Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Содержание

5 причин почему в России дорогой бензин и когда он подешевеет

Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой.

Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает.

Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке.

И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива.

Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран.

Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась”.

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию.

Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета.

Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров”.

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки.

Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара.

Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина”.

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей.

Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась.

Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин”.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются.

И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен.

75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет”.

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

Про печатную фабрику Гознак можно узнать тут

Императорский монетный двор: http://lopatnik.info/budget/other-budget/imperatorskij-monetnyj-dvor.html

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

Источник: http://lopatnik.info/budget/other-budget/v-rossii-rastut-ceny-na-benzin.html

Цены на бензин в России «заморозили». А почему они до этого так росли? И когда ждать следующего скачка? — Meduza

Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Ответ про жадность нефтяников, если верить опросу ФОМ, — самый популярный среди жителей России.

Некоторые чиновники и эксперты отвечают иначе: во всем виноват рост мировых цен на нефть (более чем на 70% с прошлого лета) и, как следствие, на бензин и дизельное топливо в Европе (на 17% в среднем по Евросоюзу с июля прошлого года; в Финляндии, например, литр 95-го бензина стоит на евро дороже, чем в Санкт-Петербурге).

В апреле тонна бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоила около 46 тысяч рублей, а на экспорт ее можно было продать за 57 тысяч. При таком раскладе нефтяникам выгоднее продавать топливо за границу, создавая дефицит внутри страны.

Правда, эта теория не очень согласуется со статистикой. На пике бензинового кризиса в мае розничные цены на автозаправках на разные виды топлива выросли на 5,2–5,6% в среднем по стране (и на 11% с лета 2017 года), сообщил Росстат.

При этом, по данным того же Росстата, в апреле — мае рост экспорта бензина был незначительным: за границу шло 14–15,5% произведенного в России бензина, годом ранее — 13%.

Равно как не было и дефицита на внутреннем рынке — в стране стабильно продавали столько же топлива в месяц, сколько и в 2017 году. Так что простая гипотеза «все продали за границу» не работает.

Тогда в чем же все-таки причина?

Возможно, дело в жадности правительства и особенности системы налогообложения нефтяной отрасли. Дело в том, что нефтяники получают мало выгоды от подорожания нефти. Все «излишки» с них снимают с помощью налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): чем выше цена нефти, тем выше ставка налога.

Естественно, нефтяные компании повышают отпускные цены на нефть и для внутренних потребителей — ведь НДПИ они платят с каждой добытой тонны, хоть экспортной, хоть переработанной в России. С начала этого года и по июнь цены сырой нефти для нефтеперерабатывающих заводов выросли, по данным Росстата, на 32%.

В результате тонна бензина в начале лета стоила всего в 1,4 раза больше, чем тонна сырой нефти (за год до этого — в 1,9 раза больше).

Правительство облагает специальным косвенным налогом — акцизом — и сам бензин. За каждую тонну весной 2018 года нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) должен был заплатить 13,1 тысячи рублей. В результате в условиях роста цен на сырую нефть бензин продавать по старым ценам стало просто невыгодно. НПЗ резко подняли цены — на десятки процентов за последние два месяца весны.

Версию о том, что в росте цен виновато правительство, поддержал и президент Владимир Путин.

Цены на топливо в последние месяцы действительно сильно росли?

Нет. Правительство гордится тем, что ему удалось договориться с нефтяными компаниями и НПЗ.

30 мая вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с руководством компаний и обещал им снизить акциз на бензин на три тысячи рублей с 1 июня (вместе с отказом от запланированного повышения на 679 рублей со 2 июля).

Взамен производители бензина обязались заморозить цены на уровне мая. Это оказалось не так уж сложно — мировые цены на нефть как раз прекратили расти, цены на бензин в Европе — тоже.

Летом и в начале осени розничные цены на заправках в среднем росли не быстрее, чем на 0,5% в месяц, — за счет независимых заправок (АЗС), которые правительству ничего не обещали.

Если цены на бензин теперь растут не так сильно, почему правительство снова потребовало «заморозки»?

Розничные цены почти не растут, а вот отпускные цены НПЗ — еще как. Только в сентябре (это последние доступные данные) они выросли в среднем по стране на 10% — последний раз такое было в кризисном мае.

Так нефтяные компании и НПЗ решили восстановить «справедливость» — их собственные заправки работают в убыток, а потому они решили повысить цены для независимых АЗС. Это грозит мелким заправкам серьезным кризисом: рентабельность бизнеса падает, цены теперь всего в 1,7 раза выше, чем цены заводов (обычно — в два раза выше).

Резко повысить цены АЗС не могут — они потеряют клиентов, которые уйдут к крупным сетям, принадлежащим нефтяным компаниям.

Правительство предвидело проблемы заранее, а потому еще летом провело закон, позволяющий экстренно поднимать вывозную пошлину на бензин до 90% от пошлины на нефть (сейчас для бензина действует ставка в 30% от пошлины на нефть).

