«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Содержание

«Точка» бьет точно: советские плавающие тактические ракетные комплексы

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Помимо стратегических, дальнобойных ракетных комплексов, а также самоходных зенитных установок, в Советской армии состояли на вооружении машины с ракетами средней дальности для точечных атак по территории противника. Естественно, эти машины должны были уметь передвигаться по любой поверхности: как по земле, так и по воде.

Советская эпоха

В начале 1970-х годов секретный Брянский автозавод приступил к серийному производству второго семейства трехосных корпусных шасси БАЗ-5921/5922, служивших для установки более мощного тактического ракетного комплекса «Точка» с повышенной точностью поражения целей. Как и предыдущая зенитная система «Оса», он базировался на унифицированных полноприводных плавающих автомобилях-шасси с несущими корпусами, равноудаленными ведущими мостами и традиционной бортовой трансмиссией.

Семейство БАЗ-5921/5922 (1971–1990 гг.)

В середине 1960-х первыми эскизными разработками корпусных плавающих машин в секретном СКБ Брянского автозавода были спецшасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для будущего тактического ракетного комплекса «Точка», но особая срочность обеспечения армии зенитной системой «Оса» отодвинула их на второй план.

Пусковая установка ракетного комплекса «Точка» на параде (из архива Л. Суславичуса)

Продолжить эту работу позволило правительственное постановление 1968 года о создании «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы» для поражения малоразмерных (точечных) целей, базирующегося на плавающих шасси высокой проходимости. Их прототипы собрали в конце 1971 года, серийное производство началось в мае 1974-го.

Конструктивно новые автомобили были унифицированы с «легким» семейством 5937/5939 для комплекса «Оса», включая прежний 300-сильный дизель, дополненный двумя радиаторами, и бортовую трансмиссию с 18 карданами.

Единственной полноценной новинкой стали более крупные и вместительные сварные корпуса коробчатого сечения с тремя отсеками: переднее отделение управления с входными люками в крыше, центральный моторный отсек и кормовой для размещения специального оборудования.

Для семейства «Точка» максимальная скорость составляла 60 км/ч, на плаву — 8 км/ч.

Плавающее 300-сильное шасси БАЗ-5921 для комплекса «Точка». 1976 год (фото автора)

Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)

Создание комплекса «Точка» с управ­ляемыми ракетами было продиктовано исчерпанием возможностей прежней системы «Луна-М». В 1973–1974 годах он прошел испытания и в 1976-м был принят на вооружение. В 1989 году его сменил модернизированный вариант «Точка-У» с увеличен­ной дальностью стрельбы.

Их сборкой занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), сегодня — Ижевский электромеханический завод «Купол». Эти системы по­ступали на вооружение ракетных дивизионов мотострелковых и танковых диви­зий Советской армии, а также в страны Варшавского договора и ряд государств Азии и Африки.

На параде пусковые установки тактического комплекса «Точка» (из архива автора)

Комплекс «Точка» на шасси БАЗ-5921 в польской армии (из архива Л. Суславичуса)

«Точка-У» в боевом положении на четырех гидроопорах (из архива автора)

На шасси БАЗ-5921 грузоподъемностью 6,3 т с экипажем из четырех человек монтировали оборудование пусковых установок 9П129 и 9П129М для комплексов «Точка» и «Точка-У» соответственно. Внешне эти машины отличалась клиновидной передней частью корпуса, небольшими лобовыми и узкими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами.

Серийное шасси БАЗ-5921 для тактических систем «Точка». 1976 год (фото автора)

Высокий герметизированный корпус БАЗ-5921 с домкратами и водометами (фото автора)

В кормовой части была смонтирована подъемная рампа с направляющими для запуска одной ракеты.

Для скрытности и неожиданности нанесения ракетного удара ее подъем в боевое положение осуществлялся всего за 15 секунд до старта.

В транспортном положении ракета размещалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки задний отсек сверху закрывался двумя боковыми створками с дистанционным управлением.

