Не от мира сего: родстеры, созданные в СССР

Самые страшные и секретные тайны Советского Союза: информация

Не от мира сего: родстеры, созданные в СССР

Наверное, столько секретов, сколько хранило СССР, не было ни в одной стране мира. Железный занавес скрывал все, что не сочеталось с «красивой советской жизнью».

Кыштымская авария 1957 год

Об ужаснейшей ядерной аварии, произошедшей в Советском Союзе в 1957 году, весь мир узнал только спустя тридцать лет. Трагедия случилась на юге России недалеко от города Кыштым.

Авария произошла из-за взрыва в ёмкости, в которой хранились радиоактивные отходы, эта ёмкость имела форму цилиндра из нержавеющей стали и была покрыта бетоном.

Причем сконструирована она была так, что в случае ремонта подобраться к ней было невозможно, наверное, потому что в прочности конструкции сомнений у разработчиков не возникало.

В конце сентября из строя вышли охлаждающие системы, заниматься ремонтом никто не стал, и её просто отключили, спустя несколько дней прогремел взрыв в хранилище с 80 м3 ядерного мусора. Сила взрыва подняла часть радиоактивного мусора на полтора километра, в результате чего образовалось облако.

Уже спустя двенадцать часов в радиусе трёхсот пятидесяти километров выпали радиоактивные осадки, они накрыли собой территории Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, всего пострадало более двадцати тысяч километров квадратных.

В результате катастрофы были, разрушены дома более десяти тысяч человек, от радиации пострадало около трёхсот тысяч человек.

Впервые спецслужбам США о трагедии стало известно в 60-х годах, но опасаясь отрицательного отношения к ядерным испытаниям, в мире о ней умолчали, а в 1976 году о ней в прессе заявил советский эмигрант. СССР подтвердила сведения о катастрофе лишь спустя несколько лет после взрыва на Чернобыльской АЭС.

Смерть неизвестного космонавта

Холодная война между СССР и Западом диктовала условие первенства во всех отраслях жизни. Такая же позиция была и в сфере космонавтики, где СССР и США соревновались в том, кто первый из них запустит человека в космос.

Все данные о проводимых исследованиях Советский Союз строго засекречивал, а многие имена лётчиков — космонавтов, которые готовились к полётам долгие тридцать лет, были засекречены.

Так произошло и с Валентинов Бондаренко – летчиком – истребитель, который был членом первого космического отряда СССР.

В 1960 году его отобрали для участия в подготовке к космическим полетам, и он стал четвертым в списке из 29 летчиков, готовившихся к первому космическому полёту. К сожалению, полететь ему так и не удалось.

Летчик проходил необходимую для космического полёта подготовку, одной из тренировок было десятидневное пребывание в сурдобарокамере в НИИ-7. Испытание подразумевало пребывание в одиночестве и тишине. Однако судьба сыграла с ним злую шутку. Во время одного из медицинских исследований он совершил ошибку.

После снятия с тела датчиков он протер те места на теле, на которых они были закреплены, спиртом, а ватный тампон выбросил. Тампон попал на раскаленную спираль электроплитки и вспыхнула.

Так как внутри барокамеры почти весь воздух состоял из чистого кислорода, то огонь мгновенно распространился на всю камеру и шерстяной костюм лётчика мгновенно загорелся…

К сожалению, спасатели не смогли открыть барокамеру быстро, так как между ней и окружающим пространством существовал большой перепад давления.

Когда Бондаренко достали из сурдобарокамеры он еще был жив, хотя получил ожоги более 98% тела, полностью сгорели глаза, волосы и кожа, кровеносные сосуды смогли найти только на ступнях ног. Находясь в болевом шоке, летчик шептал, что ему очень больно.

Его срочно транспортировали в боткинскую больницу, где, несмотря на усилия врачей, он умер через шестнадцать часов от ожогового шока. Через девятнадцать дней в космос полетел Юрий Гагарин…

Через год в 1961 году Валентина Бондаренко наградили посмертно орденом Красной звезды (посмертно), у него остались жена и малолетний сын. Государство семье не помогало, они лишь получали пенсию до совершеннолетия ребенка, о семье постарались забыть. Валентина похоронили в Харькове, на обелиске была высечена надпись «от друзей – лётчиков» и только в 80-х годах приписали «космонавтов СССР».

Все данные о происшествии с Валентином Бондаренко была засекречена до 1986 года, именно тогда история о его гибели была описана в газете «Известия».

Скрытый голод (Голодомор) 1932-1933 годов

Очень долго все данные о голоде 1932-1933 годов в некоторых районах СССР, замалчивались, о нем пытались забыть и вычеркнуть из истории, как то чего на самом деле не было.

Политика коллективизации, продразверстки и хлебозаготовок проводимая советским режимом привела к тому, что на ряде территорий советского союза, особенно Украины и Казахстана вспыхнул ужасных голод.

В последнее время возникли теории о том, что голод на Украине был вызван преднамеренно, для искоренения непокорного народа, однако утверждать об этом на сто процентов нельзя.

Специально, или нет, но такая политика забрала жизни миллионов человек.

Страшным является и то, что ужасный голод был скрыт от иностранных государств, о нем ничего не знали, или знали, но не хотели накалять отношения со Сталиным.

Для того, что бы скрыть все ужасы, происходящие в СССР, высшим руководством разыгрывались настоящие «спектакли» перед иностранными туристами и корреспондентами: прилавки магазинов были забиты всевозможными продуктами, однако зайти туда простым гражданам было невозможно – любые попытки оканчивались арестом.

Иногда такие представления доходили до абсурда — улицы вымывали, а в крестьян переодевались ответственные партийные работники. Устраивали такие представления не зря, посетивший Украину премьер Франции говорил, что попал в настоящий «цветущий сад».

Точной цифры умерших от голода нет до сих пор, однако некоторые исследователи называют цифру до семи миллионов человек, не зря перепись, которую СССР провело в 1937 году, была засекречена. К сожалению, только в последние годы была дана правдивая оценка событий кошмарам 1932-33 года в Союзе.

Катынская трагедия

Долгое время трагедия, произошедшая в Катынском лесу, была засекречена, и мировая общественность делала вид, что ничего об этих событиях не знала. Ужасы массового расстрела СССР скрыло не без помощи Великобритании и США.

Отношения Польши и СССР всегда были очень сложными. В 1939 году состоялся четвертый раздел Польши, в советском плену оказалось более полумиллиона поляков, большинство советские власти передали германским войскам, а около сорока тысяч оказались в советских лагерях.

