут всегда самую важную информацию для водителя. Одним из таких приборов является датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Рабочая температура двигателя – это нормированная величина, которая должна придерживаться определенных рамок.

Постараемся разобраться, как она влияет на работу мотора, какая температура является оптимальной и каковы последствия переохлаждения или перегрева двигателя?

Почему важно знать рабочую температуру двигателя?

Все двигатели внутреннего сгорания склонны к перегревам. Это связано с тем, что их работа связана с высоким температурным режимом.

Дело в том, что для того, чтобы опустить поршень в нижнюю мертвую точку, нужна очень большая энергия, которая не может происходить без отдачи большого количества теплоты.

Как известно металл – это материал, который очень чувствителен к широкому диапазону температурных изменений.

При нагревании металла, происходит его расширение, соответственно в двигателе происходит деформация тех участков, в которых соблюдение точных размеров является залогом успешной работы силовой установки.

Для того, чтобы не нарушать работу мотора предусмотрена система охлаждения, цель которой обеспечить наиболее оптимальную рабочую температуру двигателя, при которой не происходит деформация важных частей.

Оптимальная рабочая температура для инжекторного, карбюраторного и дизельного двигателя

Все водители знают, что рабочая температура карбюраторного и инжекторного двигателя составляет порядка 90 градусов Цельсия. Для дизельного мотора эта величина может варьироваться от 80 до 90 градусов Цельсия.

После запуска двигателя и в процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля очень важно все время контролировать рабочую температуру двигателя по датчику. Водитель должен знать, что в процессе работы мотора она должна находиться на строго заданном уровне и не иметь отклонений. Любые отклонения от нормы могут рассказать вам о неисправности какой-либо системы (в основном, охлаждения).

Последствия перегрева и переохлаждения двигателя

Для начала постараемся рассказать о том, чем опасен перегрев мотора. Прежде всего, повышение температуры ведет к интенсивному кипению и испарению охлаждающей жидкости.

Как только жидкость полностью выйдет из системы, охлаждение прекратится и тогда температура двигателя станет расти намного быстрее. Перегрев двигателя приводит к изменению свойств металла и к его расширению. Детали начинают деформироваться и менять свои нормальные размеры.

Все это приводит к их заклиниванию и, в конечном счете, оживить мотор без дорогостоящего ремонта станет невозможным.

В настоящий момен все автомобили с бензиновым двигателем имеют опасную температуру двигателя, которая составляет 130 градусов Цельсия. При достижении температуры этой отметки как раз и происходит заклинивание двигателя.

Предельно допустимые температуры ограничиваются свойствами охлаждающей жидкости. Если температура кипения воды составляет 100 градусов, то температура кипения тосола может варьироваться от 108 до 138 градусов Цельсия. Поэтому, есть ряд двигателей, которые допустимо эксплуатировать и при 120 градусах.

–  дорога – к чему приводит перегрев двигателя

Как бы это странно ни звучало, но переохлаждение двигателя тоже может быть. Речь идет об автомобилях, эксплуатируемых в районах крайнего севера, где минусовая погода является повседневностью.

Переохлаждение двигателя происходит, в основном,  во время движения автомобиля, когда поток холодного воздуха со стремительной скоростью обдувает радиатор и сам мотор.

Прежде всего, очень быстро достигает низкой температуры охлаждающая жидкость, которая со стремительной скоростью остужает мотор даже во время работы при больших нагрузках.

