Дакар, атас! Идет КамАЗ!

Лидерство «КамАЗ-Мастер» и победы фаворитов: в Лиме стартовал ралли-марафон «Дакар»

Дакар, атас! Идет КамАЗ!

В столице Перу Лиме стартовал 41-й ралли-марафон «Дакар». Первый этап соревнований обошёлся без неожиданностей. В классе грузовиков лидирует прошлогодний триумфатор Эдуард Николаев.

Владимир Васильев пришёл четвёртым в гонках внедорожников. Сергей Карякин стал восьмым в соревнованиях мотовездеходов.

Российские мотоциклисты Анастасия Нифонтова и Дмитрий Агошков заняли 93-е и 94-е места соответственно.

Действующий лидер соревнований Эдуард Николаев начал защиту своего титула с победы на первом спецучастке ралли «Дакар».

Преимущество «КамАЗ-Мастер» над ближайшими преследователями не столь велико — оно составляет лишь 18 секунд, однако уже сейчас можно предположить, что основная борьба за главный трофей, как и в прошлом году, развернётся между российской командой и итальянской Iveco. Второе и третье места заняли её представители Тон ван Генугтен и Федерико Вильягра.

После завершения гонки Николаев признался, что остался доволен первым этапом, несмотря на то что экипажу пришлось привыкать к новой машине.

«Я стартовал первым и первым приехал, а это непросто — постоянно держать лидерство. Нужно было стараться не допустить ошибку и ехать быстро. Попробовали взять свой темп с самого начала, но по трассе были сложные места, не могли найти каменистые русла в песках. Организаторы молодцы, интересно сделали трассу», — отметил пилот в эфире телеканала «Россия 24».

Ещё три российских экипажа «КАМАЗ-Мастер», которые возглавляют Дмитрий Сотников, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев, заняли пятое, шестое и седьмое места соответственно.

В нынешнем году россияне не принимают участие в гонках квадроциклов, однако от этого соревнования не станут менее интересными. На первом этапе лучшее время показал один из фаворитов — аргентинец Николас Кавильяссо. Он на 3 минуты 55 секунд опередил своего соотечественника Джеремиасо Гонсалеса Фериоли. Третье место занял чех Томас Кубиена.

С серьёзной поломкой на 18-м км дистанции неожиданно столкнулся ещё один фаворит «Дакара-2019» — француз Аксель Дютри. В итоге его отставание от лидера составило более четырёх часов.

Также по теме

«За рулём ты будто художник»: пилоты «КамАЗ-мастер» о триумфе на «Дакаре» и праздновании Нового года в пустыне

Президент России Владимир Путин внимательно следит за ралли-рейдом «Дакар» и поддерживает российских пилотов. Об этом в интервью RT…

Внедорожники

В классе внедорожников также обошлось без сюрпризов. Катарский пилот «Тойоты» Нассер Аль-Аттия преодолел дистанцию за 1 час 1 минуту. Две минуты отделяют от него представителей MINI — прошлогоднего победителя испанца Карлоса Сайнса — старшего и поляка Якуба Пшигонски.

Удачно начал своё выступление на «Дакаре» и российский экипаж «Тойоты» под управлением Владимира Васильева. Он показал четвёртое время с отставанием в 2 минуты 18 секунд. По словам пилота, команда уверенно прошла всю дистанцию, не столкнувшись на своём пути с серьёзными проблемами.

«Этап можно назвать прологом, но это был хороший спецучасток — дюны, речка, и снова небольшие дюны. Сегодняшний песок был ближе к марроканскому. Примерно на на 10-м км догнали Терранову, обошли его ходом. Потом видели, как стоял Прокоп. У нас всё было в порядке. Доехали, и хорошо», — приводит слова Васильева «Чемпионат».

Россиянин Денис Кротов, также выступающий на MINI, стал лишь 28-м, уступив Аль-Аттии 12 минут 12 секунд.

Мотоциклы

Испанец Хоан Барреда Борт, выступающий на «Хонде», стал победителем первого этапа в зачёте мотоциклов. Его ближайший преследователь — чилиец Пабло Кинтанилья — занял вторую строчку с отставанием в 1 минуту 34 секунды. Третьим стал американец Рикки Брабек.

