Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

«Отец» лучшего российского внедорожника

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

6 января 2012 года Пётр Михайлович Прусов — доктор технических наук, «Заслуженный конструктор РФ», Вице-президент «Ассоциации автомобильных инженеров России» — отметил 70-летний юбилей.

Он вошел в историю мирового автомобилестроения как создатель легендарного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива». Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», «Золотой медалью Петра Великого».

А я – Прусов

-Петр Михайлович, как работает мысль изобретателя? Это вдруг эврика?

-Нет, не эврика. Я всегда говорил, что «Нива» — это техническая удача. У меня к тому времени было 20 авторских свидетельств.

Одно из первых относится ко времени моей учебы в техникуме механизации сельского хозяйства в белорусском городе Городок.

Мы с преподавателем разработали гидродинамический вибратор и на его базе построили установку для мойки деталей, которая до сих пор работает в Белоруссии, а также аппарат для дойки коров.

Когда в 1970 году я пришел на Волжский автозавод, то не сразу стал заниматься «Нивой». Я был в должности «дежурного конструктора», который мог принимать решения вплоть до остановки конвейера.

Я и был тем человеком, который однажды, нажав кнопку, остановил конвейер. Тут же пришел мужчина в кожанке и спросил, кто это сделал. А дальше состоялся диалог: «Пускай конвейер». — «Нет. Идет брак, задний мост отваливается».- «Пускай. Я — Жидков».

— «А я — Прусов». Я и не знал, что Жидков — это директор по производству.

Я был тем человеком, который вместе с Сашей Миллером выпустил на ВАЗе первое изделие ширпотреба под названием «утюг наплитный». Нас подключили, потому что люди, которые этим занимались, вдруг заболели, а изделие срочно нужно было выпускать.

Я был тем человеком, который внес первое изменение в «итальянскую» конструкцию ВАЗ-2101, хотя Fiat категорически возражал против этого. Но Поляков настоял на реализации моей идеи.

-С чего началось создание «Нивы»?

-Задачу создать внедорожник поставило руководство завода. И было создано две группы, одну из которых возглавил я. По существу это было два разных проекта.

-К этому моменту вы уже были доктором технических наук?

— Нет, это было уже после «Нивы», в конце 80-х годов. А тогда я был инженером 2 категории, но когда меня утвердили руководителем проекта, стал ведущим инженером. Сначала была проработка проекта, дано техническое задание и утверждена компоновка. И только после этого работа пошла полным ходом. Проект назывался ВАЗ-2121, и через 5 лет с конвейера сошел первый внедорожник.

-Пять лет — это нормальный срок?

-Для того времени это был очень хороший срок. И мы его пока не переплюнули.

— Я слышала, что существует две версии относительно дня рождения «Нивы»?

-Считаю, что день рождения «Нивы» — 5 апреля 1977 года. Поэтому в этом году мы будем отмечать 35 лет со дня начала ее серийного производства.

Вы можете услышать другую дату — октябрь 1976 года, потому что именно тогда были сделаны первые 50 автомобилей. Я это называю установочной серией, поскольку в соответствии с тогдашней модой их сделали к очередному партийному съезду.

-В чем заключалась революционность автомобиля?

-Революционность по тем временам заключалась в трех вещах: во-первых, это был автомобиль с несущим кузовом. Во-вторых, традиционно для внедорожников применяли низкооборотные двигатели большого объема, но у нас тогда подобного не было, поэтому мы взяли 1.6-литровый. В-третьих, мы первыми применили заднюю пружинную подвеску в сочетании с независимой передней.

Больше всего спорили по тормозам. В то время на внедорожниках спереди и сзади ставили барабанные тормоза. Единственным исключением был Range Rover, имевший передние дисковые тормоза. Мы отказались от барабанных и для уменьшения плеча обката применили так называемый «тормоз с плавающей скобой». Было много споров, но Поляков сказал: «Давайте не будем им мешать».

-Кто придумал название?

-У меня есть черта: если хочу, чтобы что-то получилось, подбрасываю идею и жду. В данном случае подбросил название дизайнеру Сёмушкину, которому объяснил, что нива — это поле, простор, и он согласился. Но я-то закладывал совсем другой смысл. Это четыре имени.

У меня две дочери, у главного конструктора Соловьева два сына. Поэтому за первой буквой стоит Наташа, за второй — Ирина, за третьей — Вадим и за четвертой — Андрей. Получилась НИВА.

Но вы же понимаете, что тогда я не мог об этом говорить.

Покорительница континентов

-А когда начался бум продаж?

-Он начался через год после начала производства, когда выяснилось, что за рубежом ничего подобного нет. Более того, продажи за рубеж превысили продажи в СССР. Как раз в Европе случилась снежная зима, все машины встали, и ездила только «Нива». Тогда и начался настоящий бум.

-Результат известен: в1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира.

-Я не придаю этому большого значения. Это журналистская братия определяет расстановку сил, хотя тогда в жюри не было представителя нашей страны.

-Это правда, что внедорожник поставлялся на экспорт в 100 стран мира?

-Правда. Должен вам сказать, что «Нива» — единственный отечественный автомобиль, который поставлялся в Японию. Причем, ввозить его стали еще до наших официальных поставок. В Японии считалось особым шиком ездить на автомобиле с левым рулем, и, кстати, до сих пор в этой стране есть «Клубы любителей «Нивы».

До 1986 года «Нива» была первой по продажам на всех рынках, а в 1995 году входила в тройку самых продаваемых автомобилей во Франции.

-Она ведь побывала и на Северном полюсе?

-«Нива» побывала на всех континентах Земли, включая Арктику и Антарктику: более 15 лет работала на полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена.

В 1998 году не только покорила Северный полюс, но и своим ходом забралась на Эверест на высоту 5200 метров. А в 1999 году с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 метров.