Пониженная температура двигателя может привести к следующим неприятностям:

  • Для карбюраторного двигателя – замерзание системы питания двигателя. В этом случае, жиклер, через который должен поступать воздух очень быстро покрывается льдом, и свечи автомобиля попросту заливает. В этом случае, продолжить движение, пока свечи не высохнут – невозможно. Решают такую проблему установкой специальной гофры на воздушном фильтре, которая набирает поток теплого воздуха возле выпускного коллектора двигателя.
  • Замерзание охлаждающей жидкости. В основном такая проблема касается автомобилей, эксплуатируемых на воде. Дело в том, что при нормальном режиме работы в холодный период, температура падает до таких значений, что термостат закрывает допуск воды к радиатору. Соответственно, при движении вода в радиаторе замерзает и при выходе двигателя на повышенные нагрузки, даже с открытым термостатом, не циркулирует по радиатору, соответственно двигатель начинает перегреваться. Вот так переохлаждение может привести к перегреву. Чтобы этого не допускать, на решетку радиатора подвешивают перегородку из плотной ткани или жалюзи.
  • Переохлаждение может привести к плохой работе системы отопления салона, которая так важна для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в машине. Так как охлаждающая жидкость остывает, остывает и воздух, попадающий в салон автомобиля, соответственно, управление автомобилем начинает нести определенный дискомфорт.

Вот так рабочая температура двигателя отвечает за многие процессы, протекаемые в различных системах двигателя внутреннего сгорания. Старайтесь как можно чаще уделять этому параметру повышенное внимание, так как от него зависит жизнь вашего мотора. 

Источник: http://VipWash.ru/dvigatel/rabochaya-temperatura-dvigatelya-kakaya-optimalnaya

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

Двигатель является ключевым элементом автомобиля, поэтому за его исправным состоянием владелец просто обязан следить. В процесс работы ДВС испытывает огромные нагрузки, соответственно даже незначительная поломка способна стать причиной капитального ремонта или полной замены агрегата.

Эта процедура достаточно дорогостоящая. Самая распространенная неисправность, с которой приходится сталкиваться практически каждом автовладельцу, – это перегрев двигателя. Перегрев можно ставить в один ряд с заклиниванием или даже возгоранием.

По сути, это следствие одного и того же фактора – высокой температуры.

Двигатель считается разогретым, если его температура не превышает 95 градусов. Свыше 100 градусов он уже может выйти из строя. По каким признакам перегрев двигателя можно определить, знает не каждый автолюбитель. В статье рассказывается о признаках и причинах, которые могут привести к данному явлению.

Признаки перегрева

Судить об этом можно не только по выходящему из-под капота автомобиля пару. Существует ряд других, менее выраженных симптомов, сигнализирующих о начинающемся неприятном процессе.

Так по каким признакам перегрев двигателя можно определить? Прежде всего, все современные автомобили оборудованы датчиками контроля температуры охлаждающего контура автомобиля. Все водители руководствуются именно данными с приборной панели.

Стараются не доводить стрелку температуры двигателя до красной зоны, при которой уже возможно полное разрушение агрегата. Однако контролирующая система спроектирована таким образом, что фактическая температура циркулирующего теплоносителя всегда выше того значения, которое показывает приборная панель.

На некоторых автомобилях используется обычная лампочка-индикатор, указывающая на перегрев, а некоторые не имеют даже этого. И водителю приходится полагаться исключительно на свои ощущения. Если интуиция и знания подведут, то серьезных проблем, увы, избежать не получится.

Современные двигатели из алюминиевых сплавов, к сожалению, не имеют того запаса прочности, что был у их чугунных предшественников, которые с легкостью выдерживали и более высокие температуры. И все-таки, какие могут быть признаки и последствия, если перегрелся двигатель?

Когда стрелка еще не вышла в красную зону или лампочка не сигналит об опасности, всегда существуют ранние признаки обнаружения предстоящего перегрева. Первое, на что водителю следует обратить свое внимание, – это сильный нагрев фронтальной стенки кузова автомобиля.

Она ближе всех расположена к двигателю, поэтому по ее температуре можно всегда понять, что происходит в настоящий момент с прибором. Как только станет ясно, что с ним происходит что-то неладное, необходимо обратить внимание на тяговую мощь ДВС и работу вентилятора. Обычно мощность сильно падает, а вентилятор продолжает работать без отключений.