В 1940 году Берия заявил Сталину, что в лагерях на территории Польши и Союза содержится очень много бывших польских офицеров, работников разведывательных отрядов и националистов.

Таким образом, было заклеймено более 25000 польских граждан, чье прошлое не понравилось власти СССР. Было принято рассмотреть их личные дела с особой тщательностью и применить к ним расстрел.

В апреле приговоренных группами по 350-400 человек вывозили в Катынский лес на расстрел, особо опасным набрасывали на голову шинель и стреляли в затылок возле рва, при этом использовались пистолеты немецкого производства, позже этот факт СССР использовало на нюрнбергском трибунале, пытаясь доказать что убийства совершали немцы, во время оккупации СССР. Этого мнения СССР придерживался до 1990, категорически отрицая свою вину.

Однако Великобритания и США знали о вине Советского Союза. Так Черчилль, в неофициальных разговорах подтверждал, что это дело рук большевиков, но в тоже время наложил цензуру на английскую прессу в этом вопросе. Рузвельт также не хотел открыто обвинять Сталина, данные о том, что правительство знало о вине Союза, всплыло в США лишь в 1952 году.

Экраноплан

Гонка вооружения, которая началась сразу после окончания войны, дала резкий толчок для инженерно-конструкторских разработок Советского союза. Одной из таких новинок стал Экраноплан.

В середине 60-х годов американскому спутнику-шпиону удалось сделать снимки неоконченного советского гидроплана. Американцев поразили громадные размеры летающего судна – в США ничего подобного не было.

Более того, американские эксперты заявили, что столь огромный размах крыла даже не позволил бы самолету взлететь. Размер был не единственной странностью летательного аппарата. Его двигатели располагались слишком близко к носу аппарата, чем к его крыльям.

Однако разгадать тайны летательного объекта американцам так и не удалось, вплоть до развала СССР.

Засекреченным объектом оказался Каспийский Морской Монстр – экраноплан, своего рода аппарат, совместивший в себе самолет и корабль, который мог бы летать всего в нескольких метрах от поверхности воды.

Разработки были сверхзасекречены, нельзя было упоминать даже название аппарата. На проект выделялись огромные средства, так как разработчики надеялись на то, что в перспективе такие экропланы будут очень полезны.

Предполагалось, что такие «Монстры» смогут перевозить сотни солдат, танки на скорости около пятисот километров в час, при этом они бы полностью были невидимы для радаров. Общая масса экраноплана с грузом могла достигать пятисот тонн.

На аппарате предполагалось установить экономные двигатели, которые бы поглощали топлива меньше чем многие грузовые самолеты.

В ходе разработок конструкторам удалось построить всего один такой экроноплан, длина которого превышала Боинг в два с половиной раза, он был оборудован восьмью реактивными двигателями и шестью боеголовками с ядерным зарядом.

Во время первого полет экраноплана, который был построен на нижегородском заводе и Авиастроительном имени С. Орджоникидзе, за штурвалом сидел сам конструктор гиганта Ростислав Алексеев. Испытания длились пятнадцать лет, а в 1980 во время аварии экраноплан был уничтожен.

Катастрофа на Байконуре 1960 года

К сожалению, советскому народу очень часто была присуща халатность и наплевательское отношение к своей работе, что очень часто приводило к авариям и катастрофам. Одной из таких широкомасштабных катастроф стала катастрофа Неделина. Она произошла во время подготовки к первому пуску межконтинентальной ракеты Р-16.

За полчаса до предполагаемого запуска ракеты случился запуск одного из двигателей, в результате были разрушены баки с топливом, и началось возгорание ракетного топлива.

В ходе расследования было выявлено, что накануне произошел прорыв в мембране одного из баков, и топливо в нарушение инструкции не было слито.

Для ускорения подготовки к старту внешнюю ампульную батарею установили на борт ракеты, за час до старта, что привело к появлению напряжения в электрических цепях ракеты, это и привело к замыканию контактов и взрыву.

По всем правилам ракета должна была быть отправлена на перепроверку, а это бы затянулось на несколько месяцев.

Командовал запуском ракеты главнокомандующий ракетными войсками Митрофан Неделин, который и отнесся к произошедшей накануне поломки в ракете довольно поверхностно, тем более у него был приказ запустить ракету ко Дню Великой Октябрьской революции.

Произошедший взрыв носил ужасающие масштабы – все находившиеся на пусковой площадке люди погибли, температура была настолько огромна, что было расплавлено покрытие площадки, из-за чего убежать никто не смог – все сгорели заживо. В катастрофе погибло более восьмидесяти человек, около пятидесяти было ранено.

Вся информация о катастрофе была тщательно засекречена, никаких официальных заявлений не последовало. Было объявлено, что командующий ракетными войсками М. Неделин погиб в авиакатастрофе. Всем близким погибших говорили, о том, что их родные погибли в результате несчастного случая.

Однако информация и трагедии все равно попала в иностранные СМИ, и уже в конце 1960 года итальянцы сообщили о катастрофе, где погибло сто человек, а через пять лет в Англии один из разоблаченных советских разведчиков подтвердил данные о катастрофе.

СССР впервые заявило о катастрофе лишь в 1989 году в журнале «Огонек», где был опубликован очерк.

Возвращение оспы

В конце сороковых годов Советским Союзом на одном из островов Аральского моря была создана сверхсекретная лаборатория, которая занималась разработкой новейшего биологического оружия. Основные разработки велись с вирусами бубонной чумы и сибирской язвы. Позже к этим штамма присоединилась и натуральная оспа.

Так считается, что 1971 году им удалось разработать вакциноустойчивый вирус оспы, который уже в 1990 возможно был продан Ираку как бактериологическое оружие. Именно в 1971 году разработанный вирус был испытан на открытом воздухе, что привело к сильной вспышке оспы.

Заражение было выявлено у десяти человек. В срочном порядке для нескольких сотен людей был введен карантин, а более пятидесяти тысяч местных жителей Приаралья прошли вакцинацию.

Все данные о вспышке оспы были засекречены, о ней узнали только в начале 21 века, так как российские власти так же не признавали происшедшего.

Города, которых не было

В советские времена существовали города, которые не были отмечены не на одной карте, об их существовании знали только те, кто там жил. Такие города получали свой статус и-за размещения в них секретных объектов государственной важности.

Попасть туда обычному человеку было невозможно из-за строжайшей пропускной системы и засекреченности местоположения города. Как правило, им давали названия областного центра с добавлением номера, например Пенза – 19.

