Персоналка застоя: почему ГАЗ-14 стал последней Чайкой

Содержание

История автомобилей

Персоналка застоя: почему ГАЗ-14 стал последней Чайкой

В советские времена автомобили с ладьей на решетке можно было встретить в самых разных уголках земного шара: в странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в государствах капиталистической Европы и даже в Австралии!

Под елочку: пять новогодних событий, изменивших автоиндустрию

Всем известно о суевериях водителей. Такой уж мы, автомобилисты, суеверный народ. Дорога ведь стихия сложная, порой непостижимая, где далеко не всегда все зависит от твоих усилий. Что уж говорить о крупных

Седьмое чудо ВАЗа: история разработки самых престижных Жигулей

Эта модель с характерно выступающей решеткой радиатора была предметом вожделения и любимицей миллионов советских, а затем и российских автомобилистов. Чем же семёрка смогла завоевать всенародную любовь и даже мировое

И швец, и жнец, и микротракторец: история многоцелевого грузовика multicar

Этот забавный лупоглазый грузовичок знаком каждому советскому школьнику восьмидесятых годов до появления непроизвольной улыбки на лице. Multicar именно такое название было указано на шильдике между глазами-фарами

Близится Новый год. Совсем скоро прогремят куранты, раздастся салют из миллионов открывающихся бутылок с шампанским, и все мы будем загадывать желания, снова надеясь на чудо. Потом хорошие мальчики и девочки устремятся

В начале девяностых годов Горьковский автомобильный завод оказался в худшем положении, чем его коллеги из Тольятти. Ведь у ВАЗа, невзирая на все неурядицы постсоветского периода, был туз в рукаве практически готовый

Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины показательная история бурного

Челн социализма: история разработки микроавтобуса Barkas B1000

В социалистической Германии выпускались как легковые автомобили, так и грузовики. Наиболее известными легковушками социалистического периода являются, конечно же, Trabant и Wartburg. Однако был в ГДР и свой бессмертный

Военные, но мирные: все парадные автомобили СССР и России

Десятилетия противостояния СССР с Западом выработали у советских людей своеобразный культ своей армии и историческую гордость за собственные вооруженные силы. Сегодня, когда эти отношения снова обострились до предела,

Квадратная резина и крошащийся чугун: как ездили при –50 °С в 50-е годы

Вас замучила целая прорва зимних проблем холодное сиденье, иней на стеклах, чуть живой стартер и задубевшие амортизаторы? Вы посмотрите на зиму другими глазами, узнав, каково приходилось шоферам на Крайнем Севере в

Битва первых титанов: сравниваем Mercedes S-Klasse W116 и семёрку BMW E23

Сегодня Mercedes и BMW являются главными конкурентами в битве за кошелёк обеспеченного покупателя практически во всех классах автомобилей. А ведь у истоков этого противостояния, как ни удивительно, находятся

Тридцать два года зубилу: ностальгический тест-драйв ВАЗ-2108

Тридцать два года зрелый возраст. А для автомобиля так и вовсе солидный: в Германии машины, перешагнувшие рубеж трёх десятилетий, официально считаются олдтаймерами. Тем удивительнее воспринимать в этом амплуа

Яхтинг для производителей автомобилей всегда являлся некой мифически недосягаемой высотой. Этой вершине грозились, на нее облизывались, с ней заигрывали, но подойти вплотную не отваживался никто. Управленцы мировых

Персоналка застоя: почему ГАЗ-14 стал последней Чайкой

К середине шестидесятых годов выпускавшаяся на Горьковском автомобильном заводе Чайка модели ГАЗ-13, о которой мы недавно рассказывали, начала потихоньку устаревать. Ведь заокеанские исходники, на которые всегда

Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола Гродно как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе

Разные одноклассники: что выгоднее купить — Lada Granta или Datsun on-DO

Не так давно на примере Volkswagen Polo и Skoda Rapid мы выяснили, что общность платформы — далеко не повод для общности комплектаций и уж тем более цен. Конкуренция в бюджетном сегменте диктует свои порядки: даже

Пять вещей, за которые любят и ненавидят BMW X5 E53

Продолжаем исследовать мир подержанных люксовых кроссоверов и внедорожников вместе с рубрикой Пять вещей. Сегодня у нас под микроскопом обожаемый одними и стойко недолюбливаемый другими BMW X5 первого поколения. Тот

От А до Next: как сегодня работает Горьковский автозавод

У Горьковского автозавода удивительная судьба. Когда-то он выпускал самые массовые грузовики Советского Союза ГАЗ-АА, потом был период, когда он делал легенду ХХ века Волгу ГАЗ-21, затем когда строил престижные Чайки

Амперы за копейки: тест модульных зарядных устройств-полуфабрикатов

XXI век наступил, эволюция вырывает руль автомобиля из неловких человеческих рук и хоронит бензоколонки, а зарядить смартфон в машине по-прежнему проблема Колеса уже не в первый раз пытаются разыскать в изобилии

Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания потомственный немец. В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году

В знакомом облике: тест комбо-устройства fujida karma s

Fujida Karma S комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя

За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать сигналку поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие

Гадко было на бумаге: что бывает не так в объявлениях о продаже автомобиля

Не все при мысли о новой машине собираются топать в ближайший автосалон и легко и свободно покупать новый автомобиль. Многие начинают процедуру приобретения машины с перечитывания десятков, а иногда и сотен объявлений о

Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие автосигнализация пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их

Источник: https://xn--e1akmbiab6b.xn--p1ai/istoriya-avtomobilya/istoriya-avtomobilej

Газ 14: подарок для брежнева – автоцентр.ua

Персоналка застоя: почему ГАЗ-14 стал последней Чайкой

В декабре 1976 года коллекция «дорогого Леонида Ильича» пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14. По случаю юбилея модели мы решили вспомнить о короткой, но яркой жизни советского лимузина…

В декабре 1976 года коллекция «дорогого Леонида Ильича» пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14. По случаю юбилея модели мы решили вспомнить о короткой, но яркой жизни советского лимузина…

На первом листе замасленной инструкции по эксплуатации автомобиля можно прочитать: «Начальнику гаража Совета министров СССР тов. Климову. Рассмотреть вопрос о распределении ГАЗ-14 № 134 в управление КГБ СССР. 07.11.

1980 г.». Вряд ли кому-нибудь из нас эта надпись будет понятна, но Владимир Леонидович Шевченко знает, о чем идет речь. Ведь именно ему посчастливилось стать ангелом-хранителем этого представительского автомобиля.

Московские чекисты отправили машину на заслуженный отдых, и в 1996 году лимузин ГАЗ-14 «Чайка» с заводским номером 134 попал в заботливые руки Владимира.

Стоит ли говорить, что за 16 лет эксплуатации автомобиль изрядно «устал» от службы «в органах», поэтому неудивительно, что специалисту пришлось потратить немало времени и сил, чтобы отреставрировать этот редкий и интересный экземпляр.

Давайте вернемся на 30 лет назад, в годы «развитого социализма», и попытаемся разобраться, что скрывалось под красивым именем «Чайка».

От «Чайки» к «Чайке»

Советская автомобильная промышленность тех лет рапортовала о невиданных успехах. Набирали обороты «КАМАЗ» и «ВАЗ», осваивались новые модели грузовых и легковых автомобилей. Одной из них была горьковская «Чайка» ГАЗ-14. Машина пришла на смену 13-й модели, которая выпускалась с 1959 года.

К середине 60-х конструкция первой «Чайки» устарела, и завод начал работу по созданию ее преемницы – ГАЗ-14. Конструкторам поставили задачу повысить комфортабельность машины, безопасность, надежность и долговечность, улучшить ее динамические показатели, а также снизить трудоемкость обслуживания.

При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с уже производимыми. Дизайнерам необходимо было создать гармоничный внешний облик, не подвластный веяниям моды, учитывая высокие затраты на производство и малый объем выпуска автомобиля.

И эти задачи были успешно выполнены – даже сегодня ГАЗ-14 выглядит вполне современно, хотя проект утверждался макетной комиссией еще в 1969 году. Команда инженеров под руководством Просвирина приступила к воплощению идеи в жизнь. С 1967 по 1976 год было изготовлено 8 опытных образцов ГАЗ-14.

После испытательного пробега по маршруту Крым – Кавказ государственная комиссия рекомендовала новую «Чайку» к производству. Выявленные во время пробега недоработки были исправлены, а в декабре 1976 года темно-вишневую «Чайку» под номером 1 подарили Леониду Ильичу на 70-летие. Серийный же выпуск второго поколения «Чайки» начался в октябре 1977 года.

Общая компоновка автомобиля выполнена по классической схеме – двигатель впереди, ведущие колеса задние. Кузов монтировали на Х-образной хребтовой раме.

Однако для увеличения пространства салона базу удлинили на 200 мм (3450 мм). По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 40 мм (1580 мм).

Соответственно, сместился вниз центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость при движении на высоких скоростях.

Сделано в СССР

Разработка нового ГАЗа – значительный шаг в истории отечественного автопрома. Модель отличалась высоким техническим уровнем и комфортом. Именно на этой машине впервые применили вентилируемые передние дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов, бесшкворневую переднюю подвеску, струйные фароочистители, электрообогрев заднего стекла и т. п.

Двигатель «Чайки» был хорошо уравновешен. Коленчатый вал снабдили гасителем крутильных колебаний.

Гидравлические толкатели способствовали снижению шума, а две системы зажигания и подачи топлива (два бензонасоса и два двухкамерных карбюратора) обеспечивали стопроцентную надежность.

