Формула-1: в Арденнах сегодня дожди…

10 последних случаев вмешательства дождя в проведение Гран-при «Формулы-1»

Формула-1: в Арденнах сегодня дожди…

Истории о том, как непогода прерывала квалификации и гонки.

Гран-при Японии 2004 года

Мощный тайфун Маон добрался до Японии в пятницу вечером, а большая часть осадков должна была выпасть в субботу, как раз в момент проведения квалификации. Руководство чемпионата мира перестраховалось и перенесло квалификацию на воскресное утро.

Гонка прошла скучно – не потому, что Михаэль Шумахер уверенно победил, а из-за плохой работы японской телекомпании «Фудзи-ТВ», пропустившей все интересные события.

Гран-при Европы 2007 года

Дождь на «Нюрбургринге» – явление обычное, но в тот раз беды ничто не предвещало. Да, прогноз погоды давал информацию о возможных осадках, но к моменту старта трасса оставалась сухой.

Первые капли упали во время формирующего круга, однако никто не придал им значения, если не считать дебютанта-аутсайдера Маркуса Винкельхока – немец сразу зарулил в боксы, получил дождевые шины и вернулся на трек, где уже творился настоящий хаос: дождь заливал автодром и болиды вылетали один за другим. Если бы не красные флаги, победа наверняка досталась бы пилоту «Спайкера» – за два круга он оторвался от остального пелотона на полторы минуты.

После рестарта Гран-при превратился в обычный триллер, в котором дождь уже не вылезал на первый план.

Гран-при Малайзии 2009 года

Типичная история для трассы, расположенной чуть ли не на экваторе – дождь пришел во время гонки, ниоткуда, внезапно, и что самое ужасное – не думал останавливаться.

Плохо в этой ситуации было то, что старт давали ближе к вечеру, а искусственного освещения на «Сепанге» не оказалось.

В результате дирекция была вынуждена не просто прервать Гран-при, но и отказаться от идеи рестарта – пилоты не проехали даже половины дистанции, поэтому им присудили 50% от заработанных очков.

Кстати, именно в тот раз Кими Райкконен решил перекусить мороженкой.

Гран-при Японии 2010 года

Ливень обрушился на «Сузуку» во время последней тренировки в субботу утром, пилоты тут же принялись жаловаться по радио, что болидами невозможно управлять и Чарли Уайтинг перенес квалификацию на утро воскресенья. Сама гонка прошла спокойно, под знаком превосходства «Ред Булл».

Гран-при Кореи 2010 года

Ничего хорошего не было с самого начала – дождь лил еще до «старта» Гран-при, а после трех кругов гонки дирекция вывесила красный флаг. Впрочем, после долгого сидения без дела дирекция все-таки приняла решение возобновить заезд, хотя и в странном режиме – пилоты полтора десятка кругов провели за автомобилем безопасности.

Но затем все окупилось: Марк Уэббер зрелищно попрощался с надеждой на титул, Алонсо и Хэмилтон устроили знатную зарубу за второе место на подиуме, а за 10 кругов до финиша внезапно сошел Феттель из-за сгоревшего мотора «Рено».

В итоге из-за дождя гонка длилась почти 3 часа.

Гран-при Канады 2011 года

Рекорд по продолжительности Гран-при был установлен в следующем году – в Монреале пилоты увидели клетчатый флаг спустя 4 часа и 4 минуты после старта: по ходу заезда не раз выезжал автомобиль безопасности, а после 25 круга маршалы даже вывесили красные флаги.

Тем не менее, финиш все-таки состоялся, и был одним из лучших в современной истории: Дженсон Баттон прорвался с последнего места и на заключительном круге опередил Феттеля.

Гран-при Малайзии 2012 года

Традиционная для «Сепанга» гонка – внезапный ливень чуть не смыл пелотон, поэтому после 9 круга Гран-при пришлось останавливать красными флагами. Главными героями после рестарта оказались Алонсо и Перес – победил пилот «Феррари».

Гран-при Австралии 2013 года

Первый же этап сезона-2013 прошел скомканным. Гонщики успели провести первый из трех сегментов квалификации в положенное время, но затем погода стала настолько плохой, что Чарли Уайтинг перенес второй и третий сегменты на утро воскресенья.

Гран-при Японии 2014

Прошлогодней гонки на «Сузуке» в этом списке могло и не оказаться, но в каком-то смысле именно дождь виноват в том, что Гран-при был прерван: Жюль Бьянки потерял контроль над болидом, вылетел с трассы и попал в страшную аварию, которая в итоге стоила ему жизни.

Гран-при США 2015 года

В пятницу до Северной Америки добрался мощный шторм Патрисия – он не успел сильно повлиять на первую тренировку, но зато смыл вторую практику. Хуже того, дождь усилился ночью и поливал трек вплоть до утра.

https://www.youtube.com/watch?v=cr-xLA7KTEA

В результате ФИА попросила команды отнестись к третьей практике самым серьезным образом – в случае, если квалификацию провести не получится, стартовые позиции в гонке будут определены согласно результатам последней тренировки. В воскресенье ожидается улучшение погодных условий.

Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Getty Images, Mark Thompson

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/floters/849676.html

Калейдоскоп скорости в Арденнах: «Мерседес» берёт седьмой дубль

Формула-1: в Арденнах сегодня дожди…

Одним из главных сюрпризов вчерашней квалификации стала «Форс Индия», и перед стартом специалисты возлагали большие надежды на Серхио Переса и Нико Хюлькенберга, но перед самым началом гонки у немца возникли проблемы. Уже на прогревочном круге Хюлькенберг заявил, что мотор теряет мощность.