Такая секретность часто помогала скрыть катастрофы, которые здесь случались, как в случае радиоактивной катастрофы в Челябинске — 65. Однако у этих городов были и плюсы – они хорошо снабжались, здесь всегда был дефицитный товар, а уровень преступности был почти нулевой.

Устроится на работу в такой город, было очень сложно – проверяли родственников чуть ли не до 5-го колена.

Каждый из таких городов имел свою секретную специфику. Так, в Загорске – 6 находился Вирусологический институт, Арзамас – 16 занимался ядерным оружием, в Свердловске-45 занимались обогащением урана.

Позднее в некоторые города разрешалось приезжать родственникам жителей, однако для этого они проходили строгую проверку в специальных органах.

Всего по имеющимся данным в Союзе было сорок два закрытых города, однако пятнадцать из них являются закрытыми и сейчас.

Источник: https://my-cccp.ru/samye-strashnye-i-sekretnye-tajny-sssr/

десяти лучших родстеров

Не от мира сего: родстеры, созданные в СССР

В современном представлении родстерами называют автомобили на 2 посадочных места, включая водителя, со спортивным уклоном. Это спорт-кабриолеты. Такой термин правильно считать маркетинговым ходом, направленным на акцент спортивного характера машин.

Сначала родстеры не позиционировались как спортивные автомобили или нечто престижное. Их старались максимально удешевить, делая один ряд сидений, съёмную крышу, окошки из плёнки вместо стекла и пр.

Именно доступность сделала родстеры популярными в своё время. Их было легко купить, переделать под гонки или сделать из них настоящий хот-род. Потому родстеры стали двухместными спортивными авто, имеющими открытый верх.

От кабриолета их отличает наличие только одного ряда кресел и уклон в сторону спорта, в то время как кабриолеты являются люксовыми, дорогими и премиальными версиями базовых моделей.

Родстер выступает как отдельная линейка, обычно имеющая уменьшенную платформу.

Лучшие в своём роде

Мы постарались сделать топ 10 родстеров. У каждого покупателя своё представление о хорошей машине. Потому только вам решать, какой из родстеров станет наиболее предпочтительным выбором. Выбирая один из представленных десяти авто, вы поступаете верно. Всё же мы собрали самых лучших представителей своего сегмента.

В топ-10 включены:

  • одновременно два творения компании Lotus. Это модели Exige и Elise;
  • три представителя легендарного производителя Porsche;
  • немецкий хит в лице Audi TT;
  • японский автомобиль, который продолжает оставаться в топе. Это Mazda MX5;
  • британский Jaguar по имени F-Type SVR;
  • скромный итальянский Fiat и его модель 124;
  • ещё один британец Jaguar, но на сей раз модель Convertible от F-Type;
  • электрородстер от Tesla, получивший незамысловатое имя Roadster;
  • мощный и агрессивный Vider от компании Dodge;
  • компактный, но резвый Smart с понятным и простым названием Roadster.

Теперь посмотрим, что каждый из этих автомобилей собой представляет. Быть может, это поможет вам определиться с собственным фаворитом.

Audi

Компания Audi умеет делать не только качественные, но и быстрые автомобили. Одним из самых ярких представителей семейства родстеров по праву можно считать модель ТТ в соответствующем кузове. У родстер-версии имеется мягкая складная крыша, великолепный дизайн и спортивные характеристики.

Автомобиль выпускают с 1999 года, спустя год после появления версии купе. С тех пор в год немецкая компания продаёт примерно по 20 тысяч экземпляров. Согласитесь, это внушительные показатели для машины такого типа.

Mazda

Двухместный автомобиль MX 5 выпускается компанией Мазда с 1989 года.

Модель считается уже культовой, поскольку у многих при упоминании родстера возникает ассоциация именно с этим автомобилем

С момента выпуска MX 5 он превратился в целое семейство. Это компактные, резвые и невероятно красивые машины. При этом ставят на них довольно скромные по мощности двигатели. Такой подход к производству делает авто доступным и востребованным.

Jaguar

Официальная премьера модели SVR серии F-Type состоялась в прошлом году на Женевском автосалоне. Это заряженное двухдверное творение выпускается в кузовах купе и родстер. Верх у последнего делают из мягких материалов.

Скидки на новые автомобили!

Выгодный кредит от 9.9%
Рассрочка 0%

В России этот британский красавец продаётся с апреля прошлого года, но увы, только в кузове купе

Под капотом у резвого скакуна установлен мотор на 5,0 литра с мощностью 575 л. с. Так что обозначение заряженный спорт-родстер ему подходит более чем хорошо. На таком малыше можно разогнаться до 314 километров в час.

Появится ли родстер на отечественном рынке, пока неизвестно.

Fiat

Про компанию Fiat на нашем рынке говорят не так много. Хотя у этого итальянского автопроизводителя есть прекрасный родстер. Он носит простой индекс 124.

Семейство 124 появилось ещё в 1966 году. Сам производитель удивился, насколько востребованными и популярными стали эти машины с задним приводом. С 1974 года производство 124 остановили.

Компания Фиат решила вернуть к жизни легендарную модель только в 2015 году. Причём их выбор пал именно на компактный спортивный двухместный вариант автомобиля.

Новинка полюбилась за интересный итальянский дизайн, добротные технические характеристики и доступную стоимость. На таком родстере уж точно не стыдно кататься летом. Внимание окружающих вам обеспечено. Не без доли зависти.

Porsche

Немецкая компания Порше предлагает достаточно большой выбор спортивных автомобилей. В их числе есть представители семейства родстеров. Особого внимания заслуживают 3 модели.

  1. 918 Spyder. Быстрый, невероятно мощный спортивный гибрид, под капотом которого совмещается обычный мотор и электрическая силовая установка. Дебют состоялся в 2013 году во Франкфурте. Производили модель до лета 2015 года. Разгоняется модель до 325 км/час или до 151 км/час, если ехать только на электрическом двигателе. На разгон с места до сотни уходит 2,8 секунды. А вот заявленный расход всего 3 литра бензина на 100 км пути.
  2. Boxter. Среднемоторный автомобиль на два места. Этот родстер вышел в свет в 1996 году. С тех пор его популярность не падает. Модель пережила несколько смен поколений, но сохранила изначальную неповторимую историю и философию.
  3. 911. Автомобиль представлен в 3 вариациях кузова, включая тарга. Это разновидность родстера. 911 стали легендарными цифрами, которые не нуждаются в представлении.

