Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

Содержание

История ВАЗ 2101

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

ВАЗ -2101 или попросту «Жигули» — это один из известнейших автомобилей советского производства, потомки которого выпускались аж до 2012 года. За время своего существования он претерпел достаточно серьезные изменения и получил несколько наград и премий, так что давайте расскажем о том, каким был жизненный путь этого автомобиля

  • Союз с Fiat
    • Чем не подошел Fiat 124
    • Чем ВАЗ-2101 стал лучше Fiat 124
  • Первые шесть ВАЗ-2101
  • Почему именно «Жигули»
  • Классификации и нумерация
  • Модификации ВАЗ-2101
  • Интересные факты о ВАЗ-2101
  • Общая оценка ВАЗ-2101
  • Союз с Fiat

    Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР.

    По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей.

    Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс.

    Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

    Чем не подошел Fiat 124

    Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101.

    В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью.

    Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля.

    Чем ВАЗ-2101 стал лучше Fiat 124

    Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач.

    Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата.

    Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии.

    Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

    Первые шесть ВАЗ-2101

    Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто.

    Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность.

    А мощность завода действительно впечатляла.

    Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей
    Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

    Почему именно «Жигули»

    На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой — придумывалось оно на конкурсной основе.

    О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения.

    Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.
    Как мог бы называться ВАЗ-2101:

    • Фиалка
    • Лада
    • Сокол
    • Перворожец
    • Мемориал
    • Юность
    • Мечта
    • Директивец
    • Сокол

    Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.

    Современные автомобилисты адаптируют ВАЗ-2101 даже для «дрифтов»:

    Классификации и нумерация

    Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава.

    Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель. Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль.

    Также порой использовались и дополнительные цифры в номере. Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

    Сравнение ВАЗ-2101 (1970) и Lada Granta (2012)

    Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических (1).

    Модификации ВАЗ-2101

    За всю историю существования этого авто, было выпущено множество различных модификации. Среди них были и автомобили, предназначенные исключительно для нужд завода, где производились Жигули, и даже такие интереснейшие решения, как Жигули-лимузины, которые долгое время использовались за границей.

    ВАЗ- 2101

    Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.

    ВАЗ-21011

    Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра.

    Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора.

    Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

    ВАЗ-21013

    Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013.

    Lada 1200

    Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества.

    В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин.

    Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

    ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014

    Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей.

    В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса.

    Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

    ВАЗ-2101 пикап

    Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода.

    Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг.

    Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

    «Лимузин» ВАЗ 2101

    Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.

    Интересные факты о ВАЗ-2101

    Много интересных историй ходит об этом автомобиле, который успел полюбиться отечественным автомобилистам, но самые необычные из этих фактов стоит описать отдельно, ведь Копейка хоть уже и снята с производства, до сих пор частенько встречается на наших дорогах.

    Стартер и пусковая рукоятка

    Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку.

    Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки.

    По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера

    Подвесная педаль акселератора и стеклоомыватель

    Такой аксессуар, как подвесная педаль акселератора появилась лишь в ВАЗ-21011. До этого, в традиционной копейке педаль газа была с напольной установкой. Напольная кнопка стеклоомывателя также появилась вместе с первой модификацией авто, ведь до этого она располагалась на приборной панели рядом с переключением режимов стеклоомывателя и выключателем освещения.

    Иностранные запчасти в ВАЗ-2101

    Естественно, что не все детали, используемые для выпуска первых Жигулей были отечественными. Под капотами некоторых Копеек можно было найти карбюраторы от Weber, некоторые авто оснащались не разборными амортизаторами иностранного производства, которые были намного надежнее и долговечнее отечественных. Та же ситуация бывала и со свечами зажигания.

    Курьезы с логотипом

    Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года.

    Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет.

    Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R».

    Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы.

    Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.

    Общая оценка ВАЗ-2101

    По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений.

    Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос.

    Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.

    Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше.

    С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи.

    Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов.

    В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.

