Страна, победившая пробки: как живется автомобилисту в Японии

Как организовано дорожное движение в Японии – журнал За рулем

Страна, победившая пробки: как живется автомобилисту в Японии

На подъезде к Токио наш микроавтобус чуть замедлил ход, и переводчик, пообщавшись с водителем, объяснил: в конце дня на этой дороге всегда проблемы.

И это они называют проблемами? На самом деле за неделю пребывания в одном из крупнейших мегаполисов мира это был единственный затык (при этом от запланированного времени прибытия мы отстали всего на 10 минут).

В остальные дни передвигались по городу на автомобилях, такси, метро, монорельсе, автобусе без всяких приключений.

Оказывается, можно запланировать встречу в центре города и попасть на нее точно в назначенное время, несмотря на то, что живешь в отдаленном спальном районе.

Я не буду описывать щенячий восторг от езды по роскошным магистралям, которые то взлетают в небо на высоту до 30 метров, то устремляются в подземные (или подводные) туннели на такую же глубину.

Все, наверное, видели эти картины по телевизору, на фотографиях, а словами передать ощущения трудно. Поэтому ограничусь фактами.

Олимпийская история

Проблемой трафика в Токио серьезно озаботились еще в начале 1960-х, в ходе подготовки к Олимпиаде-64. Тогда многие улицы города оставались грунтовыми, а он задыхался от многокилометровых пробок. Ученые, между прочим, еще в те времена осознали зависимость развития экономики страны от состояния трафика.

В итоге приняли программу строительства скоростных дорог — как в столице, так и по всей стране. Первое такое шоссе длиной 71 км появилось в 1963 году. Правительство Токио приняло концепцию решения транспортных проблем внутри уже существующего города за счет строительства многоуровневых автострад и развязок.

Для этого город выкупил у владельцев одноэтажные дома, старые блочные многоэтажки и неэффективные предприятия, чтобы на их месте возвести многоярусные эстакады.

Отсюда управляют трафиком15-миллионного Токио. На левом дисплее —ситуация на скоростных магистралях,на центральном — все остальные дороги.Отсюда управляют трафиком15-миллионного Токио. На левом дисплее —ситуация на скоростных магистралях,на центральном — все остальные дороги.

И за двадцать лет японцам удалось сделать невозможное — превратить парализованный пробками город в один из самых благополучных в плане организации дорожного движения.

Скоростные трассы пронизывают столицу в разных направлениях и на разных уровнях, и можно из одного удаленного района попасть в любой другой, минуя центр, — без пробок.

Свободных площадей в Токио давно нет, поэтому кое-где трассы расположены в пяти уровнях, верхний из которых находится на высоте десятого этажа! Что очень важно, скоростные трассы не заменяют и не отменяют обычных улиц, где идет нормальная городская жизнь. А хайвеи, они для скоростного передвижения на большие расстояния, причем, чтобы быстро попасть на противоположный конец мегаполиса, можно выбрать одно из восьми бесплатных или четырех платных скоростных колец.

В центре города сохранилось несколько старых кварталов, которые привлекают тысячи туристов. Только вот парковаться совсем негде.В центре города сохранилось несколько старых кварталов, которые привлекают тысячи туристов. Только вот парковаться совсем негде.

Токио не Москва

Немного цифр. Вроде бы российская и японская столицы по многим параметрам схожи. В обоих мегаполисах исторически сложилась радиально-кольцевая структура, они примерно равны по площади. По официальным данным, население Москвы составляет почти 12 млн человек (реально — больше), население Токио — около 15 млн. Плотность населения в Москве — 4770 человек на 1 км², а в Токио — 5966 человек.

Автопарк японской столицы насчитывает 5,5 млн автомобилей; в Москве зарегистрировано 4 млн машин, но ежедневно в город приезжает еще свыше 1 млн из Подмосковья и других регионов.

На этом сходство заканчивается, начинаются различия. Потому что в Токио сегодня 28 тыс. км дорог, из которых 2,8 тыс.

 — скоростные магистрали, а в российской столице протяженность всей дорожной сети составляет всего 3,6 тыс. км.

В ближайшие три года в планах московской мэрии — строительство и реконструкция аж 400 км дорог… В Токио тоже все время строят новые дороги, но куда более быстрыми темпами.

Впрочем, там не сооружают таких широких магистралей, как наши Ленинградка или МКАД, новые магистрали — максимум по три полосы в каждую сторону (чаще по две). Упор делается на многовариантность и протяженность новых дорог.

То есть лучше иметь две-три неширокие дороги, которые едут, чем одну грандиозную магистраль, которая всегда стоит.

Водитель такси обязан спросить у пассажира, по какой дороге тот предпочитает ехать. По нижней дешевле, по верхней быстрееВодитель такси обязан спросить у пассажира, по какой дороге тот предпочитает ехать. По нижней дешевле, по верхней быстрее

Пробка по-японски

Будний день, около 11 часов утра. Карта Токио почти вся благополучно зеленеет, немного желтого, но есть и тревожные красные отрезки. В это время из 28 тыс. км городских дорог пробки наблюдались только на 129 км. Но мы с японцами по-разному определяем термин «пробка».

