Италия, космос, Парад прогресса: самые мощные тренды General Motors

GM Futurliner

Италия, космос, Парад прогресса: самые мощные тренды General Motors
future0000В период между 1940 и 1956 гг. под девизом “Парад Прогресса” автомобильный производитель General Motors послал в тур по всем Соединенным Штатам 12 футуристических автобусов с уникальным дизайном. Этих неповторимых исполинов нарекли Futurliner.

Цель “Лайнеров будущего” – донести до людей в самых разных и удаленных уголках Америки передовые достижения и самые техногенные разработки из автодома GM.

У Futurliner на переднем и заднем мосту были сдвоенные шины, а на управляемых усилитель руля – все это было необходимой составляющей мастодонтов.

 

   Собственно, толчком к производству этих уникальных и неповторимых автомобилей послужила выставка Chicago World Fair 1933/34 гг.

Создатель этой грандиозной мировой выставки презентовал свои технологические достижения под тематическим заголовком “Столетие Прогресса”, тем самым показывая публике весь возможный научно-технический потенциал доступный на тот момент. Наряду с другими известными компаниями в этом празднике достижений принимала участие и компания General Motors.

При этом ее выставочные подиумы были самыми крупными. После невероятного успеха и множества восторженных отзывов посетителей стендов GM, вице-президент компании Чарльз Кеттеринг сформулировал общую концепцию, как максимально доступно познакомить широкие массы со своей продукцией. Ведь большинство населения не имело возможности посетить ту грандиозную выставку в Чикаго.

   Тогдашний глава GM Альфред П. Слоун и вице-президент отдела по связям с общественностью Пол Гаррет выслушали план проекта Кеттеринга. Его доводы убедили высокое начальство, что тут же дало проекту “зеленый свет”, выделив на него необходимые средства. Вот так и вскоре и появились 8 переделанных под нужды выставки автомобилей, которые должны были осуществить длительное путешествие Parade of Progress 1936-39 по всем Штатам, Мексике и Кубе. Выставочных героев нарекли Silver Topped Streamliners.    После 4 лет эксплуатации и использования наступило время подведения итогов и составления резюме данного проекта. Все остались довольны и удовлетворены прибылью. “Автомобильный парад” продолжил свое путешествие и пошел на новый виток – еще более крупномасштабный с новехонькими словно с иголочки транспортерами. На General Motors Yellow Truck Coach Division и Fleetwood Fisher Body были построены 12 новеньких транспортеров, которые нарекли согласно цели использования – Futurliner.

Боковины у Futurliner открывались и демонстрировали народу инновационные разработки будущего.  

   Во время своего длинного путешествия длинной в тысячи километров они должны были привлекать к себе внимание, что, впрочем, с такой внешностью совсем не сложно. Типичная автобусная компоновка имела удлиненную базу. Окон салона не было в принципе. Кузов был ровный по всей длине автомобиля. Водитель сидел на возвышенности посередине в индивидуальной кабине. В центре под водительским местом красовался логотип GM и четыре фары. Посадка в водительскую кабину осуществлялась через двери слева или справа. Все автомобили были окрашены в красный и белый цвета с широкими металлическими вставками. Потому и были эти автобусы хорошо видны издалека и еще больше притягивали к себе взгляды. В ходовой части спереди и сзади использовался неразрезные мосты, на которые были насажены сдвоенные катки. Гидроусилитель левого управления был насущной необходимостью. Каждый из автобусов был длиной 10 м, шириной 2,5 м и высотой 3,65 м – что само по себе было захватывающим зрелищем. Приводом служил рядный шестицилиндровый мотор объемом 4949 см3, который был соединен с 4-ступенчатой автоматической коробкой Hydramatic. Но не смотря на свой уникальный внешний вид Futurliner олицетворяли собой прежде всего практичность.

Водитель размещался высоко над полом прямо по центру машины. Подняться в кабину он мог через двери в передней части располагающиеся слева и справа.  

   Боковые панели были сделаны открывающимися, образуя своей нижней частью ровный прочный помост. Посетители выставки могли лицезреть или непосредственно осмотреть то, что было скрыто в чреве автобуса. В 1954 году General Motors представил несколько тематических выставок – “Городское строительство”, “Выпуск автомобилей” и “Микроволновые печи”. В тематике “Городов Будущего” посетители могли увидеть и оценить модель типичного города того времени с его узкими улочками и низкоэтажной застройкой, после чего платформа переворачивалась и взглядам представал мегаполис с развитыми хайвеями, небоскребы и масса других инноваций в городском хозяйстве. Конечно же, многое из предлагаемого было фирменной разработкой дома GM. Наряду с автобусами в межконтинентальный тур брали громадную палатку по форме напоминающую огромную морскую раковину. В этом “надувном” шатре одновременно могло уместиться до 1500 посетителей.    Был и другой проект – так в 1954 в многокилометровую поездку Futurliner брали с собой концепт-кары Pontiac Bonneville и, Oldsmobile F-88. Кстати, история последнего, совсем недавно получила продолжение. Этот концептуальный Olds был обнаружен в одном из старых гаражей, а после тщательной реставрации его продали на знаменитом аукционе Barret-Jackson за баснословные 3,24 миллиона долларов.

