Наземная авиация: как начиналась история SAAB в 50-е годы

История марки Saab

Наземная авиация: как начиналась история SAAB в 50-е годы

После основания в тридцать седьмом году предприятие изначально  выпускало самолеты и двигатели к ним для нужд авиации своего государства. Но с окончанием войны закончились и государственные заказы для компании, поэтому руководство предприятия приняло решение о переориентировании производства, и в скором времени Saab начал выпускать автомобили.

В сорок пятом году руководство страны вновь обратило свое внимание на компанию, и был утвержден проект «92».

  Гуннар Лангстром собрал вокруг себя талантливых инженеров и конструкторов, и они начали работы по проектированию первой модели собственного автомобиля.

Но разработчики, которые долгое время занимались выпуском продукции для авиации, не смогли до конца отступить от привычных форм и был создан прототип автомобиля, который значительно отличался от других марок и моделей.

Через год после начала разработок «с нуля» широкой публике был показан опытный образец, которому был присвоен индекс «92.001».

Первое, что бросалось в глаза потенциальному покупателю – это необычная форма кузова.

Представленная новинка имела потрясающе низкие показатели коэффициента, которым обозначается лобовое сопротивление автомобиля, чего удалось достичь благодаря расчету аэродинамики при движении автомашины.

В массовое производство авто вышло с индексом «92». Новинка имела 2-тактный двигатель с двумя цилиндрами, которые располагались перпендикулярно к передней оси. Автомашина выпускалась до пятьдесят шестого года и общее количество выпущенных за это время экземпляров, исчислялось двадцатью тысячами.

В сорок девятом году Сааб выпускает спорткары больших размеров «Standart 92» и «92 DeLuxe».

Период с пятидесятых по семидесятые

И только в пятьдесят пятом году компания приступает к выпуску образца «93», который получил уникальные усовершенствования. У этого авто двигатель на три цилиндра, новая система трансмиссии и колеса с шинами без камер. Именно эта модель является первым детищем концерна, которое начали поставлять на экспорт.

В пятьдесят шестом году конструкторы пытаются создать модель спортавто. Результатом их труда становится «Sonett», которая признана экспериментальной и была изготовлена крайне незначительным количеством экземпляров – всего семь штук.

На автомашине, которая предусматривала расположение всего двух пассажиров, был установлен стеклопластиковый кузов, что позволило ей весить всего полтонны. Но наряду с этим новинка имела двигатель мощностью в пятьдесят семь л.

сил, который способен был развить скорость до ста шестидесяти километров в час.

Пятьдесят девятый год стал годом выпуска «Сааб 95», который считается самой удачной моделью данной компании. Именно с появлением этого авто начинается оглушительный коммерческий успех автопроизводителя Saab.

Модель грузопассажирского автомобиля могла вместить в свой салон до семи пассажиров в зависимости от выбранной вариации компоновки. Она была оборудована коробкой передач на четыре скорости и двухтактным двигателем.

Некоторое время спустя на эту модель начнут устанавливать мотор V4 на полтора литра от «Форда».

Следующая модель – «96» – также стала бестселлером корпорации. Она произведена в шестидесятом году. Данный автомобиль был лидером по числу продаж автомобилей данной марки в течение двадцати лет.

На ней был установлен трехцилиндровый двигатель объемом в 750 см куб., а мощность равнялась тридцати восьми л. силам. Через три года после старта выпуска модели, ее двигатель был усилен до сорока л.

сил.

С семьдесят седьмого года Сааб начинает выпускать модель «96», на которую был установлен первый мотор V4, чья мощность исчислялась в шестьдесят пять л. сил.

Главным показателем в ряде преимуществ данной модели признана ее высокая безопасность.

На протяжении двух лет, с шестидесятого по шестьдесят второй, гонщиком Эриком Карлсоном на автомашине этой марки были завоеваны главные призы на мировых гоночных соревнованиях, которые проводились в Англии.

К началу восьмидесятого года компания выпустила около полумиллиона экземпляров «96-х» автомашин. Некоторое время спустя после постановки авто на производственный конвейер, на него начали ставить балки дверей с повышенной сопротивляемостью к ударам и продуваемые диски тормозов.

В шестьдесят седьмом было окончено создание  модели «99», которое начали еще в шестьдесят четвертом. Автомашина была оснащена полуторалитровым четырехцилиндровым двигателем, но практически сразу после выпуска первой партии  двигатель был заменен более сильным, вместимостью 1,7 литра.

Казалось, что у этой модели система безопасности пассажиров была повсюду. Модифицированные подголовники и ремни безопасности на три точки. Стойка рулевой колонки представляла собой конструкцию, которая отвечала всем требованиям безопасности с точки зрения возможного получения травм водителем.