Модернизированная система «Точка-У» на плавающем шасси БАЗ-5921 (из архива БАЗ)

Машина 9П129М «Точка-У» в транспортном положении (фото Д. Гладкого, Минск)

«Точка-У» возвращается с последнего советского военного парада. 1990 год (фото автора)

В обоих исполнениях комплекса «Точка» автомобиль БАЗ-5922 с полезной нагрузкой 6,8 т применялся для монтажа оборудования ТЗМ 9Т218 и 9Т218-1.

Его оборудовали собственным корпусом с укороченным отделением управления для экипажа из двух человек, повышенной площадью остекления и увеличенным открытым кормовым отсеком с тентованным верхом.

В нем на специальных ложементах размещались две полностью снаряженные и готовые к пуску ракеты. Их перегрузку осуществлял гидрокран заднего расположения.

Шасси БАЗ-5922 для транспортно-заряжающих машин «Точка» (фото Л. Гоголева, Киев)

Размещение двух ракет 9М79 в грузовом отсеке машины 9Т218 (из архива БАЗ)

В 1980-е годы для повышения надежности и экономичности на двух шасси смонтировали 260-сильные дизели КамАЗ-7403.

После испытаний прототипов БАЗ-5921М и 5922М в горной и жаркой пустынной местности оказалось, что в закрытых отсеках система охлаждения серийных силовых агрегатов не справляется со своими функциями и приводит к быстрому перегреву двигателей. Во времена перестройки их модернизация не состоялась. Выпуск комплексов «Точка» заморозили в 1990 году.

Опытное шасси БАЗ-5921М с 260-сильным дизелем КамАЗ. 1980 год (из архива 21 НИИЦ)

Современность

Впоследствии на новых шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, которые находились на базах хранения Министерства обороны РФ, а также на списанных машинах, прошедших капитальный и восстановительный ремонт или реконструкцию, продолжилась установка модернизированных систем вооружения, радиотехнических средств и других видов военной техники. В 1995 году на них предполагалось создание командно-штабной ма­шины, но дальше эскизного проекта дело не пошло.

С 2005 года БАЗ предлагает реконструированный 300-сильный транспортер БАЗ-59223 с задним герметизированным откидным бортом для перевозки 7 т воинских грузов, эвакуации 15–20 человек или установки специального оборудования.

Многоцелевое 20-местное транспортное шасси БАЗ-59223 (из проспекта БАЗ)

Погрузка вездехода в кузов машины БАЗ-59223 с задним откидным бортом (из проспекта БАЗ)

В 2007 году на вооружение была принята мобильная радиолокационная станция наземной, воздушной и надводной разведки «Кредо-1С» армейского звена.

Она базируется на модернизированном шасси БАЗ-5921 с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, двумя домкратами и кондиционером в отсеке управления.

На ней смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с радиолокационной станцией «Кредо-1» с зоной обзора до 40 км и комплекс оптико-электронной разведки.

Что дальше?

Уникальные плавающие тактические ракетные комплексы «Точка» с корпусными шасси, как и сходные с ними зенитные системы «Оса», остались высшими военно-техническими достижениями СССР, не имевшими иностранных аналогов.

До сих пор они состоят на вооружении Российской армии, но в конструктивном плане развития так и не получили.

Сегодня их роль выполняют новые более мощные и надежные сухопутные машины, оснащенные точным и эффективным вооружением с увеличенной дальностью поражения.

Радиолокационная станция «Кредо-1С» на доработанном шасси БАЗ-5921 (из архива автора)

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zagopod.com/blog/43264331918/next

Зрк оса, тактико-технические характеристики зенитного ракетного комплекса, амк – модернизированная система пво, иностранные модификации

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса» является автоматизированным средством ПВО, предназначенным для отражения воздушных угроз на малых дальностях. Его тактико-технические характеристики способны обеспечить прикрытие от воздушных ударов танковой или мотострелковой дивизии. Ракетный комплекс может действовать как в процессе боя, так и на марше.

Создание ЗРК «Оса» в 60-х годах 20 века было обусловлено тем, что авиация, избегая огня зенитных управляемых ракет, старалась атаковать на сверхмалых высотах. В связи с этим ЗРК, которые существовали в те годы, оказались практически бесполезными. Хотя их ТТХ прекрасно подходили для борьбы с высоколетящими целями, для низколетящих целей они практически не представляли опасности.