Инженеры сначала проинструктировали гонщика свернуть на пит-лейн, но потом передумали и отправили Нико на стартовую решётку. Когда Чарли Уайтинг готовился дать старт, Хюлькенберг подал сигнал, что не сможет стартовать. Процедура была прервана, а отказавшую «Форс Индия» затолкали на пит-лейн.

Старт: выстрел Переса

Когда старт гонке всё же был дан, в центре внимания вновь оказалась «Форс Индия» — Серхио Перес невероятным рывком прорвался вперёд и на какие-то мгновения возглавил гонку.

Правда, вскоре «Чеко» прошёл «Мерседес» Льюиса Хэмилтона, но мексиканец удержался на втором месте.

Блестяще прорвался вперёд и Даниэль Риккардо, выскочивший на третью строчку. Нико Росберг откатился на четвёртую позицию, удержав Себастьяна Феттеля, ещё одного героя стартового рывка.

Валттери Боттас извлечь пользы из лучшей квалификации в сезоне не смог и откатился на шестое место. Позади него расположился Ромен Грожан, которого вскоре начал прессинговать Даниил Квят. Россиянин поначалу уступил одну позицию, но вскоре начал отыгрываться и сначала вышел на девятую, а затем прошёл Фелипе Массу и занял восьмую строчку.

По итогам шести первых кругов Хэмилтон оторвался от пелотона почти на пять секунд. Перес, сдерживавший Риккардо, явно играл на руку лидеру чемпионата, в то время как главный соперник британца вмешаться в борьбу первой тройки не мог — Росберг отстал почти на семь секунд.

Короткая стратегия

Ещё перед стартом «Пирелли» предсказывали тактику двух остановок для большинства пилотов. Первым на пит-лейн уже после седьмого круга свернул Даниэль Риккардо, застрявший

позади Переса. Кругом позже в боксы «нырнул» и сам Чеко, а также Валттери Боттас. За счёт раннего пит-стопа Риккардо удалось опередить Переса, но тому хватило всего пары кругов, чтобы догнать австралийца и пройти его на прямой «Кеммель».

К девятому кругу почти все пилоты получили свежие комплекты резины. Исключением стали лишь «Мерседесы» и «Феррари», расположившиеся на четырёх первых позициях. Лидеры провели свои первые пит-стопы к 15-му кругу: Хэмилтон уверенно сохранил лидерство, а Росберг вернул себе вторую позицию и расположился в четырёх секундах позади напарника.

Оставшийся на «софте» Серхио Перес откатился на третью позицию, но смог обезопасить себя от атак Даниля Риккардо — австралийцу поставили более жёсткий комплект резины.

Ромен Грожан поднялся на пятую строчку, в то время как Себастьяна Феттеля оттянутый пит-стоп отбросил на шестое место.

Даниил Квят после своей остановки вышел на седьмую позицию, но оказался под прессингом Фелипе Массы и Кими Райкконена.

«Уильямс» против Боттаса

В суматохе первых пит-стопов очень грубый просчёт допустили механики «Уильямса». Во время остановки Валттери Боттаса в боксах перепутали шины — финну поставили три мягких шины и одну жёсткую. Мало того что баланс автомобиля наверняка был далёк от идеального, так Валттери пришлось дополнительно отбыть штрафной проезд по пит-лейн.

Из-за неудачного старта Боттас откатился с третьей позиции на шестую, но в результате ошибки собственных механиков проиграл ещё больше и провалился на одиннадцатое место. Наверняка этот эпизод осложнит переговоры о продлении контракта куда больше, чем слухи о переходе в «Феррари».

Бельгийский калейдоскоп

К середине дистанции события в гонке начали развиваться в ещё более безумном темпе. Сначала всё внимание к себе приковал Ромен Грожан.

Француз блестяще распределил резину и перед вторыми пит-стопами получил команду атаковать. Грожан догнал и прошёл Даниэля Риккардо, а через пару кругов расправился с Серхио Пересом.

В результате после двадцати кругов Ромен прорвался на третье место, уступая лишь паре «Мерседесов».

Мгновение спустя на стартовой прямой остановился Даниэль Риккардо. Австралиец прессинговал Серхио Переса, но на выходе из финального поворота «Ред Булл» потерял мощность. Машину Риккардо пришлось эвакуировать маршалам, а судьи объявили режим виртуального сэйфти-кара.

Несколько гонщиков воспользовались передышкой, чтобы совершить вторые пит-стопы, и это окончательно перемешало расстановку. Хэмилтон и Росберг по-прежнему уверенно возглавляли заезд, но третьим, в 20 с лишним секундах позади, расположился Феттель, в то время как Грожан после второго пит-стопа откатился на четвёртое место.

Взрывной финиш

Между лидерами гонки, несмотря на все события, сохранялся постоянный статус-кво. Нико Росберг в какой-то момент сократил отставание от Льюиса Хэмилтона до двух секунд, но выйти на дистанции атаки так и не смог. К моменту вторых пит-стопов разрыв между напарниками вновь вырос до пяти секунд, и на трассу гонщики вернулись в прежнем порядке: Льюис уверенно впереди Нико.

Третье место по-прежнему удерживал Феттель. Себ переспросил у команды, стоит ли ему совершить второй пит-стоп, но инженер ответил, что потенциально немец без проблем доберётся до финиша с единственной остановкой. Однако темп «Феррари» продолжал падать — шедший позади Грожан отыгрывал по семь десятых с круга и уступал уже менее трёх секунд.

Тем временем позади них в борьбе за пятое место Серхио Переса догнал Фелипе Масса, в зеркалах которого уже маячил Даниил Квят, прошедший Кими Райкконена и Валттери Боттаса. Вся эта борьба разворачивалась на фоне сгущающихся туч — инженеры постепенно информировали гонщиков о надвигающемся к концу дистанции дожде.

