Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века

Автомобили начала 20 века

Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века

Роскошные, величественные, как тихоокеанские лайнеры, ретро-кары – это отражение ушедшей эпохи. И изучение истории их создания – это увлекательное путешествие в прошлое.

Ferrari 412 P

Автомобили Ferrari серии P производились с 1963 года и стали прототипом спорт-каров 60-х – 70-х годов. Это были великолепные гоночные авто, в которых изящный кузов скрывал мощный двигатель.

Модель 412 P была выпущена в 1967 году и стала улучшенной версией предыдущей модели, 330 P. Главным отличием стал карбюраторный двигатель Weber (раньше использовалась система механического впрыска топлива). Новый двигатель мощностью 420 л.с. позволял развивать скорость до 310 км/ч, а плавно изогнутые линии придавали корпусу еще большую аэродинамичность.

На этом спорткаре принимали участия в гонках 4 команды: American Racing Team (NART), Scuderia Filipinetti, Francorchamps и Maranello Concessionaires.

На аукционах стоимость уцелевших 412 P составляет примерно 8 миллионов долларов.

Chevrolet Biscayne

Эта модель не отличалась ни изысканностью отделки салона, ни элегантностью кузова, но свою функцию полноразмерного бюджетного автомобиля она выполняла честно.

Модель Biscayne выпускалась с 1958 года и была доступна в трех модификациях: двухдверный и четырехдверный седан, а также универсал. В основном автомобиль использовался, как такси, но его приобретали и частные лица, которые искали недорогое, но достаточно удобное авто.

В Америке производство Chevrolet Biscayne прекратилось в 1972, но еще 3 года их выпускали в Канаде.

Chevrolet El Morocco

Этот уникальный автомобиль увидел свет благодаря фантазии Рубена Аллендера, промышленника, миллионера из Детройта.

Приобретя в 1955 году Cadillac Eldorado, он решил производить его более дешевые копии.

Больше всего на «Кадиллак» был похож Chevrolet Bel Air.

Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века

Взяв за основу эту модель, Аллендер создал свой уникальный Chevrolet, дав ему название El Marocco. В 1956 году было выпущено всего 10 таких автомобилей, а в 1957 году – 16. Это были 2-х и 4-х дверные седаны и кабриолеты. Несмотря на то, что они были изготовлены не на заводе Chevrolet, все равно получили полную заводскую гарантию.

Talbot Lago

Автомобили Talbot всегда отличались безупречными техническими характеристиками. Но к тридцатым годам ХХ века легендарная компания оказалась на грани разорения. В 1934 году ее приобрел итальянец Антонио Лаго. Он привнес в марку неповторимый итальянский шарм, сделав модели Talbot Lago утонченным произведением искусства автомобилестроения.

Одна из самых эффектных моделей – T150CSS Teardrop 1938 года выпуска. Это настоящее торжество изысканного вкуса. Благодаря неповторимому изяществу корпуса, напоминающего каплю, T150CSS Teardrop по праву считается одним из самых красивых и элегантных ретро-каров.

Buick Wildcat

В 1963 году американская компания Buick начала производство новой модели – Buick Wildcat.

Четырехдверные седаны, купе, кабриолеты – все модификации отличались хищным, несколько агрессивным дизайном. Общее впечатление усиливалось гербом, выполненным в виде стилизованной головы дикой кошки.

Под капотом этого полноразмерного автомобиля скрывался восьмицилиндровый двигатель мощностью 360 л/с.

Благодаря эффектному дизайну в сочетании с мощным, объемным двигателем Wildcat пользовалась успехом у автолюбителей: в период с 1965 по 1970 годы эта модель занимала четвертое место по продажам, уступая Volkswagen Beetle, Ford Model T и Lada Riva. Но мода переменчива, и с 1971 года Buick Wildcat не производится.

Volkswagen Beetle

В начале 30-х годов ХХ века немецкое правительство потребовало создать небольшой, экономичный и действительно народный автомобиль, чья стоимость не превышала бы 1000 марок.

Таким автомобилем стало творение Фердинанда Порше.

