Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

Содержание

Российский рынок грузовых автомобилей в 2018 году

Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

Рост российского рынка грузовых автомобилей пошел на спад: в сентябре продажи этого вида транспорта снизились на 11%. В то же время показатели за 9 месяцев текущего года говорят об увеличении объема реализуемой техники на 7,3%. Эксперты считают, что по итогам 2018 года рынок, скорее всего, окажется в ощутимом плюсе.

Факторы, влияющие на рынок грузовиков

По данным компании «Автостат», в августе и сентябре текущего года в России было продано соответственно 6,3 тыс. и 6,4 тыс. грузовых автомобилей, что на 19% и на 11% ниже, чем в августе и в сентябре прошлого года.

Например, за последний месяц снизились продажи у таких производителей грузовиков, как «КАМАЗ» (- 13%), MAN (-16%), Volvo (-37%). Это самое значимое снижение продаж грузовиков за последние 2 года: после драматичного падения в 2013 – 2015 гг.

, продажи грузовиков в РФ оживились, а с весны 2016 года устойчиво росли.

По мнению участников рынка, нынешнее торможение продаж грузовиков – это, скорее всего временное явление, оно во многом связано с колебаниями курса рубля. Генеральный директор автопарка транспортной компании «ПЭК» Дмитрий Иевлев считает, что это временный эффект.

По его словам, некоторое торможение может быть связано с тем, что автоперевозчики в достаточной мере обновили автопарки и пока не видят необходимости в новых инвестициях в этом направлении.

В сентябре курс европейской валюты обновил свой максимум, превысив отметку в 81 рубль за евро.

Если сравнивать стоимость европейской валюты 12 сентября (81,39 р.) и 28 августа (78,22 р.) – рост 4% за две недели. Таким образом, для некоторых российским компаний, приобретающих европейскую технику, при покупке седельного тягача за 79 тыс.

евро волатильность курса стоила более чем 250 тыс. рублей. Учитывая, что обновление парка затрагивает не одну единицу техники, для некоторых транспортных компаний эта сумма доходила до 25 млн. рублей.

Перевозчики предпочли сократить программу по обновлению и расширению собственного парка до момента стабилизации курса национальной валюты.

Однако дальнейшая динамика курса валюты вкупе с увеличением количества рейсов позволяет с оптимизмом смотреть на обновление парка транспортных компаний.

Будет ли носить нынешнее снижение продаж затяжной характер, уйдет ли российский рынок грузовиков опять в падение? Отвечая на этот вопрос, эксперты указывают на ряд негативных факторов, которые оказывают давление на обновление автопарка.

Как отметил представитель ГК AsstrA Олег Гребенько, снижение роста продаж свидетельствует об ухудшении экономической ситуации на транспортных предприятиях.

Безусловно, доходы компаний зависят от спроса на грузоперевозки и, соответственно, уровня фрахтов и оборачиваемости парка, а расходы складываются из стоимости топлива, заработной платы персонала, дорожных сборов, затрат на ремонт и приобретение подвижного состава.

Если проанализировать основные экономические составляющие, то с уверенностью можно сказать, что рост доходов по грузоперевозкам существенно отстает от роста расходов.

Это подтверждает тот факт, что с начала года на 10% подорожало топливо, причем данная тенденция продолжается и дальше.

Более того, повышен утилизационный сбор на тягачи и введен на полуприцепы, а на рынке ощущается дефицит водителей, чей уровень заработной платы только увеличивается.

По мнению руководителя технической службы Itella в России Дмитрия Макаревича, на рынок коммерческого транспорта повлияло несколько факторов. Во-первых, это повышение утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года, что отразилось на повышении стоимости автотранспорта.

Во-вторых, это колебания валютного курса: большинство автопроизводителей формируют себестоимость автомобилей в евро.

И все же рынок растет

Не смотря на ряд негативных факторов, российский рынок грузовиков, скорее всего, закончит уходящий год в ощутимом плюсе. Тем более, по итогам 9 месяцев текущего года общий рост продаж грузовых машин в России составил 7,3% (57 тыс. единиц).

Эксперты считают, что менее динамичные, по сравнению с сентябрем прошлого года, показатели продаж в основном связаны с курсовыми колебаниями. Принимая во внимание активное первое полугодие, в прогнозах рост рынка на 15,5% в целом по 2018 году.

Предполагается, что до конца года произойдет возобновление спроса на новую грузовую технику, однако оно не будет таким же стремительным как в прошлом году, когда за последний квартал было куплено почти 35% от всего годового объема нового автопарка.

На состоянии рынка новых грузовиков сказывается потребность перевозчиков в обновлении автопарка. К примеру, во время кризиса 2014 года некоторые перевозчики решили отложить данный процесс.

После стабилизации спрос на грузовики возрос, поэтому многие компании стали реализовывать стратегию по обновлению автопарка.

В статье использованы материалы аналитического агентства «Автостат».

Источник: http://perevozka24.ru/pages/rossiyskiy-rynok-gruzovyh-avtomobiley-v-2018-godu

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

Количество прибыльных транспортных компаний стремительно сокращается, а число убыточных предприятий растет, зафиксировали в Росстате.