За четыре круга до финиша судьи предупредили Квята о необходимости соблюдать пределы трассы. На это россиянин ответил выверенной атакой перед «Ле Комб» и оставил Массу позади. Даниил на этом не остановился и кругом позже повторил свой манёвр против Переса и поднялся уже на пятую строчку.

Грожану же осуществить подобный обгон никак не удавалось — француз не мог достаточно приблизиться к Феттелю даже с DRS.

Но на предпоследнем круге судьба преподнесла Ромену подарок — на «Феррари» Себа лопнула задняя правая шина, та же самая, что взорвалась в пятницу на «Мерседесе» Росберга.

Феттель почти закончил дистанцию с одним пит-стопом, но до подиума ему не хватило буквально полутора кругов.

Седьмой дубль чемпионов

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг благополучно завершили гонку в том порядке, в каком шли всю дистанцию. Британец одержал седьмую в сезоне победу, а второе место немца позволило «Мерседесу» сделать уже седьмой победный дубль в этом году. Ромен Грожан финишировал третьим, завоевав первый после Гран-при США — 2013 подиум.

Даниил Квят завоевал в итоге четвёртое место, уже третью гонку подряд завершив в первой шестёрке. Серхио Перес замкнул топ-5, сдержав позади Фелипе Массу и Кими Райкконена.

Макс Ферстаппен в отчаянной попытке отыграть позиции чуть не вылетел на финальном круге, но в итоге закончил дистанцию восьмым.

Валттери Боттас после всех злоключений набрал два очка за девятое место, а Маркус Эрикссон второй раз подряд занял десятое место.

Льюис Хэмилтон за счёт очередной победы довёл свой отрыв от Нико Росберга до 28 очков и теперь гарантированно сохранит первую строчку классификации при любом исходе Гран-при Италии.

Идущий третьим Себастьян Феттель отстаёт от лидера уже на 67 очков.

Боттас после неудачной гонки потерял четвёртую позицию, пропустив Кими Райкконена и Фелипе Массу (у этих пилотов по 82 очка, Валттери же отстаёт от них на три балла).

Даниил Квят после очередного успеха поднялся на седьмую строчку. Россиянин теперь опережает Даниэля Риккардо — у Даниила 57 очков против 51 у австралийца. Позади двух гонщиков «Ред Булл» Ромен Грожан, Макс Ферстаппен и Серхио Перес.

В Кубке конструкторов «Мерседес» опережает «Феррари» уже на 184 очка. Третью и четвёртую строчки по-прежнему занимают «Уильямс» и «Ред Булл» — между ними 55 баллов. «Лотус» благодаря первому подиуму в сезоне опережает «Форс Индия» и выходит на пятую строчку в табели о рангах.

Следующий этап чемпионата — Гран-при Италии в Монце — пройдёт с 4 по 6 сентября.

Источник: https://www.championat.com/auto/article-3266485-ljuis-khjemilton-vyigral-gran-pri-belgii.html

Операция

Формула-1: в Арденнах сегодня дожди…

Гонщик команды Формулы-1 McLaren Льюис Хэмильтон выиграл Гран-при Бельгии, проходивший на знаменитой трассе в Спа (“Лента.ру” вела прямую трансляцию гонки). Благодаря этой победе Хэмильтон вернул себе лидерство в чемпионате мира. Однако его главный конкурент, Марк Уэббер из команды Red Bull, уступает ему всего три очка.

Все остальные претенденты на титул – Феттель, Баттон, Алонсо, – не смогли набрать очков и серьезно осложнили свою задачу. Чтобы продолжить борьбу, им теперь мало выступать хорошо – необходимо, чтобы Хэмильтон и Уэббер начали ошибаться. Однако ошибок в последнее время Марк и Льюис практически не допускают.

Силы природы

После каждого Гран-при Бельгии возникает ощущение, что современные трассы лишь снижают зрелищность Формулы-1. Да, автодромы, построенные Германом Тильке, красивы, живописны и техничны. Но они, с одной стороны, предъявляют слишком низкие требования к гонщикам, а с другой – оставляют им мало возможностей для борьбы.

И хотя за последние 20 лет немецкий архитектор, что называется, набил руку на многочисленных проектах гоночных треков, лучшая трасса чемпионата по-прежнему расположена в Бельгии и создана не Тильке, а природой. Ведь ее большая часть изначально была обычной дорогой, на которую однажды кто-то догадался вывести гоночные машины…

Самое известное место в Спа – это вираж Eau Rouge, который на протяжении многих десятилетий считается одним из самых впечатляющих во всей Формуле-1. Но на самом деле вся 7-километровая бельгийская трасса – великолепное сочетание длинных прямых, скоростных поворотов и медленных шпилек, наложенных на сложный рельеф арденнского предгорья.

Играет свою роль, конечно, и погода – дождь здесь идет настолько часто, что “сухие” гонки случаются реже, чем “мокрые”. К тому же осадки тут непродолжительны, и обычно погодные условия по ходу Гран-при постоянно меняются, что вносит в гонку элемент неожиданности. Причем, из-за значительных, по нынешним меркам, размеров трассы в одной ее части может идти дождь, а в другой – светить солнце.

Грэм Хилл на болиде Lotus проходит вираж Eau Rouge. Гран-при Бельгии 1965 года.

В нынешнем виде (с небольшими изменениями) бельгийская трасса принимает гонки Гран-при с 1983 года. Первым “королем” современного Спа стал Айртон Сенна, который побеждал здесь пять раз. Это достижение было перекрыто Михаэлем Шумахером, который одержал здесь семь побед, хотя одной, в 1994 году, и был лишен при очень спорных обстоятельствах.