Автомашина модели «99» получила такую популярность, что уже к семидесятому году, то есть через три года после выхода новинки на рынок, объем продаж составил полмиллиона. За последующие три года продажи не снизились, и в семьдесят третьем году с конвейера сошел миллионный автомобиль данной модели.

В самом конце шестидесятых годов производитель объединился с фирмой «Scania-Vabis AB», которая занималась изготовлением тяжеловесных грузовиков. Объединенная компания стала носить название «Saab-Scania AB», а головной офис предприятия было решено разместить в Швеции.

Следующие двадцать лет

Первой машиной совместного предприятия стала «Sonett» в третьем поколении, дизайнерское решение которой было доверено Серджо Коджиоло.

К середине семидесятых на автомобили, которые сходят с конвейера, стали устанавливаться моторы с турбонаддувом.

Раньше подобный двигатель был использован на авто марки «99 Turbo» и при участии в гонках Швеции она показывала неплохие результаты.

В семьдесят седьмом 99 модель, укомплектованная турбодвигателем, была продемонстрирована на площадках автошоу в городе Франкфурт. И без значительных модификаций и изменений она выпускалась в течение последующих пятнадцати лет.

С наступлением семьдесят восьмого года Saab начал производить модели, которым присваивали индекс «900». Авто имело две модификации кузовного отсека: это могли быть трех или пятидверные «хэтчбеки».

А в восемьдесят втором стала выпускаться 900 в кузове «седан».

У «девятисотой» сменилось несколько поколений, но она продержалась на рынке продаж до девяносто восьмого года, потом ее сменил автомобиль с индексом «9-3».

С началом восьмидесятых был произведен выпуск ограниченной серии спорткупе EV-1. Данная экспериментальная модель до сих пор считается выдающимся проектом шведских инженеров. «Спорткупе» имело мотор на четыре цилиндра и мощность в двести восемьдесят пять л. сил. Эти показатели позволяли ему разгоняться до трехсот километров в час.

Параллельно с этим, конструкторы и инженеры Сааб заканчивают создание новинки: первого за всю историю времени автопроизводства двигателя с 16-ю клапанами и турбонаддувом. И уже через три года предприятие выпускает «900 Turbo 16S», которая имеет в своем оснащении данный мотор. Авто становится известно во всем мире под именем «Aero».

В восемьдесят четвертом году корпорацией начинается разработка полноразмерного люксового автомобиля под индексом «9000». Эта автомашина с передним приводом очень быстро завоевала популярность среди моделей престижных марок.

Она была укомплектована двухлитровым двигателем, который устанавливался на «900 Turbo 16S» и коробкой передач на четыре скорости образца восемьдесят седьмого года выпуска. Также производился выпуск модели «SAAB 9000» – седана с системой противобуксовки.

При этом версия в кузове хэтчбек перестала выпускаться в девяносто седьмом, тогда ее сменила «9-5», а седан продолжали выпускать еще в течение 12 месяцев.

Американский концерн Дженерал Моторс выкупает контрольный пакет акций Сааба в восемьдесят девятом году. Первая модель, которая выпускается холдингом с новым составом руководства – это «Saab 9000», где мотор располагается поперечно, как в Опель Вектра.

Год спустя компания приступает к существенной модификации «9000 CS». В автомашину устанавливают кондиционер, который впервые в мировой истории в своей работе не использует хладагент на основе фреона.

Также предусмотрена система усиления защиты  при возможных боковых ударах.

Середина девяностых – наше время

С девяносто четвертого года берет старт изготовление «900 Convertible», который называют «кабриолетом на все сезоны». Автомашина имеет в своем оснащении двухслойный тент, обогрев для стекла сзади и сильную печку в салоне.

Глобальные изменения  происходят на площадках компании в девяносто седьмом году, именно тогда «9000» сменяет «Сааб 9-5». Автомобиль производится на базе Опель Вектра и имеет в своем оснащении трехлитровый двигатель, который дополняется новинкой в управляющей системе «Trionic 7».

По итогам 2003-го года «Saab 9-5» получает звание самого надежного авто, которое производится в Швеции. А проведенные специалистами краш-тесты доказали, что модели данной марки имеют максимальную степень защиты всех людей, сидящих в машине, от возможной смерти или инвалидности при разнообразных ДТП.

Последние разработки «Сааб 9-5» в кузове седан дебютировали в 2009 г. во время проведения выставки автомобилей в Париже.