Это первый повод для беспокойства. Возможно, двигатель даже не дойдет до той критической точки, когда закипит тосол и пойдут трещины по клапанам, разрушатся уплотнители. Один нагрев до некритической температуры не вызовет серьезных неприятностей, но частый нагрев в скором времени принесет проблемы уже более серьезные.

Поэтому лучше провести диагностику на раннем этапе, пока еще не все запущено. Обязательно стоит проверить двигатель и систему охлаждения.

Более серьезная стадия перегрева – когда на ходу начинает кипеть охлаждающая жидкость в самом радиаторе. Стрелка при таком подъеме температуры быстро переходит в красную зону. Одновременно с кипением тосола резко падает мощность самого двигателя. Машина начинает еле-еле плестись.

Вместе с этим в работе двигателя появляются шумы и жесткость. Можно услышать стук металла. Это происходит по причине появления детонационных процессов внутри двигателя.

Соответственно, заглянув под капот, можно увидеть на блоке и головке цилиндров трещины, деформации, потеки масла или антифриза под прокладкой головки и блока.

Еще одним признаком перегрева является появление белого налета на контактах свечей зажигания. Кроме самого нагара на ней будут присутствовать (но не обязательно) растрескивание корпуса или изолятора и многие другие деформации.

Узнать о перегреве можно, открыв крышку бачка с охлаждающей жидкостью. Это делать следует на холодном двигателе или после того, как он остынет достаточно. В противном случае жидкость от кипения вытечет наружу и ненароком окатит брызгами.

Если двигатель перегревался, то на стенках бачка появляются темные пятна, а в самом теплоносителе образуются темные хлопья. Это говорит о том, что в результате перегрева в прибор попало масло. Это происходит из-за выгорания прокладок головки блока цилиндров.

Необходимо достать масляной щуп и исследовать масло на наличие пены и эмульсии от попадания антифриза.

Причины перегрева

Итак, мы рассмотрели признаки перегрева двигателя автомобиля. Теперь можно рассмотреть причины. Многие скажут, что их огромное множество, все и не перечислишь. Однако если обобщить, то основных всего девять. Остальные – лишь следствие неполадок.

Девять самых главных причин перегрева двигателя

Рассмотрим причинно-следственные связи на основе признаков перегрева двигателя ВАЗовских автомобилей. Это самое распространенное, “народное” транспортное средство, поэтому пояснения применимы к его устройству:

  1. Недостаточное количество теплоносителя в бачке и контуре охлаждения двигателя. Пожалуй, это самая распространенная причина перегрева двигателя. Происходит это когда теплоноситель просачивается через патрубки или радиаторную печь из-за негерметичности. Также может быть неисправен насос для охладителя или тосол попадает в масло или цилиндры. Тем самым увеличивается расход теплоносителя.
  2. Низкий коэффициент эффективности охлаждающего радиатора. Происходит по причине неисправности термодатчика, от чего вентилятор работает не в полную мощность. Возможно, произошло ослабление ремешка качающей жидкость помпы. Или может иметь место загрязнение радиатора.
  3. Неэффективная работа термостата. Образующиеся в системе отложения негативно влияют на работу датчика. Он неверно снимает показания температуры теплоносителя, от чего происходит перегрев мотора.
  4. Продолжительная работа мотора в сложных условиях.
  5. Неверная настройка опережения зажигания или системы впрыска смеси. При поздней детонации часть смеси уже догорает в выпускной системе, что приводит к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.
  6. Образование налета из минеральных солей в контуре. Они – плохие проводники тепла, ко всему прочему, сужают каналы и уменьшают расход тосола.
  7. Систематическое скапливание нагара в камерах. Такое происходит у машин с пробегом. Нагар образуется из-за попадания масла в цилиндры. Как следствие, образуются минеральные отложения.
  8. Чрезмерная любовь к использованию различных присадок. Образуется достаточно толстый слой из металлокерамики. Он плохой проводник тепла. Как результат – перегрев.
  9. Прогорание впускного клапана. Из-за трещины повышается температура отработанных газов, которые чрезмерно нагревают мотор.