У них затором на скоростной трассе считается движение со скоростью менее 60 км/ч, на обычной дороге — менее 40 км/ч, а если скорость падает до 20 км/ч и ниже — катастрофа! Для сравнения: средняя скорость в Москве — 24 км/ч. Ежеминутно в Центр управления движением поступает информация с 17 тыс.

инфракрасных датчиков, которые развешаны вдоль всех дорог. Кроме того, 144 монитора в центре отображают информацию с 2 тыс. видеокамер, размещенных по всему городу. В японской столице нет участка дороги, который не покрывала бы современная система видеонаблюдения.

При этом в центре за ситуацией в городе следят лишь четыре офицера. Они отвечают за то, чтобы город ехал.

Хочешь ехать быстрее — добро пожаловать на верхние этажи. И придется заплатить. При проезде такого пункта сумму автоматически спишут со счета автовладельца.Хочешь ехать быстрее — добро пожаловать на верхние этажи. И придется заплатить.

При проезде такого пункта сумму автоматически спишут со счета автовладельца.

Собственно, отвечает за это ИТС (интеллектуальная транспортная система), они лишь изредка корректируют ее работу. Система объединяет 15 тыс.

«умных» светофоров; они, помимо того что в автоматическом режиме распределяют потоки, могут предотвратить многие аварийные ситуации. Например, если автомобиль не успел проехать перекресток на разрешающий сигнал, то система задержит зеленый на несколько секунд, чтобы машины в потоке не столкнулись.

Реагирует светофор и на пешеходов, которые замешкались на переходе. Если едет автомобиль одной из экстренных служб, система организует ему зеленую волну.

Сколько стоит в иенах?

Это факт: за скорость и комфорт передвижения по Японии надо платить. Но если есть желание, можно неспешно (и бесплатно) передвигаться по обычным улицам на первом уровне.

Проблема только в том, что на пути встретятся светофоры, перекрестки, одностороннее движение. То есть ехать придется долго. А на верхних уровнях — платные дороги, очень быстрые.

Любой навигатор (представить себе в Токио автомобиль без такого прибора невозможно) предложит несколько маршрутов — в зависимости от загруженности дорог и стоимости проезда.

Деньги за проезд списываются со счета владельца автоматически, бесконтактным способом: автомобиль пролетает через пункты оплаты без остановки. Сумма зависит от расстояния: много ездишь — много платишь. Недавно за проезд по небольшим отрезкам платных скоростных трасс в черте города ввели фиксированный минимум — 500 иен (около 200 руб.); в ночное время скидки до 50%.

Центр города, утро рабочего дня… Добавить нечего.Центр города, утро рабочего дня… Добавить нечего.

Что совершенно изумило, вдоль улиц машины не паркуют. Это запрещено по всему городу и карается моментально! Штраф от 25 тыс. иен (примерно 8200 руб.) плюс эвакуация машины.

Да что там автомобили, эвакуируют даже неправильно оставленный велосипед! Парковки в городе, конечно, есть, но они недешевы — от 600 иен (200 руб.) в час. И время стоянки зачастую ограничено. Месячный абонемент на парковку в центре города стоит в среднем около 15 тыс. иен (5000 руб.

).

Впрочем, все, наверное, слышали, что в Токио не зарегистрируют новый полноразмерный автомобиль, если у будущего автовладельца нет машиноместа. Это должно быть именно отведенное место на парковке, а не обочина дороги или проезд во дворе дома.

Специально приезжает полицейский, осматривает указанное место, проверяет все документы и только потом дает разрешение на автомобиль. Парковочное место можно купить или арендовать — в спальном районе примерно за 30 тыс. иен (около 10 тыс. руб.) в месяц.

Недешево? Да, но ведь и доходы у японцев немаленькие! Средняя зарплата в стране (после выплаты всех налогов) — 270 тыс. иен (почти 90 тыс. руб.), а в Токио — под 300 тыс. иен.

Большинство японцев не ездят в личном автомобиле на работу и пользуются им, главным образом, в выходные дни. Но и тогда настоящий японец предварительно подсчитает, во что обойдется поездка на личном авто, и сравнит со стоимостью билета на поезд.

Кстати, молодые японцы все чаще отказываются от автомобиля: больно дорого его содержать. И права получить непросто. Обучение в автошколе обойдется почти в 300 тыс. иен (под 100 тыс. руб.!), а сдать экзамен строгой комиссии нелегко.

Куда проще ездить на метро или автобусом.

На первом уровне движение по городу бесплатное. Однако небыстрое: на пути будут и многочисленные светофоры, и пешеходные переходы.На первом уровне движение по городу бесплатное. Однако небыстрое: на пути будут и многочисленные светофоры, и пешеходные переходы.