Так как новая тактика нападения авиации распространилась по всему миру, военные ведомства многих развитых стран пытались решить задачи по проектированию новых зенитно-ракетных комплексов, которые могли бы эффективно бороться именно с низколетящими целями. Технический уровень развития даже такого мощного государства, как США, не позволял создать ЗРК, который мог бы эффективно бороться с низколетящими целями, но советские конструкторы в очередной раз совершили резкий рывок вперёд в гонке вооружений.

История создания ЗРК «Оса»

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 27.10.1960 года, работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса были начаты в том же 1960 году. Ответственным за разработку был назначен НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Во главе процесса разработки был поставлен Тарановский, которого вскоре сменил Косичкин.

До сих пор перед советскими конструкторами никогда не ставили сложную задачу по разработке полностью автономного зенитно-ракетного комплекса. Согласно плану, новая система ЗРК должна была совместить на одной базе следующие устройства:

  1. Средства обнаружения и сопровождения воздушных целей;
  2. Пусковое устройство, способное к запуску зенитной управляемой ракеты;
  3. Средства топографии;
  4. Средства навигации;
  5. Независимые источники электроснабжения.

В довершение ко всему, новый зенитно-ракетный комплекс должен был быть ещё и плавучим. После нескольких попыток разработки стало ясно, что одному НИИ-20 с подобной задачей не справиться. Именно по этой причине разработка ЗРК было доверена целому ряду НИИ и конструкторских бюро:

  • НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике, как уже было сказано выше, назначался ответственным за весь проект. Кроме этого, данное НИИ отвечало за разработку боевой машины;
  • Конструкторское бюро №82 машиностроительного завода по авиационной технике было назначено ответственным за разработку и испытания зенитной управляемой ракетой. Главным конструктором, ответственным за ракету, стал А. Потопалов;
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за разработку всей системы электропитания ЗРК;
  • Самоходное шасси должен был разработать Кутаисский автомобильный завод.

Параллельно с разработкой самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса» разрабатывался аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М», основным предназначением которого являлась защита кораблей военно-морского флота от низколетящих воздушных угроз.

Так как военная разведка СССР в 60-е годы успешно работала в США, советскому правительству было известно, что потенциальный соперник разрабатывает свой автономный и мобильный ЗРК на самоходном шасси. Американская новинка, известная под именем «Маулер», должна была обеспечить американские войска защитой от низколетящих целей на расстоянии 10-15 км.

В связи с этими обстоятельствами, разработка советского ЗРК началась усиленными темпами. Как показало время, паника была совершенно напрасной, так как данный американский проект с треском провалился – летом 1965 года он был окончательно свёрнут.

Трудности при разработке ЗРК «Оса»

В СССР разработка ЗРК «Оса» тоже продвигалась очень медленно. Назначенные НИИ и КБ не справлялись с поставленной задачей. Проходили постоянные замены главных конструкторов, которые отвечали за разработку различных узлов, но это мало помогало.

В сентябре 1964 года новым разработчиком был назначен ЗУР-МКБ «Факел». В то время главным конструктором «Факела» был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси также была передана новому предприятию, которым стал Брянский автомобильный завод.

Директор НИЭИ Минрадиопрома СССР Ефремов был назначен главным конструктором ЗРК.

После такой масштабной перестановки, разработка ЗРК «Оса» пошла более успешно и в 1970 году первый прототип ЗРК «Оса» был отправлен на Эмбинский полигон, где успешно прошёл все положенные испытания.

4 октября 1971 года комплекс был принят на вооружение армии СССР. На вооружении ПВО Сухопутных войск данный самоходный комплекс был принят в 1972 году.

Общественности зенитно-ракетный комплекс «Оса» впервые был представлен во время военного парада, который проходил на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года.

Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» способен самостоятельно следовать за танковыми и мотострелковыми дивизиями практически в любых погодных условиях. Уникальная конструкция шасси обеспечивает ему прекрасную проходимость и плавучесть. Он имеет высокую эффективность и обладает хорошей защитой от помех. Мобильный самоходный ЗРК «Оса» включает в свой состав следующие средства:

  • Машина 9А33Б, оборудованная средствами наведения и пуска ракет;
  • Системы разведки;
  • Заряжающая машина;
  • Ракета 9М33, которая является управляемой.