Не самым удачным стал спецучасток для россиян. Анастасия Нифонтова финишировала лишь 93-й, а дебютант «Дакара» Дмитрий Агошков — 94-м. После завершения гонки спортсменка призналась, что чувствовала себя неуверенно из-за большого количества дюн на первых километрах дистанции.

«Один раз провалилась после гребня, когда увидела перед собой острую воронку, но, кроме трещины на боковом пластике, это ничем меня не расстроило. За десять километров до финиша умудрилась немного заплутать, но, быстро обнаружив ошибку, собралась с мыслями и нашла правильный путь», — написала Нифонтова в социальных сетях.

В классе мотовездеходов лидерство захватили сразу три гонщика «Кан-Ам». Первое место занял прошлогодний победитель — бразилец Рейнальдо Варела, на полторы минуты опередивший чилийца Франсиско Лопеса Контардо. Тройку замкнул испанец Жерар Фаррес Гуэль.

Россиянин Сергей Карякин после первого этапа идёт восьмым. Его отставание от Варелы составляет чуть более пяти минут, однако плотность лидирующей группы позволяет рассчитывать, что уже в ближайшие дни ситуация может кардинально измениться.

«Мы вкатывались в свой ритм, смотрели, как работает машина, старались ехать аккуратно. Завтра уже будет полноценный этап — свыше 300 км, после которого уже можно будет начинать о чём-то говорить.

Соперники выступили понятно для меня. Они все гонят и упираются по максимуму с первых километров. Восьмое место — не показатель. Я буду вкатываться, где-то ехать быстрее, но не рисковать.

В марафонах главное — стабильность», — написал Карякин на своей странице в .

Экипаж Александра Дороссинского показал 22-е время, уступив лидеру 16 минут.

Источник: https://russian.rt.com/sport/article/590396-ralli-dakar-pervyi-den

«Проблемы были и у «Ивеко», и у Эдика Николаева! Но КАМАЗ… до финиша… доехал!»

Дакар, атас! Идет КамАЗ!

Накануне в аэропорту «Бегишево» Набережные Челны в лице собственно челнинцев во главе с мэром Наилем Магдеевым и гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным (который в настоящий момент, отметим, еще и сопредседатель предвыборного штаба Владимира Путина) встречал своих героев — пилотов команды «КАМАЗ-Мастер», победившей — в очередной раз — в ралли «Дакар» (проходящем с 2009 года в Южной Америке). Занявшей соответственно первое и третье место в гонке грузовиков. На встрече был и корреспондент «Реального времени».

Аэропорт в этот вечер преобразился: как заметил один из пассажиров, отбывающий из города, «до 90% посетителей аэропорта — никуда не летят, а встречают пилотов».

Для торжественной встречи отвели половину здания, поставили сцену, запустили команду поддержки — мальчиков в синих костюмах и курточках («Молодежь КАМАЗа») и девушек в чрезвычайно коротких красных платьях, которые предлагали всем присутствующим, в том числе недоумевающим гостям, только прилетевшим в автоград, воздушные белые и синие шарики «в честь победы нашей команды!» (один из шариков предложили и нам, мы приткнули его к своему портфель, но, увы, в суматохе потеряли). Гости аэропорта делали селфи, групповые фото, обнимались, обменивались шариками. Не хватало только шампанского и мэра для полного ощущения дежавю: повтора празднования Нового года у елки рядом с мэрией. Что подтверждало известный факт — для города пилоты действительно не выдуманные, не назначенные кем-то сверху, не спущенные по указке, а родные, свои герои.

Служба безопасности аэропорта (в черно-желтых курточках с надписью Begishevo) — единственные, кто с приближением времени прилета команды «КАМАЗ-Мастер» из Москвы в Челны все больше нервничал, по-настоящему страдал, да и, чего уж там, был в ужасе.

Сотни людей перемещались туда-сюда — в аэропорт, из аэропорта. Один из службистов, не выдержав, взмолился, попросив собравшихся у ленточки рядом со сценой отступить немножко от входа, где проверяли сумки и самих входивших детекторами.

Пока на табло аэропорта медленно сменялись цифры (прилет обещали в 16.50), на «арену», пробравшись под ленточкой к самой сцене, выкатились дети. Сначала один кудряш пинал белый воздушный шарик, затем второй, совсем еще младенец, учился ходить (и падать).

Этот малыш — наряду с руководителем пресс-службы КАМАЗа Олегом Афанасьевым, первым сошедшем с трапа самолета и вошедшим в аэропорт («О, Афанасьев! Значит, жди команду», — пробормотала одна женщина-знаток) — были предвестниками, первыми ласточками.