Автобус-сан

Большинство работающих в Токио добираются до своих небоскребов коммунальным транспортом. К их услугам разветвленная сеть метро; несколько линий принадлежит государству, но есть и частные. Много маршрутов городских электричек, они бегут по земле или эстакадам.

Отдельную, немаленькую сеть имеет монорельс, который также начали развивать еще в 60-е годы прошлого века, перед Олимпиадой. Кстати, везде утром и вечером бывает довольно тесно; в часы пик специальные сотрудники метрополитена даже утрамбовывают пассажиров в вагоны.

Поэтому на некоторых линиях встретишь вагоны первого класса и специальные вагоны для женщин.

А как не упомянуть знаменитое токийское такси! Желто-черная «Тойота-Краун» или «Ниссан-Седрик» домчит куда угодно в любое время суток. Только вот пассажиры все больше иностранцы: местные считают, что дорого. Наверное, так оно и есть, но я все-таки проехал по ночному городу на такси. Красота! А цена… Знаете, не больше, чем в Москве.

Город расширяется за счет насыпных островов. Современный район Одайба на одном из таких соединен с другими частями мегаполиса несколькими мостами и туннелями. Пять минут, и ты в самом центре столицы.Город расширяется за счет насыпных островов.

Современный район Одайба на одном из таких соединен с другими частями мегаполиса несколькими мостами и туннелями. Пять минут, и ты в самом центре столицы.

В общем, Токио глазами руссо туристо — город, где проблема трафика решена.

Правда, какой ценой! Иметь в этом городе личный автомобиль накладно, но если уж отважился — будешь ехать. Точно. И без проблем. Причем решили их в первую очередь не ценой ограничений, а путем масштабного дорожного строительства.

Плюс высокотехнологичные интеллектуальные системы управления движением, но это уже потом. Похожими методами сейчас стараются решить дорожные проблемы все крупнейшие мегаполисы Азии, в первую очередь китайские.

Россия идет другим путем — за образец взяты европейские города. Но там эти проблемы начали решать лет эдак пятьдесят назад, а мы ворошим их старые лекала и надеемся, что они сработают в ХХI веке. Увы. Тем временем столичная мэрия решила сократить бюджет строительства автомобильных дорог в полтора раза, сосредоточившись на реконструкции уже существующих. Плюс платная парковка.

Японский городовой! Дорожное движение в Японии

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/612858-dorogi-v-yaponii-yaponskij-gorodovoj/

Япония рулит всегда

Страна, победившая пробки: как живется автомобилисту в Японии

Писатель Борис Акунин пожелал мне «Рулить всегда!». Он написал эти оптимистические слова на форзаце книги, в которой предполагает, что в будущем место для России на полюсе, который возникнет из Китая и Японии. Что ж, «рулим» в Японию.

Группа японцев без суеты делает памятное фото, кажется они с рождения знают, кому и когда в каком ряду стоять или сидеть. Мы, иностранцы, здесь смотримся белой вороной и влезли, кажется, не на свои места

Все не так

Зарулить в Японию на автомобиле невозможно – только самолетом. Лететь так долго – девять часов, что за это время можно от кондиционера схватить вирус в правый глаз и потом всю поездку слезиться. Я бы прослезился и без вируса – от будущего, которое предрекает любимый писатель для моих потомков.

В Японии все не так: включенный после посадки мобильник не нашел ни одного оператора. Причиной стал технический прогресс: островитяне японцы уже отказались от стандарта GSM и повсеместно перешли на связь 3G.

Выходит, зря мой коллега подключал на МТС услугу «Мир без границ» в надежде сэкономить на роуминге: деньги за нее исправно сняли, а роуминга у нас не было вовсе. Ни позвонить, ни СМС-ку отправить.

Вот интересно, а что, нельзя было на том же сайте поставить сноску о необходимости брать с собой только самый продвинутый телефон, поддерживающий 3G? Впрочем, это уже Россия, а не Япония. Продвинутый телефон можно взять напрокат уже в здании аэропорта Токио.

Попали мы сюда через паспортный контроль, который занял минимум времени – с десяток японцев, кланяясь и жестикулируя, сразу разбивают поток на множество ручейков, и люди без очереди идут к нужному окошку . Так здесь борются с безработицей и демонстрируют гостеприимство.

Автоматы в Японии никогда не заменят людей, потому что Путь человека в Стране Восходящего Солнца – работать. Чем дольше живет здесь пенсионер, тем больше должно вкалывать молодое поколение. Пожилые люди получают здесь хорошую пенсию и ежегодную диспансеризацию, им есть к чему стремиться. Например, они любят покататься на тихом лифте, который возносит на вершину башни, очень похожую на ту, что в Париже.

Эта башня не просто похожа на Эйфелеву, она еще и выше нее на 13 метров!

Сверху здесь отлично видно, что любой пенсионер, отправившись в мир иной, может быть похоронен в собственном дворе. С Эйфелевой башни такого не увидишь – дворы токийских жилых домов украшают кладбищенские галереи. А что делать, земля на острове – главный дефицит.