Как заряжающая, так и боевая машины находятся на плавающих шасси БАЗ-5937. Данное трёхосное шасси обладает прекрасной проходимостью в условиях бездорожья и способно преодолевать водные преграды. Кроме того, оно оснащено следующими устройствами:

  • Средствами электроснабжения;
  • Навигацией;
  • Системами жизнеобеспечения;
  • Генератором отбора мощности.

Данный комплекс, помимо того, что может передвигаться своим ходом, может транспортироваться на грузовых самолётах ИЛ-76 или железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам комплекс способен передвигаться со скоростью до 55 км/ч.

В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Само шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг.

Для обнаружения воздушных целей на ракетном комплексе используется мощная радиолокационная станция. Она может обнаруживать воздушные цели, находясь как на месте, так и в движении. Кроме того, ЗРК способна идентифицировать цели по признаку «свой – чужой».

Серийное производство ЗРК «Оса»

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» было развёрнуто на 2-х предприятиях:

  • Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе;
  • Зенитные управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе.

До 1975 года «Оса» производилась без существенных модернизаций.

В 1975 году на вооружение Сухопутных войск СССР был принят модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Оса-АК». Модернизация ЗРК «Оса» заключалась в следующих изменениях:

  • Появилось 6 зенитных управляемых ракет модификации 9М33М2, вместо 4-х 9М33 у базовой модификации;
  • Зона поражения у модернизированного комплекса тоже была увеличена. Теперь комплекс мог сбивать самолеты, скорость которых равнялась 500м/С, вместо 420 М/С у базовой модели;
  • Радиоэлектронная аппаратура (большая часть её) была размещена на новой элементной базе. Это нововведение позволило уменьшить массу комплекса, снизить энергопотребление и повысить общую надёжность;
  • Ракеты получили взрыватели новой конструкции, которые позволили уменьшить минимальную высоту поражения воздушных целей комплексом с 50 до 25 метров.

В целом, модернизированный зенитно-ракетный комплекс значительно превосходил по базовым характеристикам предыдущую модель.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующая модернизации зенитно-ракетного комплекса получила название «Оса-АКМ». Данная модификация была принята на вооружение в 1980 году.

Основным отличием модификации «АКМ» были повышенные возможности для борьбы с военными вертолётами.

Так как, начиная с конца 1970-х годов военные вертолёты стали массово оснащаться противотанковыми ракетами, комплекс пришлось дорабатывать в соответствии с этими нюансами.

ЗРК «Оса-АКМ» мог вести эффективный огонь не только по движущимся, но и по «зависшим» в воздухе целям. Ракеты комплекса получили модернизированный взрыватель, после установки которого цели можно было поражать практически на нулевых высотах. При этом расстояние до цели не должно было быть менее 2 км. Максимальная дальность поражения составляла до 6,5 км.

Модификации Оса, произведённые в других странах

Кроме вышеперечисленных модификаций, существует ещё несколько модификаций ЗРК «Оса» которые были произведены в Белоруссии и Польше.

«Оса-1Т» — это модернизированный комплекс, который был произведён в Республике Беларусь. Работы по модернизации базового комплекса были начаты в 2001 году. После того как комплекс был доработан, он был продемонстрирован в Минске и польском Кельце. В отличие от базового комплекса он обладает следующими доработками:

  • Защита комплекса от помех была модернизирована, возрос радиус её действия;
  • Появилась современная оптико-электронная система, основной задачей которой является сопровождение цели. Данная система сконструирована таким образом, что может функционировать в условиях полного радиоэлектронного подавления;
  • Система наведения нового комплекса даёт возможность ракетам поражать цели, летящие на высоте до 7 км. Расстояние до цели может составлять до 12 км;
  • Модернизированный комплекс способен поражать цели, летящие со скоростью до 700 м/с.

Общий ресурс и ремонтопригодность зенитно-ракетного комплекса были значительно увеличены.

Следующая модернизированная машина, произведённая на базе ЗРК – это Т-38 «Стилет». Она тоже производится в Белоруссии. Самым главным отличием данной модернизации является наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если возникнут проблемы с производством двухступенчатых ракет, комплекс может успешно пользоваться ракетами 9М33М3, которые используются в комплексе «Оса-АКМ».