    Источник: http://4gear.ru/istoriya-vaz-2101.html

    История создания автомобиля ВАЗ 2101

    Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

     ВАЗ-2101 или попросту «Жигули» — это один из известнейших автомобилей советского производства, потомки которого выпускались аж до 2012 года. За время своего существования он претерпел достаточно серьезные изменения и получил несколько наград и премий, так что давайте расскажем о том, каким был жизненный путь этого автомобиля.

    Откуда берет корни ВАЗ 2101

     Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе в 1970 году. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР.

    По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей. Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс.

    Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

    Чем не устроил FIAT 124 Российских инженеров

    FIAT 124

    Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101.

    В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью.

    Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля.

    После глубокой модернизации

     Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач.

    Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата. Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии.

    Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

    Первые Автомобили сошедшие с конвейера

    ваз 2101 на конвейере

     Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто.

    Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность. А мощность завода действительно впечатляла.

    Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

    Откуда название «Жгули»

     На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой — придумывалось оно на конкурсной основе.

    О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения.

    Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.

    Как мог бы называться ВАЗ-2101:

    • Фиалка
    • Лада
    • Сокол
    • Перворожец
    • Мемориал
    • Юность
    • Мечта
    • Директивец
    • Сокол

    Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.

    Классификации и нумерации

     Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава.

    Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель.

    Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль. Также порой использовались и дополнительные цифры в номере.

    Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

    Существующие модификации копейки

    Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических.

    ВАЗ- 2101. Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.

    ВАЗ-21011. Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра.

    Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора.

    Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

    ВАЗ-21013. Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013.

     Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин.

    Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

    ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей.

    В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса.

    Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

    ВАЗ-2101 пикап. Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода.

    Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг.

    Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

    «Лимузин» ВАЗ 2101. Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.

    ВАЗ 21011 ВАЗ 2101 ВАЗ 21013 ВАЗ 21012 ВАЗ 21014 ВАЗ 2101 Пикап ВАЗ 2101 ЛИМУЗИН

    Факты о ВАЗ-2101

     Много интересных историй ходит об этом автомобиле, который успел полюбиться отечественным автомобилистам, но самые необычные из этих фактов стоит описать отдельно, ведь Копейка хоть уже и снята с производства, до сих пор частенько встречается на наших дорогах.

    Стартер и пусковая рукоятка Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку.

    Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки.

    По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

    Стартер и пусковая рукоятка копейки

     Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку.

    Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки.

    По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

    Иностранные запчасти в ВАЗ-2101

    Естественно, что не все детали, используемые для выпуска первых Жигулей были отечественными. Под капотами некоторых Копеек можно было найти карбюраторы от Weber, некоторые авто оснащались не разборными амортизаторами иностранного производства, которые были намного надежнее и долговечнее отечественных. Та же ситуация бывала и со свечами зажигания.

    Не обошлось и без курьёзов

     Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года.

    Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом.

    Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет. Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R».

    Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы. Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.

    Оценки автомобилистов

     По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений.

    Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос.

    Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.

     Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше.

    С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи.

    Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов.

    В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.

    Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

    , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник: http://www.vazzz.ru/istoriya-sozdaniya-avtomobilya-vaz-2101/

    «Копейка» ВАЗ-2101

    Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

    Сегодня развеем миф о том, что «Народная копейка» (ВАЗ-2101) — это полноценная разработка компании FIAT, а СССР просто штамповал копии.

    «Копейка» ВАЗ-2101 : небольшая историческая справка

    Fiat 124 начал выпускаться в 1966 году, а уже в 1967-м, стал «Автомобилем года». Во многом этому способствовал уникальный для своего времени дизайн машины.

    Модели на базе Fiat 124 выпускались не только АвтоВАЗом в СССР, но и многими фирмами в таких странах, как Испания (SEAT 124), Турция (TOFAS Murat 124), Южная Корея (Fiat-KIA 124), Индия (Premier 118NE), Аргентина и Венесуэла.

    Так же сборка данного автомобиля из итальянских комплектующих происходила в Болгарии, Польше и Югославии.

    Это был действительно популярный легковой автомобиль в своё время. Именно благодаря ВАЗ-2101 Fiat 124 смог побить рекорд в 15 млн. экземпляров, принадлежавший Ford-T. Кстати, больше в мире выпустили только VW Жук, которого было выпущено 21,5 млн. копий.