Эти автобусы в красно-белом окрасе были оснащены 4949 см3 рядным 6-цилиндровым мотором с 4 ступенчатой коробкой Hydramatik.  

   Из построенных 12 автобусов Futurliner до наших дней дожили лишь 9. Три из которых регулярно ездят. Так, компания Peter Pan Bus Lines из Спринфильда (Массачусетс) использует один из раритетов в роли корпоративного транспортера. Правда, покрашенный в цветовую гамму фирмы — зеленый цвет. Продемонстрированный в данном материале Futurliner'ы годами кропотливого труда реставрировались энтузиастами. Эту дорогую по затратам работу, по собственному желанию, делали члены Национального музея автомобилей и грузовиков США. И им удалось привести эти уникальные транспортеры в оригинальное состояние. Исключительность и качество проведенной работы можно было оценить по результатам торгов все того же аукциона Barrett-Jackson. Один из Futurliner был продан неизвестному частному лицу за 4,32 миллиона долларов. Цена вполне оправдывает товар, ведь это огромный пласт истории General Motors. А вместе с ним и воспоминания об эпохе, в которой люди восхищались вещами, продуктами и товарами не благодаря телевидению или СМИ, а формировали свои вкусы и мнение о товарах и автомобилях благодаря живой презентации действительно достойного воспоминаний производителя General Motors.

Факты:
12 новеньких “Футурлайнеров” второго поколения появились в 1940 году для презентации второй части “Парада Прогресса” с которым GM объехал города США в период между 1936 и 1956 гг.

Размещавшиеся на открытых площадках цирк Futurliner презентовали свои инновации и творческие новинки широкой публике. К этой демонстрационной выставке также принадлежала “надувная” палатка в которой могли уместиться до 1500 человек. Несколько из 12 транспортеров после 1956 г. были безнадежно потеряны или пущены на металлолом.

Лишь несколько лет назад их нашли и попытались восстановить. Во время “Парада Прогресса” по всей стране также были показаны джи-эмовские Dream Cars, такие как Oldsmobile F-88 54-года выпуска, Pontiac Bonneville, Chevrolet Corvette 53.
по материалам  http://americancarsgarage.narod.ru
                                http://www.howtobearetronaut.

com

сайт http://www.futurliner.com/

future0000Иллюстраторы Robert Graves и Didier Madoc-Jones создали проект “Открытка из будущего”, представляющий последствия изменения климата для такого примечательного места как Лондон.

http://www.howtobearetronaut.com

Источник: https://future0000.livejournal.com/27162.html

11 совершенно необычных, но стильных автобусов со всего мира

Италия, космос, Парад прогресса: самые мощные тренды General Motors

Оказывается, автобусы могут быть не только банальными и скучными, но еще и яркими и стильными. Мы собрали в этом обзоре самые необычные автобусы со всего мира.

1. GM Futurliner

Этот автобус можно считать одним из самых неординарных и экстравагантных транспортных средств в мире. Созданием и выпуском этого транспортного средства занималась небезызвестная корпорация General Motors.

Компания выпустила всего лишь двенадцать автобусов GM Futurliner в 30–50-е годы прошлого столетия. Эти автобусы были предназначены автопробега по США, который получил название Парад Прогресса. Тогда прокатиться на этих автобусах смогло огромное количество людей.

Сегодня сохранилось лишь 9 GM Futurliner. А два года тому назад один из этих автобусов был представлен в качестве лота на аукционе. Его продали за 4 миллиона долларов. Автобус 1950 года выпуска был выставлен на торги Роном Прейттом. Занимательно, но транспортное средство было приобретено им в 2006 году за те же деньги.

2. Viberti Monotral Golden Dolphin

В отличие от GM Futurliner, Golden Dolphin был единственным автобусом в своем классе. В 1956 году он дебютировал на автосалоне в Женеве.

Это транспортное средство удивляло не только своим дизайном и окнами панорамного типа, но и мощным двигателем на 400 лошадиных сил. Максимальная скорость, которую мог развить Golden Dolphin, 200 км/ч.