Ещё одной модернизацией является польская ЗРК SA-8 Sting. Она практически ни чем не отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь явно прослеживается совместная с Белоруссией разработка.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса»

Основные ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Оса» (базовой модели) имеют следующие характеристики:

  • По классификации – это зенитно-ракетный комплекс;
  • Его боевая масса составляет 18 000 кг;
  • Экипаж включает в себя 5 человек;
  • Длина корпуса комплекса составляет 9 140мм;
  • Высота комплекса с опущенным радаром составляет 4 200 мм;
  • Ширина корпуса составляет 2 750 мм;
  • Диапазон дальности стрельбы составляет от 1 500 до 10 000 метров;
  • В качестве вооружения комплекс располагает четырьмя управляемыми ракетами 9М33;
  • Двигатель комплекса имеет мощность в 300 л/с. Он может развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч, и до 35 км/ч по бездорожью. Кроме того, комплекс способен передвигаться вплавь со скоростью до 10 км/ч.

Колёсная формула 6х6 позволяет комплексу без проблем передвигаться в условиях полного отсутствия дорог.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении Сухопутных войск России и ряда других стран. Хотя современные ЗРК во многом превосходят «Осу», армия не спешит полностью от них отказываться.

Источник: https://comp-pro.ru/boevye-mashiny/rakety-i-raketnye-kompleksy/zrk-osa.html

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса»

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

«Оса», по классификации NATO и Минобороны США — SA-8 Gecko, по индексу ГРАУ — 9К33 – это войсковой автоматизированный ЗРК производства СССР. Главной задачей его является прикрытие средств и сил танковой (мотострелковой) дивизии. Комплекс может функционировать во всех погодных условиях.

Работы над разработкой стартовали осенью 1960 года, а принятие на вооружение состоялось через 11 лет. ЗРК оборудован четырьмя ЗУР 9М33. По состоянию на конец 2007 года – самый многочисленный в РФ комплекс войсковой противовоздушной обороны. Общее их количество составляет 400 единиц.

1. Фотографии
2.
3. История создания
4. Состав
5. Тактико-технические характеристики

5.1 Основные характеристики

5.2 Размеры

5.3 Вооружение

5.4 Подвижность

6. Модификации
7. Боевое применение

3. История создания

Летом 1960 года стартовали работы над разработкой зенитного ракетного комплекса, с присвоенным кодовым именем «Оса». До 1962 года из-за срывов сроков проект еще находился в состоянии экспериментальной лабораторной отработки.

Ракеты к комплексу создавал  Тушинский машиностроительный завод, а разработкой пусковой установки занималось Конструкторское бюро компрессорного машиностроения Государственного комитета по авиационной технике.

Завод, которому было поручено создание ракет, в установленные сроки с этой задачей не справился, из-за сложности работ. Поэтому эта работа была дана ОКБ-2.

Новым сроком начала испытаний комплекса стал второй квартал 1970 года. Разработчиком колесного шасси стал Брянский автомобильный завод.

В вышеуказанный срок комплекс испытания прошел, а затем последовали совместные испытания. Осенью 1971 года «Оса» поступила на вооружение.