И хотя официальное название было Volkswagen Type 1 («народный автомобиль», тип 1), в историю этот симпатичный автомобильчик вошел под именем Beetle, что в переводе с английского означает «жук».

Beetle выпускался в двух модификациях – кабриолет и двухдверный седан – и пользовался огромной популярностью во всем мире. За годы его производства (с 1938 по 1997 гг.) было выпущено свыше 20 миллионов машин – абсолютный рекорд, который до сих пор не побит.

ГАЗ М-20 «Победа»

Проект легендарного авто был готов еще в 1943 году. А в 1946 году с конвейера сошла первая серия ГАЗ М-20. Как это часто бывает с автомобилями отечественного производства, во время эксплуатации были выявлены некоторые недочеты, которых конструкторы ГАЗа постарались избежать при выпуске второй серии автомобилей.

Двигатель «Победы» уступал в мощности европейским собратьям и составлял всего50 л.с. Но «Победа» задумывалась, прежде всего, как комфортный автомобиль для советского человека, а, значит, требовалась хорошая проходимость на плохих дорогах.

ГАЗ М-20 был действительно самым комфортным и удобным советским автомобилем того времени. Появились такие приятные мелочи, как электрические «дворники», освещение и обогреватель салона.

Кроме того, «Победа» соответствовала автомобильной моде того времени.

Лаконичные линии экстерьера создавали строгий и элегантный образ, а салон выглядел очень современно за счет фурнитуры, выполненной из пластика.

Вот такие они, автомобили ХХ века: импозантные, противоречивые, роскошные, капризные. Как и ушедший ХХ век.

В статье приведен обзор лучших легковых автомобилей начала двадцатого века, в которых было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях; автомобиль выпускался длительное время, его конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации; автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени. Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.

Легковой автомобиль давно уже является удобным средством транспорта и элементом престижа. Чем лучше автомобиль, тем престижнее им владеть.

Понятие «лучший автомобиль» можно трактовать не однозначно. Например, в Википедии лучший автомобиль (best car) понимается как наиболее хорошо продаваемый (best-selling car) .

В предлагаемом обзоре воспользуемся следующими разумными критериями лучшего автомобиля:

  • На автомобиле было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях.
  • Автомобиль выпускался длительное время, т.е. исходная конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации.
  • Автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени: удобство эксплуатации, комфорт, срок службы, экономичность, цена, качество, безопасность и т.д.

Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.

Информация для составления обзора в большом объеме представлена в Интернете, например в , в журналах для специалистов автомобильного транспорта Automotive Engineering International, издаваемых в США, например в , рекламных проспектах прошлых лет, например в .

1900 – 1909: Ford T 1908 года

Модель Т (рис.1,2) была выпущена 1 октября 1908 года . Это был первый автомобиль, предназначенный для массового выпуска с взаимозаменяемыми деталями. Первоначально цена Форда Т была 850 долларов, постепенно сниженная за счет рационализации производства до 260 долларов.

Рис.1. Автомобиль Форд Т 1908 года

Рис.2. Шасси автомобиля Форд Т 1908 года

Конструкция двигателя автомобиля Форд Т (рис 3,4) стала стандартом для автомобильной промышленности.

Рис.3.Двигатель автомобиля Форд Т

Рис.4.Разрез двигателя автомобиля Форд Т

На Форде Т установлен 4-х цилиндровый 3-х литровый двигатель мощностью 20 л.с. в едином литом блоке (что тогда было редкостью), зажигание было от магнето без аккумулятора. Диаметр цилиндра – 95.3 мм, ход поршня – 101.6 мм. Планетарная КПП имела две передачи переднего хода, передняя и задняя оси были подвешены на двух поперечных рессорах.

Но даже с двухскоростной механической коробкой передач машина получилась довольно быстроходной и была способна разгоняться до семидесяти двух километров в час. Задние колеса были оснащены тормозами барабанного типа. Некоторые детали автомобиля были изготовлены из особо прочной ванадиевой стали.

Использовался простейший карбюратор с одним жиклером, без бензонасоса, т.к. бензин поступал самотеком из 37.8 -литрового бака, расположенного под сиденьем водителя. В системе охлаждения двигателя применялся центробежный водяной насос, смазка двигателя производилась разбрызгиванием.