Чувствительность двигателей к перегреву

Наибольшую восприимчивость к повышенным температурам имеют моторы, обладающие большим рабочим объемом цилиндров и работающие на высоких оборотах. Это связано с материалом, из которого они изготавливаются. Они обладают минимальными запасами прочности и конструктивной жесткости.

Поршневой группе требуется специализированное масло. Соответственно, признаки перегрева двигателя у них проявляются гораздо раньше, чем у других типов, изготовленных, например, из чугуна.

Последние практически невосприимчивы к перегреву благодаря увеличенному количеству масла в картере, большому радиатору и жесткости самого материала.

Как можно узнать о неполадке?

Выявить признаки перегретого двигателя достаточно трудно, поэтому говорить о перегреве с абсолютной уверенностью нельзя. Современные автомобили имеют бортовой компьютер, который записывает в свою память все показания температур, давления и другие рабочие параметры.

Старые модели, к сожалению, не обладают столь развитыми технологиями. Поэтому можно говорить только об общих признакам перегрева двигателя. Таковыми могут быть:

  • Излишняя шлифовка привалочной плоскости головки блока. Во время перегрева происходит сильная деформация этой части мотора, для которой необходим очень сложный ремонт.
  • Охлаждающая жидкость имеет мутноватый цвет с темными хлопьями. Они образуются в результате перегрева двигателя.

После основательного нагрева плоскости двигателя теряют свою геометрию ввиду деформаций металла в области картера, головки блока и коллекторов.

Это приводит к появлению подтеков масла, так как герметизирующие прокладки просто дубеют и растрескиваются, теряя свои первоначальные свойства. Даже после замены сальников проблема потеков никуда не исчезнет.

Их не будет какое-то время, но только пока манжеты новые, затем история повторится.

Как уже говорилось ранее, существуют общие признаки перегрева двигателя. Они действительны для всех видов и типов агрегатов. Однако при всей схожести признаков перегретого двигателя последствия могут быть разными. Все зависит от температуры перегрева, степени кипения теплоносителя и других побочных факторов. Специалисты выделяют несколько степеней.

Последствия локального перегрева

Самая ранняя стадия – когда опасность вовремя замечена водителем. Если локально перегрелся двигатель, последствия и признаки могут даже отсутствовать. Мотор в этом случае работает безотказно, в обычном режиме.

Последствия среднего перегрева

В этом случае двигатель подвергался длительному перегреву, но его не заклинило. Явные симптомы неполадки в виде деформаций блока цилиндров и наличия потеков. У дизельного двигателя признаки перегрева аналогичные, с одним отличием: при критическом перегреве дизельный прибор может взорваться.

Последствия критического перегрева

Последняя стадия разрушения узлов двигателя. Например, если проигнорировать у ВАЗ-2114 признаки перегрева двигателя, то мотор уже не подлежит восстановлению.

Порой целесообразней его замена, чем полное восстановление. На этой стадии деформируется полностью цилиндропоршневой узел, оплавляются вкладыши, ломается коленвал у заднеприводных автомобилей, пробивается ГБЦ.

Полная замена мотора является единственным решением.

Профилактика

Любой узел автомобиля требует своевременного ухода за собой. Если соблюдать простые правила, то можно избежать неприятных поломок двигателя.

  1. Всегда вовремя доливать теплоноситель.
  2. Всегда использовать масло, топливо исключительно качественное и только с соответствующим октановым числом.
  3. Своевременно менять детали для системы охлаждения, пока их неисправное состояние не привело к более серьезным последствиям.

Следует отметить еще одну группу транспортных средств. Это мотоциклы и мопеды. Дело в том, что они имеют воздушное охлаждение, поэтому у мотоциклов признаков перегрева двигателя практически нет.

Порой о перегреве можно узнать только тогда, когда появится металлический шум в двигателе или когда он начнет глохнуть.