Пошлина в 90% считается «запретительной» — она делает практически невыгодным экспорт бензина.

Например, при нынешних ставке пошлины на нефть и курсе рубля с каждой тонны экспортного бензина нужно будет заплатить в казну на пять с лишним тысяч рублей больше.

Пошлину в 90% уже вводили во время очередного скачка цен на бензин в 2011 году по предложению Игоря Сечина — тогда вице-премьера правительства. Обещали, что «запрет» просуществует недолго, но он продержался до 2015 года.

29 октября премьер Дмитрий Медведев пригрозил нефтяникам, что если они не пообещают остановить рост цен, правительство снова введет запретительную пошлину.

О чем теперь договорились правительство и нефтяники?

На этот раз нефтяники не стали дожидаться введения пошлины, а согласились на условия правительства: на совещании у Козака было решено, что нефтяные компании до 31 марта 2019 года будут поставлять независимым НПЗ на 3% больше нефти, чем в 2017 году по ценам этого мая. А заводы, получив гарантии поставок относительно дешевой нефти, не будут резко повышать отпускные цены.

А что же будет, когда соглашение закончится?

Ничего хорошего. Правительство твердо намерено с 1 января 2019 года вновь поднять акциз (на 3,5 тысячи рублей за тонну). Тогда же будет повышен НДС — с 18 до 20%. При этом чиновники уверены, что розничные цены не вырастут. «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — сказал Дмитрий Козак.

Набор известен: правительство планирует в следующем году ввести «отрицательный акциз» для НПЗ — в случае поставок на внутренний рынок им будут возвращать часть разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин.

Однако при этом будут отменены экспортные пошлины на нефть и бензин, а также повышен НДПИ, что может привести к росту экспорта и внутренних цен, особенно если в мире снова подорожает нефть.

Если рынок опять взорвется, правительство готово вернуться к запретительным экспортным пошлинам — «на временной основе».

АЗС уверены, что все эти меры не сработают. Их объединение — Российский топливный союз — сообщило Козаку, что после роста налогов 1 января цены нужно будет повысить минимум на 4,4 рубля за литр бензина.

Источник: https://amp.meduza.io/feature/2018/11/02/tseny-na-benzin-v-rossii-zamorozili-a-pochemu-oni-do-etogo-tak-rosli-i-kogda-zhdat-sleduyuschego-skachka

Возможно 50, по коням! Почему в России начал дорожать бензин и какие прогнозы дают насчёт цен

Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

В России с апреля 2018 года начал резко дорожать бензин, и эксперты предрекают, что к концу года он может перейти отметку в 50 рублей.

Причины подорожания называют разные, как экономические, вроде международного роста цен на топливо, так и политические, а также коррупционные.

В соцсетях по привычке стараются шутить по этому поводу, но на деле водителям уже не до смеха и они предупреждают о грядущих социальных потрясениях. Medialeaks разбирался, что происходит с бензином и чего ждать от цен на топливо.

Резкий рост цен на российских АЗС начался в марте 2018 года, практически сразу после президентских выборов. Хотя ранее, 1 февраля, президент говорил, что в стране есть возможности для снижения цен на топливо.

Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура не развитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счёт с главой ведомства.

Как пишут «Ведомости», темпы роста в течение весны только ускорялись. Вот как рост за полугодие выглядит на графике.

Рост цен нефтяные компании объясняли повышением стоимости углеводородов на международном рынке и слабым рублём. Однако водители, привыкшие, что бензин дорожает вне зависимости от стоимости нефти, начали бунтовать, пишет «Новая газета».

Митинги автомобилистов прошли в нескольких городах России, а в некоторых протестующих даже поддержала власть. Например, в Новосибирске, где с водителями встретился мэр города Анатолий Локоть.

Он заявил, что цены на топливо его волнуют не меньше, и пообещал пожаловаться в УФАС.

А на Камчатке местный депутат в знак протеста лично пересел с автомобиля на коня, приведя в восторг местных жителей.

Подорожание топлива стало одной из главных тем в соцсетях и на форумах. Несмотря на проблему, некоторые даже стараются шутить на тему бензина.

Оригинал Скоро бензин будет стоить столько, что я начну душиться им перед свиданием с женщинами.Оригинал Оригинал Когда увидел цены на бензин на заправке и позвал друзей.Оригинал Оригинал Пятно краски на джинсах, конечно, можно оттереть небольшим количеством бензина, но дешевле купить новые джинсы.Оригинал

Читайте на Medialeaks: Пикабушник показал фото пчелы и комара, увеличенных в сотни раз. После такого ужастик на вечер можно не качать

Почему подорожал бензин (по официальной версии)

Если без шуток, то пока нет единого объяснения, почему цены на топливо резко пошли вверх. Нефтяные компании объясняют это по-своему, эксперты имеют своё мнение, а борцы с коррупцией — третье.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак объясняет, что бензин в России подорожал, просто потому что он дорожает везде, пишет РБК.