V-образная 220-сильная «восьмерка» объемом 5,5 л легко разгоняла машину весом 2,6 тонны до 175 км/ч. А чтобы достичь 100 км/ч, требовалось 15 секунд.
Одна «Чайка» обходилась советским налогоплательщикам в 72 тысячи 800 рублей (стоимость некоторых экземпляров могла вдвое превышать эту сумму).

Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имел два независимых контура, каждый из которых действовал на два передних и одно заднее колесо. Тормозная система включала центральный вакуумный усилитель, действующий на двойной главный цилиндр, и два гидровакуумных усилителя – по одному в каждом контуре. Встроенный сигнализатор извещал о выходе из строя одного из контуров.

Благодаря сочетанию больших бескамерных шин, мягкой подвески и длинной базы автомобиль буквально плыл по дороге.

Ручная работа

Советские «Чайки» – машины особенные. Их собирали не на конвейере, а бригадно-стапельным методом в специально созданном ГАЗовском цехе малых серий.

При заводской сборке на каждый узел автомобиля заводили свой техпаспорт, где создавшая его бригада отмечала все индивидуальные особенности, а каждый специалист, приложивший руку к его созданию, расписывался в определенной графе.

Хотя на кузовные детали имелись штампы и элементы были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Кузов после сварки опаивали.

В процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузовная часть собиралась и разбиралась несколько раз. После сборки кузова для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все – вручную.

Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.

Покраска кузова производилась специальной нитроэмалью радикально черного цвета «вороново крыло». После нанесения каждого из 15 слоев автомобиль тщательно полировали.

Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.

После окончания строительства каждой машине предстояло пройти государственные испытания. Своего полигона ГАЗ не имел, поэтому «Чайки» наматывали сотни километров по дорогам области, или же автомобили отправляли на полигон в город Дмитров. Затем машину возвращали в цех, производили ТО, обтягивали крепеж, еще раз красили и полировали вручную, и лишь после этого передавали заказчику.

Для слуг народа

«Чайки» предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях, дипломатических и торговых представительствах за рубежом.

Большинство 14-х «Чаек» имели закрытый четырехдверный кузов седан без внутренней перегородки, но по спецзаказу собирали и лимузины со стеклянной перегородкой, отделявшей водителя от важных персон.

По заказу Министерства обороны СССР разработали модификацию «Чайки» с открытым кузовом «кабриолет» серого цвета. На этих автомобилях принимали военные парады в округах, а одну из машин даже предоставили Фиделю Кастро в личное пользование. В наши дни мы могли увидеть такое авто на военном параде в Киеве (см. АЦ № 45’2003). Всего было выпущено 15 кабриолетов.

Жертва перестройки

«Полет» ГАЗ-14 оборвался на 11-м году жизни, глупо и нелепо. В разгар перестроечной борьбы с привилегиями не просто прекратили выпуск модели, но зачем-то уничтожили технологическую оснастку, рабочую документацию и кузовные штампы. Последняя «Чайка» выпорхнула из стен завода 24 октября 1988 года.

Всего в Горьком было произведено 1114 экземпляров таких машин. Несколько сотен автомобилей сохранилось до настоящего времени. Их еще можно встретить на дорогах благодаря коллекционерам и реставраторам, которые сберегли и дали новую жизнь этим прекрасным автомобилям, бережно сохранив кусочек нашей истории.

 От прототипа к серии
Общие данные
Тип кузоваседан
Дверей/мест4/7
Габариты, Д/Ш/В, мм6114/2020/1580
База, мм3450
Колея передн./задн., мм1580/1580
Масса снаряж./полная, кг2605/3165
Объем багажника, лн. д.
Объем бака, л100
Двигатель
Типбенз. карб.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/2
Объем, см куб.5530
Мощн., кВт(л. с.)/об/мин162(220)/4200
Макс. кр. мом., Нм/об/мин451/2700-2800
Трансмиссия
Тип приводазадний
КП3-ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./бараб.
Подвеска передн./задн.незав. рычажн./зав. рессор.
Усилитель рулягидро
Шины9,35–15
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч175
Разгон 0–100 км/ч, с15,0
Расх. трасса–город, л/100 км17,5–29,0

Сергей Иванов, Александр Шевченко
Фото из архива авторов и ГАЗа

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.autocentre.ua/news/novinka/gaz-14-podarok-dlya-brezhneva-285944.html

Автомобиль ГАЗ-14

Персоналка застоя: почему ГАЗ-14 стал последней Чайкой

В СССР существовало множество легендарных автомобилей. Большинство из них уже нельзя встретить на улицах городов. И сегодня мы уделим внимание Горьковскому автомобильному заводу. Этот завод выпускал помимо волг и грузовых газонов еще одну легендарную модель. Это автомобиль ГАЗ-14 “Чайка”.

Машина относится к представительскому классу. Сборка модели осуществлялась вручную, мелкими партиями. Всего за период производства (а это 1977-1988 годы) было выпущено чуть более тысячи таких машин.