3. ЗиС-127

ЗиС-127 – это первый автобус, который был сконструирован и выпущен в СССР. Предназначался он для междугородних рейсов, преимущественно на дальние расстояния (например, Москва-Симферополь и Москва-Рига). Выпуск данного транспортного средства шел с 1955 по 1961 год.

Автобус был оснащен гофрированными бортами из алюминия и множеством хромированных деталей, так популярных в то время в автомобилестроении. В салоне транспортного средства одновременно могло находиться 32 пассажира. Кресла для удобства оборудованы откидывающимися спинками. Ко всему прочему, в первом советском автобусе имелось отопление, освещение, система вентиляции и термометр с часами.

Транспортное средство имело два вместительных багажных отсека. У водителя был собственный вентилятор и необходимые для контроля поездки приборы.

Габаритные размеры ЗиС-127:* колесная база -5600 мм;* длина кузова – 10 220 мм;* ширина – 2680 мм;

* высота – 3060 мм.

Советский ЗиС-127 работал на дизельном топливе. Для данной модели использовали 6-цилиндровый двухтактный двигатель. Было выпущено всего 851 экземпляр.

4. Mersedes-Benz Lo 3100 Stromlinuen-Omnibus

Разработали этот автобус на шасси от грузового дизельного автомобиля в 1934-м году. Предполагалось, что Mersedes-Benz Lo 3100 будет использоваться на активно развивающихся автобанах. Вот только в массовое производство автобус так и не поступил. Помимо панорамной крыши и кузова-стримлайнера у автобуса были еще и опускаемые боковые окна.

5. AEC Routemaster

Этот автобус наряду с Трафальгарской площадью и Тауэром является символом британской столицы. Представить Лондон без классической версии Routemaster практически невозможно. Его выпуск состоялся в 1954 году.

Занималась этим компания АЕС. Непосредственно в эксплуатации AEC Routemaster пребывал с 8 февраля 1956 по 9 декабря 2005 год. Первые экземпляры заменили троллейбусы, а последующие сменяли старые модели автобусов.

Особенностью этого транспортного средства является открытая задняя платформа, которая служила входом. Дверей у AEC Routemaster не было. Сегодня сохранилось несколько сотен таких автобусов.

6. Citroen U55 Cityrama Currus

Успел отличиться в 50-х гг. и парижский туроператор Groupe Cityrama который заказал у компании Currus 2-этажный футуристический автобус. Конечный результат удивил всех. В основе данной модели лежит шасси Citroen U55 (грузовой), на которое в дальнейшем установили двухэтажный кузов.

Огромная площадь остекления в совокупности с открытой крышей располагала к туристическим поездкам и кратковременным экскурсионным турам. Да и туристов, несомненно, привлекал  оригинальный дизайн этого транспортного средства. Таких автобусов было выпущено всего лишь 3 экземпляра.

7. Bedford VAL14 Plaxton Panorama C52F

Выпуск этих автобусов производился с 65-го по 68-ой гг. У него было две отличительные черты: кондиционер и нестандартно расположенная третья ось.

За счет уникальной конструкции можно было разместить дверь для пассажиров непосредственно перед передней осью. Вплоть до середины 80-х гг. эти автобусы успешно использовались на международных рейсах. На момент завершения производства Bedford VAL14 Plaxton Panorama C52F было выпущено более 2 000 экземпляров.

8. ЛАЗ Украина-1

Именно этот автобус покорял зрителей в известной на весь мир киноленте «Королева Бензоколонки». Его производством занимался Львовский автомобильный завод.

Выпущенный в 61-м году автобус ЛАЗ Украина-1 поражал своими обтекаемыми кузовными элементами и широким лобовым стеклом. В салоне установлено 36 пассажирских кресел с индивидуальной системой освещения. Ко всему прочему, в этом транспортном средстве впервые использовался V-образный двигатель (150 лошадиных сил).

Габаритные размеры ЛАЗ:

* колесная база -4700 мм;

* длина – 10 000 мм;

* ширина – 2500 мм;

* высота – 2720 мм.

9. Peacemaker

Этот автобус появился благодаря создателям General American Aerocoach 49-го года в кузове GMC Scenicruiser 55-го года. В результате удалось создать невероятный по своему дизайну трехэтажный дом на колесах. В свет было выпущено всего лишь 2 экземпляра.

Сегодня только один из них находится на ходу и в нём можно отправиться в тур по Соединенным Штатам.

10. Ikarus 55 Lux

За свой футуристичный облик автобус «Икарус» получил прозвище «Сигара».