Многочисленные владельцы автомобилей Saab отмечают, что своеобразной визитной карточкой машины является ее салон, который по выбору владельца могут оформить в классическом стиле с использованием деревянных элементов, или украсить вставками из металла и пластика.

В девяносто восьмом году на смену модели «900» приходит «Сааб 9-3». Но новинка многими чертами напоминает предыдущее авто, хотя и изготавливается со многими модификациями: выпускались автомашины хэтчбек с тремя и пятью дверями, была даже версия «кабриолет».

Линейка двигателей была представлена пятью вариантами. На эту машину впервые был установлен мотор на дизельном топливе. Были выпущены и скоростные версии «9–3 Viggen», которые имели двигатель на 2,3 литра при мощности в 225 л. сил.

В канун третьего тысячелетия компания «General Motors» приобретает оставшийся пакет акций у шведского концерна и спустя два года представляет на рынок модернизированную модель «9-3» в кузове седан, которая получает название «9-3 Sport Sedan».

В дальнейшем компания начинает производить уникальные автомодели. В 2001 г. Был представлен «9-Х», в авто сочетаются черты кузовов пикапа, универсала, купе и, что удивительно, родстера. Сами производители называют свою новинку спортивным, динамичным и функциональным авто, в котором собраны все привлекательные черты моделей компании.

В Женеве в 2008 г. публике представляют «9-Х BioHybrid». Автомобиль получил 1,4-литровый двигатель на двести л. сил, а еще он приспособлен под применение биоэтанола и может работать от электрического двигателя.

Сейчас проводятся переговоры между китайскими компаниями «Youngman», «Pang Da» и шведским концерном, главной темой которых является вопрос продажи компании Saab.

Источник: https://bycars.ru/catalog/saab/history

История авто: SAAB. В небесах и на земле

Наземная авиация: как начиналась история SAAB в 50-е годы

Семь десятилетий назад, в конце 1945 года, в недрах шведского авиастроительного предприятия родилась идея выпускать свои машины. Благодаря этому вскоре появилась новая автомобильная марка – SAAB

История компании началась в середине 30-х годов. Тогда правительство Королевства Швеция приняло решение об укреплении своих военно-воздушных сил. Следствием этого в 1937 году стало появление в городе Трольхеттан авиастроительного предприятия под названием Svenska Aeroplan Aktiebolaget.

Первой продукцией компании стали самолеты В-3 и В-5, производившиеся по американским патентам. Затем фирма перешла к разработке и выпуску собственных моделей, существенно расширив при этом объем производства и превратившись к началу Второй мировой войны в крупнейшее авиастроительное предприятие страны.

В годы войны оно занималась разработкой и производством истребителей, моторов и другой авиационной техники. После окончания военных действий самолеты в прежнем количестве стали не нужны, и руководству фирмы пришлось думать о диверсификации. Осенью 1945 года было решено начать выпуск автомобилей.

Проект 92

Уже на следующий год появилось небольшое отделение во главе с Гуннаром Льюнгстромом и Сикстеном Сасоном, под руководством которых трудилось полтора десятка специалистов.

Начинание, ставшее первым гражданским опытом компании, получило наименование «Проект 92».

Почему «92»? Да потому, что фирма традиционно использовала сквозную нумерацию всей своей продукции, а предшественником первого автомобиля был самолет Saab 91.

В 1946 году собрали первый образец машины – 92.001. Новинка имела четырехдверный кузов, привод на передние колеса и двухцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 25 л.с. Несколько месяцев понадобилось на окончательную доводку и испытания.

Наконец 10 июня 1947 года состоялась торжественная презентация первенца. Гостям и журналистам продемонстрировали три варианта машины. Тогда же официально объявили о начале серийного производства автомобилей, а день презентации стали считать днем рождения автомобильной марки SAAB.

Отличительной чертой машин из Трольхеттана являлось то, что при их создании широко использовался многолетний опыт работы в авиастроении.

К примеру, SAAB была одной из первых марок, применявших обдувку автомобильных макетов в аэродинамической трубе, что в итоге дало возможность довести коэффициент лобового сопротивления модели «92» до 0,30 – впечатляющий показатель даже сегодня! При такой аэродинамике автомобиль, оснащенный сравнительно маломощным двигателем, имел вполне приемлемые скоростные характеристики.

Хотя новинка появилась на свет довольно быстро, на подготовку серийного производства SAAB 92 потратили полтора года, оно стартовало лишь в декабре 1949-го. Первое время машины выпускались прямо на авиационном заводе.