Jaguar

Ещё один британский представитель семейства родстеров от компании Jaguar. Но теперь мы говорим про Convertible серии F-type.

Впервые родстер появился в 2013 году, а в конце 2014 года его представили в обновлённом виде. Это настоящее произведение автомобильного искусства и создано для ценителей настоящего спортивного драйва.

В 2016 года появилась ещё одна модификация, сохранившая узнаваемые контуры и экстерьер. Изменения коснулись нового капота. По остальным критериям родстер сохранили прежним.

Под его капотом изначально стоял 5-литровый мотор мощностью 495 лошадиных сил. У родстера, в отличие от купе, есть только 8-диапазонный автомат, но нет механической КПП. В 2016 году Ягуар предложил другой мотор на 550 л. с.

Lotus

В нашем топе компания Lotus присутствует сразу с двумя автомобилями.

  1. Exige. Эта модель родстера появилась в 2000 году. Специалисты и простые автолюбители отметили невероятно смелый и красивый дизайн в сочетании со спортивным характером и такими же техническими параметрами. На него устанавливают 3,5-литровый двигатель мощностью 350 лошадиных сил с возможностью разгона до 274 километров в час. С места до сотни уходит не больше 3,8 секунды. На российском рынке представлена версия купе и сам родстер S Roadster.
  2. Elise. Если вы ищите наиболее доступный спортивный родстер на отечественном рынке, тогда присмотритесь к этой модели. Шикарный автомобиль со спортивным дизайном и характеристиками. Впервые вышел в свет ещё в 1996 году. В 2010 году был последний рестайлинг. Последняя вариация имеет три версии оснащения, самая мощная из которых получила двигатель на 220 лошадиных сил. Стартовая цена модели начинается от 2,4 млн рублей.

Tesla

Если стандартные бензиновые двигатели вас не интересуют, а хочется чего-то современного и технологичного, тогда вашим лучшим родстером будет продукт компании Tesla.

Модель назвали просто Roadster

Выпуск начали с 2008 года, а последняя доработка состоялась в 2014 году. Инженеры увеличили заряд аккумулятора и создали больший запас хода.

За интригующей спортивной внешностью скрываются не менее спортивные характеристики. Обычный родстер оснащают двигателем на 251 л. с., а спортивная версия получила 291 л. с. Разгон у них составляет 3,9 и 3,7 секунды соответственно с нуля до сотни. Максималка стоит на 201 километре в час.

На полный заряд аккумуляторных батарей Тесле требуется 3,5 часа.

Dodge

Было бы неправильно не включить в наш топ автомобиль Viper от компании Dodge. Двухместный спортивный автомобиль выполнен в лучших традициях американских спорткаров.

Под капотом стоит мощный силовой агрегат, в интерьере минимум изысков и максимум практичности, а внешний вид так и говорит о хищном спортивном нраве машины.

Первый концепт Вайпера показали ещё в 1989 году. С 1992 года Viper стал полноценным представителем автопроизводителя Додж. С тех пор о нём знают во всём мире.

Smart

Завершает наш список родстер, который можно встретить достаточно часто на наших дорогах. Это Roadster от компании Smart.

Прототип новинки показали в 1999 году, а спустя четыре года начался полноценный выпуск. Машина компактная, спортивная по своим внешним и внутренним характеристикам.

Серьёзным достижением инженеров стало превосходное качество сборки. По этому показателю Smart чуть ли не лучший родстер в мире. Так что неудивительно, что цены на него не падают даже на вторичном рынке.

Источник: http://rating-avto.ru/cars/luchshiy-rodster.html

В ссср все было самое лучшее! на самом деле нет главные мифы о «золотом веке» — позднем советском союзе — meduza

Не от мира сего: родстеры, созданные в СССР

Agencja Fotograficzna Caro / Alamy / Vida Press

25 лет назад, в декабре 1991 года, государство Советский Союз перестало существовать. К тому моменту страна находилась в глубоком экономическом кризисе, в продаже отсутствовал нормальный выбор продуктов и других необходимых товаров — многие устали от советской действительности, и когда ГКЧП попытался ее защитить, на улицы вышли сотни тысяч людей.

Сейчас Советский Союз принято идеализировать: не только пожилые, но и молодые люди с ностальгией говорят о замечательном государстве, к которому все относились со страхом и уважением, где были лучшие в мире медицина и образование, где все жили в достатке и каждый был уверен в завтрашнем дне. Для тех, кто тоскует по советскому прошлому, есть две новости — хорошая и плохая.

С одной стороны, идеализированные представления об СССР слабо соотносятся с фактами. С другой, в современной России осталось так много советского — во всех сферах, от законодательства и правоприменения до языка и анекдотов, — что иногда возникает ощущение, что Союз все еще вокруг нас.

По случаю 25-летия распада СССР «Медуза» опровергает мифы о «золотом веке» СССР, который пришелся на 1970–80-е годы, и отмечает, как много советского осталось в современной России. 

Типичная цитата:

Друзья! Советская система образования была и остается самой лучшей в мире!!! Вернуть ее — это должна быть задача для нынешних властей, так как это благо для народа и для следующих поколений наших детей!!!

Москва. Лекция в МГУ. 1 сентября 1945 года

Эммануил Евзерихин / ТАСС

На самом деле нет

Объективных критериев для того, чтобы сравнивать, в какой стране лучше учили, довольно мало. В советском образовании были свои хорошие стороны: в некоторых дисциплинах — особенно математике и физике — выпускники советских вузов традиционно высоко котировались в мире.

Об этом можно судить хотя бы по тому, что после перестройки российские ученые оказались очень востребованы за рубежом.

Это не означает, что они были лучшими: скажем, экономист Сергей Гуриев вспоминает, что, когда он в 1990-е годы уехал в Массачусетский технологический институт, там было много талантливых людей из самых разных стран. 

И все-таки в советском образовании были такие недостатки, что многие из тех, кто учился при СССР, с трудом могут слушать восторженные возгласы о «лучшей в мире системе».

Часто ученые считают, что успехи советской науки достигались не благодаря системе образования, а вопреки ей: чтобы чего-то добиться, людям приходилось преодолевать огромное количество сложностей и преград совершенно не академического свойства.

При приеме в вузы действовали ограничения не только по классовому, но и по национальному признаку: скажем, двадцатилетие примерно с 1960 по 1980 год было периодом антисемитизма в математике — евреям крайне трудно было попасть на мехмат. Негласные ограничения действовали и на прием в другие вузы — например, в престижные МГИМО и МВТУ им. Баумана. 