В такой нефтяной стране как Норвегия они в рублёвом выражении в два раза выше, чем в нашей стране. В тех же Соединённых Штатах, которые занимают лидирующее место по добыче нефти, бензин подорожал вместе с мировыми ценами на нефть.

Козак добавил, что правительство договорилось с нефтяными компаниями и цены на топливо зафиксируют на уровне 30 мая, но снижение невозможно, поскольку мы живём «в условиях рыночной экономики». О том, что бензин подорожал из-за международных цен на нефть, заявили и в Центробанке.

Как пишут «Ведомости», к 4 июня как минимум в Москве АЗС перестали поднимать цены на бензин, как и обещал вице-премьер. Но вот в Свердловской области цены опять поднялись, сообщает 5 июня Znak.com.

О том, что в дальнейшем рост остановится, речи в принципе не идёт. В компании «Роснефть» (производит 40 процентов бензина и дизельного топлива в России) предрекли, что цены поднимутся ещё как минимум на полтора процента, несмотря на снижение акцизов.

«Роснефть» поддерживает предложенную правительством инициативу о временном снижении ставки акцизов для стабилизации цен на топливо, однако считает, что такие меры не смогут полностью решить системные проблемы в переработке и на рынке нефтепродуктов.

«Ведомости» при этом пишут, что из-за роста цен на международном рынке все российские нефтяные компании за последние четыре месяца на 50 процентов увеличили экспорт нефтепродуктов, так как их стало выгоднее продавать за границу, нежели на внутреннем рынке. За это ФАС 28 мая вынесла «Роснефти» предупреждение. В антимонопольной службе считают, что именно из-за снижения объёмов продаж на внутреннем рынке цены на бензин в России резко подскочили.

Основная доля снижения объёмов реализации нефтепродуктов приходится на «Роснефть». Кроме того, по ряду договоров, заключённых на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям.

Также в ФАС России поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объёмов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом. В связи с этим «Роснефти» выдано предупреждение о прекращении в срок до 08.06.

2018 действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Ранее, 11 апреля, в ФАС заподозрили, что «Роснефть» может намеренно создавать дефицит на рынке бензина.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 4 июня заявил, что в отношении цен на бензин не должно быть «недопустимого эгоизма нефтяников», добавив, что правительство готово «разработать комплекс оперативных мер», чтобы нефтяные компании выполняли свои договорённости, пишет РБК.

В случае необходимости нужно готовить иные оперативные меры, направленные на то, чтобы достигнутые договорённости соблюдались, чтобы цены были стабильны, а в определённых случаях — чтобы они снижались, чтобы была произведена отрицательная коррекция.

Что говорят о подорожании бензина эксперты

Экономист Игорь Николаев в своём блоге на «Эхе Москвы» назвал одной из причин резкого повышения цен увеличение налогов.

Налоги (главные из них по бензину — акцизы и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)) составляют в конечной цене каждого проданного литра бензина около 65-70 процентов. И налоги у нас сильно выросли.

По мнению Николаева, рост цен получился «взрывным» из-за того, что «накануне президентских выборов никто не хотел обращать на себя гнев высокого начальства».

С трудом, похоже, дождались инаугурации, ну и понеслось.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что бензин продолжит дорожать, но в этом, по его мнению, можно найти даже плюсы. Как цитирует Шкуматова «Газета.Ru«, «в перспективе цена на топливо должна дойти до европейского уровня».

Наш бензин будет стоить как в Европе, если мы хотим дороги европейского качества. Средняя равновесная цена для центра за АИ-92 примерно 40-41 рубль за литр. Эта цена, скорее всего, сохранится впоследствии до конца года, если не будет каких-то изменений в акцизах.

Однако никаких снижений цен на топливо нам ждать не приходится, даже будет подорожание в дальнейшем. Я бы спрогнозировал повышение цены в перспективе 5 лет до 60 рублей за литр.

Политик Владимир Милов, в 2002 году работавший заместителем министра энергетики России, на канале «Навальный Live» заявил, что цены на бензин растут, чтобы уйти в карман главам нефтяных компаний, образно говоря, «на покупку яхт». В доказательство приводятся прежние расследования ФБК о недвижимости и предметах роскоши, покупаемых нефтяными корпорациями.

Вы должны понимать, что последним скачком на бензин, напрямую всё это оплачивать нам. Нам нужна полная демонополизация нашей нефтяной отрасли, нам нужен конкурентный нефтяной рынок, где цены устанавливались бы действительно в результате объективных факторов.

4 июня глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин рассказал «Коммерсанту», что с подорожанием бензина происходит «парадоксальная ситуация», поскольку оптовые цены на топливо стали выше розничной.