Легендарный автобус завораживал своим силуэтом. Именно Ikarus был основным автобусом, который эксплуатировали на территории СССР. Его использовали как на междугородних рейсах, так и на туристических маршрутах международного типа. С 1955-го по 1972-ой год СССР приобрел 3762 машин.

11. Neoplan Jumbocruiser

Дебют этого автобуса состоялся в 1975 году. В то время его считали гигантом: 4 оси, длина кузова 18 метров, высота – 4 метра. В салоне Neoplan Jumbocruiser могло разместиться до 144 сидячих мест (теоретически).

Выпуск этого автобуса производился вплоть до 1993 года. За все время было построено всего лишь 11 экземпляров, виной всему дороговизна транспортного средства.

И ещё немного автобусов оригинального дизайна. На них просто нельзя не обратить внимание!

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

Источник: https://2drive.ru/samie-neobichnie-avtobusi/

Концепт-кары XX века. Будущее, которое осталось в прошлом

Италия, космос, Парад прогресса: самые мощные тренды General Motors

​Вернемся на несколько десятилетий назад и познакомимся с самыми известными концептами автобусов, созданными еще в прошлом веке, которые так и не получили мирового признания.

GM Streamliner и GM Futurliner

В 1935 году в штате Флорида американской компанией General Motors для увеличения продаж было принято решение проводить “Парад Прогресса”. Целью данного проекта являлось распространение информации о плодах технического развития.

Для этого в 1936 году был выпущено 8 автобусов GM Streamliner, представлявших собой передвижные музеи, внутри которых желающие могли увидеть образцы техники. За свой необычный вид автобусы получили прозвище “шоссейные левиафаны”.

Следующая 13-тонная модель GM Futurliner, оснащенная 4-цилиндровым дизельным мотором, увидела свет в 1939 году, всего же таких машин было выпущено 12. Предназначались автобусы для участия во Всемирной Нью-Йоркской выставке. Во время войны экспозиция была закрыта, а модели GM Futurliner до 1953 года пылились в гаражах компании.

Mercedes-Benz LO 3500

Даже в начале XX века производители видели будущее транспорта в повышенной аэродинамике и обтекаемости линий. Задумки компании Mercedes-Benz были реализованы на базе автобуса LO 3500.

Особенностью модели было наличие откидной крыши. Также любой пассажир мог по желанию открыть окно – каждое опускалось по отдельности. Выпускался этот автобус с 1934 по 1936 гг., после производство было признано нерентабельным.

Viberti Golden Dolphin

Одна из интересных разработок итальянского машиностроения – автобус Golden Dolphin компании Viberti.

Конструкторы создали “Золотого дельфина” с самыми лучшими на тот момент показателями аэродинамики. Модель имела легкий пластиковый корпус, газотурбинный мотор и развивала скорость до 200 км/ч.

Модель спросом не пользовалась, и причина этого, по всей видимости, кроется как раз в материале корпуса.

Opel Blitz

Достопримечательностью Олимпийских игр 1936 года были не только красивые и вместительные стадионы, но и автобус-концепт Opel Blitz Aero. Он был спроектирован на базе автобуса компании Ludewig и предназначался для эксплуатации во время соревнований. Кузов был сделан из дюралюминия, а в задней части для улучшения аэродинамики установлены своеобразные плавники.

Эта “рыбка” была необычной и внутри. Сиденья располагались в форме “елочки”: пассажиры могли вести беседу или любоваться пейзажами за окном. После Олимпийских игр туристическая компания ODI сделала заказ на 5 таких автобусов.

Автобус “Юность”

Советские инженеры также трудились над созданием интересных моделей городского транспорта. Автобус “Юность” (или, скорее, многоместный легковой автомобиль, вмещающий до 17 пассажиров) был детищем ЗИЛа и носил кодовое обозначение ЗИЛ-118.

Экспериментальная 4-тонная модель собиралась на базе лимузина ЗИЛ-111, мотор V8 расходовал 25 литров бензина на 100 км. Хотя по дизайну автобус не уступал зарубежным, его производство было признано нерентабельным из-за узкой сферы применения и высокой стоимости.

Не помогла даже победа на Международной автобусной неделе в Ницце в 1967-м.

Atwater Street Monster

Этот восьмиколесный гигант на газово-электрической тяге был выпущен в единственном экземпляре и успел поработать всего 7 лет. Своим появлением в 1925 году он обязан компании Versare.

Эксплуатировалась машина в Монреале в качестве самого обычного средства для пассажироперевозок, маршрут автобуса был ограничен его слишком большими размерами.

В 1932 году Atwater Street Monster развалился на две части прямо во время движения.