Это было беспрецедентно, потому что на такую высоту на колесной технике не поднимался никто в мире.

Можно вспомнить и десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар». И все это — «Нива»!

-Говорят, что «Нива» — прообраз Suzuki Vitara?

— Когда японцы сделали первую Vitara, она по идеологии действительно была «Нивой» — те же технические характеристики: сочетание зависимой задней подвески с независимой передней, тормоза.

-Ее скопировали?

-Нет, взяли в качестве прототипа. Когда за полгода до выпуска Vitara японцы приехали в Тольятти, они подарили мне красочно оформленный проспект этого автомобиля с надписью: «Соавтору Suzuki Vitara от фирмы Suzuki».

Автомобиль — не коньяк

-Мы логически подошли к проекту ВАЗ-2123 Chevrolet NIVA. Это тоже ваше дитя?

-Да. У меня девиз: автомобиль — не коньяк, и с годами не становится лучше. Поэтому к работе над обновлением «Нивы» мы приступали трижды. И всякий раз, начиная с 1995 года, у нас не хватало денег на реализацию этого проекта. И тогда я предложил перейти от программы развития к программе выживания.

Мы изменили кузов, но основные узлы «Нивы» пришлось оставить. И когда маркетологи General Motors выбрали автомобиль, который можно взять в основу производства, я сказал, что, безусловно, уверен, что наше дитя в СП будет лучше накормлено, одето и обуто.

Единственное, что меня волновало: будут ли его любить так, как мы? Сегодня могу сказать: любят!

А тогда впервые в мировой практике зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся автомобильный рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию. Это уникальный случай. Когда меня спрашивают, как я к этому отношусь, отвечаю — положительно.

-Кто со стороны GM вел переговоры?

-Вице-президент GM Дэвид Херман. Потом подключилась Хайди МакКормак и Джон Милонас — первый гендиректор GM-AVTOVAZ.

-В этом году исполнится 10 лет с начала производства Chevrolet NIVA. За эти годы автомобиль подвергся серьезным изменениям. Как сейчас вы его оцениваете?

-Я по-прежнему считаю, что в своем классе — это лучший автомобиль в России и странах СНГ. И он вполне конкурентоспособен и на зарубежных рынках. Думаю, что руководство СП не экспортирует его в страны дальнего зарубежья лишь потому, что внутренний рынок еще не насыщен. Но, повторю: автомобиль — не коньяк. 35 лет — это, скорее, исключение нежели правило.

-С начала 2015 года на СП будут выпускаться совершенно новые Chevrolet NIVA и LADA 4x4. Вы имеете отношение к этим проектам?

-Некоторое отношение имею. Идеология принадлежит мне. И вы знаете, что в 2011 году по этому поводу был подписан меморандум. Споры идут о том, чем должна отличаться Chevrolet NIVA от LADA 4×4. Это будут очень похожие автомобили, отличающиеся техническими показателями и ценой.

Они будут выпускаться на одном предприятии, и принадлежать ему. Но LADA 4×4 как марка не исчезнет. Споры еще идут, но в моей голове уже все сложилось. Понадобится время, чтобы с моим видением согласились все.

По тому, как будет выглядеть Chevrolet NIVA, все согласовано, по второй части пока есть разночтения.

— Насколько я знаю, вы — единственный российский конструктор, который получил именную Звезду на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома во Флинте?

-Да, я действительно несколько раз был в США.

Однажды в 2008 году получаю письмо, в котором сообщается, что меня признали выдающимся деятелем автомобилестроения, и в журнале библиографического института будет напечатана статья, а на аллее технической славы под Флинтом будет заложена Звезда моего имени.

И меня приглашают на это мероприятие. Я очень удивился и решил, что это розыгрыш. Через некоторое время снова получаю письмо, где меня уведомляют, что уже вышло издание и заложена Звезда.

Но чтобы получить журнал, фотографию, сертификат и макет Звезды в масштабе 1:4, нужно перечислить 650 долларов. Ну, я, конечно, этого делать не стал. А через год приходит бандероль с красивой доской, на которой написано, что Петр Прусов удостоен подобной чести. Кстати, в прошлом году мой хороший приятель был во Флинте и видел Звезду моего имени под номером 58.

-Вы поддерживаете связи с зарубежными партнерами?

-Поддерживаю. Во-первых, у меня хорошие отношения с фирмой Porsche. В свое время они приглашали меня в Германию в качестве руководителя проекта в ранге заместителя главного конструктора. Тогда я отказался, потому что в Советском Союзе это не приветствовалось, правда, мне сказали, что это не мои проблемы.

Но дело даже не в этом: я нормально чувствую себя за рубежом 20 дней. А после меня тянет под выхлопную трубу. И потом, в Германии я же должен был думать по-немецки. Но с тех пор раз в два года мы собираемся в Штутгарте, идем в ресторан и вспоминаем минувшие дни.

С Германией связано и избрание меня в 2000 году Почетным профессором Аахенского технического университета.

-5 апреля будет отмечаться 35-летие с начала производства вашего детища. Ваши пожеланияChevrolet NIVA и LADA 4x4?

-Мои пожелания — обновиться и пользоваться спросом.

Источник: https://chevrolet-niva.ru/about/gm-avtovaz-success-story/2012-year/otiets-luchshiegho-rossiiskogho-vniedorozhnika

Все о Шевроле Нива

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Chevrolet Niva – это известный российский компактный вседорожник, являющийся приемником знаменитого советского вседорожника ВАЗ-2121 «Нива».