 Три-четыре рубля в год (рост цены на бензин) — это не только налоги, но и конъюнктура мировых цен на нефть, рост тарифов естественных монополий, которые платят нефтеперерабатывающие заводы и АЗС, и зарплат.

При этом маржинальность на АЗС за эти годы только снижалась, в отличие от прибыли нефтяников, для которых самым выгодным предприятием до сих пор остаётся добыча сырой нефти, потому что это и проще, и прибыльнее. А вот ряд НПЗ и АЗС стали убыточными с ростом цен на нефть.

Более того, нынешний подъём цены литра бензина окупить их затраты не в состоянии. Сегодня на российском топливном рынке мы наблюдаем парадокс: оптовая цена на топливо выше, чем розничная.

По мнению Махонина, после обещания правительства посодействовать НПЗ цены, во многом зависящие от биржевой котировки, «на ожидании действий правительства могут начать стабилизироваться».

Что говорят о повышении цен на топливо в социальных сетях

В соцсетях, как уже говорилось, цены на бензин стали одной из наиболее обсуждаемых за последние месяцы. Как сообщает BBC, только в твиттере количество постов со словом «бензин» увеличилось вдвое.

Оригинал А что ФАС? У меня есть только одно разумное объяснение росту цен на бензин в России — картельный сговор. Или я не прав?Оригинал Оригинал Вице-премьер Козак заявил, что цены на бензин растут, потому что ну а **** (почему бы) им не расти, если эти лохи и терпилы его всё равно покупают, надо будет, и по 100 рублей за литр ******* (сделаем), **** (что) вы нам сделаете: мы в другом городе и у нас ОМОН и Росгвардия. Конец цитаты.Оригинал Оригинал Путин уже почти Америку на колени поставил, а с ценами на бензин пока справиться не может.Оригинал Оригинал Камчатка, цены на бензин растут уже выше 50-ти рублей, заявления кремлядей о сговоре с нефтяными олигархами по поводу заморозки цен были ложью.Оригинал

Фейсбук и «ВКонтакте» по уровню негодования и мемов не отстают.

Оригинал А вы в курсе, что акциз на бензин с 1 июня снижен на 3 000₽/тонна и на дизель 2 000₽/тонна, а это значит, что в среднем литр бензина ДОЛЖЕН БЫЛ «подешеветь» на три рубля/литр (диз. на 2₽/л), но этого почему-то так и не произошло…Даже июльское подорожание акциза на 700₽/тонна отменили, а 95-го по 42-43₽/л так и нет.А ведь прецедент был: когда отменяли НСП 5 %, некоторые цены реально падали.

Что это, как не ****** с патологической жаждой наживы, друзья?!

Оригинал Оригинал На водку прибавили цену — выжили, на сигареты прибавили — выжили, решили ценами на бензин задавить.Оригинал Оригинал Ребята, я понимаю, что мемы про бензин достали.

Они и нас самих достали, но их прилетает огромное количество в предложку, тема очень волнует подписчиков, хорошо, что к ней подходим с юмором, давайте радоваться этому )Оригинал

В то же время Федерация автовладельцев России (ФАР) подготовила обращение на прямую линию с Владимиром Путиным, которая должна пройти 7 июня.

В ФАР заявили, что многие автовладельцы уже устраивают бойкот на заправках и в будущем это может привести «к серьёзному социальному резонансу».

В ФАР призвали всех неравнодушных водителей звонить на прямую линию и не ждать, «пока кто-то это сделает за вас». Может быть, такое упорство действительно приведёт к каким-то результатам. Например, к новому обещанию снижения цен.

В России не впервые проходят акции против повышения тарифов на топливо. Такие уже проводили в 2014 году в Красноярске. Тогда её также организовывала Федерация автовладельцев, которая требовала снизить цены на 15-20 процентов, аргументируя тем, что Россия — нефтедобывающая страна.

Слабый рубль, который нефтяники называют одной из причин подорожания топлива, в очередной раз начал становиться таким в апреле 2018 года, когда против ряда российских компаний и их владельцев были введены санкции со стороны США. Но тогда некоторые российские эксперты также заявляли, что падение курса — это хорошо.

Источник: https://medialeaks.ru/0506bva-shto-s-benzinom/

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Пока стоимость одного барреля «черного золота» уже несколько месяцев стабильно стремится вниз, многие оптимисты продолжают надеяться на снижение цен не только на бензин, но и на все продукты на отечественных прилавках в целом.

Но в реальности получается парадокс – вот уже продолжительное время никто не может ответить на вопрос, почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая. А ведь действительно, почему углеводороды дешевеют, тогда как цена на бензин стоит на одном месте, а чаще всего ещё и растёт.

Подводные камни рыночной экономики на этот раз проявили себя в форме эдакого необъяснимого дисбаланса.