    Fiat 124 с конвейера сняли в 1974 году, тогда как производство ВАЗ-2101 (модификации ВАЗ-21011) прекратили лишь в 1982 году. За это время непосредственно модель ВАЗ-2101 было выпущено в количестве 2 700 000 экземпляров и ещё 2 100 000 различных модификаций «копеек», среди которых было немало очень интересных, а иногда и уникальных моделей.

    FIAT 124 или «Копейка» ВАЗ-2101:
    кто на самом деле был залогом успеха?

    Что интересно, именно ВАЗ-2101 стоит в музее Fiat в Турине, как иллюстрация успеха 124-й модели.

    Почему итальянцы поставили в музей ВАЗ-2101(Лада),
    а не свою изначальную 124 модель?

    Думаю, что секрет этого можно понять, разобравшись в деталях истории покупки Советским Союзом автомобильного завода у Итальянцев. Очень интересно об этом рассказывают очевидцы того времени:

    • Кирилл Сытин, начальник отдела испытаний НАМИ (Научный автомоторный институт)
    • Павел Тараненко, зам. главного конструктора АЗЛК в 70-е годы

    Фрагмент документального фильма «Колёса Страны Советов. Были и небылицы.

    Фильм 1 (Крылья России, 2012)» с 21:17 по 30:19 мин

    «Копейка Ваз-2101: история создания» (157 МБ)

    Действительно, подготовленный для СССР автомобиль, получивший индекс Fiat 124R – Russo, некоторое время дорабатывался, поскольку был не только устаревшим по технологическим нормам того времени, но и сырым и недоработанным конечным товаром. С 1966 по 1970 годы 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ (Научном автомоторном институте) и больше 2,5 миллиона километров испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой.

    В результате оказалось, что модель Fiat 124, которую изначально предложили Советскому Союзу для покупки, начинала буквально разваливаться после пробега всего в 5 000 км по тестовому полигону.

    А поскольку Брежнев приказал покупать именно 124 модель, даже не 125, которую в последствии купили поляки, то советские инженеры были вынуждены заставить итальянцев значительно доработать автомобиль перед окончательной покупкой. По факту в 124-й модели:

    • был переделан почти весь мотор;
    • усовершенствована тормозная система;
    • разработан кузов повышенной жесткости;
    • изменилась конструкция подвески и был увеличен клиренс;
    • появилось наружное зеркало заднего вида;
    • спинки передних сидений стали раскладываться;
    • утопленные травмобезопасные ручки дверей;и ещё сотни изменений в деталях и узлах автомобиля были доработаны.

    Как говорится — сварили кашу из топора.
    (Вот сравним вкратце оригинальный FIAT 124 и доработанный НАМИ)

    Фактически, итальянцы мозгами и руками советских учёных и инженеров, которые предложили множество рацпредложений и доработок, создали практически новый автомобиль, который, кстати, успешно производился в испанском филиале концерна FIAT без каких либо выплат или дивидендов СССР за участие в доработке и совершенствовании модели FIAT 124. Именно по этой причине ВАЗ-2101 – это не «чистый» Fiat, Более того, по мнению автора статьи, именно благодаря доработкам советских инженеров Fiat и смог преодолеть рекорд по производству автомобилей в 15 млн. экземпляров.

    ВАЗ-2101: ещё немного о доработках советских инженеров

    Очень интересно показан процесс доработок в следующем видео

     
    «Копейка ВАЗ-2101: модификации» (76,9 МБ)

    ВАЗ-2101 — качественный европейский автомобиль

    В 70-е годы прошлого века ВАЗ-2101, и его модификации ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 были самыми комфортабельными и надежными автомобилями, которые делали на просторах СССР. В них на скорости можно было разговаривать не повышая голоса.

    О европейском уровне ВАЗ-2101 говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты «Копейки» продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии.

    Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей.

    Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101.

     Более того, инженеры Советского Союза не остановились на достигнутом и в 1975 году уже предложили глубокую собственную переработку автомобиля — ВАЗ 2101-80.