  Он очень популярен среди автолюбителей, о чем свидетельствует отнесение данного автомобиля Ассоциацией Европейского бизнеса Российской Федерации к самым продаваемым вседорожникам России в 2004-2008 годах, а также тот факт, что Шевроле Нива удостоена ежегодной профессиональной премии автомобильных журналистов «Внедорожник года 2009» в номинациях «SUV» и «Премьера года», а также награды «За высокое эксплуатационное качество» на автошоу SIA 2012. А ведь по дорогам стран СНГ и России на сегодняшний день колесят уже более 400 тысяч вседорожников Chevrolet Niva, кстати, вот тест драйв Шевроле Нива.

История марки Chevrolet Niva

В первые, концепт нового вседорожника ВАЗ-2123 «Нива» был показан на международном Московском автосалоне в 1998 году.  По замыслу конструкторов, этот новый автомобиль должен был стать наследником знаменитой «Нивы», которая к тому времени уже в течение 22 лет выпускалась без серьёзных изменений.

Новый внедорожник ВАЗа по сути обзавелся только более просторным пятидверным кузовом, а его начинка в целом, двигатель и трансмиссия, остались без серьёзных изменений. В 2001 г. на опытном производстве ОАО «АвтоВАЗ» приступили к выпуску ВАЗ-2123, однако до внедрения данного автомобиля в массовое производство дело так и не дошло.

Причина данной досадной ситуации была в отсутствии у компании достаточных средств на серийный выпуск нового авто. В следствии концерн General Motors, который весьма заинтересовался данным вседорожником, приобрел  права на бренд Niva («Нива»), а также лицензию на ВАЗ-2123.

Благодаря американским инженерам и конструкторам в ВАЗ-2123 было внесено значительной количество изменений, что позволило считать получившийся автомобиль самостоятельной конструкцией.

Позже компания General Motors Co проинвестировала запуск нового конвейера, с которого в сентябре 2002 г. сошел новый ВАЗ-2123, который к тому имени утратил ВАЗовскую маркировку и начал именоваться как Chevrolet Niva.

На данную модель у производителем возлагались огромные надежды. Эти надежды были оправданы, и благодаря марке  Chevrolet Niva американская компания и сам  бренд, в общем, завоевали сердца российский автолюбителей.

Кстати, на первоначальном этапе, при полном серийном запуске нового вседорожника Chevrolet Niva планировалось, что его предшественник ВАЗ-2121 будет отправлен на заслуженную пенсию и снят с конвейера. Однако старичок ВАЗ-2121 продолжил свое существование и его выпуск не прекратился и по сегодняшний день.

Причиной тому стал тот факт, что новый вседорожник, из-за своего значительного удорожания, выскочил из ценовой потребительской ниши своего предшественника и два данных автомобиля, по сути, не являлись конкурентами друг другу. И еще, в 2006 г.

ВАЗ-2121 лишился своего знаменитого имени, и стал называться «Lada 4×4», так как права на торговую марку «Нива» была окончательно переданы General Motors.

Развитие и модернизация вседорожника  Chevrolet Niva  с момента его дебюта не останавливались, в его конструкцию постоянно вносили технические доработки и изменения, а с 11 марта 2009 года  начался выпуск новой рестайлинговой версии Chevrolet Niva, над кузовом которой поработали дизайнеры знаменитого итальянского ателье Bertone.

Описание, цены и история модельного ряда

Как нам уже известно, жизнь модельного ряда Шеви Нива подразделяется на дорестайлинговый период и послерестайлинговый.

Первоначально Chevrolet Niva располагала двумя базовыми версиями L и GLS с 4-цилиндровым рядным бензиновым двигателем  ВАЗ-2123, объёмом 1690 см. куб., и системой распределённого впрыска топлива,  мощностью 80 л.с.

(58,5 кВт), максимальным крутящий момент составлял 127,4 Нм. Такой двигатель позволял разогнать Chevrolet Niva до скорости 140 км/ч.

Также он соответствовал классу токсичности EURO4, а его расход в смешенном типе, согласно данным завода изготовителя, составлял 10,8 литра на 100 км.

Версия GLS, как более дорогая отличалась отделкой салона искусственной кожей, 16 дюймовыми легкосплавными дисками с алюминиевым кронштейном запасного колеса, аудиоподготовкой, обогревом передних сидений,  тонированными стёклами, а также противотуманными фарами и другими улучшениями.

Позже с возможностью добавления кондиционера появились комплектации LC и GLC, которые соответствовали предыдущим версиями оснащенным этим весьма полезным в жаркую погоду агрегатом.

В 2004 году руководством компании было решено комплектовать все версии электронным управлением наружных зеркал с подогревом и аудиоподготовкой.

Среди стандартного модельного ряда того времени, как пробные версии начали выпускаться такие модели как Chevrolet Niva FAM-1 и Chevrolet Niva Trophy. Партии этих автомобилей изначально были весьма ограниченными, однако позже их производство было увеличено.

Chevrolet Niva FAM-1 увидела свет в начале 2006 года, a уже к концу того же года производство данной версии было решено увеличить. Данная версия автомобиля получила обозначение  GLX (индекс 21236 по ВАЗовской спецификации).

Машина получила новый двигатель Opel Z18XE и 5 ступенчатую механику Aisin, которые вместе c раздаточной коробкой были скомпонованы единым блоком. Помимо нового силового агрегата и КПП, данная модификация обзавелась системой АБС от компании Bosch, новыми приводными валами, вакуумным 10-дюймовым усилителем тормозов.

Среди других особенностей были добавлены кондиционер, две подушки безопасности, более комфортное регулируемое по высоте сиденье водителя, а также преднатяжители ремней безопасности.

Однако в 2008 году эта, казалось бы весьма неплохая версия, не обрела достойного спроса среди покупателей и была снята с производства. К тому времени уже было выпущено порядка тысячи машин,

Chevrolet Niva Trophy — тюнинговая модификация, которая была разработана и предназначена для любителей сурового бездорожья.