Очень ярко о проблеме говорит статистика: за последний год мировая цена на нефть опустилась на 38%, а за последние пару лет и того больше – на целых шестьдесят, в то время как на автозаправочных станциях цены изменились на 8%. Наверное, Вы подумали, что топливо подешевело на восемь процентов.

Однако, всё с точностью да наоборот. Самое простое объяснение этому – излишняя монополизированность российской экономики и ценовой произвол, который никак не сдерживается со стороны Правительства. Манипулирование ценами для своей выгоды – отличный вариант «навариться», раз уж никаких препятствий этому государство не ставит.

Почему в России дорогой бензин, хотя нефть стоит недорого

Федеральная Антимонопольная Служба России уже в который раз доказывает свою фактическую неэффективность.

Ситуация с одними из самых высоких в мире цен на бензин в сочетании с «ничтожной» ценой за баррель нефти удерживается на российском рынке уже довольно давно.

Конкретных мер противодействия этому не было разработано ни со стороны Правительства, ни со стороны Антимонопольного комитета.

Почему власти предпочитают отмалчиваться? Во-первых, существует мнение о том, что подобный диссонанс в какой-то степени выгоден представителям российских политических элит и позволяет им неплохо «навариться». Во-вторых, в речах некоторых чиновников проскальзывает удивление по поводу того, что вопрос о бензине так интересует россиян. Но это уже, скорее, игра на публику и затягивание с решением проблемы.

Если внутри страны возникают какие-то серьезные проблемы, первое, что следует сделать – посмотреть на опыт других стран и оценить его «живучесть» для российских реалий, а также плюсы и минусы реализации.

На крайний случай, такая схема действий иногда может быть применима к механизму принятия решений Правительством. Это не всегда эффективно, но в этот раз оценить масштабы катастрофы таким образом было бы совсем не лишним.

Для начала, обратимся к ближайшим нашим соседям и выясним, как с монополиями борются страны Старого Света. В этом смысле Европейский Союз всегда руководствовался несколькими приоритетами:

  • Работа над улучшением инвестиционного климата;
  • Развитие технологий и информационной безопасности;
  • Посильная поддержка государством малого и среднего бизнеса;
  • Стремление диверсифицировать процесс производства;

Такие нехитрые принципы обеспечивают довольно успешную антимонопольную политику во многих Европейских странах. Рассмотрим хотя бы пример Германии и Италии:

Германия. Как только уровень цен внутри экономики перестает быть стабильным и начинает скачкообразные движения, немецким Правительством тут же принимаются меры по его корректировке. И чтобы ни говорили противники концепции вмешательства государства в экономику, такой подход успешно «работает» на протяжении многих лет.

Италия. Уникальная, но поражающая своей простотой схема: чтобы избежать монополии супермаркетов на рынке, теперь им нельзя граничить с небольшими магазинами, а одно из обязательных условий открытия – присутствие в ассортименте товаров отечественного производства.

Недаром говорят, что лучший способ всегда лежит на поверхности.

Ценовой парадокс

Казалось бы, Россия, как один из крупных экспортеров нефти и других энергоносителей, не должна переживать подобные проблемы. Однако, тот факт, что в странах, которые закупают нефть, цена бензина на заправках вдвое ниже, чем в России, повергает обычных граждан в шок.

Ситуация, когда нефть дешевеет, а бензин дорожает сохраняется при том, что уровень цен в России уже достиг американского. Американцы закупают нефть преимущественно в России, которая ее производит, а за литр бензина платят смешные по российским меркам 23 рубля.

Для российских граждан не остается больше никакого выхода кроме того, как приспособиться к подобной несправедливости. Но последовательный рост цены горючего сначала на 8%, а совсем недавно на все 14%, вызвал возмущение всех без исключения слоев российского населения.

В 2016 же году намечается ещё один скачок – по слухам, стоимость вырастет ещё на двадцать процентов.

Экспертное мнение

При том, что рост цен на бензин сохраняется и при низкой стоимости за баррель нефти, в случае увеличения последней, бензин подскочит в цене еще на несколько пунктов. Такой прогноз заставляет усомниться в существовании знаменитой «невидимой руки рынка».

Либо механизмы рыночной экономики дали сбой, либо внутренняя экономическая политика России настолько неэффективна, что не может справиться с этой проблемой.

Российские экономисты объясняют причины сочетания дешевой нефти и дорого бензина высоким уровнем инфляции в стране, которой в последнее время достиг отметки почти в 17%.

Однако во всей этой ситуации удивляет подход чиновников: учитывая, что дорогих машин и в принципе автомобилистов в России становится все больше, было бы неправильно полагать, что высокие цены на горючее вводят россиян в растраты. Пока они готовы платить – такой расклад на рынке бензина допустим, и он сохранится. Значит, потребности в решительных мерах пока нет.