Идеология была одним из главных негативных факторов, она влияла на все сферы образования — на содержание учебных программ, на прививаемые в школе ценности, на критерии отбора и т. д. 

Примеры можно перечислять долго. Много сил и времени студентов уходило на изучение предметов вроде истории КПСС, к которой практически никто не относился всерьез — но которая тем не менее мешала многим талантливым студентам продолжать учебу.

Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям. Советская высшая школа находилась практически в полной изоляции от мира. Иностранные языки преподавались слабо — если не считать специализированные вузы и элитные школы для детей номенклатуры.

Естественнонаучным предметам отдавалось явное предпочтение, потому что это соответствовало государственным интересам.

В школе и вузах не изучали творчество выдающихся поэтов, писателей и художников, которые тогда не соответствовали советским представлениям о прекрасном и идеологически правильном (например, идеологически неправильными оказались поэты Серебряного века: Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Гумилев). 

Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками, а многие эпизоды замалчивались — например, по понятным причинам, вся история советских репрессий. Иногда такое влияние испытывали и точные науки: печально известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960-м годам.

В СССР была лучшая в мире медицина. И бесплатная!

Типичная цитата:

Я лежал в больнице на Сахалине, в Пятигорске, Свердловске и в Усть-Илимске, и меня без всякого блата вылечили и поставили на ноги. Так что то, что врет автор, это вранье либеральное. 90-х годов. СОВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в самом деле была ЛУЧШЕЙ В МИРЕ. Только за нее родимую гайдаровская сволочь заслужила утопление в сортире.

Ленинград. Родильный дом № 6 имени профессора В. Ф. Снегирева. Медицинские сестры несут новорожденных на кормление, 4 мая 1973 года

Юрий Белинский / ТАСС

На самом деле нет

Независимые исследования подробно описывают печальное положение, в котором находились медицина и здравоохранение к концу существования СССР.

Прием в медицинские вузы и дальнейшее образование зависели не только от знаний: врачебная карьера часто обеспечивалась связями с нужными людьми. Советская медицина сильно отставала от западных стран.

Современные технологии и методы лечения были доступны только избранным, большинство врачей ими просто не владели.

Еще в конце 1980-х в поликлиниках и больницах использовались стеклянные шприцы, многоразовые иглы, катетеры и системы для внутривенных инфузий. Фармацевтика была развита слабо, так что значительную часть лекарств приходилось покупать за рубежом.

Простые лекарства и средства стоили очень дешево, но чуть менее распространенные приходилось «доставать» — иногда в других городах.

В отрыве от мировой науки в СССР распространились сомнительные методы лечения (например, «санаторно-курортное»), именно тогда появились несуществующие диагнозы вроде «вегето-сосудистой дистонии», которые ставят и сейчас.

Власти гордились тем, что в Советском Союзе врачей больше, чем в других странах, но количество не переходило в качество.

Больницы были переполнены, люди часто лежали в коридоре — не в последнюю очередь из-за того, что многих госпитализировали по показаниям, которые в действительности не требовали стационарного лечения.

Люди лежали в больнице долго; неделями и месяцами ждали очереди на процедуры и операции. 

Быт советских больниц многие вспоминают с неподдельным ужасом. Особенно это касается родов: «Моя мать рожала сестру в 1975-м, в Москве. Ее рассказ не забуду никогда.

Для начала раздели догола и побрили ржавой бритвой, простыней на кроватях не было, клеенки, еды не давали сутки, и она умолила няньку принести ей сахар из абортария, боялась, что не хватит сил, рожала 12 часов, врач подошел два раза, врачи и няньки там подбираются специальные, как надсмотрщицы в концлагере, садистки просто. „Страшнее ничего в жизни не помню, как собака в средние века“ — ее чувство» (воспоминание из подборки в «Живом журнале»).

Отдельного внимания заслуживает хамство советских врачей и медицинского персонала в районных поликлиниках и больницах.

В одной из работ 1987 года, основанной на многочисленных интервью с докторами и студентами-медиками, делается вывод, что врачи были очень не мотивированы и не испытывали удовлетворения от работы.

Как правило, они получали мало денег — и оплата не зависела от количества вылеченных людей. Большинство врачей почти не стремились углубить свои знания, слабо интересовались публикациями в медицинских журналах.

Функция поликлиник в основном сводилась к тому, чтобы оценивать, выдавать человеку больничный или нет. Пациенты не особенно доверяли врачам — возможно, из-за этого в конце 1980-х в атеистическом государстве оказалась так популярна «альтернативная медицина» вроде гомеопатии и целительства.

Говоря о «лучшей в мире советской медицине», нельзя не упомянуть устойчивую практику так называемой карательной психиатрии, которую широко использовали против диссидентов в 1960–80-е годы — например, против участников демонстрации против ввода советских войск в Чехословакию в 1968-м. 

В СССР все жили в достатке

Типичная цитата: 

Вот в Советском Союзе были пенсии! И зарплаты на все хватало. И жилье у всех было. Не то что сейчас!

Грузинская ССР. Фотография ТАСС рассказывает о широком ассортименте в продовольственном магазине в Мухрани, который круглый год доступен покупателям. 10 августа 1988 года

Иосиф Давиташвили, Эдуард Расоев / ТАСС

На самом деле нет

Легче всего опровергнуть тезис про жилье: заниматься жилищной проблемой в СССР стали гораздо позже, чем следовало, — спустя десятилетия после войны.

Даже самым оголтелым сторонникам Советского Союза кажется неприемлемой практика коммуналок, а ведь в них значительная часть городского населения жила даже и в 1990-х годах.

Хрущевки и правда помогли исправить ситуацию — и хотя жилье действительно «предоставлялось», дальнейшие операции с ним были либо полулегальны, либо совсем нелегальны. «Советский человек был обеспечен жильем на четверть от американского», — указано в книге Максима Трудолюбова «Люди за забором».

С остальным немного сложнее — прежде всего из-за того, что люди забыли или не знают, как было устроено снабжение в СССР.

Да, на зарплаты и пенсии в 1985 году можно было купить приблизительно то же количество молока, хлеба и водки, сколько в 2016-м (чего-то меньше, чего-то больше, но в среднем столько же), но главная проблема была в другом — помимо молока, хлеба и водки, купить было больше нечего.

Жилье и земельные участки распределялись на работе, на автомобили (и гаражи) приходилось записываться в многолетние очереди, импортные товары доставались по «серым» схемам, а выбор в магазине был в буквальном смысле северокорейский. 