Особенностями, отличавшими эту модификацию от базовой версии, были следующие:

  • Для избежания возможного гидроудара при прохождении машины вброд был установлен шноркель (устройство позволяющее производить забор воздуха из надводного пространства);
  • Добавлена возможность принудительного отключения вентиляторов охлаждения двигателя;
  • Был установлен механический натяжитель цепи взамен гидравличекого;
  • Редуктор получил самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения;
  • Трансмиссия приобрела главную пару с более высоким передаточным числом 4.3 взамен 3.9 базовой версии, а также ее сапуны были выведены в подкапотное пространство;
  • Появилась возможность крепления электрической лебедки.

Новая Нива Шевроле

Следующая, обновленная версия Chevrolet Niva, над которой потрудились мастера итальянского  дизайнерского ателье «Bertone», увидела свет 11 марта 2009 года.  Обновленная машина, сохранив свои общие геометрические параметры и узнаваемость, стала более соответствовать общему стилю бренда Chevrolet.

В основном изменений коснулись лишь элементы дизайна экстерьера и интерьера. Основным техническим улучшением стали новые головные фары с равномерным распределением светового потока. Такого улучшения производители смогли добиться, используя линзованые фары ближнего света. Задняя оптика, в свою очередь, сменила лишь только свой дизайн.

Вот краш тест Шевроле Нива.

Экстерьер получил обновленный передний бампер, а задний бампер приобрел специальные отверстия для улучшения вентиляции салона. Появились пластиковые декоративные накладки на крылья, двери и пороги, которые в более дорогой комплектации GLS и GLC, в отличие от базовых версий, окрашиваются в цвет кузова.

Также комплектации GLS и GLC, в дополнение к ранее имеющимся отличиям от базовых комплектаций L и LC, получила следующие дополнения: на крыше установлены рейлинги немецкой фирмы Jac-Products, рычаги КПП и «раздатки» дополнены вставками «под алюминий», аудиоподготовка была дополнена двумя расположенными спереди динамиками, передние сиденья оборудованы системой подогрева, а передний бампер снабжен противотуманными фарами.

Интерьер новой версии Chevrolet Niva  также получил некоторые изменения. Дизайнеры практически полностью переделали пространство между передними  сидениями: здесь появилось место для подстаканников и мелки предметов.

Джойстик управления зеркалами и блок управления подогревом передних сидений были перемещены в нижнюю часть центральной консоли.  Пепельница обрела свой новый стиль в виде отдельного элемента: стакана с крышкой.

Претерпела изменений и обшивка потолка, а в комплектациях GLS и GLC появился новая консоль с очечником.

Теперь немного сориентируемся по ценам. Новую Chevrolet Niva базовой комплектации без кондиционера на сегодняшний день можно приобрести от 444.000 рублей.

Эта же версия с кондиционером (LC) обойдется вам как минимум на 29.000 дороже. Что же касается более дорогой комплектации, то Ниву GLS можно приобрести по цене от 514.000 рублей, а Ниву GLC – от 541.000.

Обзор обновленной Шевроле Нива 2014 здесь.

Последние улучшения и планы на будущее

Что касается планов на будущее вседорожника, то создатели и владельцы данной марки делятся ими весьма неохотно.

Однако из тех скудных ответов на вопросы некоторых журналистов стало известно, что в будущем в связи с ожидаемым переходом Chevrolet Niva  к стандарту токсичности EURO5, машину ожидают очередные улучшения и дополнения.

Какой автомобиль в итоге мы увидим, можно только догадываться и ждать его официального представления. Возможно, какие-то новые подробности мы узнаем в ближайшем будущем. Ну, а пока стоит довольствоваться существующей версией Шеви Нива.

Кстати, стоит заметить и то, что некоторые улучшения вседорожник  Chevrolet Niva получает постоянно. Так, например, только за период с 2010 по 2012 год машина получила значительные улучшения в подвеске, что весьма снизило шум при движении, также увеличена безопасность и надежность данного узла.

Претерпела улучшений система очистки стекол автомобиля. Улучшены ремни безопасности. Машина стала комплектоваться новым домкратом. Будем надеяться, что до выхода новой версии  Шевроле Нива специалисты на этом не остановятся и не перестанут добавлять в автомобиль очередные улучшения.

 Отзывы владельцев Нива Шевроле тут.

Источник: http://autoepoch.ru/obzory-avtomobilej/vse-o-shevrole-niva.html

KUNST! Как собирают российские Chevrolet Niva и Chevrolet Viva — ДРАЙВ

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

На совместном предприятии GM-АвтоВАЗ собирают автомобили Chevrolet Niva и Viva. Доля первых значительно больше.

Можно ли в России собирать качественные автомобили? Если речь идёт о построенном «с нуля» заводе иностранной компании, то большинство ответит на этот вопрос утвердительно — примеры есть. А что, если завод — это совместное предприятие General Motors и АвтоВАЗ, где собираются Chevrolet Niva и Viva?

Тут уже многие призадумаются: нелестных отзывов о надёжности Niva первых лет выпуска было немало, а о Viva вообще мало кто что-нибудь знает. Но в последнее время нареканий в адрес этих машин практически не слышно. Люди привыкли, или всё же что-то поменялось? За ответом мы отправились в Тольятти, чтобы своими глазами посмотреть, как собирают эти автомобили.

Завод

Пока мы ехали к заводу СП по одному из широченных проспектов Тольятти, мы миновали высокое здание заводоуправления АвтоВАЗ, трёхкилометровый конвейер, где собирают «Лады», новый цех по сборке «Калин»… А сам завод СП GM-АвтоВАЗ скромно приютился на сравнительно небольшом участке. В отличие от АвтоВАЗа с его старыми обшарпанными стенами он выглядит очень аккуратно — симпатичные синие стены, ухоженная территория.