Цепная реакция

Еще большую серьезность этой проблеме придает тот факт, что от цен на бензин зависит не только степень возмущения автомобилистов и «навар» монополистов, но еще и цены на многие другие товары внутри российского потребительского рынка.

Причина такой взаимозависимости в том, что на доставку любого продукта с прилавок магазина требуется потратить определенное количество денег, иными словами, покрыть транспортные издержки. То же самое надо сделать и в ситуации с доставкой сырья на место производства конечного товара. В условиях высоких цен на бензин, они также значительно повышаются. Отсюда – и неконтролируемый рост цен.

Все это в какой-то степени напоминает карточный домик – проблема в одной области влечет за собой увеличение давления на все другие.

Сколько стоит бензин за границей?

Для того чтобы рассуждать о ценах на бензин в других странах и сравнивать ситуацию там с российской, нужно разобраться, из чего складывается цена за один литр горючего топлива, которое в России, кажется, скоро станет на вес золота. На ценообразование в этой отрасли влияют:

  • Себестоимость бензина;
  • Налоговая политика;
  • Накрутки, связанные с реализацией (опт или розница);
  • Наценка конкретного производителя;

Самым влиятельным фактором из вышеперечисленных является налоговая политика государства по отношению к энергетическому сектору экономики. С этой точки зрения все страны мира можно разделить на три категории:

  1. Страны, где Правительство устанавливает налоги на высоком уровне, что ведет к высокой стоимости бензина (Европейский страны, Россия);
  2. Страны, где налог не превышает 20% от розничной цены бензина. Самый яркий пример такой довольно успешной политики – США;
  3. Страны, где налоги на топливо установлены на очень низком уровне, притом, что отрасль не финансируется достаточно, и это вызывает ее коллапс или торможение (некоторые латиноамериканские государства и страны Ближнего Востока);

Возможны ли изменения?

Осознав, чем в реальности грозит такое положение на российском рынке топлива и абсолютное бездействие в отношении этого вопроса властных структур, эксперты взялись за разработку потенциальных стратегий по выходу из энергетического кризиса. Выяснилось, что все осложняется двумя важными факторами:

  • Во-первых, изменить ситуацию способно только государство, так как основная цель частных компаний – получение наибольшей возможной прибыли, и вопросы повышения цен и ухудшения экономической обстановки в стране волнуют их руководство не в первую очередь. Пока официальных мер нет – ситуация не изменится.
  • Во-вторых, завязанность российской экономики на энергетическом секторе. Это, в свою очередь, делает проблематичным понижение налоговой ставки на горючее, а значит и снижение цен на него.

Таким образом, изменить ситуацию в корне и в одночасье вряд ли получится. Однако, первые шаги к решению вопроса «нефть дешевеет – бензин дорожает», которые через какое-то время принесут свои результаты, Правительству можно сделать уже сейчас.

Почему не принимаются никакие меры?

Существенное понижение налога на горючее (сейчас он находится на уровне 55% от розничной цены) для российского Правительства сродни самоубийству, потому что в этом случае бюджет лишится самой большой статьи доходов – от энергетической отрасли.

А в условиях обесценивания рубля по отношению к Западным валютам и нестабильной внешнеполитической обстановки, которая тоже является фактором влияния, это сделать еще сложнее.

Кроме того, на мировом рынке энергоносителей появляются все новые игроки, что тоже создает свежие вызовы российской экономике.

Цены на российских заправках

Самые высокие цены на бензин можно найти на заправках Ульяновской области. Почему именно там – нет внятного объяснения, но общий тренд на повышение цен заметен по всей территории государства.

По идее, уровень роста соизмерим с уровнем инфляции. Например, в 2014 году цены выросли более, чем на 9%, притом, что официальная инфляция составила 7,7 %.

Для сравнения, средняя цена литра бензина на заправках Ульяновска за год выросла почти на 12%.

Таким образом, начинать реформирование энергетической отрасли в стране, несомненно, стоит в комплексе с другими экономическими мерами, которые сгладят последствия от снижения налога на энергоносители.

Пока долги российских компаний остаются заоблачными, а главным мотивом – извлечение выгоды любыми способами, вопрос «почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая?» останется актуальным еще долгое время.

Источник: https://b2bmaster.ru/articles/pochemu-v-rossii-dorogoj-benzin-pri-deshyovoj-nefti/

Тайна бензинового государства

Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Вопрос, вынесенный в подзаголовок, задал работник Оскольского электрометаллургического комбината Денис Азинов во время визита президента на Лебединский ГОК. Ответ Владимира Путина удивил. «Профиль» решил найти правильный ответ на этот вопрос.

Обогнали США

Если посмотреть на цены на бензин в разных странах мира, то мы с печалью можем констатировать, что нефтедобывающие страны проводят самую разную политику относительно внутренних цен на бензин. И чаще всего не держат каких-то специально низких цен внутри страны.