Что представляет собой ГАЗ-14? Фото, технические характеристики и особенности советской “Чайки” смотрите в нашей сегодняшней статье.

Дизайн

Это далеко не первая «Чайка» в модельном ряду ГАЗа. ГАЗ-14 стал преемником уже устарелой модели 13, выпуск которой осуществлялся в период с 1959-го по 1981 год. Одним из главных решений сменить эту модель на более новую стал устарелый дизайн. Не секрет, что 13-я «Чайка» была создана по мотивам американской моды 50-х.

Но время не стоит на месте, и к 70-м внешность американских машин существенно изменилась. С «Чайкой» нужно было что-то делать. Поэтому в начале 70-х годов на заводе было принято решение о разработке совершенно новой модели, которая станет эталоном качества и дизайна.

Как выглядит ГАЗ-14 “Чайка”? Фото данной машины представлено в нашей статье.

Любители американских ретро-машин сразу подчеркнут, что дизайн новой 14-й «Чайки» также был создан по канонам автомобильной моды США. Внешне советский ГАЗ был очень похож на «Шевроле Импалу». Правда, последняя выпускалась только в кузове купе. Если говорить непосредственно о «Чайке», ее внешность стала более строгой.

В машине отсутствуют прежние, дутые формы, гладкое лобовое стекло, массивные крылья и обилие хрома. Кстати, производился данный автомобиль зачастую в одном цвете – черный глянец. Автомобиль оснащался хромированными дисками с боковыми флипперами. Спереди – четырехглазая оптика и массивная решетка радиатора, что тянется по всей ширине кузова.

В переднем бампере размещены желтые противотуманные фары. Сквозь всю длину кузова тянется полоса хромированного молдинга.

Весьма необычно выглядит размещение боковых зеркал. Так, с водительской стороны зеркало закреплено на привычном месте. А правой стороны оно размещено на крыле. Таким образом, водителю меньше приходится вращать головой, чтобы контролировать ситуацию, происходящую сзади на дороге.

Советский автомобиль ГАЗ-14 редко можно увидеть на дорогах. Это в основном музейные экспонаты. Но при выезде на улицу такая машина однозначно будет привлекать внимание всех: и пешеходов, и водителей.

Отметим, что большинство автомобилей «Чайка» ГАЗ-14 находятся в хорошем состоянии. Спустя годы металл кузова не берет коррозия. Покрашена машина довольно качественно.

Правда, на некоторых экземплярах тускнеет лак со временем.

Размеры, клиренс

По советской классификации данная модель автомобиля принадлежит к большому классу. Длина кузова составляет 6,11 метра, ширина – 2,02, высота – 1,53 метра. Автомобиль имеет безумные габариты и по маневренности близится к лимузину. Величина колесной базы – 3,45 метра.

Снаряженная масса составляет 2,6 тонны. При полной нагрузке масса достигает 3,16 тонны. Величина клиренса у автомобиля ГАЗ-14 “Чайка” – порядка 22 сантиметров. Однако ни о какой проходимости не может идти речи.

Этот автомобиль создан исключительно для передвижения по ровному и желательно сухому асфальту.

Салон

Посадка в автомобиль удобная – двери открываются на очень большой угол. Дизайн интерьера соответствует статусу модели. В отделке применен качественный пластик, велюр, металл, а также дерево. Что примечательно, передняя панель по своему дизайну напоминает «Волгу» модели 24-10. Здесь такие же «колодцы» со стрелочными указателями. Кстати, руль с «Чайки» идеально вставал на «Волгу».

Большинство моделей, что дожили до наших дней, сохранились в хорошем состоянии. Однако на это повлиял не только маленький пробег, но и качество самих материалов. Собран салон очень хорошо, практически на века.

Стоит отметить также одну особенность. ГАЗ-14 предназначался для перевозки высших чинов и давался государством бесплатно, с личным водителем. На заводе не сильно заморачивались над комфортом самого водителя.

Здесь даже сиденье не оснащено регулировками. А летом водители погибали от жары, поскольку кондиционер был подведен только назад и от автоматической КПП шел неимоверный жар.

Таким образом, комфортно сидеть здесь было только сзади (впрочем, для этого «Чайка» и создавалась).

В плане оснащения «Чайка» не уступала более старшему ЗИЛу. Так, в ГАЗе присутствует:

  • Система вентиляции сидений (разумеется, задних).
  • Электрические стеклоподъемники.
  • Раздельный отопитель.
  • Кондиционер.
  • Автоматизированный привод заслонок.
  • Стереофонический радиоприемник «Блаупункт» производства ГДР. Также «Чайка» комплектовалась вильнюсским радиоприемником «Вильма» с кассетной приставкой. В обеих случаях приемники шли с пультом дистанционного управления. Данный пульт располагается в подлокотнике заднего дивана.
  • Система центрального запирания дверей.
  • Пепельницы с прикуривателем в общем количестве 4 штук.
  • Радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ».
  • Атермальные гнутые боковые стекла, которые не пропускают ультрафиолетовое излучение в салон.
  • Обогрев заднего стекла.