Относительно небольшой завод СП был построен менее чем за год на выделенной АвтоВАЗом территории.

Первый автомобиль сошёл с конвейера СП GM-АвтоВАЗ в сентябре 2002 года. Это была Chevrolet Niva, а позже начали собирать и модель Viva — фактически, слегка переделанный седан Opel Astra предыдущего поколения.

На строительство завода и подготовку производства понадобилось всего 11 месяцев — почти что рекордный срок.

И во многом это заслуга Джона Милонаса (John Milonas) — человека, который к тому моменту уже построил и запустил восемь заводов.

Причём главной сложностью для Милонаса было не строительство завода как таковое, а обучение рабочих западной культуре производства и обеспечение должного уровня качества. Все работающие на совместном предприятии прошли курсы обучения на других заводах General Motors, плюс с самого начала была введена строгая система контроля качества.

Правда, сперва не всё пошло гладко: судя по статистике гарантийных случаев, в первые годы с качеством действительно были трудности.

Причём главную проблему представляли комплектующие: не все поставщики смогли обеспечить требуемый заводом уровень качества. Но теперь, по словам заводчан, ситуация меняется.

По статистике, у выпускаемых сейчас автомобилей в первый год эксплуатации поломки случаются как минимум в три раза реже.

https://www.youtube.com/watch?v=W00Nvfj-CdE

Все проблемные операции Милонас контролировал, а иногда и выполнял самостоятельно, «подавая личный пример» рабочим. Он фотографировал отдельные моменты сборки и развешивал эти снимки на стене своего кабинета — на заводе её прозвали «стеной плача». Фотография висела на стене до тех пор, пока проблема с качеством работы не решалась.

На заводе много молодых рабочих — как нам рассказали местные жители, молодёжь старается устроиться именно на СП. Здесь лучше и перспективы, и условия труда. Форма, кстати, тоже «молодёжная». Так, например, каска у рабочих «замаскирована» под бейсболку — поначалу мы даже не сразу это поняли.

Производство

Внутри сразу же бросаются в глаза чистота и порядок — совсем как на западных производствах. Кстати, СП не делает кузовов для Niva — они через «дыру» в стене по конвейеру приходят с АвтоВАЗа и сразу же попадают в цех окраски.

Кузова Viva также попадают сюда через ту же «дверь», но делают их «на месте», на собственном сварочном производстве.

В цехе окраски, оснащённом оборудованием известной фирмы Eisenmann — поставщика многих западных заводов, кузов сначала «купается» в 12 ваннах, проходя мойку, обезжиривание и грунтование (процесс полностью автоматизирован).

После этого грунт сушится и шлифуется, а поверх него кладутся мастики и «праймер» — грунт, на который непосредственно наносится краска. Он кладётся вручную, и допускают к этому процессу только самых опытных и квалифицированных рабочих: ведь чем ровнее будет поверхность, тем легче (и лучше) будет затем окрашиваться кузов.

Грунтованный кузов обрабатывается рабочими вручную.

А вот сама краска вновь наносится «роботами» в два этапа: сначала — электростатическим способом, потом — пневмораспылением. Это делается для того, чтобы в случае ремонта проще было «попасть в цвет»: если наносить всю краску электростатическим способом, то она, конечно, ляжет несколько лучше и равномернее, но воспроизвести данный оттенок в незаводских условиях станет практически невозможно.

Роботы в производстве практически не используются — они лишь вклеивают стёкла. Но контроль качества — на самом высоком уровне.

После окраски и оснастки кузов поступает на сборочный конвейер. Расположен он довольно компактно и разбит на несколько участков, между которыми находятся так называемые буферные зоны, где скапливаются автомобили с предыдущего участка.

Такое решение позволяет остановить только одну часть конвейера, не прерывая работы остальных.

В одном здании с конвейером расположены и склады, причём детали находятся в непосредственной близости от того участка конвейера, где они необходимы.

По чистоте, порядку и культуре производства завод СП GM-АвтоВАЗ ничем не уступает западным предприятиям General Motors. Информационное табло сообщает сотрудникам обо всех рабочих моментах, будь то заканчивающиеся на складе детали или проблемы на одном из участков производства.

С кузова снимают двери и отправляют их на отдельную линию — уже готовые, они будут вновь «надеты» на кузов ближе к концу сборки. Практически каждая операция, выполняемая рабочим на конвейере, контролируется.

Например, затяжка каждого болта производится специальным устройством со сменными насадками.

По тому, какая из насадок надета на него в данный момент, он «понимает», с каким моментом нужно закрутить болт, и не даёт рабочему завернуть неправильно — машина с «недотянутыми» или «перетянутыми» болтами просто не сможет продвинуться дальше по конвейеру.

Одна из ключевых операций, называемая в народе «свадьбой»: шасси и двигатель соединяют с кузовом.

На случай проблем с какой-либо операций у рабочего припасён андон — специальный шнур, протянутый вдоль всего конвейера. Дёргая за него, сборщик оповещает бригадира о возникших сложностях. Если же проблему не удастся решить на месте, участок конвейера можно остановить или снять с него автомобиль.

Склад располагается
в непосредственной близости от конвейера.

По завершении сборки автомобиль отправляют на финальную проверку качества. Тут и дождевая камера, в которой на машину за несколько минут специальные форсунки выливают несколько тонн воды, и беговые барабаны, и, помимо всего прочего, «субъективный» контроль сотрудниками завода.

Полностью собранные Chevrolet Niva съезжают с конвейера, чтобы отправиться на пункт контроля качества.

Viva

Кроме Chevrolet Niva, в GM-АвтоВАЗ собирают ещё один автомобиль — седан Viva. Но львиная доля производства приходится именно на первую модель. Неудивительно, что на конвейере мы не увидели ни одной Viva, да и в Москве эта машина редкость — о ней вообще мало кто слышал.