Как пишет Егор Гайдар в «Гибели империи», эта проблема осознавалась на самом высшем уровне, но неудовлетворенный спрос резко рос — в 1970 году он составлял 17,5 миллиарда рублей (4,6% ВВП), в 1985-м — 60,9 миллиарда рублей (7,8% ВВП).

Если переводить это с экономического языка: номинальное благосостояние вступило в сильное противоречие с реальным — деньги были, но на них нечего было купить.

Многие помнят, что во время перестройки у них пропали в Сбербанке сбережения «на две „Волги“», но забыли, что этих «Волг» надо было ждать годами. 

В СССР была стабильность

Типичная цитата: 

Советский Союз многим был плох, но главное — была уверенность в завтрашнем дне.

Ростовская область, Таганрог. Комбайны «Колос» в цехе Таганрогского комбайнового завода, 25 апреля 1972 года

Василий Турбин / ТАСС

На самом деле нет

Действительно, когда действует государственный контроль над ценами, а зарплату всем гражданам платят по фиксированной шкале, возникает ощущение, что система устойчива и не будет меняться десятилетиями. Одни называли это стабильностью, другие — застоем.

Ощущение того, что «Советский Союз — это навсегда», было как у тех, кто поддерживал советскую систему, так и у тех, кто пытался ее сломать. При таком единодушии удивительно, как быстро (и относительно мирно) распался СССР и рухнул железный занавес.

Об этом убедительно пишет в книге «Это было навсегда, пока не кончилось» Алексей Юрчак: «Большинство советских людей до начала перестройки не просто не ожидало обвала советской системы, но и не могло его себе представить.

Но уже к концу перестройки — то есть за довольно короткий срок — кризис системы стал восприниматься многими людьми как нечто закономерное и даже неизбежное».

Более того, к «кризису системы» привела та самая «стабильность», нежелание что-либо менять, главным образом в экономике. Например, на протяжении 1960–80-х годов СССР последовательно увеличивал свою зависимость от импортного продовольствия, покупая его за золото, вкладывал средства в неэффективные огромные стройки.

В 1969-м СССР получил от экспорта зерна 443 миллиона долларов, в 1972-м впервые импорт превысил экспорт, а в 1989-м баланс был минусовым на пять миллиардов долларов. По всей сельскохозяйственной продукции минус был еще существеннее — 21,7 миллиарда долларов.

Отсутствие рыночных механизмов, купирование проблем, а не их решение привели к тому, что дисбалансы в экономике росли и в итоге закончились крахом конца 1980-х — начала 1990-х годов.

Иными словами, стабильность действительно была, но далась она крайне дорогой ценой и обернулась гиперинфляцией, исчерпанием запасов, обнищанием населения и унизительными программами «гуманитарной помощи».

Уверенность в завтрашнем дне превратилась в неизбежный хаос.

Этот хаос легко списать на рыночные реформы, но на самом деле именно годы «стабильности» и привели к распаду СССР, а реформы были (далеко не идеальным) способом преодолеть кризис в экономике. 

Зато все нас боялись!

Типичная цитата:

ДАЕШЬ СССР!!!!!

плевать как нас называют америкосы

главное чтоб боялись

На самом деле да

Действительно, в эпоху холодной войны в США и в целом на Западе всерьез опасались открытого военного конфликта с Советским Союзом. В том числе ядерного. С 1950-х годов в Америке началась мощная кампания по обучению граждан гражданской обороне.

В течение всего послевоенного периода возникали ситуации, когда страны могли перейти к прямому вооруженному столкновению, — например, в 1962 году во время Карибского кризиса или в 1983-м, когда техническая ошибка едва не привела к обмену ядерными ударами. 

Американский обучающий фильм 1951 года «Duck and cover» (пригнись и укройся)

Nuclear Vault

С тревогой за рубежом относились и к советской традиции силой удерживать контроль в странах «зоны влияния» — Чехословакии, Венгрии и других. 

Подавляющее большинство людей в СССР жили бедно, плохо питались, не могли нормально лечиться, их не пускали за рубеж, они никак не влияли на принимаемые властью решения, но да: государства, в котором они жили, и правда боялись за рубежом. Не очень ясно, есть ли здесь повод для радости или гордости. 

Все материалы «Медузы», посвященные 25-летию распада СССР, читайте здесь. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/09/v-sssr-vse-bylo-samoe-luchshee-na-samom-dele-net

Автомобили СССР не вышедшие в тираж

Не от мира сего: родстеры, созданные в СССР

Советская и наследовавшая ей российская автомобильная промышленность – это не только заводы, выпускающие десятилетиями «коробки» одинакового дизайна.

Архивы подтверждают: отечественное автомобилестроение вполне могло идти в ногу со временем, а советские инженеры и дизайнеры – удивлять дерзостью мысли и новаторскими разработками.

Иногда они даже обгоняли свое время, могли из «Жигулей» собрать «ламборгини», космический «компактвэн» или электромобиль. Однако каждый раз штучная разработка не попадала в серию.

«ЗИС-Спорт» – один из первых в СССР спортивных автомобилей.

«ЗИС-Спорт»

1939 год. Нильс Бор объяснил деление ядер урана, гражданская война в Испании закончилась победой фашистов, Третий Рейх и Советский Союз делят Польшу у Прибалтику, положив тем самым начало Второй мировой войне.

В это время в Москве группа молодых инженеров под руководством дизайнера Виктора Росткова из Экспериментального цеха завода им. Сталина (ЗИС, позднее – им. Лихачева, ЗИЛ) создает один из первых в СССР спортивных автомобилей. На платформе «советского лимузина» ЗИС-101 был собран двухместный ЗИС-Спорт. Под капотом пряталась 141 л.с.

, способная разогнать его до 162 км/ч. Деньги на опытный образец нашлись благодаря бюрократической уловке – авто «пропихнули» в список подарков к 20-летию Комсомола. Ивану Лихачеву, в те годы народному комиссару среднего машиностроения, удалось представить автомобиль Сталину и получить одобрение вождя.

Почти шестиметровое «буржуазное развлечение» с восьмицилиндровым двигателем, гипоидной главной передачей и даже «тещиным местом» – дополнительным открытым сиденьем в задней части кузова – должно было пойти в серию. Однако Великая Отечественная война помешала этим планам.

Опытный и единственный образ ЗИС-Спорта не был эвакуирован из Москвы и в итоге сгинул в недрах запасников Автозавода им. Сталина.