“Дирижабли” из кино

Такое прозвище автобусы получили за свой внешний вид. Создавались они на базе автомобиля Dodge, его кузов с железными элементами был сделан из дерева, покрытого краской серебристого алюминиевого цвета. Такой дизайн не мог остаться незамеченным, поэтому в 1935 году автобус “засветился” в кино “Украденная гармония”.

Citroen U55

Туристы, посещавшие Париж в 50-х годах прошлого века, наверняка видели интересный двухэтажный автобус Citroen U55 Cityrama Currus. Его внешний вид привлекал и простых автолюбителей, и художников, и создателей кино.

Напоследок хочется отметить, что многие модели концептуальных автобусов не обладают экстравагантным внешним видом и вполне могли бы занять место в современном бизнесе пассажирских перевозок. Кто знает, может быть через несколько лет автопроизводитель, вдохновленный стилем ретро, подарит новую жизнь забытым моделям автобусов.

Источник: https://gruzovoy.ru/news/industry/1331_o_chem_mechtali_injeneri_konceptyalnie_avtobysi_proshlogo.html

Грузовой корабль

Италия, космос, Парад прогресса: самые мощные тренды General Motors

Исследование космоса и проникновение в его пространство – извечная цель научно- технического прогресса и вполне логичный этап прогресса.

Эра, которую принято называть космической, была открыта 4 октября 1957 года в момент запуска первого искусственного спутника Советским Союзом. Всего через три года в иллюминатор на Землю смотрел Юрий Гагарин.

С того времени освоение космоса человеком происходит по экспоненте. Интерес людей ко всему космическому нарастает. И семейство “грузовиков” космоса «Прогресс» – не исключение.

Доставить груз

Станции на орбите «Салют» эксплуатировались недолго. И причинами того была необходимость доставки на них топлива, элементов жизнеобеспечения, расходных материалов и ремонтного оборудования в случае поломок.

Для третьего поколения «Салютов» было решено включить в проект пилотируемых кораблей «Союз» и грузовой элемент, позже получивший название грузовой космический корабль «Прогресс».

Бессменным разработчиком всего семейства «Прогрессов» и сегодня остается ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, расположенная в г. Королев, что в Московской области.

Разработка проекта велась под кодом 7К-ТГ с 1973 года. На базовом пилотируемом корабле типа «Союз» решено было предусмотреть проектирование автоматического транспортного космического корабля, который будет доставлять до 2,5 тонн груза на орбитальную станцию.

Грузовой космический корабль «Прогресс» в испытательный запуск отправился в 1966 году, а в следующем году – в пилотируемый. Испытания оказались успешными и оправдали надежды конструкторов. Первая серия грузовых кораблей «Прогресс» пробыла в эксплуатации до 1990 года.

Всего взлетело 43 корабля, включая неудачный запуск под названием «Космос-1669». Далее были разработаны модификации корабля. Грузовой космический «Прогресс М» осуществил 67 взлетов на протяжении 1989-2009 годов. С 2000 по 2004 года 11 взлетов сделал «Прогресс М-1».

А грузовой корабль «Прогресс М-М» запускался до 2015 года 29 раз. Последняя модификация «Прогресса МС» актуальна и сегодня.

Как все происходит

Грузовой корабль «Прогресс» – это автоматический беспилотный аппарат, который выводится на орбиту, затем включает двигатели и сближается с орбитальной станцией. Через 48 часов он должен состыковаться и разгрузиться.

После этого в него помещается то, что уже не нужно на станции: мусор, отработанное оборудование, отходы. С этого момента это уже объект, засоряющий околоземное пространство.

Его отстыковывают, при помощи двигателей он отходит от станции, сбрасывает скорость, попадает в атмосферу Земли, где грузовой корабль «Прогресс» сгорает. Происходит это в заданной точке над Тихим океаном.

Все модификации грузового корабля «Прогресс» устроены в целом однотипно. Различия в начинке и специфических обеспечивающих системах понятны лишь специалистам и не являются темой статьи. В строении любой модификации выделяют несколько существенно разных отсека:

  • грузовой;
  • дозаправочный;
  • приборный.

Грузовой отсек герметичный и имеет стыковочный агрегат. Его предназначение – доставить груз. Отсек дозаправки не герметичный. Он содержит токсичное топливо и именно не герметичность защищает станцию в случае его утечки. Агрегатный или приборный отсек позволяет осуществлять управление кораблем.

Самый первый

Грузовой космический корабль «Прогресс-1» взмыл в космос 20 января 1978 года. Проверка работы систем управления, аппаратуры сближения и стыковки показала возможность сближения со станцией. Он совершил стыковку с орбитальной станцией «Салют-6» 22 января. За работой корабля осуществлял контроль Центр управления полетом, а руководили процессом космонавты Георгий Гречко и Юрий Романенко.