В 2003 году для гонки настали трудные времена – из-за запрета на табачную рекламу в Бельгии она была исключена из календаря чемпионата. К счастью, в итоге бельгийский этап все же удалось сохранить, и он вернулся в Формулу-1 в 2004 году.

Тогда же появился и новый “король” Арденн – Кими Райкконен, который выиграл тут все гонки с той поры, за исключением 2008 года, когда он, лидировав почти всю дистанцию, вылетел с трассы за полкруга до финиша (перед этим его обогнал Хэмильтон, но с нарушением, за что был позже оштрафован). Победа в той гонке нежданно-негаданно досталась Фелипе Массе, уходившему на последний круг третьим.

Никто из пятерых нынешних претендентов на титул раньше в Спа не побеждал. Это означало, что кому-то из них придется открыть счет своим победам в Бельгии в этот уик-энд. Вероятность другого исхода даже в труднопредсказуемом Спа практически равнялась нулю.

В ожидании чудес

Конечно, наиболее оптимистичные поклонники Михаэля Шумахера ждали какого-то чуда и от немца, для которого Гран-при Бельгии, без сомнения – самый важный этап чемпионата мира.

Но сотворить чудо на нынешнем болиде Mercedes, да еще и получив штраф в виде потери 10 мест на старте после предыдущей гонки, с фантастической формулировкой “за создание потенциально опасной ситуации”, в действительности было малореально.

Совсем нереальной эта перспектива стала после квалификации, в которой Шумахер, хотя и смог обогнать напарника, занял лишь 11-е место.

Команда Mercedes в конце второго сегмента не слишком удачно выпустила своих гонщиков на трассу, и в результате они оба уперлись в медленного Буэми.

Асфальт в этот момент стремительно подсыхал после дождя, так что большинство пилотов серьезно улучшили свое время. Шумахеру для попадания в финал не хватило 0,053 секунды.

Шумахер традиционно силен в Спа, но из-за трафика в квалификации и штрафа в предыдущей гонки стартовал только 21-м.

К тому моменту из борьбы уже выбыли Виталий Петров и оба пилота Sauber. Все трое допустили ошибки уже в первой части квалификации и вылетели с трассы, повредив машины. Причем россиянин к тому моменту не успел проехать ни одного быстрого круга и должен был стартовать последним.

В итоге последнее место все же досталось одному из гонщиков Sauber – команда решила воспользоваться ситуацией и сменить двигатель Педро де ла Росе, таким образом “отбыв” заранее штраф за использование девятого мотора. В результате вместо десяти позиций он фактически потерял только две, зато получил в распоряжение еще один двигатель, который очень пригодится ему на последующих шести этапах.

Вопреки предсказаниям, машины с двигателями Renault оказались вполне конкурентоспособными и на бельгийской трассе. Поул-позишн достался Уэбберу на Red Bull, третье место – Роберту Кубице, выступающему за французскую команду.

Помимо де ла Росы и Шумахера, штрафы получили еще несколько гонщиков, что серьезно повлияло на стартовую расстановку. Так, за блокировку соперников по пять мест потеряли Тимо Глок и Себастьен Буэми.

Такое же наказание получил и Нико Росберг – за замену коробки передач.

В результате неожиданно высоко оказались дебютанты – гонщики HRT стартовали с 18 и 19 позиций, а пилоты Lotus и вовсе заняли невероятные для себя 13 и 15 места.

Лидеры, тем временем, разыграли между собой поул-позишн в финальной части квалификации. Из-за вновь начавшегося дождя первая попытка для большинства гонщиков оказалась лучшей, и результат Уэббера никто превзойти не смог.

Хэмильтону, правда, все же удалось на следующем круге показать хорошее время и завоевать второе место. А вот Феттель занял лишь четвертую позицию, проиграв еще и Роберту Кубице, чья машина Renault очень неплохо чувствовала себя в Арденнах.

Еще сильнее провалился Фернандо Алонсо, который в финальной попытке оказался последним – десятым.

Впрочем, стартовая позиция не так уж и важна в Бельгии. При удачном стечении обстоятельств победить, как и проиграть, тут можно с любой позиции. Вот и на этот раз Марк Уэббер провалил старт, откатившись на шестое место, а гонку возглавил Льюис Хэмильтон. Вторым стал Кубица, но уже на следующем круге он ошибся и пропустил вперед Дженсона Баттона.

Старт Уэббер провалил из-за неполадок со сцеплением. В итоге лидерство захватил Хэмильтон, а его главными преследователями стали Кубица и Баттон.

https://www.youtube.com/watch?v=pMjq2p1xcbo

Практически сразу после этого на трассе пошел дождь. Машины одна за другой вылетали за пределы трассы, но все это обходилось практически без последствий.

Не повезло лишь Алонсо, в которого на очень высокой скорости врезался Рубенс Баррикелло. Для бразильца его 300-й Гран-при на этом был окончен, а Алонсо отправился в боксы.

Заодно в Скудерии решили поставить на болид испанца покрышки для слабого дождя.

На трассе появился автомобиль безопасности, хотя, как позже выяснилось, особой надобности в нем не было. Машина Баррикелло была оперативно эвакуирована, и в боксы большинство гонщиков предпочло не ехать – дождь был не слишком сильным, а вскоре и вовсе кончился. Те пилоты, которые все же решились поставить промежуточную резину, вынуждены были вновь ехать в боксы за сликами.

Авторами самых впечатляющих прорывов к этому моменту стали Михаэль Шумахер и Виталий Петров. Михаэль сумел с 21-го места поднять на 14-е, а Виталий с 23-го добрался до 15-го.