Заводилась машина ручкой или вращением заднего ведущего колеса, поднятого домкратом. Электростартер появился лишь в 1919 году.

Крутящий момент от двигателя на задний мост передавался не цепью, как у большинства автомобилей того времени, а уже карданным валом, что было несомненным новшеством. Задний мост не имел дифференциала, а износ шин у легкой машины массой всего 550 килограммов был невелик.

Как и у большинства современных автомобилей, у Форда Т было три педали. При нажатии на левую педаль включалась первая передача, при отпускании — вторая, а нейтральная была посередине. Центральная педаль включала задний ход. Правая педаль — ножной тормоз. Акселератором управляла рукоятка, которая находилась под рулем с правой стороны и называлась сектором газа

Фары были электрическими вместо ацетиленовых фонарей, что также было нововведением, и получали ток от генератора только при работающем двигателе. Судя по рекламному буклету в те годы половина продававшихся в США легковых автомобилей и почти все грузовики имели ацетиленовые фары, а не электрические.

Автомобили в основном красили в черный цвет, т.к. черная эмаль сохла быстрее и сокращалось время производства.

В 1914 году, проведя предварительные эксперименты по сборке отдельных узлов, Форд начал серийное производство машин на подвижном конвейере. Это позволило за два года увеличить выпуск автомобилей с 308 до 533 тысяч штук, а в 1916 году — до 785 тысяч.

Форд, в отличие от других производителей автомобилей, никогда не повышал цены, а непрерывно снижал их.

В первые годы конвейерного производства стоимость машины составляла 360 долларов, в 1925 году она уменьшилась до 290 долларов, что не превышало месячный заработок среднего рабочего.

Форд Т выпускался до 1927 года, всего было произведено более 15 000 000 штук. Модель Т имела 9 различных кузовов в соответствии с меняющейся модой, но конструкция шасси за все эти годы не изменилась. Мощность двигателя возросла лишь на 4 л. с., а вес машины, в зависимости от исполнения, колебался от 500 до 900 кг.

В то время как первые образцы Форда Т имели максимальную скорость в 80 км/час, более поздние не намного опережали их, увеличив скорость до 90 км/час. Только облегченные 2-местные варианты Форд Т развивали скорость до 110-115 км/час. Расход топлива на 100 км пробега по тем временам был невысоким и составлял 10-18 литров.

В России до Октябрьского переворота продавали две модели Форда Т с разными кузовами за 2750 и 3550 рублей с доставкой к покупателю. Хорошо известные в Советском Союзе тракторы Фордзон собирались на платформе Форд Т.

В 1914 году 90% мирового парка легковых автомобилей имели марку Форд. Производство автомобиля Форд Т сделало Генри Форда миллионером и принесло его компании всемирную известность

1910 – 1919: Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года

В фирме Rolls-Royce эта модель имела обозначение 40/50 (Рис.5) . 40 – это мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах, рассчитанная по специальной формуле по диаметру цилиндра. Налог на мощность двигателя начислялся именно на это значение. Фактическая мощность была 50 лошадиных сил. С 1906 по 1925 год было выпущено 6173 автомобиля, некоторые используются до сих пор.

Рис.5. Автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost

Название Silver Ghost (серебряный призрак) появилось в 1907 году, когда коммерческий директор Rolls-Royce Клод Джонсон распорядился на одном из автомобилей посеребрить некоторые металлические части и покрасить корпус серебрянкой. «Серебряным» фактически был только один автомобиль, но название прижилось.

Модель 40/50 успешно выступала на гонках. В 1910 году Rolls-Royce организовал автошколу и обслуживание автовладельцев на дому.

Двигатель Rolls-Royce Silver Ghost был шестицилиндровым с линейным расположением цилиндров, по две свечи в каждом, объем 7.4 л, диаметр цилиндра 114.3 мм, ход поршня 120.7 мм, степень сжатия 3.2:1, охлаждение водяное, имелся насос и вентилятор.