Самый последний

Последняя модификация «Прогресс МС» имеет рад существенных отличий, которые улучшили функциональность и повысили надежность грузового корабля.

Кроме того, он оснащен более мощной защитой от метеоритов и космического мусора, имеет дублирующие электрические двигатели в стыковочном аппарате.

Он оснащен современной командно-телеметрической системой «Луч», которая поддерживает связь в любой точке орбиты. Запуски проводятся при помощи ракет-носителей «Союз» с космодрома «Байконур».

Катастрофа корабля «Прогресс МС-4»

В канун нового года, 1 декабря 2016 года с Байконура совершила старт ракета-носитель «Союз-У», что вывозила на орбиту грузовой корабль «Прогресс МС-4».

Он вез космонавтам новогодние подарки, оранжерею «Лада-2», скафандры для работы в режиме открытого космоса «Орлан-МКС» и другой груз общей массой 2,5 тонн для космонавтов Международной космической станции. Но на 232 секунде полета корабль пропал.

Позже выяснилось, что ракета взорвалась и корабль орбиты не достиг. Обломки корабля упали в районе гористой и безлюдной территории республики Тыва. Причины крушения предлагались различные.

«Прогресс МС-5»

Эта катастрофа не повлияла на дальнейшие космические работы. 24 февраля 2017 года на орбиту вышел грузовой корабль «Прогресс МС-5», который донес часть техники, что была потеряна в предыдущей катастрофе. А 21 июля он был отсоединен от Международной космической станции и благополучно затоплен в той части Тихого океана, которую называют «кладбище космических кораблей».

Планы на будущее

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» объявила о своих планах – создании многоразового пилотируемого транспортного корабля «Федерация», который придет на смену беспилотным прогрессам. Новый «грузовик» будет более грузоподъемный, иметь более совершенные бортовую и навигационную системы. Но самое главное – он сможет вернуться на Землю.

Источник: http://fb.ru/article/335361/gruzovoy-korabl-progress---poka-glavnyiy-gruzovik-v-kosmose

Провал века. Как General Motors, Chrysler и Ford уступили рынок США японцам и немцам

Италия, космос, Парад прогресса: самые мощные тренды General Motors

В июле мы писали о череде маркетинговых ошибок Volvo, которые привели компанию к нескольким глубоким кризисам и даже поставили бренд на край пропасти. Но промахи в позиционировании и нежелание оптимизировать модельные ряды шведского производителя ничто по сравнению с тем, что произошло с тремя китами всей американской промышленности — Ford Motor, General Motors и Chrysler.

Эти автогиганты бóльшую часть прошлого века процветали и задавали темп автомобилизации по всей планете, а в 2009-м получили от федерального правительства $77 млрд кредита, чтобы осуществить процедуру банкротства.

Сегодня мы разберемся, как эти три «Титаника», успешно плывших более полувека, столкнулись с десятками разных по величине айсбергов в океане высококонкурентного автомобильного рынка.

Вся эта история началась в крохотном городке Хайленд-Парк, что в штате Мичиган. Именно здесь более ста лет назад Генри Форд построил четырехэтажку наподобие тех, что у нас на улице Октябрьской. В этом здании стартовала конвейерная сборка Ford T, который хоть и не является первым в мире автомобилем, однако полностью изменил эту отрасль.

Идея о конвейерной сборке машин пришла Форду на мясоупаковочном заводе в Чикаго. До этого о «массовости» самоходных транспортных средств никто даже не задумывался. В общем, завод в Хайленд-Парке сделал революцию в автомобильной промышленности. Генри Форд — бизнесмен, инженер и мечтатель — создал здесь будущее, которое давно представлял в своих фантазиях.

Будущее, где автомобиль сможет купить любой работающий человек.

Менее известным, но таким же важным для автомобильного мира предпринимателем являлся Альфред Слоун. Будучи председателем правления General Motors, он создал уникальную систему менеджмента и организации работы крупного концерна. Позже по его формуле начали работать все автомобильные компании мира.

Слоун, в отличие от Генри Форда, стремился создать не массовый автомобиль, а «массовый маркетинг». Руководитель GM считал, что нельзя делать из легковой машины исключительно утилитарное средство передвижения. Он настаивал на том, что должны быть автомобили, о которых будут мечтать и к которым будут стремиться. Слоун разработал целую иерархию разных марок для всех слоев населения.

Небогатые американцы покупали Chevrolet, состоятельные шли в салоны Cadillac.