Город наращивают при помощи мусорных отходов: бетонируют в море квадрат, откачивают из него воду, засыпают освободившуюся площадь мусором. Не буду вдаваться в подробности этой технологии, понятно, что она вынужденная и проводится с минимальными потерями для экологии.

Если бы она (экология, страна) было плохая, люди бы не рвались сюда со всей Азии – пожить, для начала хотя бы в коробке из-под холодильника. Попав на остров, можно жить здесь без регистрации, но ты не получишь медицинского обеспечения, ежегодную диспансеризацию и останешься без пенсии.

 Но даже эти льготы и такая полезная профилактика всех болезней не заставили бы меня сдать обратный билет. Но может быть еще и потому, что в первые дни пребывания здесь человека со слезящимся европейским глазом сильно ломает.

Разница во времени убийственная – в Москве самый сон, а здесь нужно вставать и идти по жаре работать. Да еще обязательно в галстуке, если ты встал не из картонной коробки.

Пробки

Пробки в Японии не хуже московских, хотя что может быть хуже пробок?

В Токио ни один день не обходился без пробок. Создают их бесчисленные таксисты и иногородние. По утрам из убогих входов в метро на улицы вываливаются толпы офисных работников.

Вход в метро довольно убогий, зато внизу везде кондиционеры!

Толпы клерков спешат на работу пешком, вывалившись из метро

Замечу, бомжи на этих ступеньках царствуют вечером, едят лапшу, слушают радио. Утром – все, как один, в белых рубашках и черных галстуках. Ниже – черные же брюки или юбки.

Оказывается, столичный люд практически не покупает автомобили: все равно, ставить некуда – парковок катастрофически не хватает. Так и едут в метро с работы и на работу даже относительно высокооплачиваемые сотрудники.

В выходные проще взять машину напрокат, а если уж очень хочется сменить коллективную толчею в метро на индивидуальное стояние в пробке, на то есть такси.

Если не хотите под землю, к вашим услугам полно такси, как правило, это «Тойота Краун» древнего дизайна.

Это сплошь старомодные (но не старые!) «Тойота Краун». В метро мы тоже прокатились, но только с нашим великолепным русскоговорящим гидом. Ему отдельное спасибо за понимание японского Пути. Разобраться в схемах, усыпанных иероглифами (не ищите латиницу!) решительно невозможно.

На этой схеме можно понять лишь, где вы находитесь (красная отметка слева) и почем проезд до станций, названия которых все равно не прочесть.

Ездить в метро, если вы мужчина, нужно осторожно, следите за руками, а лучше всего, держитесь за поручни обеими. Потому что схлопотать обвинение от симпатичной или не очень японки в сексуальных домогательствах здесь проще простого. А так – видеокамеры в вагоне зафиксируют, что руки вы держали «при себе».

Мы ездили и в экскурсионном автобусе по автобанам сплошь зашитым шумопоглащающими стенами. Здесь нашим гидом была белокожая очень симпатичная девушка в фирменном костюме экскурсионного бюро.

Но когда она улыбалась, мы понимали, как важно кроме рыбы есть еще и мясо. Зубы у местных японок, мягко говоря, некрасивые, они от этого не комплексуют, потому что местным мужчинам их форма нравится.

Наверное, помогает не отвлекаться во время работы. Повторяю, вкалывают они с утра до вечера.

Погода

В середине лета в Японии период так называемых «сливовых дождей». Ну, это когда слива созревает.

А выглядит все, как в бане: душно, влажность под 100%, пот не испаряется, а стекает струйками по ногам. Идешь, будто внутри облака. Всегда следует иметь при себе бутылку с водой.

Интересно, что спастись можно, уйдя с улицы неважно куда, хоть в магазин, хоть в метро – кондиционеры всюду. Включая вагоны и небольшие забегаловки, лавки и т.п.

В духоте уважающий себя японец торчать не будет и уйдет без покупки, так что продавцы стараются удержать посетителя в том числе и климат-контролем.

Без кондиционеров работают только вечерние рыбные ряды, организованные в узких пространствах между домами. Здесь жарят ужасную нечисть, похожую на тараканов и кузнечиков, ни разу, глядя на это, у меня не потекли слюнки. Японская еда – это не мое. Суп они едят, немного стесняясь европейских гостей, потому что громко засасывают жидкость по лапше, которую поддерживают палочками.

Зонтики в период дождей здесь «расходный материал»

После ужина, если идет дождь, можно погулять по улице под зонтом: они повсюду, в каждом отеле натыканы, будто цветы в вазе. Стоит прозрачный виниловый зонт около 3-х долларов, так что их тут не берегут и за ними не следят.

Баня

Традиционные японские бани стоит посетить, хотя бы ради того, чтобы увидеть, может быть, единственную в Японии табличку с русским (в том числе) текстом: «Татуированным вход запрещен».

Тату здесь табу!