Автомобили которые изменили мир

По мере совершенствования автомобиля мощность двигателя выросла с 48 л. с. при 1250 об/мин до 80 л.с. при 2250 об/мин.

Фары Silver Ghost сначала были ацетиленовые или масляные, с 1914 г. опционно начали применяться электрические световые приборы, ставшие стандартом в 1919 г.

Коробка передач 4-х скоростная, передаточные отношения6 для 1-й скорости – 7.67:1, для 2-й – 4.51:1, для 3-й – 2.708:1, для 4-й – 2.174:1 и 9.93:1 для задней. Колесная база 3442 мм, ширина колеи 1422 мм, сухой вес 1492 кг.

Rolls-Royce Silver Ghost – надежная, популярная машина представительского класса для своего времени, на них ездили советские руководители в 20-х годах прошлого века .

  • САМЫЕ АВАРИЙНЫЕ АВТОМОБИЛИЭксперты одной из ведущих страховых компаний в России определили самые безопасные и наиболее аварийные цвета…
  • САМЫЕ НЕНАДЕЖНЫЕ АВТОМОБИЛИсамых ненадёжных автомобилей » Автомобили » и » Самые ненадёжные автомобилиСамые ненадёжные автомобилиАдмин…
  • СТАТЬИ ПРО АВТОМОБИЛИглавнаяисториястатьиновостифотоСтатьи про автомобили и автомобилистовУстройство и работа автомобилейВ этой теме публикуются статьи, которые рассказывают о…
  • АВТОМОБИЛИ В ПРИБАЛТИКЕДвигатель – самая важная из систем автомобиля. Без двигателя нет движения, а следовательно нет автомобиля.…

Источник: https://myavtoreviews.ru/avtomobili-nachala-20-veka/

Россия в начале 20 века

Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века

Чтобы лучше понять, что представляла собой Россия в конце 19 – начале 20 века, я хочу привести слова Льва Толстого из его письма Николаю 2 от 16 января 1906 года. Лучше ситуацию в России той эпохи не описал ни один из историков.

Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны.

В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя.

Лев Толстой

Население

Первая официальная перепись населения (без экономического подтекста) в российской Империи прошла в 1897 году и насчитала в стране 125 млн человек.

Вторая перепись 1914 года зафиксировала 178,1 млн человек (за 17 лет прирост 53,1 млн).

Темпы прироста населения были высокими и было подсчитано, что если России удастся без внешних и внутренних потрясений пройти до середины 20 века, то численность населения в стране составит порядка 350 млн жителей.

Россия в начале 20 века была многонациональной страной. Та же перепись 1914 года зафиксировала следующий состав населения:

  • Русские – 44,6%
  • Украинцы – 18,1%
  • Поляки – 6,5%
  • Евреи – 4,2%
  • Белорусы – 4,0%
  • Казахи – 2,7%
  • Остальные народы – каждый не более 2%

Официальный язык Российской Империи начала 20 века – русский. При этом притеснений по языковому признаку не было и другие народы могли использовать свой язык для общения.

Сословия

Важная характеристика российского населения начала 20 века – сохранение сословий. Основная масса населения – крестьяне, сословие которых составляло чуть более 80% населения страны. Дворян в России было примерно 1,5%, но это было ведущее сословие, которое скрепляло власть. Дворянство не было единым, подразделялись на потомственное и личное.

Дворянство в России начала 20 века

Потомственное дворянство Личное дворянство
Это был наследуемый титул, передаваемый к жене и детям. Как правило, потомственными дворянами были представители древних и знатных фамилий.Предоставлялось за государственную службу по тебеле о ранге. Наследственная передача дворянства детям запрещалась. Разрешалось передавать только жене.

Проблема дворянства стояла остро в России, поскольку по реформе 1861 года дворяне формально лишались всех прав исключительного землепользования. Это стало отправной точкой, после которой позиции дворянства стали ухудшаться, а вместе с ними власть Императора становилось все менее крепкой. В результате случились события 1917 года.

Отдельное важное сословия в России – духовенство. В начале 20 века оно делилось на разряды:

  • Черное (монашествующее). Монахи, которые приняли обет безбрачия.
  • Белое (приходское). Священники, которым позволено иметь семью.