Соответственно, диагностику приборов мотоциклов следует проводить чаще, чем автомобильных моторов.

Рекомендации

Если перегрев случился во время езды, то ни в коем случае не нужно отключать двигатель. Это прекратит циркуляцию тосола по контуру и еще больше нагреет его. Например, признаком перегрева двигателя ВАЗ-2110 является пар из-под капота в связи с разгерметизацией охлаждающего контура.

Следует прокатиться на нейтральной передаче до места остановки, где она разрешена, и, не выключая двигатель, остудить его естественным путем. Только когда температура понизится до нормальной, можно выключить двигатель, и после его полного остывания приступать к поиску неисправностей.

В случае невозможности решить проблему на месте следует добираться до дома на эвакуаторе.

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что все узлы двигателя очень чувствительны к перегревам. Качественное обслуживание таких узлов, уход и диагностика помогут избежать серьезных поломок двигателя.

Источник: http://fb.ru/article/407592/peregrev-dvigatelya-priznaki-prichinyi-i-posledstviya

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев
Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно известны — засорение системы охлаждения, «мёртвый» термостат…

Но так было 20 лет назад. Сегодня современные моторы обречены своими создателями на постоянную работу на грани перегрева, причём водитель, как правило, об этом узнаёт, когда уже слишком поздно. Сегодня разбираемся, как так получилось, и что такое «штатный перегрев».

У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.

Об этом сообщает 34kanal.in.ua со ссылкой на СМИ.

Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.

Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.

Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.

Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).

Как работают современные системы охлаждения?

Что такое OBD? Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле,…

Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы.

Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.

Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы. И управляется система не простыми термовыключателями, а через электронный блок управления, в зависимости от скорости, нагрузки, режима работы климатической установки и многих других факторов.

Столь важную, и к тому же сложную систему необходимо контролировать. У большинства автомобилей есть контрольная лампа температуры, срабатывающая при перегреве, и

указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.

Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.

Стрелка будет показывать те же «примерно 90» и при температуре 85, и при температуре 125.

В процессе работы машины стрелка может мертво стоять на месте, хотя мотор при работе в пробках будет прогреваться значительно сильнее, чем при движении по трассе.

И лишь при настоящем перегреве, обычно при повышении температур до 130-150 градусов стрелка сдвинется с места, перед самым срабатыванием аварийного индикатора.

Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.

Что такое «штатный перегрев»

Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.

Да и у куда более простых Opel и VW моторы вполне штатно прогреваются до 115-120 градусов. От таких температур уже недалеко до «настоящего» перегрева, ведь системы охлаждения постоянно находятся под давлением и работают на пределе. Малейшее изменение параметров или утеря герметичности сразу приведут к более серьезной поломке.

У современных машин случается такая неисправность, как «нормальный перегрев». Это когда система управления не может снизить температуру двигателя до оптимальной для данного режима движения, несмотря на задействование всех возможностей, но при этом температура все же меньше «аварийной», когда сработает аварийный датчик и система охлаждения не выдержит давления.

В некоторых случаях происходит локальное повышение температуры части мотора выше конструктивного максимума. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобной неисправности, она, тем не менее, быстро разрушает двигатель, а водитель машины может даже не догадываться о причине всех неприятностей.

Большая часть автомобилей с регулируемой системой охлаждения возрастом более трех лет в той или иной степени подвержена подобному дефекту. При этом заметить отклонения в работе двигателя непрофессионалу сложно.

Ведь индикатор температуры твердо указывает «норму», а то, что машина едет чуть хуже, что кондиционер хуже холодит, что расход топлива растет и понемногу расходуется масло, большая часть водителей не заметит.

Кстати, визит в сервис тут, скорее всего, не поможет, ведь в логах ошибок, скорее всего, будет пусто. А вот расхождение между желаемой и реальной рабочей температурой тем временем составляет до 30-40 градусов. Подобного рода проблемы просто заложены в конструкции современных европейских авто.