На рестарте Петров прошел Шумахера и вплотную приблизился к Нику Росбергу. Спустя еще несколько кругов россиянин пошел в смелую атаку на Нико и сумел выйти вперед.

Воспользовался ситуацией и Шумахер, проскочивший мимо своего напарника, слегка задев колесным диском его антикрыло.

Стартовав лишь пятым, Дженсон Баттон уже во втором повороте был третьим, а спустя круг опередил Кубицу и вышел на второе место…

А тем временем в лидирующей группе Феттель опередил Кубицу, вышел на третье место и бросился в погоню за Баттоном. У Дженсона были небольшие повреждения на переднем антикрыле, не позволявшие ему ехать в полную силу. Команда планировала сменить крыло на пит-стопе, а пока Баттон постепенно отставал от Хэмильтона, сдерживая и остальных пилотов.

На 17 круге произошел инцидент, во многом определивший судьбу гонки, а может быть и чемпионата. Феттель пытался пойти в атаку на Баттона, резко сместился влево, однако не удержал машину и носом врезался в боковой понтон McLaren. Для Баттона на этом гонка закончилась – у его болида оказался пробит радиатор. Феттель же поехал в боксы для замены антикрыла…

…однако странный маневр Феттеля лишил Дженсона возможной победы.

После возвращения на трассу Себастьян оказался 12-м, однако получил штраф в виде проезда через пит-лейн за аварию с Баттоном. Отбыв его, он откатился еще дальше и, пытаясь отыграться, поехал очень агрессивно. На 25-м круге он опередил де ла Росу, вернувшись на 12-ю позицию. А спустя еще два круга не поделил трассу с Льюцци и со спущенным колесом медленно отправился в боксы…

Главным антигероем гонки в Спа стал Себастьян Феттель. Молодой немец, похоже, сильно нервничает из-за сложившейся в чемпионате ситуации. Уже в квалификации он потерпел неприятное поражение, пропустив вперед не только напарника, но также Хэмильтона и Кубицу. На старте он опередил провалившегося Уэббера, но зато сам уступил Баттону. Погоня за британцем окончилась странной аварией, когда на торможении Себастьян потерял контроль над машиной и врезался в борт соперника. Сам Феттель ссылался на некую кочку, хотя у аварии было что-то общее с пресловутым столкновением пилотов Red Bull в Турции. Впрочем, на этом Себастьян не успокоился и едва не оставил без антикрыла Льюцци, заодно проколов себе резину. А в конце гонки принялся экспериментировать с тактикой, хотя проигрывал уже слишком много. В итоге немец побывал на пит-лейн 5 раз и проиграл соперникам круг.

Источник: https://motor.ru/reports/spa.htm

Гонщики Ф1 разучились ездить в дождь. Так ли это?

Формула-1: в Арденнах сегодня дожди…

Дважды прерванный из-за погодных условий Гран При Бразилии вдохнул новую жизнь в спор борцов за безопасность и тех, кто жаждет зрелища.

Трибуны «Интерлагоса» встретили новость о второй остановке гонки оглушительным свистом, а неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда назвал это решение худшим из тех, что он видел в Формуле 1.

Мнения гонщиков разделились – одни поддержали осторожность Чарли Уайтинга, другие же недоумевали, почему им не позволили гоняться. 

Сейчас популярна точка зрения, что FIA излишне перестраховывается в вопросах безопасности, не давая пилотам соревноваться в дождевых условиях. Сторонники этого мнения апеллируют к гонкам прошлых лет, за редким исключением проводившимся в плохую погоду без проволочек. Критике подвергаются и пилоты, «разучившиеся» управлять автомобилем на мокрой трассе.

https://www.youtube.com/watch?v=uSeNMPikskI

Однако с тех времен Ф1 изменилась – современные машины плохо приспособлены для дождевых условий. Есть и другие факторы, осложняющие спортсменам жизнь. В чем причина сложностей при пилотировании в дождь, и станет ли гонщикам легче после грядущих изменений в техническом регламенте? 

Конструкция машин

Фернандо Алонсо, McLaren

XPB Images

Одной из главных причин является сама конструкция автомобилей. Клиренс современных машин Ф1 экстремально низкий, особенно в сравнении с моделями прошлых лет. 

«Пилотаж в дождь всегда будут затруднять некоторые ограничения, связанные с современными методами настройки техники, – заявил в прошлом году Себастьян Феттель.

– Например, сегодня дорожный просвет автомобилей гораздо меньше, чем в 80-х. Техника 1980-х с современных позиций – это чуть ли не раллийные автомобили, на которых можно было смело выезжать на гравий.

 Нынешние машины созданы для езды исключительно по гоночной трассе». 

Действительно, дорожный просвет современных машин настолько низкий, что при обилии воды на трассе автомобиль элементарно всплывает, особенно при движении на высокой скорости. Этому способствует плоская и широкая конструкция днища. 

Ситуация еще больше ухудшилась в сезоне-2009, перед которым FIA серьезно изменила технический регламент, упростив аэродинамику в угоду снижению расходов. Взамен вернулись слики, призванные повысить механическое сцепление с трассой. Однако поскольку в дождь слики использовать нельзя, а компенсировать потери в прижимной силе было нечем, машины резко сдали в управляемости на мокрой трассе.

Ярко иллюстрирует ситуацию первый дождевой Гран При того сезона в Малайзии, когда пелотон просто смыло тропическим ливнем, и гонку прервали красным флагом. Воды на трассе действительно было много, но нет сомнений, что аэродинамически более совершенные машины сезона-2008 выглядели бы в таких условиях увереннее.