Несмотря на важный статус духовенства, церковь продолжала находиться под контролем государства.

Автономии

Автономии – это характерная черта развития российского государства. Империя, присоединяя новые земли в свой состав, в большинстве случаев предоставляла этим землям автономию, сохраняя их национальные традиции, религию и так далее.

Наиболее полной автономия была у Финляндии, которая обладала собственным парламентом, законодательством и деньгами.

Я специально подчеркнул эту систему сохранения автономий, которая была актуальна еще в начале 20 века, чтобы вы сравнили – как присоединяла регионы Россия, и как это делали страны Запада.

Достаточно вспомнить, что в результате колонизации Северной Америки европейцами, индейцы (коренное население практически полностью было истреблено, а та часть, что осталась жива, была помещена в специальные резервации – загоны для скота, выбраться откуда невозможно.

Автономия также предоставлялась народам Прибалтики и Польши на западе. Автономия этих регионов была урезана в плане политических свобод, поскольку, например, польское население всегда выступало за восстановление польского государства, а значит активно подпольно боролось против России.

Наилучшим показателем сохранение культурной целостности автономий была религия. Несмотря на господство православной церкви (76% населения), сохранялись и другие религии: мусульманство (11,9%), иудаизм (3,1%), протестантизм (2,0%), католицизм (1,2%).

Территория

В начале прошлого столетия территориально был пик масштабов России, и естественно это была самая большая страна в мире. Западные границы государства проходили с Норвегией, Германией, Австро-Венгрией и Османской империей.

В состав российского государства входили: современная Молдова, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, частично Польша. Хочу отметить, что нынешняя столица Польши, Варшава, в начале 20 века входила в состав России.

Мы рассмотрели территорию России в Европе, поскольку это был тот театр, где происходили основные действия той эпохи. Если говорить об Азии – там в составе России также были включены полностью все государства, которые в дальнейшем присоединились к СССР.

Управление и законы

Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.

Система управления

Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной.

Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России.

По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.

С 1810 года в России функционировал Государственный Совет – совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима).

Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 – начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников.

По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник. Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество.

Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.

Судебные функции

Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1, принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века.

В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов.

Кто мог их нанять – тот и побеждал в судах.

Относительно судебной системы России начала 20 века важно отметить, что особый способ судебных разбирательств применялся к политическим преступникам (к таковым можно было при большом желании отнести любого). После убийства Александра 2 был принят закон «О сохранения порядка и общественного спокойствия». По нему – в отношении политических заключенных вердикт выносился не судом, а чиновниками.

Местное самоуправление

система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.

Органы самоуправления подразделялись на:

  • Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
  • Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.

С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.

Армия и охрана

Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции (аналог нынешнего МВД). Полицейская сеть была разветвлена и в целом со своими функциями справлялась недостаточно хорошо. Достаточно вспомнить только многочисленные покушения на членов императорского дома, чтобы в этом убедиться.

Численность армии в начале 20 века превысила 900 тыс человек. Армия продолжала оставаться регулярной, формирующейся по принципу воинской повинности. Повинность была всеобщая, но предоставлялись льготы. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи. Сегодня много говорят о том, что армия Российской Империи была лучшей в мире.

С этим точно можно поспорить. Достаточно вспомнить русско-японскую войну, чтобы понять, что проблемы в армии и в ее управлении были существенными. Ограниченность командования  также подчеркивает и Первая мировая война, в которую Россия вошла практически без артиллерии (командование было убеждено, что это бесперспективный вид вооружения).

В реальности же  75% всех потерь той войны были от артиллерии.

Экономика

Проблемы, которые были характерны России конца 19 века, нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале 20 веке. Ведь не случайно на этот этап приходится 2 революции и значительное недовольство населения. На экономику той эпохи есть 3 точки зрения:

  1. Царская. Имперские чиновники и историки формулировали мнение, что экономика развивается ударными темпами, и “экономическое чудо” конца 19 века еще долго будет положительно сказываться на стране.  Это мнение было очень далеко от реальности.
  2. Советская. Во времена СССР было принято говорить, что экономическое развитие Российской империи было противоречивым, и направленным на паразитирование за счет бесплатного и очень дешевого труда. Отчасти это было так.
  3. Западная. В западной литературе экономика конца существования Российской империи характеризуется как этапа поздней индустриализации с отсутствием среднего слоя населения и квалифицированной рабочей силы.