Генри Форд и Альфред Слоун фактически создали автомобильный рынок. В 1924 году еще один амбициозный инженер и бизнесмен Уолтер Крайслер открыл третий крупный концерн и, последовав примеру Генри Форда, назвал его в честь себя любимого.

Стратегию развития предприятия он подсмотрел у Слоуна. Стартап Уолтера удачно купил компанию Dodge, запустил марки Plymouth и DeSoto, развивал линейку легковушек Chrysler.

Дела быстро пошли в гору, и производитель поднялся на пьедестал американского автопрома.

Золотые времена Детройта

В 1930-х Ford, General Motors и Chrysler чувствовали себя прекрасно. Еще бы. Эти три компании обеспечивали машинами всю Америку, в которой продажи легковых автомобилей ежегодно устанавливали новые рекорды. Производители играючи конкурировали друг с другом и наращивали массу.

Учитывая, что все три концерна располагались в Детройте, этот город стал олицетворять символ успеха и индустриального величия Америки. Это была «Кремниевая долина» первой половины ХХ века.

Детройт стал четвертым по величине городом США и по финансовым оборотам составлял конкуренцию Нью-Йорку и Чикаго.

Люди со всего мира прилетали сюда, чтобы посмотреть, что из себя представляет настоящее инновационное предпринимательство.

Америка, какой мы ее знаем, стала возможной именно благодаря «Большой детройтской тройке». Широкие хайвеи располосовали всю карту страны, крупные города перекроили под огромное количество машин, американцы стали путешествовать по стране, и личный автомобиль превратился в настоящий культ. Рок-группы посвящали песни отдельным моделям. Начали появляться автомобильные клубы.

Автогигант General Motors стал первой компанией в мире, ежегодные доходы которой превысили миллиард долларов (в 1955-м).

Из-за огромного влияния автопроизводителя на экономику США, в 1958 году Министерство юстиции страны рассматривало вопрос о том, чтобы разделить GM на несколько компаний (в итоге от этой идеи отказались). Детройт процветал.

Автомобильные бренды чувствовали себя настолько хорошо, что начали завоевывать и европейский рынок (Ford, Opel).

Первые звоночки

Пока руководители Ford, General Motors и Chrysler каждый год громко открывали шампанское, отмечая новые рекорды продаж и прибыли, в шатающейся от нестабильности Европе шла работа над «местной версией Ford T». В 1930-х годах Фердинандом Порше был создан легендарный Volkswagen Beetle, ставший первым в Европе «народным автомобилем».

 Но для производства машины требовались современные станки, которых в Германии не было. Оборудование для завода можно было купить только в Соединенных Штатах. Поставки первых «Жуков» в Северную Америку были скорее необходимостью, нежели стратегией Volkswagen.

За проданные автомобили немцы получали доллары, которыми расплачивались по долгам за приобретенные ранее станки.

Первый Beetle пересек Атлантику летом 1949-го. В этом году всего два американца купили «Жук». В 1952-м количество проданных в США Volkswagen достигло 1000.

Тогда покупателями немецких «бюджеток» были американские военные, которые отслужили в Европе и успели познакомиться с местным автопромом. Американских производителей «Жук» вообще не беспокоил. Поначалу в Beetle было всего 25 л. с. (чуть больше, чем в Ford T).

Американцы любили мощные и большие автомобили, поэтому паниковать из-за какого-то «Жука» было бы странно.

Между тем в Volkswagen занялись продвижением малолитражки в США. Компания наняла достаточно дорогое агентство Doyle Dane Bernbach, которое помогло изменить представление американцев о компактных автомобилях. На одном из рекламных плакатов 1959 года был изображен Volkswagen Beetle возле дорогого пригородного особняка. Снизу была надпись «Какого года выпуска машина?».

Угадать было невозможно — ведь «Жук» не менялся десятилетиями. Реклама была направлена против непрерывной изменчивости автомобильной моды, составлявшей, по сути, основу бизнес-модели General Motors и Ford. И этот рекламный трюк понравился людям! Была запущена целая маркетинговая кампания, посвященная тому, что «Жук» никогда не меняется, т. к.

«и так является идеальной бюджетной машиной».

Американцы начали покупать Beetle. Это стало модно. Машину чаще всего выбирали женщины и начинающие водители.

Молодежь, погруженная в культуру хиппи, начала негативно относиться к дорогим 5-метровым седанам и с радостью пересаживалась на неприхотливого европейского «Жучка».

Руководители Ford, General Motors и Chrysler все еще не видели угрозы со стороны первой малолитражки и продолжали выпускать огромные автомобили с «прожорливыми» моторами.

Наступление японцев 

В конце 1950-х в США начались поставки японских машин. Первыми азиатскими автомобилями в США были малюсенькие Toyota наподобие модели Toyopet.