По итогам первых 2 месяцев 2015 года автомобильный транспорт в РФ стал единственной отраслью экономики, в которой сальдо прибылей и убытков оказалось отрицательным — 7,3 млрд рублей.

Спрос на услуги петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015 года сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет.

Так, за март, по данным “Петростата”, крупные и средние компании перевезли всего 129 тыс. т грузов. Проблемы в транспортном секторе грозят проблемами лизинговым компаниям, многие из которых уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной задолженностью.

Погружение

Причины катастрофического падения рынка — запрет на ввоз в РФ продовольствия из ЕС и США, а также ограничение экспорта в РФ промтоваров. Но сокращение объемов — это не самое страшное, намного хуже, что за часть перевезенных грузов транспортники не получили денег. Более или менее точно оценить масштабы бедствия не берется никто.

Опрошенные “ДП” перевозчики сообщили, что сейчас почти все заказчики требуют отсрочки платежа. “Возрастают риски неплатежеспособности. Из-за того что клиентам не хватает собственных денежных средств, растут отсрочки по платежам, они уже достигают 60 дней”, — говорит заместитель гендиректора ГК “Балтика-транс” Ирина Капитанова.

Другие участники рынка отмечают, что 60 дней уже не предел, вполне нормальной считается отсрочка в 90 дней. Но и после истечения этого срока не факт, что деньги придут. “В первую очередь задерживают платежи посредники — экспедиторские компании, они ждут, когда с ними расплатится грузовладелец, а это может затянуться надолго”, — говорит Артем Баршай, гендиректор “Союзхимтранс-Авто”.

Главной причиной возникновения кризиса платежей перевозчики называют проблемы с доступностью кредитов на пополнение оборотных средств.

Прежде заказчики могли взять кредит и оплатить транспортные услуги, но после того, как деньги резко подорожали и стали менее доступны, на оплату направляются только средства, вырученные от реализации товара, а транспортные услуги — это не приоритетная статья расходов, приходится ждать.

“Особенно сложная сейчас ситуация у тех, кто вывозил значительный объем контейнерных грузов из петербургского порта”, — отмечает заместитель гендиректора “Совавто-СПб” Дмитрий Кадомский.

Петербургский порт обрабатывает самое большое число контейнеров, прибывающих в РФ. Как ранее писал “ДП”, контейнерный оборот местного порта в первые 3 месяца этого года рухнул на 31%, до 392 тыс. TEUs (20-футовый контейнер).

Еще больше (на 40%) сократился поток контейнеров, идущих в Петербург транзитом через порты Финляндии. Это обстоятельство серьезно ударило по бизнесу международных автоперевозчиков.

В этом году Ассоциацию международных перевозчиков Северо-Запада покинули 40 компаний, еще несколько предприятий не могут заплатить членские взносы. “Многие компании вообще перестали возить грузы. Снизили зарплаты своим сотрудникам на 10%”, — говорит директор ЗАО “АД-Системс” Геннадий Паластров.

Некоторые товары, запрещенные к ввозу в РФ, импортеры начали завозить в страну из ЕС через Белоруссию.

Разумеется, белорусские автоперевозчики своего не упустили и энергично перехватили обслуживание возросшего в 2–3 раза грузопотока. Ситуация усугубляется тем, что вывозить из РФ автоперевозчикам нечего.

Экспортные товары из РФ обычно крупными партиями вывозятся по железной дороге (руда, лес, зерно, металл) либо по трубе — газ, нефть и нефтепродукты.

Предел терпения

Впрочем, останавливать перевозки — это крайняя мера. “Мы перевозчики, колеса должны крутиться, даже если вы беретесь за перевозку по себестоимости, то это выгоднее, чем простой автомобилей. В наиболее тяжелой ситуации оказались компании, взявшие подвижной состав в лизинг”, — говорит Артем Баршай.

Снижение спроса и желание сохранить бизнес заставляют перевозчиков активно бороться за место на внутреннем рынке: местные дальнобойщики готовы везти контейнеры из петербургского порта и Усть-Луги даже в Казахстан за плату существенно ниже, чем прежде.

Большинство опрошенных “ДП” перевозчиков сообщили: тариф снизился в среднем на 25%, иногда на 50%, что, собственно, и объясняет убыточность отрасли. В относительно выгодном положении оказались индивидуальные предприниматели: они поставили тягачи на прикол и отправились работать по найму в ожидании лучших времен, хотя работу водителем сегодня сложно найти.

Покинуть рынок, быстро продать технику сегодня можно с большими скидками: тягач, стоивший полгода назад 2,5–3 млн рублей, сегодня продается за 1 млн.

По словам Дениса Негодаева, гендиректора “Трансфенника Раша”, в начале этого года появилось новое направление — вывоз из РФ в ЕС бывших в употреблении грузовиков.

По словам перевозчиков, уже достаточно много транспортных компаний оказались на грани банкротства, прежде всего фирмы, приобретавшие автомобили по лизингу.