Если выделять основные черты российской экономики того периода, то можно выделить: формирование монополий, сохранение во многом крепостной системы хозяйствования, полная зависимость экономики от государства, неравномерность экономического развития регионов.

Государство предпринимало попытки решить проблему, которые накопились в экономике. Для этого были предприняты реформы Витте и аграрная реформа Столыпина. Кардинально эти реформы ситуации не изменили и в начале 20 века в России наблюдалось падение производства и уровня жизни большинства населения. Именно тут кроется тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году.

Ситуация в деревне

Очень важными для понимания ситуации в русской деревни конце 19 – начале 20 века, являются события 1893 года. В этот год был принят закон, ограничивающий право общины на передел земли. Теперь землю делили 1 раз в 12 лет. Что это значит? Каждые 12 лет земля делилась заново. То есть община забирала земельный участок у одного крестьянина и отдавала другому.

Часть историков говорит о малой значимости этих событий, но это не так. Земельный вопрос всегда на Руси стоял очень остро и большинство бунтов, восстаний и революций случалось именно из-за земельного вопроса. Наилучшим образом представляют значимость закона 1893 года последующие события. Достаточно прибавлять по 12 лет, что убедить в этом.

Получаются следующие даты:

  • 1905 (1893 + 12) – первая революция
  • 1917 (1905 + 12) – февральская и за ней октябрьская революция
  • 1929 (1917 + 12) – начало коллективизации

Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!

Еще раз хочу подчеркнуть годы передела земли: 1905, 1917, 1929. Это важнейшие года русской истории, и если их рассматривать без учета специфики передела земли – понять реальные события в русской деревне в России начала 20 века невозможно. Ведь подавляющее большинство населения были крестьяне, а их кормит земля. Поэтому в буквальном смысле слова – крестьяне за землю были готовы убивать.

Международные отношения

После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.

В начале 20 века наблюдался подъем Германской Империи, которая становилась сильнее с каждым годом и демонстрировала признаки подчинить Европу себе. Если рассматривать этот процесс объективно – России Германия никак не угрожала, но Николай 2, гарантирующий на словах путь Империи на изоляцию от европейских интриг, на деле испугался германию и начал искать союзников.

Так началось сближение с Францией, а после подписания франко-английского договора образовалась Антанта.

Я не буду сейчас детально описывать идиотизм поведения Николая 2 (эта тема хорошо разобрана в материале про первую мировую), но именно его страх Германии, позволил втянуть Россию в войну, где ее союзники по Антанте (Франция и Англия)вообще никак не помогали и больше мешали.

Традиционный соперник России – Османская империя – переживала явный упадок и все чаще в российском обществе поднимались вопросы, что надо бы у Турции отобрать Константинополь. Примечательно, что это должно было произойти (все документы были подписаны) после Первой мировой. Именно здесь кроется одна из причин, почему Западные страны так быстро признали российскую революцию легитимной

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/rossiya-v-nachake-20-veka.html

Типы русских газет начала XX века

Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века

Введение

Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века

1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал в системе журналистики

1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века

Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века

2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века

2.2 Провинциальные газеты: типология и особенности издания

2.3 Специализированные издания: типология спортивных изданий начала ХХ века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Русская печать началась с газет, очень быстро они были вытеснены журналами, но к концу XIX в. на первое место снова выходят газеты.

Они становятся объектом пристального внимания, русские журналисты пытаются определить основные отличия газеты от журнала, понять причины стремительного роста их влияния на читателей.

В то же время журналистов волнует судьба толстого ежемесячника, так долго бывшего флагманом русской журналистики.

К концу XIX в. значительно расширяется читательская аудитория, потребности которой в информации один тип издания, а именно журнал, удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.