Сегодня трудно представить, но в середине прошлого века японские автопроизводители нагло «копировали» американские и (реже) европейские модели и продавали их дешевле оригиналов. Японские машины воспринимались тогда примерно так же, как в 2010-м китайские.

В 1958 году американцы купили всего 1604 автомобиля из Страны восходящего солнца. И то потому, что они стоили в три раза дешевле, чем конкуренты.

В 1965 году Toyota начала поставлять в США модель Corona (на фото выше). У машины был кондиционер и АКП — это любили американцы. А теперь следите за цифрами. В 1965-м Toyota продала в Штатах 6,4 тыс. автомобилей, в 1968-м — 71 тыс., в 1971-м — 300 тыс.

К началу нефтяного кризиса 1973 года японский производитель поставлял в Америку почти 400 тыс. машин в год, и они попали как раз «в струю» после подорожания топлива, т. к. обладали более экономичными двигателями по сравнению с американскими моделями.

Стремительно росли продажи компании Nissan, которая разработала для США отдельный модельный ряд. К 1972 году на американском рынке уже присутствовали Mazda, Subaru и Honda.

На фоне возрастающей конкуренции со стороны Volkswagen и японцев, «Большую тройку» атаковали жестокими забастовками профсоюзы.

Буквально за пять лет на Детройт обрушилась масса проблем, а из-за подорожания бензина спрос на модели Ford, General Motors и Chrysler начал падать. Впервые в истории.

В 1975 году в США из-за кризиса был подписан закон о среднем расходе топлива автомобилями, выпускаемыми корпорациями. Согласно нововведениям, за 10 лет компании должны были понизить средний расход топлива по своим модельным рядам до 27,5 мили на галлон (вдвое превышало реальные показатели на момент подписания закона).

Детройтский автомобильный дворец зашатался. Ни у кого из американских автогигантов не было опыта в разработке массовых малолитражек. В 1960-м доля импортных машин в США составляла всего 5%. В 1970-м — 15%. Были месяцы, когда каждый 10-й новый автомобиль в Америке являлся «Жуком».

Упрямые руководители американских концернов слишком поздно осознали опасность, надвигающуюся из Германии и Японии.

Карьерный рост как причина застоя

Из-за (слишком) продолжительной стабильности американские концерны могли себе позволить щедро подкармливать сотрудников-патриотов хоть до конца жизни. Все, кто работал на автопроизводителей, были уверены в завтрашнем дне. Увольнения были редкостью. У General Motors работал свой университет, подготавливающий новые кадры.

Окончание этого заведения гарантировало пожизненную занятость и соответствующие привилегии. Каждый сотрудник знал, что если он проработает на одной должности длительное время, его рано или поздно повысят.

Из-за этого весь топ-менеджмент состоял из стариков, которые просто всю жизнь переходили из одного кабинета в другой — более просторный.

Конец тысячелетия

В последние десятилетия прошлого века американские производители упустили огромную долю рынка, не сумев подстроиться под изменения.

Концерны продолжали зарабатывать деньги на выпуске внедорожников и пикапов. У компаний были огромные траты на здравоохранение, внушительные пенсии и миллионные зарплаты руководителей.

Каждый менеджер Chrysler после выхода на пенсию получал в подарок по две машины в год. Пожизненно!

В 2000 году каждый третий автомобиль в США был не американским. Но это только благодаря тому, что японцы отставали от местных компаний в сегменте пикапов и внедорожников. В классе легковых седанов и купе немецкие и японские производители были уже впереди. Ряд ошибок и годы упорного игнорирования изменений на рынке «потопили» Детройт.

Вместо того чтобы прислушаться к клиентам и начать производить в 1970-х экономичные машины, боссы американских компаний продолжали выпускать автомобили все крупнее и крупнее.

Вместо того чтобы всерьез рассмотреть японцев и немцев в роли конкурентов, Ford и General Motors убеждали себя в том, что они лучшие в мире и никто никогда не достигнет их уровня.

Вместо того чтобы премировать лучших сотрудников и изучать новые методы бережливого производства, концерны продвигали сотрудников по принципу выслуги лет.

Ошеломляющий успех американских автопроизводителей в первой половине прошлого века разбаловал «Детройтскую тройку» и породил бюрократический постоянно растущий ком. Постепенная деградация всех трех концернов привела к тому, что в 2009-м они обанкротились, попросив помощи у государства. Компанию Chrysler вовсе взяли под крыло итальянцы. Полвека назад в такой сценарий было бы трудно поверить.

Автосигнализации в каталоге Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2017/09/11/gm-ford-chry

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.