В сложившихся условиях объединение грузоперевозчиков “Грузавтотранс” намерено 24 июня провести автопробег по кольцевой, чтобы привлечь внимание исполнительной власти к проблемам отрасли, в частности, добиться отмены введения платы за проезд по федеральным трассам — эта плата, по мнению предпринимателей, окончательно добьет бизнес.

Все окей

Опрошенные “ДП” лизинговые компании очень осторожно говорят о проблемах. В ЗАО “Сбербанк Лизинг” честно заявили, что не комментируют вопросы просрочек.

Ольга Кириллова, директор управления “Сбербанк Лизинг”, сообщила, что многие клиенты приостановили реализацию инвестпрограмм, объемы сделок с коммерческим транспортом значительно снизились по сравнению с прошлым годом.

“В текущих условиях многие лизинговые компании предъявляют более жесткие требования к клиентам в части финансового состояния. Для многих фокусом стала работа с просроченной и проблемной задолженностью”, — добавила эксперт.

“Мы не видим критического роста неплатежей и значительного снижения уровня платежной дисциплины по текущим сделкам. Возвращенные автомобили мы включаем в наш онлайн-каталог. В нем представлены и новые автомобили, и бывшие в употреблении. Сейчас в нем насчитывается более 30 тыс. автомобилей со скидками”, — говорит Александр Михайлов, вице-президент “Европлана”.

С начала года ко мне обратилось около 30 компаний. Кто–то из них уже закрылся, кто–то закрывается. Первыми уходят с рынка контейнерные перевозчики. Неплатежи, демпинг — все это губит транспортный бизнес. Отрасль неэффективно управляется.

У нас любой может купить грузовик и нелегально возить товары, сбивая цены. Почему в Финляндии приняли закон, обязывающий заказчика проверять легальность перевозчика, а у нас нет? Мы не раз обращались в Смольный, но местная власть глуха.

Поэтому мы готовим петицию президенту и автопробег, чтобы нас услышала власть.

Владимир Матягин

Председатель Совета Центра Объединения Грузоперевозчиков” НП “Грузавтотранс”

На рынке грузоперевозок продолжается падение как объема перевозок, так и стоимости услуг. Задержек в оплате услуг у крупных клиентов нет. Но проблемы с платежами все чаще встречаются у более мелких заказчиков.

В текущей экономической ситуации на рынке появилось достаточно много компаний, находящихся на стадии банкротства. В этих случаях происходят даже не задержки по платежам, а полная невозможность выплат. И тогда лизинговый автопарк переходит к лизингодателю.

Сейчас на рынке немало примеров такого возврата грузовиков.

Александр Дьяконов

Руководитель Направления Fresh Компании Fm Logistic

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/05/27/Proshhaj_gruz

Восстановление российской экономики? Возможно, что растущие продажи грузовиков — это признак заканчивающегося кризиса

Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

Общество 07:10 / 15 февраля 2017 Восстановление российской экономики? Возможно, что растущие продажи грузовиков — это признак заканчивающегося кризиса

Старт продаж в январе 2017-го оказался лучше, чем в прошлом году. Дилеры увеличили реализацию автомобилей сразу на 25%

Александр Жидких — Набережные Челны

Российский рынок грузовых автомобилей начал новый год с положительной динамики. По информации аналитического агентства «Автостат», объем продаж грузовиков составил 3 530 единиц, что на 25% лучше старта января прошлого года. Тогда автодилерам удалось реализовать 2 820 машин.

Лидером рынка по-прежнему остается «Kамаз», который прочно удерживает свои позиции уже на протяжении нескольких лет. В начале года на его долю пришлось свыше 40% от общего объема продаж. Автодилеры реализовали более 1 500 единиц техники, что на 29% больше, чем год назад. На втором месте расположился другой отечественный бренд — компания «Газ», которая продала 394 автомобиля при росте 1,5%.

Продажи белорусского «Mаза» с ростом 7% замкнули тройку лидеров. Четвертое и пятое места достались шведской Scania, сумевшей в три раза увеличить свое присутствие на рынке, продав 200 автомобилей, и отечественному «Уралу», который реализовал на 31% больше своих автомобилей, чем год назад. Дилеры продали 185 против 141 автомобиля марки «Урал» годом ранее.

⇒ Один из признаков хорошего самочувствия экономики — продажи коммерческих автомобилей. В ноябре они неожиданно резко пошли вверх

По мнению руководителя пресс-службы «Автостата» Азата Тимерханова, высокий показатель роста рынка грузовых автомобилей в январе во многом связан с низкой сравнительной базой прошлого периода.

По прогнозу аналитического агентства, в 2017 году стоит ожидать роста российского рынка грузовых автомобилей, причем его показатель может быть выше, чем в 2016-м.

Если в прошлом году он составил 4,2%, то теперь может достигнуть 10%.

«Анализ ключевых макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в январе 2017 года сложилась ситуация, создающая благоприятные условия для начала восстановления российской экономики. Так, основой всех положительных перспектив является уровень январских цен на нефть, который пока устойчиво держался около отметки $55 за баррель», — рассуждает Тимерханов.

Вторым фактором, положительно сказавшимся на грузовом рынке, стало заявление министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, что господдержка российского авторынка будет продолжена с января 2017 года.