Как это часто бывает, лучшую рекламу автомобилю делают победы в гонках. И здесь SAAB 92 не ударил лицом в грязь. В 1950 году менеджер компании Рольф Меллде стал первым в 500-мильном ралли, а Грета Моландер выиграла крупные женские соревнования. Вслед за этим последовала вереница побед, связанных с именем легендарного гонщика Эрика Карлсона.

Успехи на раллийных трассах позволили новой марке завоевать популярность и признание публики не только у себя на родине, но и во всей Европе.

Этому в немалой степени способствовало и то, что машина была «заточена» под обычные для Швеции суровые климатические условия и в странах с более мягким климатом часто оказывалась вне конкуренции.

Единственным недостатком автомобиля специалисты считали его цвет: первое время все машины красили той же краской, что и самолеты, – темно-зеленой.

В 1953 году «92-я» подверглась модернизации и стала называться SAAB 92B. Заднее окно у нее было увеличено, что улучшило обзор. Появился открывающийся багажник, расширилась и цветовая гамма, что ощутимо повысило спрос.

А через три года на мотор-шоу в Нью-Йорке состоялся дебют SAAB 93. Эта модель имела более мощный 33-сильный двигатель, внешность соответствовала изменившейся моде.

Вскоре после дебюта SAAB 93 поразил американцев победой в 1500-мильных горных гонках, которая буквально распахнула шведской марке ворота на рынок США: в 1957 году там было продано уже 1410 ее автомобилей.

На основе 93-й модели позже разработали версию SAAB 750 GT.

В 1959 году компания отпраздновала выпуск стотысячного автомобиля, а в 1976-м произвела и миллионный. Юбилейной стала модель SAAB 99 Combi Coupe. На то, чтобы удвоить этот результат, фирме понадобилось еще 11 лет.

Время перемен

В бизнесе нельзя стоять на месте, поэтому компания Saab всеми силами старалась не только совершенствовать продукцию, но и расширять производство. Его развитие долго сдерживалось двумя факторами – финансовыми трудностями и отсутствием собственного двигателя, из-за чего приходилось покупать моторы у других производителей.

Ситуация разрешилась в 1968 году, когда автомобильное отделение фирмы объединилось со шведской же маркой Scania Vabis, производившей грузовики, образовав группу Saab-Scania AB.

Несколько лет спустя ее завод в городе Седертелье начал выпуск двигателя объемом 1985 куб. см, предназначавшегося для новой серии легковых автомобилей, получившей индекс «99».

Двигатель оказался столь удачным, что позже им комплектовалось несколько поколений SAAB.

Одной из самых заметных моделей своего времени стал SAAB 900, пошедший в серию в мае 1978 года. Автомобилю удалось снискать популярность как в Швеции, так и в других европейских странах, а позже и в США. Постоянно модернизируемое первое поколение SAAB 900 простояло на конвейере до марта 1993-го.

Зарекомендовав себя в качестве производителя стильных, надежных и неприхотливых машин, Saab со временем приобрела и славу первопроходца в области конструирования и внедрения целого ряда автомобильных систем.

Так, двигатели с турбонаддувом впервые стали серийно устанавливать на моделях именно этой марки, широкое использование моторов с четырьмя клапанами на цилиндр – тоже инициатива Saab.

В 1971 году она применила систему автоматического подогрева сидений, позже ввела «саморемонтирующиеся» бамперы и усилительные балки в дверях в стандарт комплектации. Среди инноваций фирмы числятся также прямое зажигание, стеклоочистители фар, вентиляция сидений…

Тем временем в самой компании происходили существенные перемены, причиной которых были финансовые затруднения. В 1989 году контрольный пакет акций Saab приобрела General Motors, искавшая новый выход на европейские рынки.

Марка потеряла самостоятельность, но ее продукция вновь стала продаваться по другую сторону Атлантики в премиум-сегменте. В 1993 году в продаже появилось второе поколение «900-го», но разрабатывалось оно уже на платформе Opel.

На российский рынок бренд вышел еще в советскую эпоху – в 1987 году. Вскоре открылось его представительство в Москве, а в начале 90-х SAAB уже приобрел популярность среди тех, кто ценил надежность и комфорт.

К тому времени в российской столице открылись и авторизованные сервисные центры. В ноябре 1998 года компания даже подписала договор на поставку машин для представителей дипломатического корпуса и других иностранных граждан, временно проживавших в России.

Самой востребованной моделью в РФ долгое время был SAAB 9000, на который приходилось 95% продаж.

Тем не менее дела компании оставляли желать лучшего и в январе 2000 года Saab Automobile AB перешла в полную собственность корпорации General Motors. Спустя еще восемь лет, когда и сама GM оказалась на грани банкротства, шведскую фирму вновь выставили на продажу. В сентябре 2010 года марка официально прекратила свою деятельность в России.