На самом деле этот автомобиль до сих пор производится, правда, в небольших количествах.

Изначально из Viva хотели сделать «народный автомобиль» вроде Ford Focus.

Для этого в Тольятти даже планировали наладить штамповку кузовных панелей и производство двигателей Opel — но планам не суждено было сбыться.

Как объяснил нам Ричард Свандо (Richard Swando), нынешний генеральный директор СП GM-АвтоВАЗ, продвижению Viva препятствуют несколько причин. Во-первых, у автомобиля всего один тип кузова, один двигатель объёмом 1,8 литра и только механическая коробка передач.

Ни более-менее мощных двигателей, ни «автоматов», ни других типов кузовов уже не появится.

И потом, россияне, как оказалось, не очень охотно покупают модель, которая в Европе уже снята с производства и считается «устаревшей», пусть даже она и превосходит многие «современные» аналоги.

Niva

Непростая ситуация сложилась и с Chevrolet Niva. Когда завод ещё только строили, инженерам СП GM-АвтоВАЗ представили проект новой «Нивы», подготовленной на ВАЗе. Автомобиль был «сырой», а качество комплектующих — не то чтобы высокое.

Поэтому пришлось в срочном порядке вносить серьёзные изменения в конструкцию — к моменту запуска автомобиля в производство их насчитывалось уже более тысячи.

Отказались от электроусилителя, приспособив вместо него гидроусилитель ZF, серьёзно изменили конструкцию КПП… Кстати, и двигатели, и коробки передач производятся на ВАЗе, но на особой линии и под «надзором» специалистов СП.

Chevrolet Niva Trophy — внедорожная модификация Niva с самоблокирующимися передним и задним дифференциалами.

В ходе нашей поездки мы познакомились и со специальной версией Chevrolet Niva Trophy. Эта модификация оснащена тремя блокирующимися дифференциалами, «зубастыми» шинами, новой главной парой в трансмиссии, настроенными под бездорожье газовыми амортизаторами, лебёдкой, шноркелем, багажником на крыше.

По словам менеджера по экспериментальным и перспективным разработкам СП GM-АвтоВАЗ Вадима Классена, эта Niva Trophy отлично подойдёт для охотников и рыбаков. Причём большинство изменений в конструкции направлено не столько на улучшение внедорожных качеств — с ними, как оказалось, у Niva и так всё в порядке, — сколько на повышение «автономности» автомобиля.

Теперь на нём можно забираться в отдалённые и труднодоступные места, не боясь остаться там навсегда.

В скором времени Niva подвергнется рестайлингу: немного изменятся внешность и конструкция.

Будущее

Что ждёт СП GM-АвтоВАЗ в ближайшее время? Судя по всему — ничего плохого. «Нива» пользуется устойчивым спросом, к тому же в скором времени она подвергнется рестайлингу, а вдобавок появится версия FAM1 с 1,8-литровым двигателем Opel.

Этот автомобиль, кстати, станет куда лучше нынешней «Нивы» в плане безопасности — у него будет изменённая силовая структура кузова с зонами запрограммированной деформации, две подушки безопасности, ремни с преднатяжителями и ABS. Стоить автомобиль будет 538 тысяч рублей, или порядка 20 тысяч долларов.

Кстати, кузовные доработки скоро ждут и «обычную» версию Chevrolet Niva.

Viva тоже никуда не исчезнет — автомобили, собираемые на заводе, подолгу у дилеров не задерживаются. А в скором времени, по словам Ричарда Свандо, ассортимент продукции завода может расшириться.

Правда, пока не ясно, какая из моделей встанет на конвейер — руководство General Motors ещё не приняло решения на этот счёт.

Источник: https://www.drive.ru/entry/4efb32ba00f11713001e1ebf.html

История компании Шевроле

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Chevrolet — это один из лучших брендов автопрома. Реализация фирмы в год составляет более чем 3,5 млн единиц автомобилей больше чем в сотне стран мира.

В мировой статистике Chevrolet занимает четвёртое место по размерам продаж и лидирующее в темпах роста. Компанию выделяет её выразительный дизайн и передовые технические характеристики машин.

История Шевроле представила миру творения, обладающие лучшим качеством и стоимостью.

Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%
Рассрочка 0%

Луи Шевроле

Основал компанию Луи Шевроле. Эмигрант из Швейцарии создал фирму в 1911 году. Тогда практиковалось называть автомобили своими именами. Луи был мастером езды и механиком, но за свою жизнь так и не успел получить пользу от компании со своим именем.

Гонщик имел большой успех, поэтому многие производители начали обращать на него внимание. Уильям Дюран был одним из таких людей. За время своего правления автомобильным брендом Buick Дюран потерпел банкротство из-за неудачного вложения капитала.

Чтобы вернуть своё влияние на рынок Америки, он решил основать новую компанию. Для этих целей он пригласил для сотрудничества гонщика Луи, что уже само по себе стало неплохим пиаром.

Его имя стало названием бренда — тогда и родилась история компании Chevrolet.

Логотип успеха

В 1914 году компания обрела свой символ. По словам представителей компании, Уильям Дюран однажды остановился в отеле Парижа, где увидел необычный рисунок на обоях. Сохранив его, бизнесмен решил сделать рисунок логотипом бренда.

Первый автомобиль

Уже вскоре компания смогла представить модель Classic Six. Это классический четырёхместный флагман, имеющий двигатель в 30 лошадиных сил. Для рядового покупателя стоимость в 2500 долларов не оправдала себя, поэтому популярности модель не получила.

Позже было решено изменить стратегию от представительности до простоты и доступности. Таким образом, было создано три модели: спортивная L Light Six, Royal Mail, а также открытая Baby.