Всего предполагается выделить на автопром более 60 млрд рублей, включая программы утилизации и льготного лизинга.

В дополнение к этим программам могут быть запущены и новые меры поддержки, которые будут выработаны по итогам первого квартала 2017 года, полагает собеседник.

«Можно считать, что складывающаяся ситуация, особенно макроэкономическая, создает благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития рынка грузовых автомобилей», — добавил Тимерханов.

⇒ Кризис не становится хуже. Это показывает рынок грузовых автомобилей: по уровню продаж он приблизился к 2015 году

Прогнозы аналитического агентства PwC говорят, что продажи в базовом сценарии при стоимости барреля нефти $56 в 2017 году составят 54 000 автомобилей. Восстановление грузового рынка будет, по мнению экспертов PwC, идти медленными темпами.

В ближайшие четыре года продавцам грузовой техники все же пока не удастся выйти на докризисный уровень 2014 года, где его емкость была 88 000 единиц.

При стоимости нефти в 2018 году $62 продажи могут составить лишь 60 000 автомобилей, в 2019-м при стоимости барреля $63 — 61 000 грузовиков, а в 2020-м, когда нефть подорожает до $66, емкость рынка может увеличиться до 64 000 автомобилей.

Это в два раза меньше по сравнению с рекордными продажами грузовой техники в 2012 году. Тогда автодилеры смогли реализовать на российском рынке 129 000 автомобилей.

Что касается модельного рейтинга, то в январе его возглавил «Камаз 6520», продажи которого выросли сразу в четыре раза относительно прошлого года. Дилеры реализовали 445 автомобилей. Вторую строчку занял еще один представитель Камского автозавода — модель 43118, которую  продали в количестве 360 штук. Замкнул же тройку лидеров «Газ» — «Газон Next». Продали 221 автомобиль при росте 18%.

Из иностранных представителей хороший старт взяли модель Mercedes Actros, которая в полтора раза лучше продавалась относительно 2016 года (реализован 131 автомобиль против 55 годом ранее), Volvo FH при росте продаж в четыре раза относительно прошлого года (123 единицы против 32) и модель Scania P. Продано 84 грузовика, что почти в пять раз больше показателей 2016 года. Тогда дилеры компании смогли продать скромные 18 автомобилей.

Новости Казани, Челнов и всего Татарстана.

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

Работа в Казани Общество 07:28 / 15 февраля 2017 «Водителям нельзя сегодня парковаться на газонах и вчера тоже было нельзя. Но они паркуются, независимо от того, что нельзя». Мифы о парковке на газонах на примере Набережных Челнов

Ситуацию с оставленными на озелененных территориях и детских площадках автомобилями накануне «разжевал» начальник АТИ: штрафовать продолжат, а платить нарушителям придется больше

Даниил Ляпунов — Набережные Челны

Можно или нет безнаказанно парковать машину на траве или детской площадке? Этот вопрос накануне обсуждали на совместном заседании постоянных комиссий горсовета Набережных Челнов.

Во-первых, пункты правил благоустройства Челнов о запрете парковаться на детских площадках, газонах и территориях зеленых насаждений скоро могут утратить свою силу, рассказал начальник управления административно-технической инспекции исполкома Айрат Насыбуллин. По его словам, судебная практика признает незаконным взимание штрафов по установленным в городе правилам благоустройства. Но радоваться автолюбителям рано: регулированием этого вопроса занимаются на федеральном уровне и планируют повысить штрафы.

Во-вторых, комитетом Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовано принять законопроект о внесении в  Административный кодекс новой статьи.

Она будет называться «Проезд механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям либо стоянка на них».

Размер штрафов будет варьироваться от 1 000 до 5 000 рублей, а заниматься поиском нарушителей станут в основном сотрудники полиции.

Начальник управления административно-технической инспекции исполкома Айрат Насыбуллин

Насыбуллин предложил отменить те пункты правил благоустройства города, которые связаны с парковкой автомобилей на газонах: эти запреты на стоянку транспортных средств не соответствуют федеральному законодательству. Рассмотреть предложение он предложил на ближайшем заседании горсовета.

Доклад начальника АТИ толком никто так и не понял. Объяснить более подробно попросил мэр Челнов Наиль Магдеев: «Теперь по-русски, пожалуйста».

⇒ Общественники продолжают бороться с нарушениями правил парковки у здания МВД в Челнах

Человека, который бы не знал, что оставлять автомобиль на зеленой траве плохо, найти довольно сложно. Но большинство горожан уверены, что ничего за это не будет. Поэтому плотно заставленные (особенно зимой, когда дорогу можно «накатать» в любом месте) дворы, детские площадки и тротуары — явление повсеместное.

Оставлять автомобиль на газоне нельзя — это нарушение как минимум четырех законов, рассказал Насыбуллин: двух об окружающей среде, закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии и приказа госстроя. Другое дело, что по этим нормативам ответственности действительно не предусмотрено.

Мэр Челнов Наиль Магдеев

В Административном кодексе есть штраф по другой статье — за нарушение правил благоустройства и обращения с отходами потребления в городе.