Сегодня бренд SAAB принадлежит компании National Electric Vehicle Sweden (NEVS), специально созданной для его покупки. В свою очередь, NEVS входит в состав японско-китайской энергетической корпорации National Modern Energy Holdings Ltd. 

Эмблемой автомобильной марки SAAB с 1984 года является голова грифона – мифического крылатого животного с телом льва и головой орла. Грифоны считались существами, объединявшими в себе несовместимые вещи, например небо и землю, что намекает на две основные специализации компании. С годами стилистика эмблемы не раз менялась, но голова грифона всегда оставалась на своем месте.

Источник: http://www.MotorPage.ru/retroavtomobili/v_nebesah_i_na_zemle.html

Лучшие реактивные истребители всех времён

Наземная авиация: как начиналась история SAAB в 50-е годы

Главной целью истребительной авиации является уничтожение воздушных целей противника, поэтому отличительными чертами таких машин стали скорость, маневренность и прогрессивное вооружение класса «воздух-воздух». Самые известные асы являлись пилотами именно истребителей, которые, в свою очередь, появились еще во время Первой мировой войны.

В этой же статье пойдет речь о реактивных истребителях, которые впервые увидели небо в процессе Второй мировой войны, и с тех пор стали основной истребительного флота большинства стран на планете. Всего насчитывается пять поколений реактивных истребителей и мы покажем лучшие образцы машин каждого из них.

Первое поколение

К первому поколению относятся первые реактивные самолёты, созданные в 1940—1950-е годы. Для них характерны следующие признаки:— дозвуковая скорость полета;— прямое крыло;

— турбореактивные двигатели.

Messerschmitt Me.262

Мессершми́тт Me.262 (нем. Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» — «ласточка») — немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик времён Второй мировой войны. Является первым в мире серийным турбореактивным самолётом и первым в мире турбореактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях.

Lockheed F-80 Shooting Star

Локхид F-80 Шутинг Стар (англ. Lockheed F-80 Shooting Star) — первый американский серийный реактивный истребитель.

USAF — U.S. Air Force photo

De Havilland DH.100 Vampire

Де Хэвиленд DH.100 «Вампир» (англ. de Havilland DH.100 Vampire) — британский реактивный истребитель. Совершил первый полёт 20 сентября 1943 года.

Стал вторым реактивным самолётом Королевских ВВС, состоял на вооружении в 1945—1955 годах. Производился более чем в двадцати модификациях. Произведено около 4400 машин (в том числе 3269 — в Великобритании).

«Вампир» экспортировался примерно в 30 стран мира.

Второе поколение

Второе поколение создавалось в 1950—1960-е годы. Для них характерны следующие признаки:— околозвуковая и слегка сверхзвуковая скорость;— стреловидное крыло;— первые турбореактивные двигатели с форсажем;— большая высота полёта;

— наличие радара.

МиГ-15

МиГ-15 (изделие С, самолёт И-310, по кодификации НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.

Greg Goebel / CC BY-SA 2.0

МиГ-17

МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фре́скоу — англ. Фреска) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов.

Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены МиГ-15.

Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

МиГ-19

МиГ-19 (изделие СМ-9, по кодификации НАТО: Farmer — «Фермер») — советский одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов.

Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж.

Ровесник американского истребителя F-100 Super Sabre, хотя во Вьетнаме противостоял и более поздним F-4 Phantom II.

North American F-86 Sabre

Норт Американ F-86 «Сейбр» (англ. North American F-86 Sabre) — американский реактивный истребитель, разработанный компанией North American Aviation в конце 1940-х годов. Прототип серийного XP-86 поднялся в воздух 1 октября 1947 года.

F-86 был принят на вооружение ВВС США в 1949 году. Первые самолёты были переданы в первый истребительный авиаполк 94-й истребительной эскадрильи. F-86 стал основным американским реактивным истребителем воздушного боя во время Корейской войны.

Paul Maritz / CC BY-SA 3.0

Dassault Mystère

Dassault Mystère II (Дассо Мистэ́р) — реактивный истребитель-бомбардировщик французской авиастроительной компании Дассо Авиасьон. Mystère IIС стал первым французским самолетом, превысившим скорость звука. Несмотря на это самолет не задержался надолго в эксплуатации и вскоре был заменен на более совершенный Mystère IV. Всего построено около 150 экземпляров.

Saab 29 Tunnan

Сааб 29 «Туннан» (швед. Saab 29 Tunnan, tunnan — летающая бочка) — второй шведский реактивный истребитель (первый — Saab 21R ). Разработан компанией Saab AB.