Как видите, уровень оснащения данной модели весьма обширный. Для работы всех дополнительных систем в салоне устанавливались 17 электродвигателей разной мощности. Что примечательно, вся электроника была советского производства (за исключением гэдээровского радиоприемника). ГАЗ-14 является одним из немногих советских авто, которые в те года оснащались штатно музыкой.

Среди положительных моментов стоит отметить и отличную звукоизоляцию. По данным прессы тех лет, уровень шума в салоне составлял до 73 дБ при движении на скорости 80 километров в час.

Также большое внимание было уделено вопросу безопасности. В автомобиле присутствуют трехточечные ремни и силовые пояса в дверях. Однако подушек безопасности здесь нет. Ведь разработана машина была в начале 70-х годов.

Тогда не каждый автомобиль оснащался даже ремнями.

Задний ряд сидений рассчитан на двоих человек. Диван достаточно мягкий и оснащен подголовниками. По центру спинки есть выдвижной подлокотник. Также заднее и боковые стекла оснащены ручными шторками. А для гостей предусматривался раздвижной стул, что выдвигался из водительской перегородки. За счет длинной базы в автомобиле очень много свободного места.

ГАЗ-14 “Чайка”: технические характеристики

На данный автомобиль устанавливался советский восьмицилиндровый бензиновый двигатель марки ЗМЗ с карбюраторной системой питания. В моторе установлены два карбюратора марки К-114Б. На некоторые модели устанавливались механизмы К-114В.

Рабочий объем данного агрегата – 5526 кубических сантиметров. Расположение клапанов – верхнее. Максимальная мощность двигателя – 220 лошадиных сил. Крутящий момент – 452 Нм при 2,8 тысячи оборотов. Двигатель ГАЗ-14 имеет алюминиевый блок цилиндров с алюминиевой головкой.

Расположение ДВС – продольное. Система ГРМ – 16-клапанная, с цепным приводом.

Какие имеет ГАЗ-14 “Чайка” характеристики динамики? При высокой снаряженной массе данный автомобиль разгоняется до сотни за 15 секунд. Максимальная скорость автомобиля составляет 175 километров в час.

Расход топлива, по паспортным данным, – 29 литров на 100 километров в городе. В смешанном цикле автомобиль потребляет не менее 24 литров. При движении по трассе машина расходует 22 литра по паспортным данным.

Рекомендованный бензин – А-95 «Экстра».

Конструктивные особенности

Стоит отметить, что данный силовой агрегат имеет такую же основу, что и ГАЗ-13. Однако в конструкции были изменены фазы газораспределения.

Еще среди изменений необходимо отметить наличие нового выписного и впускного коллектора, а также модернизированной системы питания (ранее в конструкции использовался всего лишь один карбюратор).

Благодаря данным изменениям технические характеристики у ГАЗ-14 существенно возросли. Мощность увеличилась на 25 лошадиных сил при таком же рабочем объеме.

Интересный факт: данный силовой агрегат оснащен гидравлическими компенсаторами тепловых зазоров клапанов. Наличие данных механизмов позволило снизить трудоемкость работ технического обслуживания и увеличить устойчивость работы ДВС.

Шкив коленвала снабжен гасителем крутильных колебаний. Данное свойство позволило снизить лишние вибрации при работе силового агрегата. Также заменены уплотняющие манжеты и установлена система вентиляции картерных газов закрытого типа.

Трансмиссия

По сравнению с предыдущей моделью у ГАЗ-14 характеристики мощности и сама снаряженная масса существенно возросли. Все это требовало усиления узлов трансмиссии.

Так, на ГАЗ-14 устанавливается автоматическая трансмиссия с трехдиапазонным гидротрансформатором. Задний мост стал с балкой-картером. Передаточное число главной передачи – 3,58.

Кстати, задний мост на ГАЗ-14 не имеет прямого отношения к устанавливаемому на «Волгах» с 1990 года мосту, который в простонародье называют «чайковским».

Новая коробка передач получила более длинные скорости. Так, первая и вторая имеет передаточное число 2,64 и 1,55 соответственно. Третья же является прямой. Передаточное число ее – 1,0. А вот задний мост укорочен с 1,72 до 2,0. Короткая главная пара была компенсировала широкими колесами. Так, на новую «Чайку» устанавливались покрышки размером 9,35-15″.

Сама конструкция АКПП была схожей с гидромеханической передачей ГАЗ-13, которая, в свою очередь, являлась копией американской «Круиз-Матик», что ставилась на «Форды» тех лет. Изменился селектор на кожухе трансмиссионного тоннеля. Последовательность выбора режимов была международной:

  1. «Паркинг».
  2. «Реверс».
  3. «Нейтраль».
  4. «Драйв».