4. Состав

  • Боевая машина 9А33Б  — это всепогодная автономная огневая единица. В ее возможности входят опознавание и обнаружение воздушных целей в движении, обстрел с короткой остановки одной цели двумя ракетами. Развертывается и свертывается БМ не свыше, чем пять минут. Установлена машина на шасси БАЗ-5937. Оно является трехосным и оборудовано водометом, средствами топопривязки и навигации, дизельным двигателем. Транспортировка может осуществляться железнодорожным и авиационным транспортом.
  • Станция обнаружения целей – это РЛС кругового обзора. Обладает высокой помехозащищенностью. Находит воздушные цели и определяет их координаты. Стабилизирована в горизонтали. Антенна может обнаруживать истребители на дальности 27 км и до 40 км при высоте полета, соответственно 50 и 5000 метров. Рабочий диапазон частот – 6-8 ГГц.
  • Станция сопровождения целей. Ищет цели по координатам, определенными станцией обнаружения цели. Осуществляет автосопровождение и захват цели по дальности и угловым координатам и переправляет координаты на счетно-решающий прибор. Сопровождает и захватывает на дальности 14 и до 23 км при высоте полета, соответственно 50 и 5000 метров. Оснащена защитой от пассивных и активных помех. Рабочий диапазон частот – 14,2-14,8 ГГц.
  • Счётно-решающий прибор обеспечивает достижение зенитной управляемой ракеты с упреждающей траекторией цели при поступлении данных от станции сопровождения целей.
  • ЗУР 9М33 является главным вооружением «Осы», сконструирована по схеме «утка». Имеет боевую осколочную часть, радиокомандную систему целенаведения, трассеры, расположенные в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром и неконтактный взрыватель с радиусом срабатывания пять метров. Запуск двух ракет по важнейшим целям производится с интервалом 3-5 с.
  • ТЗМ 9Т217Б. В ней транспортируются восемь зенитных управляемых ракет, и с ее помощью заряжается БМ.
  • Классификация: ЗРК
  • Боевая масса, кг: 18000
  • Экипаж, чел.: 5

5.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 914
  • Ширина корпуса, см: 275
  • Высота, см: 420 (с опущенным радаром)

5.3 Вооружение

  • Дальность стрельбы, м: 1500 — 10000
  • Другое вооружение: четыре зенитные управляемые ракеты  9М33, шесть в модификациях.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 5Д20Б-300Б
  • Мощность двигателя, л. с.: 300
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 7 — 10 вплавь, 35 – по бездорожью
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Колёсная формула: 6х6
  • Тип подвески: торсионная на поперечных рычагах, индивидуальная
  • Преодолеваемый брод: плавает.

6.Модификации

  • 9К33М2 «Оса-АК» (1975) – модернизация 9К33М2. Введены следующие усовершенствования: новая элементная база, увеличилась надежность работы, зона поражения целей по высоте, дальности и параметру, поражает и обстреливает цели на догонных курсах со скоростью движения до 300 м/с. Ракеты располагаются в ТПК, кроме этого усовершенствован их радиовзрыватель и увеличена радиационная защита. Также возросла защищенность от радиоэлектронных помех и усовершенствованы условия автосопровождения целей в пассивных помехах. Поменялась структура счетно-решающего прибора, он стал способен наводить ракеты на цель, маневрирующую с перегрузкой до восьми единиц и перемещающуюся со скоростью до 500 м/с.
  • 9К33М3 «Оса-АКМ» — модификация, способная вести борьбу с вертолетами и самолетами при прикрытии войск во всех возможных боевых действиях и при радиоэлектронном активном противодействии. Работы по модернизации стартовали осенью 1975 года. Приемо-сдаточные испытания осуществились в 1977 году, а государственные – еще через два года. В 1980 году модификация поступила на вооружение. Главные изменения следующие: произошла доработка радиовзрывателя, увеличилась территория поражения, надежность функционирования боевой машины и защита от помех. Стала меньше возможность срабатывания радиовзрывателя от земли и больше – точность наведения ракеты. Также возросла разрешающая способность индикатора кругового обзора по дальности и азимуту, плотность потока осколков и возможность коррекции зоны срабатывания радиовзрывателя. Комплекс стал способен обстреливать цели, маневрирующие с перегрузкой до восьми единиц и передвигающихся со скоростью до 500 м/с.
  • 9К33-1Т «Оса-1Т»- модерницация 9К33, произведенная в Белоруссии. Работы по ней стартовали в 2001 году. Впервые продемонстрирована в Минске и Кельце (Польша). Главные изменения следующие: увеличена защита от помех, введена оптико-электронная система, предназначенная для сопровождения цели и повышающая живучесть комплекса при использовании противником радиоэлектронного полного подавления и противорадиолокационных ракет. Улучшенная система наведения на ракетах дает возможность поражать летательные аппараты на высотах до 7 км и расстояниях до 12 км, со скоростями до 700 м/с. Возросла надежность из-за перевода 80% аппаратуры на новую элементную базу. Уменьшена номенклатура запчастей и время техобслуживания. Увеличен ресурс аппаратуры. Также увеличена автоматизация боевой работы.
  • T38 «Стилет» произведен в Белоруссии. В его состав входят: двухступенчатая ракета Т382, БМ Т381, юстировочная машина Т384, ТЗМ Т383, АКИПС Т386, машина техобслуживания Т385 и комплект наземного оборудования Т387. Возможно применение ракеты 9M33M3 комплекса «Оса-АКМ».
  • SA-8 Sting – модернизация, произведенная в Польше. Работы по ней стартовали в 2001 году заводом вооружения № 2 в городе Грудзендз. Впервые продемонстрирована в Минске и в Кельце (Польша).