Совершил первый полёт 1 сентября 1948 года. Серийно производился в 1950—1956 годах (построена 661 машина).

Состоял на вооружении ВВС Швеции с 1950 года, эксплуатация истребительных модификаций завершена в 1965 году, других — несколько позже.

Andreas aka Y2kbug / CC BY-SA 3.0

Третье поколение

Третье поколение создавалось между 1955 и 1980 годами. К характерным чертам можно отнести:— сверхзуковую скорость (число Маха 2 и более);— сверхзвуковые формы самолёта;— более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем;— многоцелевые самолёты;

— ракеты «воздух-воздух».

Lockheed F-104 Starfighter

Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter) — одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик.

USAF — National Museum of the U.S. Air Force

Saab 35 Draken

Сааб 35 «Дракен» (швед. Saab 35 Draken, draken — воздушный змей/дракон) — шведский сверхзвуковой истребитель. Разработан компанией SAAB в середине 1950-х годов для замены истребителя Saab 29 Tunnan.

В 1960 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 1998 года. Поставлялся на экспорт в Австрию, Данию и Финляндию.

Отличительная особенность «Дракена» — крыло Бартини — необычное треугольное крыло двойной стреловидности.

Alan Wilson / CC BY-SA 2.0

McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) — истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.

Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

Dassault Mirage III

Дассо Мираж III — (англ. Dassault Mirage III) одно- или двухместный французский многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик. Первый европейский истребитель, вдвое превысивший скорость звука.

Dassault Mirage F1

Дассо «Мираж» F1 (Dassault Mirage F1) — лёгкий многоцелевой истребитель, разработанный французской авиастроительной фирмой Дассо в 1960-х годах. Является преемником Dassault Mirage III. В 1970-х годах был основным истребителем ВВС Франции, пока на вооружение не поступил многоцелевой истребитель «Мираж 2000». Всего выпущено более 720 самолётов, из них 251 для ВВС Франции.

МиГ-21

МиГ-21 (объект Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed — «Слой, богатый окаменелыми останками рыб») — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

МиГ-23

МиГ-23 (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.

Четвёртое поколение

Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975-2010 годах и отличалось от третьего следующими характеристиками:— статическая неустойчивость с ЭДСУ;— двухконтурный турбореактивный двигатель с низкой степенью двухконтурности;— усовершенствованная авионика;

— управляемое вооружение.

Су-27

Су-27 (внутреннее обозначение: изделие Т-10В, по кодификации НАТО: Flanker) — советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.

Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 3.0

МиГ-29

МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

Coert van Breda / CC BY 2.5 nl

McDonnell Douglas F-15 Eagle

Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15 Eagle) — американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.

Самолеты F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии. Истребитель F-15 Eagle останется в ВВС США до 2025 года.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon

Дженерал Дайнэмикс Эф-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Бойцовый сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Eurofighter Typhoon

Еврофа́йтер Тайфу́н (англ. Eurofighter Typhoon) — многоцелевой истребитель четвертого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году.

В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании и Великобритании.

Markus Zinner / CC BY-SA 3.0

Saab JAS 39 Gripen

Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.

С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.

Stefan Maurer / CC BY-SA 2.0

Пятое поколение

Истребители пятого поколения стали появляться с конца XX века и отличаются от четвёртого следующими характеристиками:

— стелс-технологии с размещением вооружения внутри фюзеляжа;— РЛС с фазированной антенной решеткой;— крейсерская сверхзвуковая скорость;— более совершенная авионика;— более совершенные системы вооружения и системы управления вооружением;

— высокие маневренные характеристики на сверхзвуковых скоростях.

Chengdu J-20

Чэнду J-20 (кит. трад. 殲撃二十型, упр. 歼撃二十型, пиньинь: Jiān jī èr shí xíng, палл.: Цзянь цзи эр ши син или 歼-20, Jiān-20, J-20, буквально Истребитель модель 20, также называют «Чёрный орёл») — китайский истребитель четвёртого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной).

Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). В эксплуатацию истребитель поступит в 2017—2019 гг.

Alexandr Chechin / CC BY-SA 3.0

Shenyang J-31

Шэньян J-31 (англ. Shenyang J-31; кит. трад. 歼-31/歼-60; также называют кит. трад. 鹘鹰,海东青 «Кречет») — китайский многоцелевой истребитель пятого поколения. Разработан Shenyang Aircraft Corporation.

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

F-22 «Рэптор» (англ. Raptor — хищная птица) — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. А также он является самым дорогим истребителем в мире.