Также были режимы, позволяющие ехать только на первой либо второй передаче. Переключение передач осуществлялось очень плавно, без рывков. Однако на доживших до сегодняшнего дня экземплярах коробки могут пинаться. Виной тому является перегрев, которому сильно подвержены данные АКПП.

Основа АКПП – редуктор типа Равинье, состоящий из солнечных шестерен в количестве двух штук. Они были в зацеплении с двумя группами сателлитов, что находятся на общей каретке.

Так называемые длинные сателлиты находятся в зацеплении с кольцевой, внешней шестерней. Она же формирует и вторичный вал.

В конструкции коробки применялось два сцепления, каждое из которых работало от турбинного колеса гидротрансформатора.

При слабом газе переключение на вторую скорость происходило на скорости в 10-15 километров в час. На полном же двигатель раскручивался по максимуму, и вторая передача включалась лишь на 52 километрах в час.

В работе АКПП ГАЗ-14 предусматривался кикдаун. Так, при резком нажатии на акселератор коробка автоматически переходила на более низшую передачу. Эта особенность предусматривалась для выполнения резких обгонов.

Ходовая часть

В этой части ГАЗ-14 стал модернизированным вариантом предыдущей «Чайки». Благодаря доработкам снизился центр тяжести автомобиля на 95 миллиметров и повысилась устойчивость на высоких скоростях. Сама рама являет собой Х-образную конструкцию с хребтовым тоннелем.

Передняя подвеска состоит из двойных поперечных рычагов. Однако вместо балки, как на ГАЗ-13, у преемника появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Сзади подвеска тоже подверглась изменениям. Здесь применен мост с малолистовыми рессорами. Была значительно усовершенствована амортизация, что увеличило плавность хода и комфортабельность автомобиля.

Как ведет себя данный автомобиль на ходу?

Отзывы владельцев говорят, что машина имеет очень мягкую подвеску. Она буквально плывет по неровностям, проглатывая все крупные и мелкие ямы. Несмотря на наличие рессор, сзади сидеть довольно комфортно.

Ввиду длинной колесной базы машина хорошо стоит на дороге при высокой скорости. Однако из-за своего веса она неповоротлива. Крены здесь ощущаются заметно.

Эта машина вовсе не предназначена для агрессивной езды, хотя 220-сильный двигатель к этому вполне располагает.

Цена

На данный момент эту машину можно приобрести на вторичном рынке. Однако объявлений о продаже автомобиля ГАЗ-14 в России очень мало. Стоимость варьируется в пределах от 2,5 до 3 миллионов рублей. Есть также и экземпляры за 1 миллион рублей, однако они далеко не в идеальном состоянии.

Но что примечательно, качество металла довольно высокое – ржавых «Чаек» в продаже нет. Также отметим, что пробеги у «Чаек» низкие и они не скручены. Машины действительно мало накатывают, а у многих и просто стоят годами.

Заключение

Итак, мы выяснили, что представляет собой автомобиль «Чайка» ГАЗ-14. В России этих моделей очень мало.

Стоит ли приобретать такую машину? Задумываться о покупке подобной машины стоит лишь при особом фанатизме и любви к редким раритетным советским авто.

Разумеется, такое транспортное средство не подходит для повседневной езды при всех своих ходовых качествах. Поэтому «Чайка» ГАЗ-14 приобретается зачастую лишь в качестве музейного экспоната.

Источник: http://fb.ru/article/56498/gaz--chayka-nemnogo-istorii

Большое черное разочарование: тест-драйв ГАЗ-14 «Чайка»

Персоналка застоя: почему ГАЗ-14 стал последней Чайкой

Жизнь полна сюрпризов. Четкая картина устройства автомобильного мира в моей голове была нарушена неожиданно, во время рядового ретро-теста. Чайка оказалась совсем не такой, какой я ее представлял.

Ей отводили вторые роли. Чайка была важной частью номенклатурной табели о рангах, но служила признаком того, что человек еще «не дорос» до уровня высшей советской элиты.

Она предназначалась для рядовых министров, региональных чиновников, партийцев республиканского и даже областного уровней. Сегодня постараемся влезть в шкуру такого госслужащего средней руки, а также его водителя.

Место под солнцем

В стране, где все решали не деньги, а воля партии и правительства, типаж модельных рядов автозаводов был расписан в соответствии с соображениями «можно – нельзя». Что можно члену Политбюро, то нельзя члену ЦК, что можно «первому» из союзной республики, то нельзя секретарю обкома – ну и так далее, вплоть до месткомов и цеховых парторгов.

У каждого – свой уровень, регламентированный писанными и неписанными правилами: зарплаты, путевки, магазины-распределители, квартиры, дачи и автомобили…

Если Запорожцы и Жигули с Москвичами еще как-то распределялись естественным путем, через очереди на предприятиях, то купить новую личную «Волгу» уже мог или большой начальник, или ударник труда.