Добавили сложностей и турбированные моторы V6, появившиеся в сезоне-2014. У новых двигателей сильно вырос крутящий момент, из-за чего стало труднее контролировать автомобиль в поворотах. В комбинации с нехваткой прижимной силы это также отрицательно сказывается на работе машины на мокрой трассе.

Сегодня в Формуле 1 нет специальных радикальных дождевых настроек или аэродинамического обвеса – команды просто настраивают машину на большую прижимную силу. Это обусловлено и режимом «закрытого парка» – если квалификация прошла посуху, то даже после объявления FIA о смене погодных условий список возможных корректировок строго регламентирован.

Обычно «под дождь» снижается угол атаки переднего антикрыла, а аэродинамический баланс смещается назад. цель – стабилизировать заднюю часть автомобиля, особенно на входе в повороты. Меняются настройки коробки передач и двигателя, чтобы сделать увеличение крутящего момента более плавным. Но в целом современные «дождевые настройки» не так сильно отличаются от конфигурации для сухой трассы. 

Дождевые шины

Дождевые шины Pirelli. 

XPB Images

Совершенно гладкие слики обеспечивают отличное механическое сцепление с трассой за счет большого пятна контакта, но абсолютно непригодны в дождь.

Отличие дождевых шин от покрышек для сухих условий – в ином химическом составе, а также в специальных канавках, которых лишены слики.

Кроме того, у дождевых шин немного иная конструкция – диаметр сликов составляет 660 мм, а у дождевых покрышек он на 10 мм больше, что немного повышает клиренс. 

Особый химический состав помогает улучшить сцепление с трассой, а за счет специально разработанного протектора дождевые шины удаляют большое количество воды из пятна контакта, позволяя колесам избежать эффекта аквапланирования – всплытия колес на водяном клине, приводящего к потере контроля над машиной. Промежуточные составы резины способны отвести около 25 литров воды в секунду, а дождевые, имеющие более глубокий протектор – 60-65 литров.

Высокая эффективность покрышек в плане отвода воды одновременно создает иные трудности. Отведенная вода поднимается в воздух в виде пелены мельчайших капель и серьезно ухудшает видимость. В таких условиях управлять машиной объективно трудно, и плохая видимость часто становится главным аргументом сторонников осторожного подхода.

При этом многим пилотам не нравится качество дождевой резины Pirelli – на днях на итальянских шинников набросились Ромен Грожан и Кими Райкконен, разбившие машины во время Гран При Бразилии.

И это не попытка оправдать неудачи – продукцию итальянцев для непогоды в последние годы регулярно критиковали и другие гонщики. После Гран При Великобритании Феттель заявил, что дождевые шины Pirelli хороши только для старта за сейфти-каром.

По мнению многих, нынешняя дождевая резина плохо справляется с обилием воды на трассе и не спасает от аквапланирования. 

Pirelli – удобная мишень для критики, но Пол Хембри может резонно переадресовать претензии руководителям команд, неохотно предоставляющим автомобили для необходимых тестов.

В прошлом боссы коллективов часто не могли договориться – опасались, что участие конкурентов в тестах шинного монополиста даст им преимущество.

В то же время Хембри не раз говорил о необходимости более интенсивной тестовой программы, особенно для дождевых составов. 

Кроме того, команды сами не уделяют должного внимания дождевым шинам. Как было сказано, их конструкция отличается от покрышек для сухой погоды. Дождевые составы иначе взаимодействуют с воздушным потоком, из-за чего баланс автомобиля может нарушиться, а уровень прижимной силы упасть.

 Естественно, инженеры в первую очередь проектируют машину под сухую трассу, а необходимым проверкам дождевых шин мешает либо отсутствие дождя на тестах, либо ограниченность в ресурсах – тратить время на продувку моделей на дождевых колесах ради двух-трех гонок попросту нерационально.

 

Дренаж на автодромах

Сузука, дренажная система

Джонатан Нобл

Еще одной проблемой являются не лучшие дренажные системы на многих автодромах. Причем это касается не только старых трасс – новые треки зачастую также страдают от этой проблемы.

В этом году после дождевой пятничной практики гонщики подвергли критике дренаж «Сочи Автодрома» – в некоторых поворотах скапливалась вода.

А в 2010 году первый Гран При Кореи начался с большим опозданием, так как ливневая канализация на новенькой трассе совершенно не справилась с обрушившимися осадками.

Хороший дренаж особенно важен для автодромов с профилированными поворотами или большим перепадом высот, вроде «Интерлагоса». На таких трассах вода может естественным образом стекать в низины и образовывать большие лужи, если ливневки не будут справляться с потоком.

Выход – в модернизации дренажных систем, использовании современных U-образных водоотводных каналов и полос пористого асфальта в наиболее опасных местах.

Как вариант, Формуле 1 стоит присмотреться к недавней британской разработке Topmix Permeable – сверхпористому асфальтобетону, впитывающему воду буквально на глазах (на это стоит взглянуть, честное слово).

Но пока что на дренаже предпочитают экономить.

Изменится ли что-то из-за нового регламента в 2017 году?

Кими Райкконен, Ferrari, испытывает шины Pirelli 2017 года

Ferrari Media Center

С одной стороны, за счет изменений в аэродинамике машины Ф1 должны прибавить в прижимной силе, особенно в задней части. Увеличится объем диффузора, в нижней части понтонов появятся эластичные «юбки», переднее антикрыло станет шире, а заднее изменит геометрию и сместится вниз.

По оценкам технического директора Force India Энди Грина, уже в начале сезона прижимная сила увеличится на 20-25% по сравнению с автомобилями сезона-2016. Это улучшит поведение машин в поворотах и упростит пилотирование в дождь.