Решением депутатов Челнов парковка на газоне была приравнена к подобному нарушению правил благоустройства и каралась штрафом от 2 000 до 5 000 рублей.

Но, по решению Верховного суда России, «транспорт нужно убрать из всех правил»: регулироваться парковка в зеленых зонах будет теперь отдельной федеральной статьей.

«У нас разночтения получились с судебными органами в части транспортного средства. Судебные органы считают, что ТС — это угроза жизни и здоровью, безопасности граждан только при движении», — рассказал он. В правилах благоустройства автомобили же рассматривались как объекты статичные, несущие лишь опосредованную угрозу жизни человека.

________________________________________________

За год сумма штрафов достигла 4,5 млн рублей. Кроме инспекции активно работают в этом направлении и сотрудники правоохранительных органов, составившие за год около 4 000 протоколов. «Кто-то недоволен, кто-то обижен, что его на 3 000 рублей оштрафовали. Но это адекватная форма воздействовия на сознание человека, который нарушил правила общежития, благоустройства города», — рассуждает начальник управления

________________________________________________

Работа АТИ не останавливается: «у нас на данный момент никаких противоречий нет, наши правила пока не отменены». А изменения, которые предложил внести Насыбуллин, — это действие на опережение, чтобы быть готовыми к моменту принятия федерального закона.

⇒ В Челнах начались традиционные встречи властей с жителями. Самое большое обещание — в городе наконец-то могут появиться многоуровневые паркинги

Но дожидаться нормативных документов не обязательно: штрафовать нарушителей можно будет и дальше, правда, придется снизить сумму штрафа. «Есть еще один документ, которым мы не пользовались, — правила содержания зеленых насаждений.

За нарушение этих правил тоже предусмотрена статья — за неисполнение актов органов местного самоуправления», — рассказал начальник инспекции. Штраф меньше, но не намного: от 1 000 до 3 000 рублей.

Зато нет никаких пересечений с федеральным законодательством.

«Водителям нельзя сегодня парковаться на газонах и вчера тоже было нельзя. Но они паркуются, независимо от того, что нельзя», — недоумевает Насыбуллин.

«Еще на одном моменте, с которым все время происходит путаница, заострю внимание. Мы никого не штрафуем, а лишь регистрируем правонарушение по правилам благоустройства. Затем передаем в административную комиссию. Там уже определяют: предупредить ли, штрафовать», — отметил он.

Новости Казани, Челнов и всего Татарстана.

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

Работа в Казани

Источник: https://KazanFirst.ru/articles/368746

Что происходит на рынке грузоперевозок в России | Rusbase

Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

Рынок грузоперевозок: что волнует участников и заинтересованных лиц? С какими трудностями сталкиваются участники в борьбе за долю на рынке и какова реальная работа системы «Платон»? Рассмотрим проблему, опираясь на проведенные маркетинговые исследования российского рынка автомобильных грузоперевозок.

Рассказывает Аскер Аскеров, генеральный директор аналитической консалтинговой компании «Вершина».

Сегодня глобальная напряженность в экономике негативно проявляется во всех сферах бизнеса, в том числе и в грузоперевозках.

В структуре рынка грузоперевозок России традиционно выделяют пять каналов транспортировки:

  • автомобильный;
  • железнодорожный
  • водный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Логично исключить из анализа два крайних канала, поскольку авиация в транспортировке грузов задействуется редко (ее доля не превышает 0,1% от общего объёма рынка), а загрузка трубопровода, наоборот, перекрывает другие каналы транспортировки и, к тому же, подконтрольна государству.

Структура рынка грузоперевозок РФ в 2015 г., %

Стоит отметить, что в данной структуре грузооборот исчисляется в целом (учитываются и внутренние, и международные перевозки).

Более 47% всех перевозок на рынке приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом около 4% от общего объёма грузов перевозят по автодорогам. В последние годы этот показатель падает за счет:

  • увеличения налогов;
  • трудностей, с которыми сталкиваются компании, желающие обновить свои автопарки;
  • высоких цен на услуги дальнобойщиков – водителей категории Е не так много, требуемое вознаграждение за работу только растет.

Тем не менее колесный транспорт прочно удерживает лидирующие позиции в сегменте грузоперевозок.

Данные за 2014-2015 годы показывают, что доля использования железнодорожных составов увеличилась как при доставке негабарита, так и при выполнении обычных грузовых перевозок. Это объясняется рядом факторов:

  1.   Выгодной тарификацией при международных перевозках;
  2.   Низкой стоимостью транспортировки 1 тонны груза на 1 км;
  3.   Частым использованием мультимодальных схем транспортировки.

Доля водного транспорта в грузоперевозках – меньше 2%. В большинстве случаев он задействован во внешнеэкономической деятельности, когда перевозки осуществляются по морю.

За период с 2012 по 2015 годы наблюдалось небольшое, но стабильное увеличение объемов внутренних грузоперевозок – примерно на 3% ежегодно. Неудивительно, что из-за этого железные дороги оказались в центре внимания.

В силу традиционно больших расстояний между отправителем и получателем, чаще всего в перевозках используется именно железнодорожный транспорт – к примеру, в горнодобывающем и перерабатывающем секторах, тяжелом машиностроении и других отраслях промышленности.