Усложнившаяся общественная и политическая жизнь России вызвала появление разнотипных газет, которые для своей аудитории, тоже разнотипной и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях и комментировать их.

Давать злободневную информацию о событиях – это функция газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов.

Исследование особенностей периодической печати, в частности газет, позволит расширить представление о политической и культурной жизни России начала ХХ века, чем и будет обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Типы русских газет начала ХХ века» звучит актуально.

Объектом исследования является периодическая печать в России начала ХХ века.

Предмет исследования типология и тематическое своеобразие газетных изданий начала ХХ века.

Цель настоящей работы проанализировать типологию газетной периодики начала ХХ века в контексте общественно–политической жизни России указанного периода.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определить предпосылки, развития периодической печати в России в начала ХХ века.

2. Проанализировать значение периодических газет в общественно–политической жизни России указанного периода.

3. Исследовать типологию центральных газетных изданий.

4. Изучить специфику провинциальной периодической прессы.

5. Охарактеризовать особенности специализированной периодической печати – на примере спортивных газет.

Методологической основой работы послужили исследования в области истории и практики журналистики, теории журналистики и социологии, а именно научные труды, посвященные проработке проблем методологии научного познания в области прессоведения, – в частности труды Б.И. Есина, Е.П. Прохорова, К.А. Алексеева, В.В. Баранова, Е.А. Слюсаренко, А.В. Виннийчук, А.А. Грабельникова, О.Д. Минаева, С.Я. Махониной, А.В. Коноваловой и др. по методологии и методике журналистских исследований.

Методы исследования. В качестве основного был использован описательный метод исследования, включающий приемы анализа и обобщения, в качестве вспомогательного – системно–структурный.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века

Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.

Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы – «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.

Газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет – изменчивость в этих процессах».[1] Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.

Определяя главное отличие газет от журналов, П.П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения, которая для газеты естественно невозможна».[2]

Необходимость «обобщающего освещения», углубленного анализа событий жизни, науки, литературы, т.е.

особая роль, диктует журналу свои условия: достаточно большой объем статей, серьезность анализа, широту аргументации, характер аудитории, к которой обращается журнал, требует своего специфического способа изложения и подачи материала, оформления текста на странице, наличия или отсутствия иллюстраций и так далее. Предпочтительный для русского толстого журнала жанр – большая научная или публицистическая статья-обозрение, развернутая комментированная хроника, литературные жанры.

Газета более проста в своих формах, хотя сложнее в верстке. На первый план выходят газетные жанры, компактные по объему, насыщенные злободневной информацией. Известный русский журналист А.В.

Амфитеатров писал И.И.

Ясинскому – писателю, сотруднику газеты «Биржевые ведомости»: «Журнал – пирожное, газета – вот хлеб, вот – обед», в форме афоризма определяя различия двух главных для русской журналистики видов периодики.

Итак, газета – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды.

Согласно стандарту, «периодическим» называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

Прежде всего, следует отметить, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю.

Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента.

Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени.

Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.[3]

Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета).

В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней.

Согласно советскому ГОСТу — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания».

Главное отличие газеты от других типов периодической печати (журналов, бюллетеней и др.) составляет формат, объёмом и более частый выход (ежедневно, несколько раз в неделю, раз в неделю), особенности материала.

Материалы газеты содержат факты, их оценку, характеристику процессов и тенденций развития современной действительности, газета выступает проводником политики и идеологии того или иного класса, партии, социальной группы.

В газете используются различные жанры и формы. Наибольшее место занимают оперативная информация и публицистические произведения.

Оперативному освещению событий служат официальные сообщения партийных и государственных органов, агентств печати, отчёты, хроника, заметка, репортаж; объяснение событий и мнения о них дают комментарии, корреспонденции, интервью, рецензии; обзор и анализ процессов действительности содержат статьи, обозрения; позиция редакции по важнейшим вопросам освещается в передовых статьях; художественно-публицистическое воплощение событий и характеров присуще зарисовке и очерку, сатирическая острота свойственна памфлету и фельетону.

Источник: http://MirZnanii.com/a/46540/tipy-russkikh-gazet-nachala-xx-veka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.