    И что самое интересное, этот вариант самый сдержанный и приближён к классическому виду. Были ещё более смелые, но в итоге выбрали этот. Однако дальше создания прототипа дело не пошло …

    Вот на такой копейке граждане Советского Союза могли бы ездить уже в 1980 году!

    Да, начать производить подобные машины в 1975 году Советский Союз технически был не готов, поскольку, например, производство кузова такой машины требует качественного листового металла для штамповки, изготовление сложных пресс-форм и т.п. Т.е.

    необходимы были усилия по развитию промышленности и за пятилетку можно было бы вполне подтянуть технологии, но у правящей верхушки СССР, начиная с 55-х годов, появились совсем другие цели.

    Поэтому почти все удивительные разработки тех времён во всех сферах жизни, как правило, так и оставались разработками и прототипами.

     И вместо этой собственной отечественной разработки лишь через 9-ть лет, в 1984 году, начали выпускать угловатую 8-ку — ВАЗ-2108 «LADA Samara».

    Kris.h.Nive
    LifeSecrets.in.ua

    Источник: https://lifesecrets.in.ua/ru/myths-and-misconceptions/unknown-ussr/391-kopeika-vaz-2101.html

    Про советские автомобили – Авто Мото Спец

    Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

    Приведем интересные факты о советских автомобилях, которые не каждый узкопрофильный специалист знает.

    Копейка

    Прототипом первого авто, сделанного в Тольятти, ВАЗ-2101 (легендарная «копейка») послужил один из самых успешных транспортных средств в Италии FIAT-124.

    В планах отечественного гиганта было сделать уже люксовскую версию данного средства передвижения на основе FIAT-125.

    Но увы, достаточно жесткие требования к унификации узлов привели к тому, что ВАЗ-2103 все также базировался на той же старой модели и был улучшенной версией «копейки».

    ВАЗ 2101 — легендарная «копейка»

    Так получилась Победа

    Изначально легендарную советскую машину «Победа» планировалось назвать «Родина». Это название было отправлено на согласование, не кому-то ни было, а самому Сталину.

    Он, в свою очередь, поинтересовался относительно будущей стоимости «Родины».

    В результате разработчики машины в пожарном порядке изменили название на «Победа» и она стала одной из наиболее успешных в отечественной промышленности.

    ГАЗ М20 — также называлась Победа

    Знай наших

    Москвичи моделей 408 и 412 в свое время успели себя хорошо зарекомендовать в Западной Европе. Про эти машины в 60-х годах прошлого столетия писал один из самых популярных журналов Великобритании – «Motor». Норвежцы пошли в этом плане дальше всех.

    Провели тест на живучесть этого транспортного средства. Москвич модели 408 проехал по самым наихудшим дорогам (местами их вообще не было) этой страны 1240 км.

    Как итог, можно отметить, что авто проявило свои наилучшие качества и успешно себя зарекомендовало на данном рынке.

    Москвич 408 — очень живучий автомобиль

    Незаметный успех

    Самый популярный и наиболее распространенный отечественный джип завода ВАЗ модели 2121, который также назывался еще «НИВА», к тому же является одним из наиболее экспортируемых транспортных средств за пределы нашей страны. На протяжении 30 лет производства было сделано около 1,8 млн. таких авто. Причем треть из них ушла на экспорт – 500 тыс. Также это единственное авто, которое поставлялось в Японию.

    ВАЗ 2121 — легендарный полноприводной автомобиль

    Одна из недоработок

    Москвич–400 изначально разрабатывался как 2-х дверная машина. Но в процессе приемки транспортного средства Сталиным, он предложил директору завода присесть сзади в авто.

    Попросить вождя пододвинуться тогда, смерти подобно было. После этого конструкторы переделали кузов, было добавлено 2 новые двери.

    В качестве прототипа данной модели авто выступил легендарный немецкий автомобиль – «Опель Кадетт».