Вообще-то, изначально этот запрет придумывали из-за местных мафиози – членов ОПГ «Якудза».

Для них татуировка, как признак принадлежности к бандитам, а бандитам не место в бане рядом с приличными людьми! Потом кто-то, видно, рассказал, что и в России татуировки зачастую связаны с криминальным прошлым (а может, и настоящим), так что появление русского текста было логичным. А вообще, предупреждение есть и на английском – полная политкорректность!

Для обладателя нормального тела посещение бани станет незабываемым аттракционом.

В бане, точнее, предбаннике даже малыши переодеваются в кимоно и чувтсвуют себя настоящими самураями.

Сначала вам предложат выбрать кимоно по размеру, потом вы замените его на полотенце. И, наконец, отбросив всякий стыд, можно искупаться в десятке вод, нагретых до 40°. Где-то все бурлит, где-то сплошной туман в воде из-за микроскопических пузырьков. Говорят, все это полезно и для души правильного японца. А якудза пусть идут в баню. Только другую, свою.

Электронный рай

И мало кто уходит отсюда без покупки какого-нибудь гаджета.

Какая же поездка без шопинга. А что покупать в Японии, как не продвинутую электронику? Это можно сделать в районе Акихабара, где и расположен тот самый электронный рай. Здесь обязательно торгуются. Порой можно сбить цену с обозначенного на ценнике уровня чуть ли не вдвое! На каком языке? Да по-русски же! Во многих магазинчиках работают выходцы из бывшего СССР.

В Акихабаре можно сразу купить товар без пошлины!

В витринах можно увидеть вывески Duty free. При покупке с вас не возьмут местный НДС, а попросят предъявить паспорт. Его данные занесут в специальный бланк, поставят печать и пришпилят степлером к одной из страниц. Потом, на границе бланк просто оторвут и оставят для отчетности.

Все, никаких хлопот и беготни по аэропорту в поисках кассы, где бы вам вернули деньги. Уровень цен, если без торговли? Ну, например, iPod Touch 8 Gb здесь обойдется в 6300 рублей, в Москве – в 10 000. Это без «персональной скидки».

А запрещенную у нас «шпионскую» авторучку с видеокамерой и микрофоном можно «уговорить» за 2500 руб.

Эти цены можно легко сбить чуть ли не вдвое! А вообще – делите на три и получите сумму в рублях.

Преступность

В Японии уже давно непопулярны кражи кошелька или мобильника. Также можно не шарахаться от негров-зазывал в определенных «злачных» районах Токио. Никто не заманит вас в темную подворотню с дурной целью. Речь всего лишь о ночных клубах с откровенными танцами. Да, там можно оставить значительную сумму, но только в сугубо добровольном порядке.

А вот кого стоит остерегаться, так это американских морпехов (у них есть базы в Японии). Как говорят, в подпитии они бывают довольно агрессивны.

Интересно, что японцы очень тепло относятся к янки и не только простили им Хиросиму, но даже… думают, что ту бомбу кинули русские! Нет, в школах все рассказывают правильно, но пропаганда твердит о хороших американцах и плохих русских, зажавших острова. А хороший разве мог так поступить?

Автопром

Один мой друг давно ремонтирует иномарки. Он за то, чтобы отдать острова японцам и пересесть на их машины, даже если с правым рулем. Мы с ним спорим, кто лучше делает автомобили – японцы или немцы.

За неделю пребывания на острове я только укрепился в своем мнении, что все новое в автомобильной технике островитяне пока будут брать из Европу.

Но, кто знает, как быстро пойдет Япония в рост, по численности населения она уже почти сравнялась с Россией.

Как не заблудиться?

На этот случай в кармане всегда нужно иметь карточку родного отеля. Ее надо просто показать таксисту и расслабиться на сиденье просторной «Тойоты Краун». В аэропорт дешевле и быстрее ехать на автобусе.

В аэропорту «Нарита» тоже пробки, только из самолетов.

Здесь сдаем арендованный мобильник и нащупываем в кармане свой.

О землетрясении не хочется вспоминать. Да, не хватало мировому автопрому коробок передач, чипов и других деталей из Японии, временно эти трудности сохраняются.

Но я уверен, что оставленные позиции на мировом рынке японцы вернут и с новым трудовым энтузиазмом будут рулить всегда. Ничего не имею против, если мы будем брать друг у друга все лучшее.

Сегодня Россия на сборочных заводах собирает уже 5 моделей трех японских марок. Писатель Борис Акунин просто так не напишет.