Однако использование железнодорожного транспорта не всегда возможно, и основной движущей силой развития рынка грузоперевозок становятся автомобили. Несмотря на недостаточно развитую автодорожную инфраструктуру, причин для развития рынка автотранспорта несколько:

  • возможность точечной доставки по конкретному адресу;
  • оперативное выполнение задачи;
  • сохранность груза.

Прибыли 2015 года не спешили радовать нас высокими показателями. По итогам первых двух месяцев прошедшего года наблюдалась неприятная тенденция: автомобильный транспорт России стал отраслью экономики, в которой сальдо прибылей и убытков оказалось отрицательным – порядка 7,3 млрд рублей! Неудивительно, что количество прибыльных транспортных компаний стремительно сокращается.

Динамика объема грузоперевозок в 2014-2015 гг.

Спад по итогам 2015 г. по грузообороту – на уровне, чуть превышающем 6%, а по объемам перевозок грузов всеми видами коммерческого автотранспорта – 7,3% по сравнению с 2014 г. Несмотря на спад натуральных показателей, объем рынка автомобильных грузоперевозок в 2015 г. в стоимостном выражении остался практически на том же уровне – 0,4% по сравнению с 2014 г.

Причины проблем в отрасли

Что же послужило упадком бывшей прибыльной отрасли за короткий временной промежуток? Рассмотрим вопрос подробнее.

Первой, и основной, причиной катастрофического падения рынка грузоперевозок можно назвать санкции.

Конечно, сейчас каждый, претерпевающий убытки в развитии бизнеса, готов клеймить запрет на ввоз в Россию продовольствия из Европейского Союза и США.

Но посудите сами: за уже выполненные заказы на импорт продовольственных и промышленных товаров большинство перевозчиков не получили обещанных гонораров, когда вступили в силу запреты на перевозку продукции, сообщает ГК «Балтика-Транс».

Одновременно резко возросли риски неплатежеспособности со стороны заказчиков перевозок.

Пока рубль переживает глубокий кризис, заказчикам не хватает собственных денежных средств, а отсрочки по платежам перевозчикам только растут.

60 дней отсрочки оплаты уже не предел, и некоторые клиенты просят ожидания до 90 дней, в частности это экспедиторские компании, выступающие посредниками между грузоотправителями и перевозчиками.

Ситуация усугубляется тем, что вывозить из России автоперевозчикам, по факту, оказалось нечего. Экспортные товары вывозятся крупными партиями, обычно по железной дороге – как, например, руда, лес, зерно и металлы, или же по трубам, как углеводороды (газ, нефть).

По региональным округам

Более подробно ситуацию на рынке рассмотрим в региональном аспекте.

Лидерами по объему грузоперевозок автомобильным транспортом в 2014-2015 гг. в натуральном выражении являются ЦФО, СФО, ПФО и УФО.

Структура рынка грузоперевозок по ФО, в млн тонн

Наихудшую динамику по объему автомобильных грузоперевозок в натуральном выражении в 2015 г. – по сравнению с 2014 г. – показал СФО (–18,6%), меньше всех сократился ДФО (–1,1%). Данных по КФО в 2014 году нет, поэтому динамика по округу не представлена.

Динамика рынка грузоперевозок по ФО, % 

По итогам 2015 г. произошла смена лидера по объему автомобильных грузоперевозок в натуральном выражении: на первое место вышел ЦФО (+0,8%), сместив СФО на второе место (–2,5%).

Лидеры рынка грузоперевозок по ФО, %

Выводы

Серьезным ударом для рынка грузоперевозок стали санкции, которые привели к резкому сокращению объема международных грузоперевозок. Несмотря на общие тенденции спада рынка, серьезные перспективы открываются для внутренних грузоперевозок.

Территория России огромна, поэтому грузоперевозки исторически стали стратегически важным сегментом экономики. Внутренние перевозки могут сыграть огромную роль в восстановлении рынка.

У нас в стране это традиционно ж/д и автотранспорт. Участники рынка активно развивают направления юга и дальнего востока.

Одним из ключевых драйверов рынка грузоперевозок является, в том числе, и протяженность, и качество дорог.

При условии нивелирования коррупции в стране и целевого использования средств, новый сбор за пользование федеральными трассами (в народе – «Платон») может сыграть ключевую роль в развитии дорожной инфраструктуры.

Об отношении участников рынка к системе «Платон» и новому сбору более подробно поговорим во второй части статьи.

Графики построены на основе данных маркетингового исследования рынка грузоперевозок АКК «Вершина».

Материалы по теме:

6 сервисов для транспортных перевозок

Какие технологии нужны в логистике?

Какие выводы я сделал за 7 лет в бизнесе

Грузоперевозки – это полный хаос!

5 поводов открыть бизнес в сфере курьерской доставки для e-commerce

по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/gruz/

Автопром-2015 – год осознания и адаптации в России

Сказочке конец: что происходит с рынком грузовиков в начале 2015 года?