    Москвич 400 — автомобиль, прототип «Опель Кадетт»

    Так пропала «Чайка»

    Одной из наиболее значимых машин отечественного автопрома является «Чайка» или «ГАЗ-14». В 1988 г. по решению ЦК КПСС начали бороться с привилегиями. Одной из таких привилегий стала именно эта модель.

    Ее заменили на «ГАЗ-3102» или «Волгу». Модель не только сняли с производства, а и ликвидировали весь комплект производственной документации.

    Из-за этого и не возобновили производство этой модели в 1996 году и это единственный случай в мировой практике.

    ГАЗ 14 — легендарная Чайка, ушедшая из производства

    Очень надежное авто

    На этом интересные факты о советских автомобилях не заканчиваются, и героем следующей части нашего рассказа становиться, ранее упомянутый, Москвич-412. В свою бытность эта модель успела себя зарекомендовать как очень живучая и способная без особых проблем преодолевать достаточно солидные расстояния.

    Для этого она принимала участие в большом пробеге с названием «Лондон — Сидней» (расстояние составило чуть менее 2000 тыс. км) и «Лондон — Мехико» (длина пробега практически одинаковая с предыдущим заездом). В первом случае было занято 4-е место в общем командном зачете, а во втором случае удалось достигнуть даже бронзы.

    В индивидуальном зачете все было не настолько хорошо.

    Во второй гонке лучший экипаж финишировал с 12 результатом. Для полноты картины стоит отметить, что стартовало 96 экипажей, а до финиша доехало всего 23 экипажа. И 12 место на этом фоне выглядит уже достижением.

    Кроме перечисленных ранее соревнований Москвич-412 принимал участие в таких гонках, как «Тур Европы» (это было в 1971 году), затем был этап в чемпионате Европы «Золотые Пески» (легендарный болгарский курорт принимал эти соревнования в 1972 году). Отдельно стоит отметить ралли «Сафари». проходившее на территории Нигерии годом позже.

    Из стартовавших здесь 3 москвичей все дошли до финиша. Причем заняли 2 места на подиуме (кроме первого) и 5-е место. Всего в соревновании принимало участие 27 авто. До финиша дошло всего 8 из них.

    Москвич 412 — настоящий труженик

    История УАЗа

    Еще один момент про советские автомобили, про который заключается в истории создания Ульяновского автомобильного завода. Свое начало этот завод берет во времена Великой Отечественной войны. Создан он был на основе оборудования, которое вывезли с московского предприятия ЗИЛ. Построен он был в 1942 году.

    А уже в следующем году на службу в армию было отправлено 4000 автомобилей. Первоначально УАЗики использовались в армии. Основная их задача – сопровождение танковых колон и доставка личного состава к месту выполнения задания.

    После окончания войны этот русский джип нашел широкое применение в различных отраслях народного хозяйства и оказался достаточно успешным транспортным средством.

    УАЗ 469 — незаменимый внедорожник в армии

    История ЗАЗа

    Автомобильный завод в городе Запорожье изначально специализировался на производстве сельскохозяйственной техники. Годом создания предприятия считают 1863. Именно тогда был создан завод Абрахамом Коопом, голландцем по происхождению.

    В 1923 году завод переименовали — он носит название «Коммунар». Но первый автомобиль с его конвейера сошел лишь в 1961 году.

    И только тогда утвердилось окончательное название завода, которое известно на сегодняшний день — Запорожским автомобильным.

    ЗАЗ 965 — советская малолитражка

    Для Брежнева

    Лимузин ЗИЛ-114 изначально разрабатывался для членов правительства. Чуть позже была сделана укороченная версия данного авто, которая получила название ЗИЛ-117. Согласно официальных данных – это была просто машина сопровождения. Но есть и неофициальная версия происхождения данного транспортного средства. Его сделали для Брежнева, который часто любил сам ездить за рулем этого авто.

    ЗИЛ 117 — автомобиль сделанный для Брежнева

    Заключение

    Это далеко не все интересные факты о советских автомобилях. И продолжать этот список можно до бесконечности.

    Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/istoriya-avtomobilya/interesnye-fakty-o-sovetskix-avtomobilyax.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.