Classic Six стал первым автомобилем компании Chevrolet

Достойный представитель

Первая серьёзная популярность пришла к бренду в 1916 году с выпуском Chevrolet-490. Известность модели была аналогично лидеру того времени Ford. Она имела следующие характеристики:

  • 4-цилиндровый мотор с объёмом в 2,8 литра;
  • трёхступенчатая коробка передач;
  • стартёр (что было в редкость);
  • электрические фары.

Как показала история марки, флагман имел такой успех, что производился включительно до 1922 года. После этого её заменила новинка компании Superior. Она же имела активный выпуск до 1927 года.

Большой шаг и падение

После успешной продажи транспорта Дюран накопил достаточно денег, чтобы приобрести акции от предприятия General Motors. Он присоединил его к своим активам, чтобы производить свой бренд в новых масштабах.

Луи Шевроле не смог ладить с Дюраном. Таким образом, в 1914 году вспыхнула большая ссора, когда учредители планировали позиционирование компании.

За время пребывания Шевроле в отдыхе его напарник сменил направление выпуска в сторону бюджетных и качественных моделей. Луи остро на это отреагировал, поскольку ориентировался на быстрые и неповторимые автомобили.

После этого инцидента Шевроле отдал все права на компанию своему коллеге.

Луи долго пробовал себя в новых начинаниях. Он со своим братом создал компанию Frontenac Motor Corporation, которая разрабатывала новинки автопрома. Она же закрылась вследствие ссоры владельцев.

После этого последовало ещё несколько проектов вроде Chevrolair 333 или Chevrolet Air Car Company, но они также оказались закрыты. Гонщик успел создать 10-цилиндровый мотор, но не успел получить с него выгоды.

Он умер в 1941 году от болезни мозга.

Сложное время

История создания компании не была безоблачной. Так, в 20-х годах акции бренда сильно подешевели, поэтому Дюран решил уйти с поста руководителя. Его заменил Уильям С. Кнудсен. Этот человек был сотрудником компании Ford, что создавало подозрения. Но он объявил, что не планирует давать работу бывшим сотрудникам из конкурирующей компании.

Новое движение

В 1923 году была произведена модель, имеющая воздушное охлаждение для двигателя. Через год компания приобрела испытательный полигон, а также организовался выпуск фургонов. Фирма сделала новый скачок в росте, когда её конкурент Ford перестал выпускать свой знаменитый Ford T. За это время удалось продать миллион автомобилей.

В 1926 году было объявлено о внедрении новых инвестиций в виде 10 млн, которые должны расширить мощности компании. Это внушительно отобразилось на продажах, существенно их увеличив.

В самом только 1926 году было продано 692 тысячи автомобилей.

В это же время бренд продолжал бить собственные рекорды, благодаря которым смог вырваться на первые строки рейтингов продаж среди лидеров рынка Америки.

Внедрение комфорта

Поскольку Chevrolet — это компания, которая ориентируется на широкий класс, большое внимание занимало удобство обычного пользователя. Уже в 1924 году в салоне внедрили радио, а в 1929-м бренд обзаводится автомобилем с шестицилиндровым двигателем. После этого была внедрена независимая передняя подвеска — это случилось в 1934 году.

https://www.youtube.com/watch?v=BqB72kK_PM8

История создания марки Chevrolet представила появление многоместного транспорта. В 1935 году вышел флагман на 8 мест. Также вся линейка автомобилей получила вместительный багажник.

Над внешним дизайном кузова задумались в 1937 году, тогда были произведены модели Standart и увеличенная Master. В 40-е годы началось производство автомобилей Royal Clipper, оснащённых передовыми лампами, а также продуманным капотом.

После этого переработке подверглись все элементы из дерева — их заменили на металл.

Смена профиля

Во время Второй мировой войны бренд Chevrolet стал производить всё необходимое фронту: трейлеры, а также грузовики и снаряды. Такое указание было дано правительством, чтобы создавать выпуск гильз 75 мм и зенитных орудий. Вместе с этим продолжалось производство моторов Pratt & Whitney. После этого управителя Chevrolet назначили председателем в министерстве обороны.

Бренд прекратил выпуск военной техники 30 января в 1942 году. Некоторые модели с тех времён были оставлены, но модернизировались под нужды обычного пользователя. В 1949 году были представлены новинки — фирменная Deluxe и особенная Special, но в них были установлены двигатели прошлого образца.

Второе дыхание

Необычная модель Bel Air 1950 года отличалась от остальных кабриолетов крепким верхом, а также понтонным кузовом. Она быстро завоевала популярность и разошлась в тираже 6 миллионов автомобилей.

В 50-х экономика снова пошла в рост. С того времени стали выделяться основные тенденции для развития автопрома — покупатель требовал нового дизайна, а также наслаждения от поездки. Томас Китинг принял решение встроить в модели Powerglide — автоматическую коробку передач. Она была доступна для самых дешёвых флагманов.

1953 год ознаменовался для Chevrolet выпуском Corvette, обладающей увеличенной скоростью. Конструкция подразумевала получить транспортное средство с небольшим весом, что достигалось использованием стеклопластика в кузове. В 1957 году был представлен усиленный двигатель на 283 л. с. В нём была создана конструкция впрыскивания топлива Rochester.

Одна из лучших

1958 год стал известным благодаря выпуску Impala. Эта марка соединила в себе стоимость Chevrolet и габариты Cadillac. Через год мир увидел пикап El Camino. Дальше фирма усердно меняет дизайн своих изделий.

Изделия Chevrolet потрясли мир в 1959 году. Они обладали необычным выполнением, обладающим сносками в виде крыльев. Также стёкла и сиденья получили электропривод.

Таким образом, Suburban имел финальный вид, который известный и сегодня.

Серия успеха

Chevrolet в 1958 году активизировала производство новых автомобилей, которые сильно отличались дизайном кузова. К ним относятся Impala, Biscayne и Bel Air.