Самые популярные в России японские автомобили выпускают:

  • «Мазда», легковые модели, Япония.
  • «Мицубиси», «Аутлендер – XL», Россия.
  • «Лансер», «Паджеро», ASX, Япония.
  • «Ниссан», «Алмера Классик», Южная Корея.
  • «Инфинити-FX», ЕХ, 6, М, Япония.
  • «Инфинити-QX», США.
  • «Кашкай», «Ноут», «Джук», Англия.
  • «Мурано», «Теана», «Х-Трейл», Россия.
  • «Пасфайндер», Испания.
  • «Тойота», «Авенсис», Англия.
  • «Аурис», Англия, Турция.
  • «Королла», Япония, Турция.
  • «Кэмри», Россия.
  • «Ленд Крузер», RAF4 Япония.
  • «Субару», Все модели, Япония.
  • «Сузуки», «Гранд Витара», «Джимни», «Кизаши», Япония.
  • «Сфифт», «Сплэш», Венгрия.
  • «Хонда», «Аккорд», «Кросс Тур», Япония.
  • «Джаз», Япония, Китай.
  • «Пилот», США.
  • «Сивик», Англия, Турция.
  • «CR-V», Англия.

Источник: http://automps.ru/2011/08/yaponiya-rulit-vsegda/

«Страна победившего коммунизма». Заметки белгородки, переехавшей в Японию

Страна, победившая пробки: как живется автомобилисту в Японии

«Когда мне было 13 лет, я в семь утра просыпалась, чтобы посмотреть «Сейлор Мун» (японский мультсериал – прим. ред.). Нельзя сказать, что в детстве мне нравилась именно сама страна – скорее, тот медиапродукт, который производили в Японии.

Когда переехала в Китай (Людмила прожила там три года – прим. ред.), появилась возможность путешествовать в Японию: в азиатских странах есть длительные праздники, на них и ездила.

Так я попала в ловушку под названием «Япония – идеальная страна для туриста».

О визе

«В Японии очень строго с визовым режимом: это не Китай, в который можно приехать и остаться (хотя, сейчас и Китай ужесточает требования для рабочей визы – прим. авт.). Если вы нарушите визовый режим, то закроете для себя Японию навсегда. Самые популярные визы для длительного пребывания – семейная, рабочая и студенческая. У меня не было проблем с визой, так как я замужем за японцем».

О переезде

«В одну из поездок мы с мужем решили переехать в Японию, хотя знали, что зарплаты там ниже, а условия труда хуже, чем в Китае.

Перед переездом я ненадолго вернулась в Россию. Хорошо, что так получилось. Потому что после Китая, где к иностранцам относятся хорошо, нет проблем с трудоустройством из‑за расовой дискриминации, было бы тяжело сразу оказаться в Японии.

Если для китайцев иностранец – сказочный эльф, то Япония – сама страна эльфов. Переехав, я внезапно осознала, что теперь на меня смотрят снисходительно, как будто я ниже по уровню развития. При этом я всё еще остаюсь милой и симпатичной, как ребёнок или домашний питомец».

«Он красивый, но, к сожалению, я знаю его лишь на таком уровне, чтобы выжить.

Азиатские языки нужно учить постоянно. Все мои знакомые, которые говорят на японском, тратили на него во время учёбы четыре-пять часов в день. Нужна большая сила воли и финансовые возможности, чтобы столько времени ему уделять.

Знание языка для Японии очень важно. Если в Китае можно спокойно обойтись минимумом и хорошим английским, то в Японии, если хочешь подняться по карьерной лестнице, японский знать обязательно.

Когда я искала работу, мне отказали в нескольких хороших местах из‑за того, что мой уровень языка недостаточно высокий. При том, что сама работа знания языка не требовала. Для многих японцев принципиально важно, чтобы вы общались на их языке.

Для туриста достаточно знания нескольких японских фраз, чтобы вызвать улыбку у местных. Во многих туристических местах вас поймут на английском, нетрудно найти кафе, где есть меню на английском языке. Если вы знаете японские азбуки – хирагану и катакану – и можете внести иероглифы в электронный переводчик, то вы вообще со всем справитесь».

О работе

«Япония дала мне очень много в профессиональном плане. Я смогла осуществить свою мечту – попасть в игровую индустрию.

После долгих поисков и попыток я, наконец, устроилась в фирму, которая оказывает спектр услуг крупным игровым компаниям.

Работала над такими играми, как Street Fighter, принимала участие в проектах известного мобильного разработчика. Это незабываемо – работать в интернациональной команде в Токио.

Если не брать во внимание игровую сферу, то требования у японских работодателей строгие: дресс-код, простая причёска, естественный цвет волос, никакого маникюра. Даже сам процесс подачи резюме стандартизирован: есть форма, которую можно купить в мини-маркете. Заполнять лучше вручную, работодатели ценят это.

В каждой стране есть три главных ценности: семья, работа, бог. В Японии на первом месте из этих ценностей – работа».

На набережной.
Фото Людмилы Вагизовой

О развлечениях

«Многие японцы работают 12–14 часов в день, шесть дней в неделю. В таких условиях им необходимы короткие, но мощные встряски.

Именно поэтому в Японии сфера развлечения отличается разнообразием, которое нам сложно представить. Неудивительно, что в каждом конбини (мини-маркете – прим. авт.

) есть большая полка с энергетиками и продаётся хентайная манга (комиксы эротического содержания – прим. авт.).