С другой стороны, низкие цены на бензин могут позволить себе только нефтяные страны. В пятерке стран самого дешевого бензина нефтеэкспортеры Венесуэла (невиданный 1 цент за литр – завоевание боливарианского «социализма»), Саудовская Аравия (тут уже 24 цента), Туркменистан, Алжир, Кувейт.

Впрочем, судя по экономической ситуации, Венесуэла явно не удержит свой 1 цент за литр, а президент Туркмении недавно объявил об отказе дотирования множества социальных льгот, в т. ч. и цен на бензин, и к концу года они, вероятно, выйдут примерно на уровень Казахстана.

Вероятно, именно Туркмению имел в виду президент России, когда рассказывал, что «в некоторых странах, допустим, держат очень низкие цены на газ, в странах – производителях газа.

Но это полностью перевернутая экономика.

Они уже давно понимают, что надо действовать по-другому, но не могут сделать этого шага к выравниванию экономики, потому что с этим связана сразу целая цепочка последствий, в том числе социального характера».

Что ж, нам остается только гордиться, что Россия сделала такой шаг, невзирая на социальные последствия… С 20 центов за литр в конце 90‑х бензин в России подорожал до 90 центов к середине 10‑х и затем из-за девальвации 2014–2015 годов упал ниже 60 центов (речь о самом дешевом бензине АИ‑80, данные Росстата, см. график).

С другой стороны, Норвегия – один из крупнейших нефтеэкспортеров – входит в тройку стран с самым дорогим бензином в мире. Где в топе, конечно, расположились в основном нефтеимпортеры.

Но все же большинство стран-нефтеэкспортеров идут в середине списка – от 0,6 до 1,2 доллара за литр. Здесь же находится и Россия. Ее последнее достижение – цены на бензин в нашей стране в 2017 году (70 центов/л) обогнали уровень нефтеимпортера США (67 центов). А вот по доходам мы от США пока заметно отстаем.

Впрочем, до Швейцарии, Германии или Франции нам еще далеко – мы отстаем вдвое (в этих странах бензин стоит дороже $1,4/л). На мировой шкале дороговизны бензина место России пока – нижняя часть середины списка. Не так уж и плохо.

«…поток идет»

Владимир Путин начинает отвечать Денису Азинову именно с межстрановых сравнений. Но приводит вовсе не те соображения, о которых написано выше. «У нас и так дешевле, чем во многих странах-соседях, так вывозят через границу. Знаете, там поток идет. Поэтому, если мы не хотим, чтобы у нас все тащили, надо и внутри страны держать определенный уровень», – говорит президент.

Посмотрим уровни цен на бензин у наших ближайших соседей, с которыми мы ликвидировали таможни (Таможенный союз ЕАЭС) и имеем общую границу. В Белоруссии и Казахстане бензин стоит дешевле, чем у нас (соответственно 66 и 48 центов за литр).

Белоруссия просто повторяет нашу акцизную политику, чтобы бензин не был слишком дешевым и не вывозился в Россию (а нефть ей обходится, как и российским нефтепереработчикам, без вывозных пошлин). Казахстан это, видимо, не волнует: это нефтедобывающая страна, и бензина там более чем достаточно.

Он совсем не против, чтобы его бензин вывозили в Россию, купив (и, значит, заплатив все налоги) в Казахстане.

С Киргизией нет общей границы, но бензин там все равно дешевле, чем в России (60 центов). Только в Армении он дороже (около $1) – получается, что именно об этой стране наш президент и говорил Денису Азинову?

Но ведь с Арменией прямой госграницы у России нет, да и с тремя другими членами ЕАЭС ситуация прямо противоположная. Это не от нас вывозят бензин за границу, а, наоборот, выгоднее оттуда везти бензин к нам. И если бы такие потоки действительно были, то они как раз сдерживали бы рост цен на бензин в России, а не разгоняли его. Кстати, вполне возможно, что и сдерживают в реальности.

На Украине бензин заметно дороже, чем в России (91 цент), как и в странах Прибалтики (около $1,2), в Китае (93 цента), а в Монголии – дешевле (63 цента).

Но между нами и всеми этими странами – таможенные посты, и никакого «перетока» быть не может. В цистерне или по железной дороге без официальных бумаг не провезешь.

А заправить бак легковушки – это мизерные объемы, очень далекие от понятия «поток идет».

Впрочем, есть одно место, куда реально может идти неконтролируемый поток бензина из России, – это самопровозглашенные Донецкая и Луганская республики. Может, именно о них и говорил президент Путин? Получается, что именно они устанавливают «уровень» цены на бензин в России? Смешно… там идет, конечно, поток, но в масштабах страны он незначителен.

Да если бы и был в реальности нелегальный «поток» бензина из России – разве это проблема? Представим, что автомобилист заправился в России и поехал в Литву.

Это означало бы только увеличение дохода наших нефтяных компаний и бюджета – по ценам, которые платят наши водители.