Малолитражка «Белка»

1955 год. Уинстон Черчилль уходит из политики, в Париже издан роман Владимира Набокова «Лолита», в Советском Союзе создан космодром Байконур и открыт для посещения Московский Кремль.

«Белка» – первая советская малолитражка

Всего два года прошло после смерти Сталина, а оттепель уже дышит полной грудью. Авангардные и нестандартные технические приемы проникают во все сферы жизни. Не стоит в стороне и автомобилестроение.

В 1955 году НАМИ (Научный автомоторный институт) и Ирбитский мотоциклетный завод объявили о создании первой в стране малолитражки, которая первоначально мыслилась как «машина для ветеранов войны» и должна была быть оснащена двигателем от тяжелого мотоцикла М-72.

Идея создания малогабаритного «вагончика» принадлежала заместителю директора Ирбитского завода Федору Реппиху, поддержанному ведущими конструкторами НАМИ, в том числе великим Юрием Долматовским. Было выпущено несколько образцов «Белки», в том числе и сельскохозяйственный, без дверей и с тентом.

При объеме двигателя в 746 см’ и мощности в 20 л.с. «Белка» весила всего 640 кг и могла разгоняться до 76 км/ч. Долматовский вспоминал, что кузов для опытных образцов малолитражки, из-за отсутствия квалифицированных жестянщиков, пришлось выковывать цыганам из стоящего под Ирбитом табора.

Привезенная в Москву «кустарная» «Белка» получила в целом положительные отзывы, и в 1957 году на Совете министров рассматривался вопрос запуска автомобиля в серию. Но в ходе устранения технических недоработок проект «затерся» и в итоге реализован не был.

Родстер «ХАДИ-2»

1961 год. Юрий Гагарин и Герман Титов друг за другом летят в космос, Джон Кеннеди становится президентом Соединенных Штатов, тело Сталина выносят из мавзолея.

Разработанный студентами, «ХАДИ-2» до сих пор используется в церемонии посвящения в студенты

Начинаются 60-е, которые в автомобилестроении ознаменовались экспериментами со стеклопластиком.

Группа инженеров из Харьковского автодорожного института (ХАДИ) создает экспериментальную легковушку, четырехметровый родстер (двухместный спортивный автомобиль) без дверей и с огромными «глазами», чей кузов полностью выклеен из стеклоткани.

Большинство деталей в спорткаре было позаимствовано у «Москвича-407», вышедшего в 1958 году. Крыша или тент не предусматривалась. В 1962 и 1963 годах «ХАДИ-2» демонстрировался на ВДНХ как достижение автомобилестроения СССР и Украинской ССР.

Благодаря легкости конструкции и двигателю М-72 автомобиль мог разгоняться до 100 км/ч. Будучи официально зарегистрированной и даже получив номерные знаки, разработка харьковских инженеров не пошла в серию – то ли из-за экономии государственных средств, то ли из-за чрезмерной экстравагантности.

«Москвич-Турист»

1964 год. Соединенные Штаты Америки начинают подготовку для вторжения во Вьетнам, Китай испытывает ядерную бомбу, Никита Хрущев в результате заговора высшего партийного руководства СССР отправлен в отставку.

«Москвич-Турист» – самый элегантный «Москвич»

За несколько месяцев до «дворцового переворота» поступает в продажу новая массовая модель отечественного автомобиля «Москвич-408», один из первых советских авто, которому предполагалось сделать экспортную версию, для продажи в Европе. Так появился купе-кабриолет «Москвич-Турист».

Бонтонный автомобиль, выпушенный всего в двух экземплярах, обладал уникальной системой электронного впрыска топлива, благодаря которой имел максимальную скорость около 130 км/ч и разгонялся до 100 км/ч) за 24 секунды. Объем двигателя «Туриста» равнялся 1,4 л, такой же, как у старшего брата «Москвича-408».

Алюминиевый кузов существенно снижал вес автомобиля. Единственным крупным недостатком двухдверного «Туриста» был огромный пластиковый тент. Его невозможно было установить или снять в одиночку, он не помещался в багажнике, и хранить его можно было только в гараже.

Видимо, для европейцев подобная проблема стала бы нерешаемой, поэтому «Турист» так и не был запущен в тираж, даже малыми сериями. Ни один из двух опытных образцов не дошел до наших дней.

Минивэн «ВНИИТЭ ПТ»

1966 год. В Москве проходит суд над писателями Синявским и Даниэлем, группа советских атомных подводных лодок совершает кругосветное путешествие без всплытия на поверхность, длившееся полтора месяца, человеком года признан «Бэби-Бумер».

На излете оттепели в СССР еще продолжают думать над кардинальным изменением городской среды.

Важной вехой на этом пути могло стать появление первого советского минивэна, специализированного под службу такси, – ВНИИТЭ ПТ, что расшифровывалось как Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Перспективное Такси. За глаза Перспективное Такси называли «хрущевкой на колесах».

В четырехметровом однообъемном «вагончике» помещалось четыре пассажира, в салоне можно было вытянуть ноги, или же вкатить детскую коляску. Закрывался салон электрической дверью, вторая дверь была водительская.

Главным недостатком нового такси было сильно вынесенное вперед место водителя, что в случае аварии делало огромным риск летального исхода. Странным было расположение фар – за номерным знаком.

Дизайнером ПТ выступил все тот же Юрий Долматовский, оснастивший авто двигателем от «Москвича-408», благодаря чему облицованный стеклопластиком автомобиль мог разгоняться до 105 км/ч. Увы, инженеры Института технической эстетики так и не смогли довести первый проект советского такси до ума. ВНИИТЭ ПТ остался опытным образцом, а городские службы такси стали использовать в своей работе стандартные конвейерные «Волги». Сегодня Перспективное Такси находится в Военно-техническом музее в Черноголовке.

ВАЗ-1801 «Пони»

1978 год. Исламская революция в Иране, рожден первый в мире ребенок, зачатый при помощи искусственного оплодотворения, в Италии Красными бригадами похищен и убит премьер-министр страны Альдо Моро.

В Советском Союзе идет лихорадочная подготовка к проведению московской 0лимпиады-80. В стране, где никогда не играли в гольф, осознали необходимость создания маленького и удобного «гольф-мобиля»,для того чтобы перевозить по территории олимпийских объектов гостей и участников соревнований.

В результате был создан ВАЗ-1801, получивший имя «Пони», – советский открытый четырехместный электромобиль.