Эти же Волги (обоих поколений) были официальной «персоналкой» номенклатурщиков низшего и средне-низшего звеньев.

 

Фото Андрея Владимирова

Кроме Волг, в самом низу автомобильной номенклатуры были еще«козлики» ГАЗ-69 и УАЗ-469, а наверху громоздились величественные лимузины ЗИЛ. За линейку представительских седанов второго плана в СССР всегда отвечал ГАЗ.

Сначала был ЗИМ (1949 – 1960 гг.) – «растянутая Победа». Эту машину еще можно было не только получить вместе с креслом министра или секретаря обкома, но и теоретически купить в автомагазине.

Служили эти внушительные комфортабельные машины и в такси.

Потом, в 1959-м, пришла красавица Чайка ГАЗ-13, ставшая совершенно недоступной для простых смертных.

Такой же по сути была и вторая Чайка, появившаяся в 1977-м под индексом ГАЗ-14, хотя внешне она выглядела не столь помпезно.

Такой, уж извините, вторичной, более скромной, и по сравнению с предшественницей, и по сравнению с ЗИЛами, она всегда и воспринималась мной. До тех пор, пока я не познакомился с ней поближе.

По одежке

Смотрю на нее и снова утверждаюсь в мысли: как пить дать, эту машину специально старались сделать попроще с виду.

Ну не должна она была выглядеть максимально солидно, чтобы пассажиры ЗИЛов не обижались (а прецеденты в истории были)! Чайка второго поколения вроде и строга, и внушительна, но есть в ней такие черты, которые даже при немалых габаритах придают ей некоторую легкомысленность.

Узкая аккуратная линейка радиаторной решетки, игриво приспущенная линия багажника, низкие подоконники гнутых стекол дверей. Даже огромные колеса дизайнерам удалось оформить таким образом, что они не доминируют в боковой проекции, оставляя основную роль в восприятии кузову.

Ее дизайн иногда сравнивают с однолетками-американцами, но как по мне, они – даже при меньших габаритах – несоразмерно массивны и тяжелы против стильной горьковской красавицы.

1/7

2/7

3/7

4/7

5/7

6/7

7/7

Знакомство начинаю с галерки, ведь именно для пассажиров создавали Чайку… Напрягаю память, вспоминаю свои пионерские годы, портреты вождей, кадры парадов на Красной площади. Партийная верхушка рассаживается по своим ЗИЛам, а те, кто пониже рангом, важно идут к Чайкам. Наклоняются, придерживают каракулевые шапки пирожком, вплывают в салон…

Открываю тяжелую дверь и я. Тяну ручку, щелчок замка в ее глубине ощущаю не слухом, а дрогнувшим под рукой металлом. Порог необычно низкий, но и верхний край дверного проема тоже невысок. Ныряю головой в салон, и вот она – первая неожиданность: внутри плоского черного тела машины вдруг открывается большое светлое пространство! И это называется – автомобиль второго плана.

 

Взору открывается целая комната, хотя и непропорциональной геометрии – низкая и широкая. Нам, теперешним, привыкшим к высоким кроссоверам, непривычно перемещаться внутри «на полусогнутых». Впрочем, особой надобности в этом нет – упасть пятой точкой на диван получилось с первой попытки, без предварительных перемещений.

Сам диван огромен – глубокий, широкий, к тому же восхитительной мягкости. Он, как космос, далек от строгой немецкой жесткости современных сидений, но и не проваливается полностью под тяжестью тела, а принимает его, обволакивает своей упругостью. Бьюсь об заклад, что эти ощущения – плод кропотливого труда мебельщиков и многочисленных экспериментов с материалами.

Подмечаю, что у дивана есть своя немалая по обывательским меркам беда: он двухместный. Мало того, что его ширину ограничивают мощные подлокотники у бортов, так еще и подушка отформована под двоих человек – третьему придется сидеть на «горбе». Чтобы еще больше разделить задних пассажиров, из спинки можно вытащить массивный подлокотник, которого, без сомнений, хватит на двоих.

Все рассчитано так, что при ровной посадке голова сановного пассажира находится за широкой стойкой крыши. На задних окнах, кстати – шторки, такие в самом деле применялись в годы активной эксплуатации Чаек, ведь «глухая» тонировка тогда не была распространена. Получается, что сижу я не как в обычном седане – напротив двери, а возле борта. Таковы требования безопасности!

1/2

2/2

Дверь – массивная, широченная, расположена спереди от меня. У нее две ручки, отмыкающие замки, и две, за которые дверь приходится тянуть при захлопывании – с таким расчетом, чтобы управлять входом-выходом мог и VIP-пассажир, и сидящий на откинутом сиденье-страпонтене охранник.

Только для профи

Если задний салон приятно удивил уровнем комфорта, то передний отсек впечатлил по-другому. Хотя и говорят, что даже лично Леонид Ильич любил на досуге порулить Чайкой, чувствуется, что конструкторы организовывали здесь именно рабочее место, а не пассажирский салон.