Lockheed Martin F-35 Lightning II

Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус.

«Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II) — семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель — CV).

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под условным обозначением Т-50.

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2016 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.

Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).

Серийные поставки самолёта в войска запланированы на 2016 год, а первые укомплектованные им авиационные части появятся в России к 2020 году.

Dmitry Zherdin / CC BY-SA 3.0

Шестое поколение (будущее)

Страны Европейского союза заявляли о намерении пропустить разработку самолётов пятого поколения и перейти непосредственно к разработке истребителей шестого поколения. Также о планах создания самолётов шестого поколения заявляли США, Россия и Япония.

Основными требованиями при проектировании истребителей шестого поколения заявлены:— дальнейшее развитие малозаметности;— увеличение маневренности;— наличие беспилотного режима действия истребителя;— полная интеграция в единую систему командования, объединяющую в себя действия наземных, морских и воздушных сил;

— новое поколение авионики.

Источник: https://supercoolpics.com/luchshie-reaktivnye-istrebiteli-vseh-v/

Мировая авиация

Наземная авиация: как начиналась история SAAB в 50-е годы

Истребитель — военный самолёт, основной задачей которого является  уничтожения воздушных целей и завоевание господства в воздухе.

Применяется для сопровождения бомбардировщиков, транспортных и гражданских самолетов, для защиты наземных объектов, перехвата вражеских истребителей и разведчиков вторгшихся в воздушное пространство государства, с появлением многоцелевых истребителей и  возросшей тяговооружённости применяются и для нанесения атак по наземным и морским целям.

Классификация истребителей:

Фронтовые истребители  — предназначены главным образом для завоевания господства в воздухе,  уничтожения авиации противника в любых метеорологических условиях и любое время суток, как на дальних дистанциях так и в ближнем маневренном бою. Также применяются для непосредственной огневой поддержки наземных войск.

Истребители-перехватчики —главной задачей данных истребителей является защита наземных объектов от средств воздушного нападения противника (самолётов, крылатых ракет), для истребителей-перехватчиков характерен дальний воздушный бой  с применением  ракетного вооружения. Наравне с наземными средствами ПВО истребители-перехватчики стерегут воздушную границу от посягательств ее нарушения.

Палубные истребители — несут свою службу на борту авианесущих кораблей(крейсеров, авианосцев) и являются частью их вооружения. Основная задача этих истребителей — защита корабля от нападения противника с воздуха, а также нанесение   ударов по соединениям кораблей противника и наземным целям.

С появлением многоцелевых истребителей, различия в видах истребителей со временем становятся минимальными, современный истребитель позволяет выполнять широкий круг задач, а дополнительное специализированное оснащение или доработка позволяет ему выполнять любую поставленную задачу. Примером может служить палубная авиация, множество палубных истребителей являются модификациями  фронтовые истребителей.

История истребительной авиации начинается с Первой мировой войны, во время которой произошли первые воздушные бои, именно тогда возникла потребность в  специализированных самолётах, способных уничтожать воздушные цели противника.

С начало это выглядело так:  штурман брал на борт самолета различные  тяжелые предметы и просто скидывал их на неприятеля, вскоре на борт стали брать стрелковое вооружение, чуть позже была придумана турель позволяющая вращать пулемет  на 360 градусов, она устанавливалась в хвостовой части и позволяла обстреливать заднюю полусферу, но вот фронтальная зона оставалась не задействованной.

 Все изменилось с изобретением синхронизатора стрельбы, который позволял стрелять через плоскость винта, это устройство стало прорывным в истребительной авиации.

Следующий период можно назвать расцветом истребительной авиации. Во время Второй мировой войны ведущие державы обладали достаточно современными и маневренными истребителями. Задала тон истребительной авиации Германия, обладавшая отличными машинами и боевым опытом их применения.

Именно Германия внесла понятие стратегии воздушного боя, были разработаны и применены различные тактики ведения боя, которые опирались на летные характеристики различных типов истребителей, их количество(пары, тройки, звенья и т.д.), а также учитывался боевой опыт их применения, как собственными ВВС так и ВВС противника.

  В период войны было разработано множество различных истребителей,  значительно продвинулись   такие страны как Великобритания, США, Япония, Франция.

Но главная схватка истребителей развернулась именно между основными противниками: Германией и Советским Союзом, обе стороны достигли огромных результатов не только в создании истребителей, но и авиации в целом.