Кстати, манга и аниме действительно большая часть культуры, которая проникла во все сферы. Человек может даже не смотреть аниме, но видеть его, например, в рекламе.

В первые приезды в Японию мне особенно запомнился музей Миядзаки (японского режиссёра-аниматора – прим. ред.). Билет покупать лучше заранее онлайн.

Если любите искусство, сходите в Tokyo MOMA (Museum of Modern Art, музей современного искусства – прим. ред.). Часть выставок там можно посетить бесплатно.

В соседнем городе Чиба располагается «Токио Диснейленд»: если приехали с детьми, то обязательно сходите. В столице много хороших океанариумов, билет стоит около 1 тыс. рублей.

Ещё в Японии есть центры наподобие наших дворцов творчества, там много бесплатных мероприятий. Например, в Nаkano Zero (центр в районе Накано – прим. авт.) план выставок и концертов расписан на несколько месяцев вперёд.

Особенно много развлечений для пожилых людей. Старики здесь бодрые, наслаждаются жизнью: они наконец‑то отработали своё и теперь спокойно гуляют в парках и ходят на выставки».

О вкусе

«Мне кажется, что японцы рождаются с идеальным вкусом. Это не значит, что все умеют сочетать несочетаемое, а вся страна – сплошной район Харадзюку (центр уличной моды в Токио – прим. авт.). Но люди, которых видишь на улицах, умеют одеваться одновременно стильно и просто независимо от пола и возраста. Это чувство вкуса проявляется и в архитектуре, и в ландшафтном дизайне.

В Японии о своём внешнем виде заботятся и пожилые люди. Нет понятия «возрастной одежды», и это выглядит гармонично. На бабушке можно увидеть стильную шляпку, милую блузочку с юбкой молодёжного бренда. Мечтаю увидеть таких бабушек на наших российских улицах».

О различиях и сходствах с русскими

«Русские и японцы очень похожи развитым чувством национального превосходства и, в основном, отталкивают человека, если он отличается от них. В Китае, наоборот, вас принимают таким, какой вы есть, ценят вашу индивидуальность. Но зато в Японии все очень вежливы друг к другу.

Когда я вернулась в Москву, меня толкнули в метро и на меня же накричали. Я от неожиданности расплакалась – так привыкла к японской вежливости и предупредительности. В России накричать на человека, к сожалению, норма. Конечно, в Японии тоже могут выйти из себя, но если только сильно нарушаешь правила. Агрессия вообще не свойственна японцам.

Если с самого детства тебя учат быть как все, не показывать эмоции, делать через силу, следовать цели, то, конечно, ты научишься замыкать чувства в себе. Из‑за этого нередко при общении с японцем создаётся впечатление скрытности. Даже если японец знает английский язык, не стоит ждать от него европейского мышления. Японцы от рождения не закрытые люди, но давление культуры сильное.

Встречаются и общительные открытые люди, и интроверты, которые неожиданно открываются именно тебе. На самом деле, ещё одна схожая черта японцев и русских: в нашей стране мальчиков тоже учат не показывать эмоции, из‑за этого и возникает непонимание».

«Какого‑то особенного отношения к русским у японцев нет. Когда я очутилась в маленьком баре, меня сразу спросили, откуда я. Я всегда отвечаю: из самой большой страны в мире. Россию не всегда угадывают в этом описании, называют США, Канаду, даже Францию.

Японцам больше интересен наш политический лидер. Поэтому, как только кто‑то угадал страну, сразу упоминают, какой Путин сильный лидер. Это много говорит о японцах и о других азиатах: они восхищаются силой и непреклонностью.

Здесь знают многих спортсменов из России. В основном называют имена борцов. Многие фамилии даже мне не знакомы.

Про русский язык слышала от японцев, что когда мы разговариваем, им кажется, что мы читаем заклинание».

О климате

«Климат в Японии напоминает мне Ростов-на-Дону: очень жарко летом, холодно и ветрено зимой. Но если в Ростове есть отопление, то в Японии его нет. Поэтому будьте готовы к этому, если поедете весной, осенью или зимой. Зато теперь я не боюсь тех периодов в России, когда холодно, а отопление ещё не включили – в такие моменты одежды много не бывает.

На острове случаются тайфуны, проливные дожди. А осень и весна, особенно ранние, достаточно мягкие, поэтому это лучшее время для визита».

О парках

«Я очень люблю парки, а в Японии они особенно прекрасны. Нет ничего лучше, чем сесть на лавочку перед озером, где цветут лотосы.

Вход во многие платный – 150 йен (75 рублей), но находиться там можно целый день. Есть и несколько бесплатных, например, Hibiya Park, Nаkano park. Это не парки развлечений – там нет аттракционов и еды не купить. Но любоваться природой можно вечно: в прудах большие красивые карпы и черепахи, летают птички, вокруг раскинулись сады камней и цветут сезонные растения.