“То, что мы видели три года назад – такого уровня он в ближайшие годы достигнуть не сможет. Этот год стал годом понимания и адаптации к новым реалиям российского авторынка, который предполагает более низкие в принципе объемы на ближайшую перспективу”, — считает аналитик.

Суровая статистика

По статистике Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин за 11 месяцев 2015 года просели на 34,5% в годовом выражении — до 1,454 миллиона штук. Картина ноября еще печальнее – сокращение рынка на 42,7% к ноябрю 2014 года, худший показатель 2015 года. Было продано 131,572 тысячи машин.

По оценке “Автостата”, объем рынка грузовиков за январь-ноябрь текущего года сократился на 42,6% в годовом выражении, что составляет 45,4 тысячи единиц техники.

Совокупный объем рынка легковых и грузовых машин по году составит около 1,6 миллиона штук, производство – порядка 1,4 миллиона, прогнозирует Минпромторг.

Для сравнения: по данным Росстата, в 2014 году в РФ было произведено 1,7 миллиона легковых машин, и 154 тысячи грузовиков.

Цены растут

Ажиотажный спрос на автомобили в конце прошлого года, когда корреспондент РИА Новости стал свидетелем драки за последний внедорожник по старой цене в одном из московских автосалонов, стал предтечей неоднократного повышения цен автозаводами на протяжении всего 2015 года.

Так, один “АвтоВАЗ” четыре раза поднимал цены на свои машины в этом году. Последнее веерное повышение цен по рынку легковых машин прошло в начале осени, вслед за очередным падением рубля. Причем уже к началу августа средняя стоимость новой легковой машины в РФ выросла почти на 17% по отношению к прошлогоднему периоду и составила 1,149 миллиона рублей, подсчитал “Автостат”.

Работа с поставщиками

В начале года металлургические предприятия страны взвинтили цены на стальной прокат до уровня экспортных расценок.

“Группа ГАЗ” была вынуждена пожаловаться на металлургов в ФАС, а президент “АвтоВАЗа” Бу Андерссон просил у Минпромторга помощи в договоренности из-за резкого роста цен на сталь.

В конце марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что всем автопроизводителям удалось подписать с металлургами соглашения по ценам на прокат, причем на разных условиях.

Разногласия со своим крупнейшим поставщиком – холдингом “Объединенные автомобильные технологии” (ОАТ) – привели к тому, что в ноябре прошлого года “АвтоВАЗ” был вынужден на несколько дней приостановить выпуск моделей Kalina и Granta, чтобы не накапливать некомплектные машины. Весной этого года Андерссон договорился с “Ростехом”, который владеет ОАТ, о приобретении его активов.

Сделка будет оплачена беспроцентными векселями компаний, входящих в “АвтоВАЗ” на сумму 165 миллионов долларов со сроком платежа по предъявлению, но не ранее первого января 2032 года.

О сложностях работы с российскими поставщиками говорил в интервью РИА Новости и директор завода Hyundai в Петербурге. По его словам, компания из года в год старается привлечь местных производителей, но не каждый из них соответствует параметрам по качеству или цене. Из 20 местных поставщиков, с которыми Hyundai работала в прошлом году, только 2 соответствовали требованиям компании.

GM ушел

Экономическими причинами обусловило руководство американского концерна General Motors уход производителя из России.

Компания, проработавшая на рынке РФ более двух десятилетий, 18 марта 2015 года объявила о прекращении контрактной сборки машин в РФ как на своем основном заводе в промзоне “Шушары” Ленобласти, так и на мощностях предприятий “Группы ГАЗ”, где собирали Chevrolet Aveo, и на калининградском “Автоторе”. Такое решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой, говорил президент GM Дэн Амманн.

Концерн сократил свое присутствие в РФ до бренда Cadillac и американских моделей Chevrolet — Corvette, Camaro и Tahoe, а бренд Opel полностью покидает российский рынок.

Но потратиться американцам все же придется — затраты составят около 600 миллионов долларов.

Они пойдут на кампании по стимулированию продаж, на трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на расходы, связанные с сокращением сотрудников.

По мнению президента ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РоАД) Владимира Моженкова, уход массовых моделей Chevrolet и полное снятие продаж Opel c российского рынка в первую очередь скажется на дилерах, коих у марок концерна насчитывалось 294 единицы по всей стране. Но есть еще один немаловажный аспект – рабочая сила, сотрудники сборочных площадок.

Резать по “живому”

На момент принятия решения GM об уходе из РФ численность сотрудников компании на заводе в Шушарах составляла 919 человек, оценивал источник РИА Новости в администрации Петербурга. С конца марта концерн начал процедуру сокращения основной части сотрудников по соглашению сторон, предлагая им по семь окладов.

Тем не менее, к 8 апреля было уволено уже около 400 работников автозавода, а 1 июля компания полностью остановила производство на нем и приступила к консервации площадки.

Служба занятости Петербурга обещала помочь сотрудникам GM в трудоустройстве на другие предприятия региона согласно их квалификации. Однако не все профильные заводы Петербурга готовы принять сотрудников GM.

Nissan заявил о том, что к 1 марта 2016 года оставит одну смену на своем заводе и сократит 500 человек.