Во-первых, за рулем тесновато: баранка большая, а сиденье высокое, при этом руль не регулируется, а нормально отодвинуть назад сиденье мешает вышеупомянутая перегородка.

Во-вторых, приборная панель – настоящая сборная СССР: часы от тольяттинской “тройки”, ручка “аварийки” от Москвича и приборы со стеклами-сосульками, известные всем по более поздней Волге ГАЗ-3102…

1/4

2/4

3/4

4/4

Зато как благородно срабатывают клавишные переключатели электростеклоподъемников! Радиоприемник Radiotechnika в самом деле по тем временам был хорош, особенно если знать, что есть еще подключенный к нему кассетный плеер, спрятанный в одном из задних подлокотников.

Ниже и выше «Радиотехники» – не что иное, как интерфейс климатической установки. Да-да, в 1977 году на Чайках стоял кондиционер.

Сам агрегат, кстати, находится в багажнике, а поставляла его в СССР фирма Denso, по сей день делающая «кондишэны».

Интересно, что воздуховоды с «холодком» были доступны исключительно задним пассажирам, но по воспоминаниям водителей-ветеранов, претензий к эффективности ни у кого не было.

Напоследок должен отметить, что «приютивший» меня экземпляр Чайки не во всем отвечает оригиналу – в салоне поменяли всю обивку, ибо родная была суконная и не такая нарядная, в более тривиальных бежевых и серо-зеленых тонах. В остальном это – полноценный оригинал.

Самое главное

Сразу понятно, что двигатель под капотом серьезный – после короткого «вжика» стартера салон наполняется ровным рокотом V-образной восьмерки (220 л. с., 46 кгс*м), которая живо отзывается на игру акселератором. Селектор автоматической коробки передач напоминает то ли сектор газа старого «Ила», то ли ручку машинного телеграфа на речном буксире. Что ж, «малый, вперед!»

 

Двигается рычаг советского «автомата» по своей прямой кулисе так же сурово. Останавливаю его на литере D, прижимаю газ, и машина неожиданно резво берет с места.

Ого! Мне нравится, как эта 2,5-тонная громадина набирает ход – понятно, что без рывка и визга резины, но легко и как-то неотвратимо.

Начинаю прислушиваться к силовому агрегату в ожидании переключения передачи – ведь интересно, как это делали классические гидротрансформаторные коробки 40 лет назад… Но ничего не замечаю!

1/3

2/3

3/3

Сначала думаю, что дело в уникальной плавности переключения, но владелец подсказывает, что на самом деле у нас все еще первая передача: коробка-то трехступенчатая, пары ее растянуты, и менять диапазоны АКП не спешит. Ага, вот мы достаточно разогнались – включилась вторая. Момент переключения не спутаешь – рывка нет, но обороты меняются значительно. Крайне непривычное ощущение после современных шести- и восьмиступенчатых АКПП.

Вот тормоза мне не понравились – что рабочие (слишком вялые), что стояночный (американская педалька, плюс рычаг для снятия – хлопотно). Но все это мелочи по сравнению с плавностью хода, которая у Чайки просто потрясающая на любых неровностях.

 

Честно говоря, я так и не придумал, с чем ее сопоставить. Например, по сравнению с дорогими внедорожниками, у Чайки все намного комфортнее, потому что на ямах она не кренится и не раскачивается, в худшем случае – мягко приседает всем корпусом. Если сравнивать с современными премиум-седанами, то у Чайки нет их чрезмерной упругости и тряскости, она просто плывет над дорогой.

Но всерьез обидит горьковчанку и тот, кто сравнит ее со старыми«американцами», ведь она остается собранной даже при активном рулении.

Длинная база (3 450 мм) чувствуется в замедленных реакциях на руль, но рыскания и валкости практически нет, машина остается под контролем даже тогда, когда, кажется, норовит чиркнуть бампером об асфальт.

И поди ж ты – спереди параллелограммная конструкция с пружинами, придуманная еще перед Великой Отечественной, сзади – пара старых добрых рессор и неразрезной мост, а каков результат!

Понятно, что наши конструкторы заботились не только о высочайшем комфорте, но и о возможности быстро уйти на этой машине из опасной зоны, и о скоростной езде по старым улочкам, и о прочих «упражнениях» из арсенала профессиональных драйверов-бодигардов. Но чтобы так удачно воплотить одновременно все эти качества в таком массивном – и еще не самом крутом по советским меркам автомобиле, как Чайка – это довольно неожиданно.

 

Габариты (Д х Ш х В)6 114 × 2 020 × 1 525
Снаряженная масса, кг2 605 \ 3 165
База, мм3 450
Рабочий объём двигателя, л5,53
Мощность, л. с.220
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная
Максимальная скорость, км/ч175
Время разгона до 100 км/ч, с15
Расход топлива, л/100 км16-29

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43222461780/prev

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.