В Осаке находится парк Гарри Поттера. Дорога от Токио туда-обратно с посещением парка обходится примерно в 20 тыс. рублей, но если есть финансовая возможность, посетить стоит. Рекомендую тем, у кого ограниченный бюджет в путешествии, устроить тур по паркам: впечатления останутся надолго.

Рядом с Nаkano Park находятся корпуса двух крупных университетов Meiji и Waseda. Рядом с ними легко найти японцев, которые хорошо знают английский. Если устанете от японского, то здесь можно пообщаться на английском».

«Поначалу в Японии меня поражало, какое всё маленькое. После России и Китая, где не экономят территорию, я чувствовала себя Гулливером в Стране лилипутов. Однако здесь даже не богатые люди живут комфортно. Да, жилые площади маленькие, но и эту проблему можно решить. Кого не устраивают маленькие квартиры – переезжают подальше от центра, снимают или покупают таунхаусы и частные дома.

Человеку со средним уровнем достатка доступно многое. Например, вкусная органическая еда, которая в России стоит очень дорого. Много низкокалорийной пищи, куча товаров для вегетарианцев: то есть выстроить свой рацион из полезных продуктов легко и не так дорого, как в России.

Второй плюс – красота и чистота. Есть, конечно, исключения, но их мало. Японцы любят устраивать садики, выходящие на улицу. Так что обычная прогулка по городу может превратиться в любование цветами. Всюду речки, через которые перекинуты милые мостики. Если рядом сакура, то обязательно установлены таблички с указаниями, где лучше всего любоваться цветением.

Здесь очень чисто на улицах, но совсем нет урн. Действует негласное правило: каждый заботится о своём мусоре самостоятельно. Те же экскременты домашних животных нужно убирать самому.

Иногда можно выкинуть мусор в магазине, но воспитанный японец по возможности понесёт свой мусор домой. Вывоз отходов входит в коммунальные услуги, но есть те, кто не платит, и проносит свой мусор на работу.

Кроме этого, мусор сортируется, например, на сжигаемое и несжигаемое.

Сортировка зависит от обслуживающей компании. Если мусор сортирован неправильно, его оставят.
Вообще считаю, что это страна победившего коммунизма. Здесь нет такого – если всё общее, то пусть об этом заботится кто‑то другой. Наоборот, японцы живут по принципу «если всё общее, значит и моё тоже, и я должен заботиться об этом».

«Московское метро удобное, но его строили, не учитывая возможности стариков и людей с ограниченными возможностями. В Японии несколько лет назад решили, что все станции должны быть с лифтами. Теперь для человека в инвалидной коляске не проблема спуститься в метро.

В Токио легко путешествовать даже с огромным чемоданом. В метро есть локеры, где можно оставить сумки, если хочешь погулять по городу. Ячейка для большого багажа обойдётся в 750 йен (около 350 рублей).

Само метро принадлежит разным частным компаниям. Нет такого, как в Москве: зашёл и катаешься. Стоимость поездки зависит от расстояния. При пересадке можно перейти на линию, которая принадлежит другой компании, поэтому снова придется платить. Получается дорого, поэтому многие местные жители передвигаются на велосипедах.

В маленьких населённых пунктах часто нет общественного транспорта. Обычно жилые домики стоят друг от друга на расстоянии, а вся инфраструктура находится в центре городка. Поэтому у тех, кто там живёт, чаще всего есть машина. А в Токио автомобилистом быть тяжело».

И ещё раз о переезде

«Нет ничего невозможного. Япония – одна из тех стран, где можно получить гражданство – однако от своего придётся отказаться.

Нужно знать японский. Выучить его лучше заранее в России и сдать здесь экзамен на третий уровень. Желательно знать и английский. Можно, накопив денег, поехать в языковую школу по студенческой визе и легально работать на полставки.

В Японии много вакансий учителей английского. Чтобы претендовать на них, лучше ещё в России получить сертификат TESL (Teaching English Second Language, преподавание английского как второго языка – прим. ред.).

Также требуются медицинские работники для ухода за стариками, детьми и людьми с ограниченными возможностями. Даже если у вас окончены только курсы первой помощи, вас примут на работу при условии, что вы говорите на японском. Так появится возможность получения рабочей визы после учёбы.

Я всегда за то, чтобы путешествовать и исследовать мир. Но Япония держит людей внутри страны и с подозрением относится к чужакам. Этому есть рациональное объяснение.

Япония – островная империя, и для того, чтобы выжить в борьбе со стихией, необходима коллективная работа и чёткие правила. Иностранцы, которые приезжают жить сюда, не знают правил жизни империи.

Это может привести к сбою в их отлаженной системе.

Если вы ищете страну для переезда, то в Японию стоит переезжать, если вы уверены, что хотите жить именно там. Иначе игра не стоит свеч».

Записала Наталья Малыхина

Источник: https://www.belpressa.ru/news/news/strana-pobedivshego-kommunizma-zametki-belgorodki-pereehavshej-v-yaponiyu18979/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.