Также изменятся шины – передние покрышки станут шире на 60 мм (с 245 до 305 мм), а задние прибавят 80 мм (с 325 до 405 мм). Посуху они обеспечат лучшее механическое сцепление, но в случае с пилотажем на мокрой трассе есть загвоздка.

За счет увеличившейся ширины дождевая резина сможет отводить еще больше воды, но при этом эффект может быть даже негативным – величина пятна контакта обратно пропорциональна давлению шин на дорожное полотно.

Иными словами, большее пятно контакта приведет к снижению давления колес на трассу, и, следовательно, к большему риску срыва в аквапланирование.

Протектор на дождевых шинах нужен в том числе и для того, чтобы увеличить давление на асфальт за счет уменьшения пятна контакта – так легче «пробить» водяную пленку и обрести сцепление с трассой.

С учетом роста скоростей в поворотах, резкая потеря сцепления из-за аквапланинга может быть еще более опасной, нежели сейчас. Так что многое будет зависеть от того, как решат эту проблемы в Pirelli и насколько качественные шины они подготовят к сезону-2017. 

Безопасность или зрелищность? 

Авария: Кими Райкконен, Ferrari SF16-H

XPB Images

Мы не раз видели, как Чарли Уайтинг откровенно передерживал гонщиков под красными флагами или машиной безопасности – после разрешения начать или возобновить гонку пилоты тут же бросались в боксы за промежуточной резиной. Возникает вопрос – зачем нужны дождевые шины, если FIA просто не позволяет гоняться в оптимальных для них условиях?

С другой стороны, современные машины объективно плохо адаптированы для пилотажа в дождь. При этом нынешняя дождевая резина Pirelli также вызывает вопросы у многих, а владельцы автодромов мало уделяют внимания подготовке трасс к капризам погоды. Так что сильно пинать Формулу 1 за чрезмерную безопасность тоже неправильно. 

Конечно, всем хочется видеть борьбу пилотов на пределе в самых жестких условиях. Но нынешняя Формула 1 к этому не готова – не стоит превращать спорт в гладиаторские бои и приносить ценность человеческой жизни в жертву зрелищу. Для трагедии не нужно множество аварий – достаточно всего одной.

Источник: https://ru.motorsport.com/f1/news/gonshchiki-f1-razuchilis-ezdit-v-dozhd-tak-li-eto-850939/850939/

Гран-При Бельгии 2011. Гонка. (28.08.2011)

Формула-1: в Арденнах сегодня дожди…

Перед началом уикенда в составе команды Лотус Рено (Лопеса-Бахара-Булье) произошла замена – вместо «не оправдавшего возложенных на него надежд» Ника Хайдфельда в кресло боевого пилота был посажен Бруно Сенна.

Это решение вызвало обширную полемику об истинных причинах увольнения Хайдфельда как в паддоке, так и далеко за его пределами.

Тем временем, Михаэль Шумахер готовился с размахом отметить свое 20-летие в Формуле 1, а Марк Уэббер – отпраздновать свой 35-й день рождения.

Погода в предгорьях Арденн оправдала надежды многих фанатов и заставила команды поломать голову над поиском нужных настроек. В пятницу и субботу дождь то шел, то прекращался, то начинался вновь. В результате пилоты практически не успели потренироваться посуху. Отсутствие «наката» аукнулось в квалификации.

Пилоты, пробившиеся в 3-й сегмент квалификации, первые два сегмента которой также сопровождались то начинающимся, то прекращающимся дождем, завершали сессию на сликах, высокий износ которых стал неприятным сюрпризом для многих.

Перед стартом многие (особенно Ред Булл) просили ФИА признать резину негодной, небезопасной и разрешить им сменить шины без каких бы то ни было санкций. Но Федерация была непреклонна.

В Формуле 1 мог разразиться самый громкий шинный скандал со времен приснопамятного ГП США 2005 года… В результате все рискнули стартовать на той резине, что была (но не рискнули стартовать на свежей, но с пит-лейн), даже Виталий Петров, допустивший в квалификации скоростной разворот в Бланшимоне, который не позволил ему подняться выше 10 места на стартовой решетке. В воскресенье погода наконец смилостивилась над участниками (и зрителями) – было сухо, хотя прогноз и допускал возможность небольшого дождя по ходу гонки. И некоторые пилоты и команды, судя по выбранной тактике явно надеялись именно на этот сценарий.

На старте лидеры несколько замешкались, особенно Уэббер полностью проваливший старт, зато блестяще стартовал Нико Росберг, вышедший в лидеры гонки! А дальше… «В первом повороте ребята из первой десятки устроили какой-то хаос…» – вспоминал после финиша Дженсон Баттон (стартовавший 13-м из-за ошибки команды, рано зазвавшей англичанина в боксы на подсыхающей трассе).

Блестяще квалифицировавшийся Бруно Сенна (7-й), как только погасли стартовые огни, ринулся в бой с шашкой наголо и в первом повороте тормозил в не менее блестяще квалифицировавшегося Хайме Альгерсуари (6-й), «срикошетившего» в Феррари Алонсо и вынужденного сойти со сломанной подвеской.