В 1960 году выпустили Corvair — привлекательный и удобный транспорт, обладающий подвеской колёс независимого типа. Очередная смена внешнего вида наступила ровно через год.

Тогда модельный ряд получил плавные линии, которые полноценно реализовались в Impala SS.

Компания решила привлечь внимание любителей малолитражек. Так, в 1962 году стартовала Chevy ll Nova. Через год её дополняет Corvette Stingray. В ближайшее время новинки выпуска пополняются моделями Malibu и Chevrolet Caprice.

Свежая линейка

Компания произвела выпуск модели Camaro, которая быстро заняла лидирующие позиции на рынке. В 1967 году она заняла 10% от всех продаваемых моделей бренда. Через год произошло обновление автомобиля до Camaro SS, который стал малогабаритной моделью с отличной скоростью.

Обновления коснулись и системы безопасности. Она включала:

  • ремни безопасности;
  • энергоподавляющий механизм;
  • смягчённую панель приборов;
  • тормозной сдвоенный цилиндр.

В это время история создания марки Chevrolet затронула и дизайн. В 1968 году фирма убрала все лишние детали, поскольку установка всех новшеств не добавляла спроса, ведь практической надобности в них не наблюдалось. Было решено вернуться к классическому дизайну салона с экономией пространства.

Полноприводный хит и новые конкуренты

1969 год запомнился выпуском первого в своём роде полноприводного автомобиля. Он был намного больше и просторней своих аналогов. Chevrolet Blazer имел хорошую манёвренность и мощность, оставаясь при этом вместительным. Серьёзная модернизация застала автомобиль в 1973 году, когда его размеры увеличили, а в передние колёса внедрили дисковые тормоза.

В конце 70-х началась массовая продажа японского транспорта. Они заполонили рынок, поэтому компания не смогла увеличивать объёмы продаж. Директор GM Джон Делореан решил сделать ставку на серию Vega и Monte Carlo.

Поддержка пикапов

Chevrolet выпустила новую модель лёгкого пикапа. В тот же год было насчитано 10 млн проданных Impala. В 1973 году была произведена модель Monte Carlo. Она получила премию «Автомобиль года» по версии Motor Trend.

76-й год был для фирмы Chevrolet временем выпуска Chevette — она была ответом для импортных авто. Вслед за этим было уменьшено классический Caprice, что значительно увеличило продажи.

Завоевание рынков

В начале 80-х в стране была острая политическая ситуация. До этого рынок активно заполняли японские автомобили, которые в это время получили признание от пользователей Америки. Chevrolet ответила на это выпуском малолитражки Citation. В ней был реализован передний привод. Уже в 1981 году новое творение Cavalier сделало вызов всем иностранным автомобилям и смогло выйти победителем.

Журнал Motor Trend признал Camaro лучшим транспортом 1982 года. Уже через год можно было наблюдать пикап Blazer S-10, который стал лучшим среди конкурентов. В это же время вышло несколько других новинок, имеющих два варианта размеров — 4,3 и 4,7 метра. Отличия касались как размеров, так и самой конструкции. Вскоре их распределили на Blazer и Chevrolet Tahoe.

Новое движение

В 1984 году мир увидел новый Corvette, а через год — Camaro IROC-Z. В 1986-м компанией была введена антиблокировочная конструкция Bosch ABS II, которая активно использовалась в пикапах и седанах.

Позже предприятие пополнило реализацию на рынке, а в 1995 г. журнал Motor Trend выделил Blazer как «Внедорожник года». Вслед за этим продолжается реализация Monte Carlo и New Lumina.

После этого и автомобиль Tahoe получил соответствующий приз от журнала.

Чтобы обеспечить повышенную мощность, фирма начала устанавливать моторы Vortec. Они также позволили экономить на расходе топлива. Chevrolet решила обратиться к классике, поэтому в 1996 году начала выпуск Malibu. Он был положительно признан критиками и получил большое признание от пользователей. Автомобиль отлично подходил для семейных поездок.

Пятое поколение

В 1997 году стартовало производство принципиально нового транспорта. 2000 год запомнился возвращением на рынок уже ранее прославленных моделей. В 2003 году Женева увидела Chevrolet SS Coupe — один из лучших в своём роде. Он является прямым наследником Camaro. В Детройте было показано совершенно новое изделие SSR, отчётливо выделявшееся среди остальных моделей.

Длительные переговоры в 2002 году позволили Chevrolet выкупить активы Daewoo Motors. Эта фирма оказалась на стадии банкротства, поэтому было решено создать новое предприятие — GM Daewoo Auto & Technology. Компания производит преимущественно автомобили Chevrolet, хотя и свои разработки также реализует.

Перспективы будущего

В 2005 году стартует выпуск автомобилей Matiz, а именно Chevrolet Spark. Разработкой дизайна занялась фирма Italdesign. Такое решение привлекло новых клиентов.

С течением времени сотрудничество компании с DAT вытесняет их транспорт. В расширении модельного ряда появляется Captiva — кроссовер с фирменной платформой. Позже вышел новый минивэн Orlando.

В 2011 году он, а также Cruze, Aveo, обновлённый Chevrolet Captiva заняли значительную часть рынка.

Компания продолжает создавать новые модели, которые успешно завоёвывают популярность, не уступая своим качеством даже через много лет. Она имеет богатую историю, в которой перешла от элитного модельного ряда к массовому производству доступных автомобилей.

Приобретая транспортное средство, многие задумываются о покупке дорогого автомобиля. Как говорит опыт, такие модели должны быть надёжней и качественней, но далеко не всегда. Подтверждением тому является компания Chevrolet, которая выпускает доступные изделия.

Источник: http://CarExtra.ru/istoriya/kompaniya-shevrole.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.