Конечно, при экспорте нефтепродуктов в Литву Россия собрала бы дополнительно вывозную пошлину, но даже и так российский бюджет – с доходами (НДС и акцизы), а бизнес – с прибылью. А убытки – счетные, бумажные.

Кому выгодно?

В принципе то, что большинство стран–экспортеров нефти не держат внутри страны низкие цены на бензин, при открытых границах логично. Страны с избытком нефти просто вывозят ее на экспорт, и это выравнивает цены в странах-экспортерах и странах-импортерах. Избыток нефти превращается обычно в доходы бюджета, а не в низкие цены на бензин. Ровно как и у нас в стране.

Посмотрите структуру цены на бензин. 30% – это налоги. Нормальная доля налогов в цене российских розничных продуктов 5–10% (это прежде всего НДС). Выше только у подакцизных товаров – алкоголя, табака. Тут акциз увеличивает цену до 1,5 раза.

Бензин и, кстати, автомобили также попали во «вредные привычки» россиян, которые надо дестимулировать ценой – акциз в цене на бензин составляет около 15%. Без акциза цена бензина была бы сегодня примерно на 7,5 руб. с литра меньше.

Автомобилисты переплачивают в пользу бюджета.

Именно бюджет, а не «нефтяные бароны» или «короли бензоколонок» – главные бенефициары завышенной цены на бензин. Компании – по крайней мере, как следует из их отчетности, – вовсе не получают особых сверхприбылей от добычи нефти или продажи бензина: доля прибыли в цене их продукта несильно отличается от других товаров. А вот доля налогов в бюджет отличается сильно.

И с этой точки зрения немного циничны рассуждения президента о том, что «нам ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены».

Ведь цены-то на бензин задирает именно государство, регулярно повышая акциз. Или о том, что «если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по‑другому…». Можем, но не хотим.

Государство хочет на этом заработать.

Более того, в правительстве сейчас рассматривается «налоговый маневр», связанный с постепенной заменой вывозной пошлины (которую платят производители-экспортеры) на повышение акциза (который платят все потребители бензина – в т. ч. и автомобилисты). Нетрудно понять, что это приведет к росту цен на бензин.

Впрочем, государство «знает меру». Бензин в стране дорожает, но примерно с темпом общей инфляции. За 16 лет нового века (к 2000 году) цены на него увеличились в 4,6 раза. Примерно так же, как и на свинину или колбасу вареную (4,5 раза), и заметно меньше, чем на говядину (6 раз). Все цены за 16 лет в среднем выросли в 4,9 раза. Так что рост цен на бензин даже слегка отставал от инфляции.

На встрече с работниками Лебединского ГОКа Владимир Путин объяснил дороговизну бензина в России необходимостью защиты отечественного рынка: «Если мы не хотим, чтобы у нас все тащили, надо и внутри страны держать определенный уровень» kremlin.ru

Правильный ответ

Первый и главный ответ на вопрос Дениса Азинова: цены на бензин у нас все время растут, потому что они в рублях, а нефть падает в долларах. Главный фактор, который отвязывает динамику цен на бензин внутри страны и на нефть на мировом рынке, – это курс рубля.

На графике хорошо видно, как в 2014–2015 годах рублевые цены на бензин в России продолжали расти, а в пересчете на доллары они упали на 40%. Но мы-то платим за бензин в рублях и поэтому условных пересчетов в доллары и центы на своем кармане просто не чувствуем.

Но вот два последних года (2016–2017) наблюдается явно неправильная динамика: курс рубля отвязался от мировых цен на нефть под действием притока в Россию мировых спекулятивных капиталов (т. н. операции carry trade). В результате цена на бензин растет и в рублях, и в долларах на фоне низких мировых цен на нефть из-за роста самого рубля.

В целом будет правильно сказать, что цена на бензин в России падает вместе с мировой ценой на нефть в пересчете в доллары. Но мы этого не замечаем, потому что падения мировых цен на нефть компенсируются падениями рубля.

Различия и задержки в динамике цен на бензин (пересчитанных в центы) и мировой цены на нефть связаны с неполной адекватностью рубля, на который влияют и другие факторы, отличные от цен на нефть.

Курс рубля – вот правильный ответ на вопрос Дениса Азинова, а вовсе не полумифические трансграничные «потоки» бензина или действие «свободного рынка», несколько искаженное налогами. Странно, что президент Путин даже не упомянул этот фактор.

Есть еще и незаданный вопрос: может ли государство снизить цены на бензин? Ответ: да. Если бы государство захотело снизить цену на бензин, то в пределах 15% оно может сделать это в любой момент, как только решит, чем будет замещать выпадающие доходы бюджета: около 400 млрд руб. в региональных бюджетах и 40 млрд – в федеральном (данные 2016 года).

Источник: https://profile.ru/economics/item/118620-tajna-benzinovogo-gosudarstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.