Любопытно, что год назад в аналогичном контакте с Алонсо Рубенс Баррикелло также сломал подвеску, в то время как Феррари не получила никаких повреждений! Что касается обидчика Хайме, то Бруно вынужден был отправиться на лишний пит-стоп для смены носового обтекателя, а затем получил от суровых судей штраф в виде проезда по пит-лейн, в результате чего Сенна выбыл из числа претендентов на очки. Столкновение Сенны и Альгерсуари в первом повороте спровоцировало цепную реакцию из мелких столкновений в глубине пелетона, в которых в общей сложности пострадало около десяти пилотов, но гонку продолжили все (кроме Хайме). Шумахер, стартовавший последним из-за отвалившегося колеса на прогревочном круге, на старте грамотно сориентировался в сутолоке первого поворота, обогнал еще нескольких соперников по ходу первого круга и выбрался на 14-е место. Поначалу даже показалось, что Мерседесы смогут бросить серьезный вызов лидерам в споре за победу, но темпа не хватало, и вскоре Росберга прошли и Феттель, и обе Феррари, и Хэмильтон. Причем, Масса ехал впереди Алонсо, но не долго – Алонсо вскоре атаковал и прошел напарника а дальше был тут как тут Льюис. Несколько поворотов подряд на спуске к «Пуйону» три болида прошли практически бок о бок! Для Хэмильтона, правда, гонка закончилась рано – оказавшись после пит-стопа позади Камуи Кобаяши, Льюис с легкостью прошел его на подъеме Кеммель, после чего, не удостоверившись в местонахождении Заубера, сместился обратно на оптимальную траекторию. А Камуи, после того, как Льюис его прошел, остался в «воздушном мешке» МакЛарена, маневра англичанина не ожидал, поддел болид соперника и отправил его в стену… Льюис был так шокирован случившимся, что несколько мгновений вообще не шевелился, в результате чего, невольно пронеслись мысли, уж не случилось ли с ним чего худого. Но, к счастью, все обошлось лишь разбитым МакЛареном. Происшествия с участием Льюиса Хэмильтона в этом году происходят с завидной регулярностью, вызывая острую критику действий чемпиона 2008 года в паддоке и прессе. В комнате судей Хэмильтон уже стал воистину завсегдатаем…

Гонка, тем временем, продолжалась, Шумахер и Баттон прорывались сквозь пелетон, благо трасса и условия на ней позволяли это сделать. Вообще Гран-При Бельгии этого года запомнился пребольшим количеством разнообразных обгонов. И обгоны были далеко не только на подъеме Кеммель, где было разрешено пользоваться системой ДРС, в результате чего атакующему эти обгоны давались с очевидной легкостью, но и на входе в «Автобусную остановку», «Риваже» и даже «Бланшимоне». Но больше всего запомнился конечно же необыкновенный по красоте и дерзости обгон Марком Уэббером в «Красной воде» Фернандо Алонсо. Фернандо выезжал после своего пит-стопа, а от шпильки «Ля Сурс» уже начинал разгон Уэббер. Не став откладывать атаку в долгий ящик, Марк ринулся обгонять Алонсо уже в «Красной воде» по внешней(!) траектории. После гонки Уэббер признал, что далеко не с каждым соперником (чуете, в чью сторону ветер дует?) решился б на такой обгон, чреватый серьезной аварией для обоих пилотов.

Феррари, начавшая гонку за здравие, заканчивала её за упокой. Традиционно нежаркая погода в Арденнах и нелюбовь F150° к более жестким составам Пирелли, заметно сбавили темп красных. Под конец гонки Алонсо прошел даже Баттон, героически прорывавшийся из глубин пелетона.

Но низкий темп Феррари по отношению к Ред Буллу и МакЛарену еще не означает, что он низкий – финишировавшая позади Алонсо пара Мерседесов отстала от него на полминуты…
К слову, о Мерседесах: Шумахер финишировал впереди Росберга! Использовав свой жесткий комплект шин в дебюте гонки, дальше Михаэль ехал исключительно на мягких шинах и догнал своего партнера по команде, лидировавшего несколько первых кругов! Нет сомнений в том, что Шумахер на «софте» с легкостью бы обогнал Росберга на «медиуме» и без помощи командного мостика, но в адрес Росберга послышался недвусмысленный намек беречь топливо… Из-за этого легкий осадок от великолепного 5-го места Шумахера на финише все же остался. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг Михаэля, скорее вызывает вопросы к боссам команды Мерседеса: зачем применять приказы из боксов? Михаэль и Нико – опытные гонщики и не стали б рисковать обоюдным сходом. Тем более спор шел не за победу, и даже не за подиум. Глупо осаживать своих пилотов в такой момент…

Россиянин Виталий Петров проводил уверенную гонку, и, хотя по скорости Рено не могла конкурировать с Мерседесом, мог претендовать на неплохие очки. Петров преследовал Адриана Сутиля в споре за 7-е место, когда начали барахлить передние тормоза, а на последнем круге в последнем повороте они отказали окончательно.

Виталику еще повезло не улететь в отбойник, но 8-ю позицию он в результате уступил Фелипе Массе, финишировав 9-м. Стоит также отметить 1-е очко в карьере венесуэльца Пастора Мальдонадо.

Уильямс проводит в этом году свой худший сезон в своей истории – пока лишь два 9-х места Рубенса Баррикелло, да одно 10-е Пастора Мальдонадо в этом сезоне – вот все достижения подопечных сэра Фрэнка Уильямса в этом году… Над командой уже витает призрак Брэбэма, Тирелла и первозданного Лотуса: если дела у команды не пойдут в гору в ближайшие пару лет, то мы, вероятно, простимся с этой легендарной, одной из самых успешных в свое время, командой… Будем верить в лучшее, а впереди нас ждет еще одна легендарная трасса – Монца, где Феррари и МакЛарен попытаются бросить вызов Ред Буллу.

Hevari

Система начисления очков

В личном зачете Чемпионата мира очки получают первые 10 финишировавших, и учитываются результаты всех гонок сезона. Очки распределяются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1.
В Кубке конструкторов в зачет идут все результаты всех гонщиков команды во всех гонках сезона.

Источник: http://formula-fan.ru/belgium_race_2011

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.