Пластиковый кузов и 380 кг аккумуляторов обеспечивали запас хода в 140 км и максимальную скорость 90 км/ч, ограниченную до 70 км/ч, так как пассажиров в открытом салоне не держало ничего, кроме ремней безопасности. К Олимпиаде успели собрать, но не успели протестировать только два опытных образца.

К работе обе машины приступили лишь на выставке Экспо-84. Тогда же «Пони» вызвала большой интерес у французских предпринимателей, которые были готовы закупить партию электромобилей для обслуживания работ на строительстве тоннеля Ла-Манш, по цене от 10000 долларов за штуку.

Однако советская сторона не смогла быстро организовать производство «Пони», и советский электромобиль так и не ушел в серию. Один экземпляр, пережив пожар,оказался в музее ВАЗа,второй был передан стадиону Волжского автозавода в качестве медицинского автомобиля для эвакуации с поля травмированных игроков.

«Панголина»

1980 год. В Москве проходят летние Олимпийский игры, Генеральная Ассамблея ООН осудила ввод советских войск в Афганистан, актер Рональд Рейган избран президентом США, в Нью-Йорке убит Джон Леннон.

А в Республике Коми местный инженер-электрик Александр Кулыгин собирает «Панголину» – ухтинский «ламборгини». Самодельные колеса, дворники от «Икаруса», начинка от «Жигулей», легкий кузов из стеклопластика, гидравлический «колпак» вместо дверей, перископ вместо зеркала заднего вида.

Настоящее чудо самостроя, которое в любой другой стране быстро попало бы в серийное производство. В Москву «Панголину» доставляли поездом, так как советские дороги могли легко угробить «итальянца». Благодаря легкому кузову и продуманной аэродинамике «вазовский» двигатель разгонял «Панголину» до 180 км/ч.

Советский суперкар успел поучаствовать в нескольких автопробегах и выставках, но для получения государственного номера пришлось изъять из конструкции автомобиля множество «эпатажных» приспособлений типа перископа и самодельных колес. В 90-х «Панголина» попала в аварию, и ей пришлось удалить часть крыши.

Сегодня «ухтинский ламборгини» находится в частной коллекции и не выставляется.

Автомобиль «Охта»

1987 год. Тэтчер приезжает в Советский Союз, введены талоны на сахар, МХАТ в результате конфликта разделяется на МХАТ им. Горького и МХАТ им. Чехова.

Автолюбители СССР, тем временем, собирают компактвэн, получивший название «Охта». Первым в мире «универсалом повышенной вместимости» считается автомобиль «Рено Сценик», выпущенный в 1997 году. За десять лет до французов в аэродинамической трубе Ленинградского политехнического института проходит последние испытания «Охта».

На «вазовской» основе был поставлен кузов из пластиковых панелей на металлической раме, полностью пригодный для автоматической конвейерной сборки.

Семиместный салон с тремя рядами кресел мог легко трансформироваться: передние сиденья разворачивались на 180°, средние складывались в столик, при сложенных сиденьях получалось несколько спальных койко-мест. Кресла так же легко снимались, и «Охта» из микроавтобуса могла превращаться в фургон.

Передовой,даже по мировым меркам, была примененная в «Охте» технология мультиплексной электропроводки (все провода сведены в один кабель, проходящий через весь автомобиль). «Охта» посетила множество салонов и выставок, стала звездой Женевы-88.

В 90-е годы «Охта» не смогла вернуться в Россию из-за проблем на границе, коррумпированные таможенники потребовали заплатить за нее пошлину как за иномарку. В нулевые годы «Охта» вернулась домой, но только ради того, чтобы быть выпотрошенной и разворованной и сгнить в неизвестном гараже.

Электромобиль «Протон»

2002 год. В Венесуэле президент Уго Чавес вернул себе власть через сутки после переворота, в Европе – крупнейшее за 100 лет наводнение, в Москве – «Норд-Ост».

Инженер Владислав Кравчук доказал, что можно своими руками собрать недорогой электромобиль и свободно эксплуатировать его на московских улицах. Желтая коробка из стеклопластика на базе кузова 30-летней давности получила название «Протон».

Поставив под капот семь итальянских аккумуляторов и соединив их с двигателем от болгарского погрузчика, Кравчук сделал то, что не смог сделать в течение четырех лет миллиардер Прохоров.

Испытания «Протон» прошел на МКАД: путь в 118 км электромобиль проделал за 2 часа, варьируя скорость от 40 до 110 км/ч, затратив на это 85% ресурса батарей. Получился экологически чистый и финансово привлекательный транспорт.

Массовое производство «Протона» еще ждет своего инвестора, пока же автомобиль Кравчука – единственный в своей серии. Сегодняшнее его местонахождение неизвестно.

МАЗ-2000 «Перестройка»

1988 год. В Москве проходят торжества в честь 1000-летия крещения Руси, в прокат выходит фильм «Последнее искушение Христа», первый и последний раз в полет отправляется советский космический корабль многоразового использования «Буран».

Перестройка дала путевку в жизнь множеству новаторских идей. За несколько лет до краха СССР белорусскими инженерами был совершен прорыв в сфере строительства грузовиков. В 1988 году собран автопоезд «Перестройка». Грузовик отличался не только ярким дизайном, но и множеством технических находок, не зря его назвали «грузовиком XXI века», отсюда и название «МАЗ-2000».

«Перестройка» же – не только дань времени, но и принцип работы автопоезда, который может «перестраиваться» по ходу движения, в зависимости от необходимости. Фактически, каждый новый присоединенный «модуль» (прицеп) являлся самостоятельным грузовиком, который находится на «связи» с кабиной автопоезда. Она, в свою очередь, не отделена от первого модуля.

В результате этого экономилось множество свободной площади. Исходная длина автопоезда была 14 м (но при необходимости могла увеличиваться до бесконечности), вес «впустую» – 12 т, полезная нагрузка – до 41 т, предельная скорость с 20 т груза – 120 км/ч. было собрано два опытных образца, один из которых демонстрировался на московской, а второй – на парижской выставке.

Успех был ошеломляющий. Тут же было решено запустить «Перестройку» в серию и для начала собирать около 1000 машин в год. Крах Советского Союза сделал серийное производство невозможным, некоторые идеи «Перестройки» были заимствованы европейскими производителями.

В 2004 году один из двух опытных образцов пустили на металлолом, второй опытный образец в 2010 году установили у центральной проходной Минского автозавода в качестве памятника.

Источник: http://MirChudes.net/technology/1050-avtomobili.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.