Ради уже упомянутых выше показателей экологичности и экономичности на холостом ходу они «обязаны» разогреваться до 120-130 градусов. Это слишком много для работы под нагрузкой, а вот для стояния на месте в пробке — в самый раз. Но вот вы трогаетесь с места, да ещё желаете «прохватить».

Моментально скинуть температуру до оптимальных «ходовых» 85-90 градусов невозможно, так что мотор какое-то время будет крутиться при весьма опасных температурах.

Как следствие — детонация, повреждения поршней и выкрашивание покрытий гильз цилиндров на «цельноалюминиевых» моторах.

А с возрастом проблема разрастается, ведь из-за грязных радиаторов, проскальзывания ремней помпы, ухудшения теплопередачи от стенок ГБЦ, старения вентиляторов системы охлаждения и просадок напряжения рабочая температура двигателя постепенно перестает снижаться с «холостых» 130 до «ходовых» 90 даже при длительной работе под нагрузкой.

Таким образом «максимальная рабочая» температура становится просто «рабочей», и аварийный режим работы становится штатным для двигателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особенно плохо приходится машинам, которые много времени проводят в пробках. Их система охлаждения большую часть времени работает в самом высокотемпературном режиме, и моторы такого обычно долго не выдерживают. Через несколько лет машина превращается в инвалида.

С двигателем, уверенно расходующим литры масла, с неработающими катализаторами и половиной мощности от штатной.

Да и коробкам-«автоматам» достается не меньше, ведь они обычно охлаждаются через теплообменник, а значит, температура масла в них еще выше, чем температура в системе охлаждения двигателя.

Нештатный перегрев и гибель мотора

«Классический» перегрев с клубами пара из-под капота, клинящим двигателем и другими фатальными последствиями хоть и является зачастую кульминацией такого вот «нормального перегрева», но встречается намного реже.

Как умирают моторы, из-за чего, и когда стоит остановиться и отправить машину в сервис на эвакуаторе? Надеюсь, вы не найдете в тексте своего «анамнеза», но прочитайте до конца, в жизни бывает…

Если вовремя остановить двигатель, то, скорее всего, серьезных проблем получится избежать.

В противном случае можно уже начинать выбирать между «контрактным» двигателем, ремонтом остатков старого или покупкой нового.

Ведь коробление ГБЦ, нарушение геометрии блока цилиндров и нарушение резьбы болтов ГБЦ, задиры вкладышей и поршней — это лишь малая часть неисправностей, возникающих при сильном перегреве и утере антифриза.

Номинальной причиной подобной беды обычно является утечка жидкости из системы охлаждения. После чего растет температура различных узлов двигателя и температурный градиент между различными его элементами, вызывая поломки «железа».

Истинные же причины обычно кроются в «нормальном перегреве» на протяжении длительного времени, старении материалов системы охлаждения, постепенной деградации возможностей радиатора, поломке помпы или ее привода.

К счастью для многих автовладельцев, серьезные неисправности проявляют себя заранее, например, на очередном ТО, или срабатыванием датчиков уровня антифриза перед появлением сильной течи системы охлаждения и срабатывающей лампочкой аварийного перегрева под нагрузкой.

И что же делать?

Если у вас современный автомобиль, пробег которого уже перевалил хотя бы за 50 000, но вы собираетесь проездить на нём ещё долго и счастливо (а может вообще купили бэушный вариант с пробегом 100+), то вам пригодятся советы, как избавить машину от штатного перегрева.

В следующей части статьи мы расскажем про оптимальный режим езды и некоторые конструктивные доработки двигателя, которые помогут избежать перегревов и исключительно положительно скажутся на его ресурсе.

Источник: “http://www.kolesa.ru/article/temperaturnoe-samoubijstvo-zachem-sovremennye-motory-obrecheny-na-peregrev”

Источник: http://corrupcia.in.ua/rezonans/item/28361-1500964291

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.