7. Боевое применение

  • Боевые действия на юге Ливана в начале 1980-х годов (на стороне Сирии).
  • Осенью 1981 года бойцами Полисарио (Западная Сахара) были сбиты воздушный командный пост и истребитель Марокко.
  • Вооруженный конфликт в Анголе (1987-1988).
  • Захват и вывоз ЗРК с территории Кувейта спецподразделением США перед операцией «Буря в пустыне».
  • Боевые действия в Кувейте (со стороны Ирака).
  • Вооруженный конфликт в Южной Осетии (со стороны Грузии и РФ).
  • Ирано-Ираксий конфликт (со стороны Ирака).
  • Гражданская война в Сирии (со стороны Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил).

Источник: http://contract-army.ru/info/zrk-osa/

Зрк оса-акм. фото. . ттх. вооружение

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Обеспечивает оборону от ударов с воздуха современных низколетящих самолетов и вертолетов, а также дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.Состав мобильного всепогодного комплекса ближнего действия “Оса-АКМ”:боевые средства:- боевая машина 9А33БМ3 (9А33БМ2);

– зенитная управляемая ракета 9М33М3 (9М33М1)

Зрк оса-акм – видео

технические средства:

– транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2;- машина технического обслуживания 9В210М3;- юстировочная машина 9В914;- автоматизированная контрольно-испытательная станция 9В242-1;- машина группового комплекта ЗИП 9ФЭ72М3;

– комплект наземного оборудования 9Ф16М2.

Боевые средства комплекса размещаются на единой базе – плавающем колесном самоходном шасси высокой проходимости – боевой машине (БМ).
Боевая машина полностью автономна, обладает мобильностью, не уступающей сопровождающим войскам, обнаруживает цели при движении. Для поражения цели требуется короткая остановка.

В состав БМ входят:

– радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком;- радиолокационная станция сопровождения цели (ССЦ);- двухканальная радиолокационная станция визирования ракет (СВР);- двухканальная станция передачи команд (СПК) на ракеты;- счетно-решающий прибор (СРП);- телевизионно-оптический визир (ТОВ);- система первичного электропитания;

– система радиосвязи.

Ракета комплекса выполнена по аэродинамической схеме “утка”. Хранение, транспортирование и старт ракеты обеспечиваются транспортно-пусковым контейнером. Твердотопливный двухрежимный двигатель обеспечивает ракете потребную энерговооруженность, необходимую для наведения на скоростные и маневрирующие цели.

Боевое снаряжение ракеты адаптируется к конкретным условиям встречи. Боевая часть осколочно-фугасного типа. Наиболее ответственные цели могут обстреливаться очередью из двух ракет. Транспортируется всеми видами транспорта, в том числе воздушным. Имеется морская модификация комплекса “Оса-МА2”, обеспечивающая ПВО кораблей малого водоизмещения.

В настоящее время серийное производство комплекса прекращено, однако большое количество ЗРК “Оса-АКМ” продолжают успешно эксплуатироваться в СВ РФ и в армиях более чем 25 стран.

Предприятия промышленности оказывают полный комплекс сервисных услуг по обеспечению боеготовности комплексов и предлагают проекты модернизации, значительно расширяющие их боевые возможности.

На базе элементов ЗРК “Оса-АКМ” разработан мишенный комплекс “Саман”, предназначенный для испытаний систем ПВО и обеспечения обучения и повышения боеготовности боевых расчетов. В качестве мишени используется ракета ЗРК “Оса” со специальной доработкой.

М-4 «Оса-М»

Морская версия комплекса «Оса» (по классификации НАТО SA-N-4)

9К33М2 «Оса-АК»

Модернизированный комплекс 9К33М2. Принят на вооружение в 1975 году.