По словам гендиректора Auto-Dealer Spb Михаила Чаплыгина, часть персонала GM нашла работу, но многие остались не удел.

С июля “Группа ГАЗ” уведомила нижегородскую службу занятости о возможном сокращении 230 человек из-за ухода GM. Резать по “живому” изначально планировал и “Автотор” — холдинг собирался заморозить порядка 30-50% мощностей и сократить 460 сотрудников. Правда, позднее президент компании Валерий Драганов объявил, что “Автотор” не будет сокращать персонал в этом году.

“АвтоВАЗ”, согласно озвученным планам, собирался расстаться лишь с 1,1 тысячи сотрудников, так как основная кампания по “оптимизации” персонала на заводе прошла в прошлом году.

Плюс действует программа, согласно которой сотрудники могут уволиться сами, “по соглашению сторон”, с выплатой повышенной компенсации.

По отчету предприятия за третий квартал, численность персонала сократилась на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до почти 51 тысячи сотрудников. На КАМАЗе за тот же период количество персонала сократилось на 5,7%, до 34,578 тысячи.

В октябре зампред “Союзмаша” Владимир Гутенев заявил, ссылаясь на Андерссона, что на предприятии в 2016 году могут сократить от 2,5 до 6 тысяч человек. В ноябре недовольство кадровой политикой президента “АвтоВАЗа” выразил глава “Ростеха” Сергей Чемезов. По его словам, в отношении сокращений необходимо действовать деликатнее.

Обсуждать проблемы предприятия на “АвтоВАЗ” отправился вице-премьер Аркадий Дворкович. По итогам совещания он пообещал, что уволенные с завода смогут получить места на других предприятиях – в частности, в рамках Тольяттинской ОЭЗ.

Также он сказал, что правительство разработает программу поддержки экспорта продукции “АвтоВАЗа”.

Позднее компания сообщила, что в целях исключения массовых сокращений в 2016 году, на первые полгода “АвтоВАЗ” перейдет на четырехдневную рабочую неделю.

Господдержка

Благодаря реализуемым мерам господдержки спроса на общую сумму 43,3 миллиарда рублей в 2015 году удалось предотвратить сценарий обвального падения рынка, несмотря на то что общий спрос на автомобили упал ниже уровня 2009 года, констатировал ранее Минпромторг.

По прогнозам ведомства, в отсутствие мер стимулирования рынка совокупный спрос не превысил бы 1,1 миллиона авто. Таким образом, к концу года благодаря госзакупкам машин, программе обновления автопарка, льготному автокредитованию и льготному автолизингу будет продано около 500 тысяч автомобилей.

В этом году по программам господдержки было продано 480 тысяч автомобилей, говорит исполнительный директор “Автостата” Сергей Удалов. Без господдержки тоже какое-то количество автомобилей из этого числа было бы продано, но рынок сократился бы значительно сильней. Получается, что без господдержки рынок недосчитался бы чуть менее трети своего объема.

Власти РФ не оставят без помощи автопром и в 2016 году. Со стороны Кремля и правительства РФ уже поступили заверения, что отрасль включена в перечень претендентов на получение антикризисных средств бюджета.

Курс на экспорт

Внимание правительства на выгоду экспорта производимых в РФ машин в условиях слабого рубля обратил совладелец “Группы ГАЗ” Олег Дерипаска во время встречи с главой кабмина Дмитрием Медведевым. Необходимо пересмотреть программу развития автоэкспорта с учетом увеличившейся конкурентоспособности российской продукции, настаивал бизнесмен.

Минэкономразвития создало дорожную карту поддержки автоэкспорта. Однако, по информации источников газеты “Коммерсант”, в эту дорожную карту вошли преимущественно нефинансовые меры поддержки, а также повышение доступности финуслуг для экспортеров.

По словам Дерипаски, главная сложность для экспорта продукции — это высокая стоимость кредитных ресурсов. Помочь в этом российским производителям призван Росэксимбанк – до конца года банк рассчитывал выдать кредитов в рамках программы поддержки высокотехнологичного экспорта на сумму не менее 20 миллиардов рублей, говорил в интервью РИА Новости председатель правления банка Дмитрий Голованов.

Банк и “Группа ГАЗ” до конца 2015 года планируют подписать соглашение о льготном кредитовании покупателей автомобилей группы за рубежом, в первую очередь — в Казахстане и Белоруссии. Подобные соглашения прорабатываются с УАЗом и КАМАЗом.

В начале года “АвтоВАЗ” планировал удвоить экспорт в 2015 году – до 100 тысяч машин, однако из-за падения рынка в Казахстане, который был основным импортером продукции Волжского автозавода, получил контракты на поставку около 70 тысяч машин, говорил Андерссон.

Источники газеты “Ведомости” и вовсе говорят, что экспорт завода по итогам года сократится более чем на 40%. КАМАЗ ожидает роста экспорта по итогам года на 10%, до 7 тысяч грузовиков. Также в этом году петербургский завод Hyundai начал экспортировать машины в страны Ближнего Востока – Египет и Ливан. До конца года планируется поставить более 4 тысяч автомобилей.

Источник: https://ria.ru/20151223/1347290953.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.