 Одними из лучших истребителей оказались Як-3 и Ла-7 с Советской стороны и Focke-Wulf Fw 190 с Германской, кульминацией этого периода стало создание Германией первого в мире реактивного истребителя Me.262 , который выпускался серийно и участвовал в боевых действиях. Именно создание и применение Me.262 ознаменовало о новом периоде истребительной авиации,  огромное преимущество реактивных истребителей показало что будущие именно за этим типом истребителей.

Оценив достоинства реактивных двигателей и открывающиеся перспективы истребительной авиации  ведущие мировые державы принялись разрабатывать собственные машины.

  Быстроразвивающиеся технологии и накопленный опыт, позволили в кротчайшие сроки разработать данные истребители, этому способствовали и перенятые технологии немецких конструкторов, которые стали доступны после окончания войны.

 Но прогресс не стоит на месте  и начало 1960-х годов открыло новую веху в истребительной авиации, а именно сверхзвуковую. Именно с этого периода ввелось понятие «поколение истребителей», которое было принято во всем мире, истребители различных стран стали относить к определенному поколению.

«Холодная Война» подстегнула развитие всех отраслей науки, технологии и промышленности, началось соревнование не только между сверхдержавами, но странами входящими в противоборствующие блоки, началась так называемая «гонка вооружений».

К поколениям истребителей стали относить по определенным тактико-техническим  и летно-техническим характеристикам.

К первому поколению стали относить первые реактивные истребители, созданные в 40-е — 50-е годы, такие как: Messerschmitt Me.262, Me.163;  Heinkel He 162; МиГ- 9,15, 17, 19; Як-17,25; F-3 Demon; F-86, 100; Mystere и т.д.

Ко второму поколению относятся истребители, созданные в конце 50-х — 60-х годах, для второго поколения характерны: Сверхзвуковая скорость, наличие РЛС, на смену основному пушечному вооружению пришло ракетное вооружение. Представителями второго поколения являются: МиГ-19,21, Як-28, Су-9,15, F-102, F-104, F-105,Mirage III, Saab 35 Draken и др.

Третье поколение истребителей отличалось от второго увеличением дистанции ведения боя, более широкое применение ракет большой и средней дальности, также были применены новые конструктивные особенности, такие как: изменяемая геометрия крыла и вертикальный взлет-посадка.

Представителями третьего поколения принято считать: МиГ-23, МиГ-27, F-4 Phantom II, Mirage F-1, Saab 37 Viggen.

Это поколение истребителей просуществовало недолгий срок и явилось переходным между вторым и четвертым, фактически руководство США отказалась от истребителей этого поколения и сразу приступила к разработкам машин следующего поколения.

Четвертое поколение стало основой для сегодняшнего парка истребителей практически всех стран, самолеты этого поколения получили двухконтурные турбореактивные двигатели, новейшую авионику,  «умное» вооружение, на самолетах этого поколения стали применятся новейшие сплавы,  улучшение маневренности произошло благодаря применению неустойчивой аэродинамической схемы. Представителями 4-го  поколения являются: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Як-141, F-14, F-15, F-16, Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, Saab JAS-39 Gripen, Mirage 2000.

Поколение 4+/4++ является переходным и по сути является глубокой модернизацией истребителей 4 поколения. Некоторые представители этого поколения вплотную подошли к характеристикам и требованиям к истребителям 5-го поколения.

Одним из лидеров по созданию истребителей поколения  4+/4++, на ряду с США, является Россия, выпускающая  широкий круг сверхманевренные истребителей, не имеющих мировых аналогов.

Представителями данного поколения являются: Су-30; Су-33УБ; Су-34; Су-27СМ2; Су-35; Су-35С; Су-37; МиГ-35; F/A-18E/F; F-15SE; F-35.

Разработкой 5-го поколения занялись еще с середины 70-х годов. Проекты таких истребителей имели как СССР/Россия, так и США, но из за распада СССР и тяжелой экономической обстановки в 90-е годы в России, выпустить истребитель 5-го поколения удалось лишь США.

Единственным в мире серийным, принятым на вооружение истребителем 5-го поколения является F-22 Raptor. Однако из-за высокой стоимости производства и эксплуатации проект был закрыт, было выпущено 195 из предполагавшихся  750 машин.

Российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА (Т-50) совершил свой первый полет 29 января 2010 года, на данный момент проходит летные испытания, принятие на вооружение ВВС России планируется к 2016 году.

Великобритания

  • «Лайтнинг» F.Mk.53
  • «Хантер»
  • «Харриер» G.R.Mk.1
  •  Fo.141  «Gnat »

Швеция

  • J-35F «Дракен»
  • SAAB-32A «Лансен»
  • SAAB-37 «Вигген»
  • SAAB-105

Источник: http://avia-worlds.ru/istrebiteli/istrebiteli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.