Основные отличия от базового варианта:

1. Расширена зона поражения целей по дальности, высоте и параметру.2. Изменена структура СРП, добавлена возможность наведения ЗУР на цель, движущуюся со скоростью до 500 м/с и маневрирующую с перегрузкой до 8 единиц.3.

Имеет возможность обстрела и поражения целей на догонных курсах при скорости движения до 300 м/с.4. Повышена защищённость от воздействия радиоэлектронных помех, улучшены условия автосопровождения целей в пассивных помехах.5.

Используется новая элементная база, повышена общая надёжность функционирования БМ.6. Усовершенствован радиовзрыватель ЗУР. Новый взрыватель обеспечивает снижение нижней границы зоны срабатывания до 27 метров.7. ЗУР размещена в ТПК.

Повышен гарантийный срок использования ракет до 5 лет и повышена радиационная стойкость.

8. Обеспечена транспортировка восьми ЗУР и заряжание боевой машины.

9К33М3 «Оса-АКМ»

Дальнейшая модернизация комплекса. Эта модификация может эффективно бороться с самолётами и вертолётами при прикрытии войск во всех видах боевых действий и в условиях активного радиоэлектронного противодействия.

Работы по совершенствованию БМ ЗРК «Оса» и его ракеты были начаты в ноябре 1975 года под кодовым именем «Мара». ПСИ модернизированный комплекс прошёл в 1977 году, а государственные испытания были пройдены в декабре 1979 года. В 1980 году ЗРК был принят на вооружение под обозначением «Оса-АКМ».

Основные изменения, произведённые в ЗРК «Оса-АКМ»:

1. Расширена зона поражения.2. Улучшена разрешающая способность индикатора кругового обзора СОЦ по азимуту и дальности.3. Снижена вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и повышена точность наведения ракеты за счёт усовершенствованного СРП.4.

Возможность обстрела целей, движущихся со скоростями до 500 м/с и маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц, а также возможность обстрела целей летящих со скоростью 300 м/с вдогон.5. Увеличена плотность потока осколков. За счёт принудительной подачи радиокоманды на подрыв БЧ улучшена возможность коррекции области срабатывания радиовзрывателя.6.

Повышена надёжность работы БМ за счёт перевода на новую элементную базу. Улучшена общая помехозащищённость.

7. Доработан радиовзрыватель.

Тактико-технические характеристики ЗРК ОСА-АКМ

– Разработчик: Научно-исследовательский электромеханический институт- Годы производства: 9К33 с 1970 по 1975. 9К33М2 с 1975 по 1980. 9К33М3 с 1980 по 1988- Годы эксплуатации: с 1971

– Количество выпущенных, шт.: более 1200

– Экипаж, чел.: 5

Вес ЗРК ОСА-АКМ

– Боевая масса, т: 18

Габаритные размеры ЗРК ОСА-АКМ

– Длина корпуса, мм: 9140- Ширина, мм: 2750

– Высота, мм: 4200 (с опущенным радаром)

Дальность стрельбы ЗРК ОСА-АКМ

– Дальность обнаружения целей, (типового самолета ТА), км: 45- Границы зоны поражения: по дальности, км: 1,5-10- Границы зоны поражения: по курсовому параметру, м: до 6000- Скорость поражаемых целей, м/с: 10-500- Маневр цели, ед.

: до 8- Время реакции, с: 18-26- Время перевода из походного положения в боевое, мин: до 4- Время перезаряжания ПУ, мин: 5- Количество ракет на ПУ, шт.

: 6- Вероятность поражения: типовой неманеврирующей цели / вертолетов: 0,4-0,96 / 0,24-0,76

– Другое вооружение: 4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях)

Двигатель ЗРК ОСА-АКМ

– Тип двигателя: 5Д20Б-300Б
– Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость ЗРК ОСА-АКМ

– Скорость по шоссе, км/ч: 70
– Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35 по бездорожью, 7..10 на плаву

– Запас хода по шоссе, км: 500- Колёсная формула: 6х6- Тип подвески: индивидуальная, торсионная на поперечных рычагах

– Преодолеваемый брод, м: плавает

Источник: http://oruzhie.info/vojska-pvo/239-osa-akm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.