За ними на сцену высыпали и члены команды «КАМАЗ-Мастер». Сергей Когогин, на мгновение прервав официальную часть, вырвался вперед к малышу и, взяв его на руки (чтобы не затоптали!), передал взволнованной мамаше.

«До 90% посетителей аэропорта — никуда не летят, а встречают пилотов»

«Синяя армада» на сцене

На сцену поместились не все. «Синяя армада» (как кличут болельщики свою команду за цвет курток и непобедимость) разделилась: пилоты выстроились рядом с Магдеевым и Когогиным, остальные у сцены. Главными виновниками торжества стали две команды.

«Золотой экипаж» под номером 500, победивший в ралли (занявший в тяжелой борьбе первое мест) — пилот Эдуард Николаев (к слову, это уже третья победа на ралли экипажа Николаева), штурман Евгений Яковлев и механик Владимир Рыбаков.

И «бронзовый экипаж», №507 — пилот Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев, механик Дмитрий Свистунов. Вместе с ними экипаж №502 — пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильнур Мустафин, экипаж №515 — пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Романов.

Экипаж Николаева держал в руках по огромному «Золотому бедуину», экипаж Мардеева — по небольшому «золотому бедуинчику».

«Мо-лод-цы! Мо-лод-цы! Мо-лод-цы!» — скандировал аэропорт.

Когда толпа немного успокоилась, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, раздуваясь от гордости, заявил собравшимся, что «сегодня в нашей стороне, в нашей республике, в нашем любимом городе большой национальный праздник — наша «Синяя Армада», наши дорогие настоящие челнинцы, мужчины привезли долгожданную победу!» (чем привел аэропорт в еще больше исступление).

— Не случайно здесь «Синяя армада», потому что синий цвет — это один из цветов нашего национального флага РФ. И наша команда под руководством Владимира Чагина с достоинством и честью несла имя нашей родины, авторитет нашей страны.

Хочу поблагодарить от всех челнинцев команду — вы настоящие герои, мы вас любим, мы вами гордимся, мы за вас очень переживали. И, слава Всевышнему, вы живы, здоровы, вернулись в родные пенаты. С победой! Ура! — дрожа от счастья и чуть не захлебываясь от восторга рявкнул в микрофон Магдеев.

В ответ по аэропорту прокатилось ответное «Ура!» (охрана аэропорта в очередной раз вздрогнула).

Наиль Магдеев был на седьмом небе от счастья

«КАМАЗ опять первый! С победой, КАМАЗ!!!»

И если Магдеев был на седьмом небе от счастья, то Сергей Когогин, мягко говоря, на семнадцатом! Речи он не готовил, читал не по бумажке, отчего обычно сдержанно-официальный топ-менеджер расцвел, как молодожен:

— Я первый раз встречал команду в Москве, теперь здесь, в Челнах… Конечно, мы все ждали победу, которую они привезли.

Но я точно знаю, ребята, вас здесь, в Челнах, ждали так, как никогда и нигде ждать не будут! Вы приехали домой и здесь каждый человек неравнодушен и к спорту и к вам, практически ни одного «варяга» в команде, только жители Челнов в нашей команде! Они здесь выросли, в нашей компании, и мы понимаем, что они бьются за всех за нас с мировыми грандами, побеждая и себя, и трассу, и соперников. Они лучшие в мире, мы их любим, — не скрывая эмоций сказал совсем уже растроганный глава автогиганта.

Председатель профсоюза КАМАЗа Александр Васильев даже говорил с трудом, так захлестывали его чувства. Он сначала заметил, что камазовцы ждали победы как никогда, потому что год для команды «КАМАЗ-Мастер» был юбилейным (30 лет со дня основания), но потом, отбросив официоз, по-отечески поделился тем, как ему звонили заводчане, переживая за родную команду:

— Мы вас ждали, переживали, все заводы мне звонили, говорили: как только ребята немного отдохнут, организуйте, пожалуйста, встречу с нашей любимой командой «КАМАЗ-Мастер».

Обязательно организуем! И они нам все расскажут… — пытался договорить Васильев, но не выдержал и только эмоционально закричал (перекричав и рев аэропорта, и шум взлетающих самолетов) — КАМАЗ опять первый! С победой, КАМАЗ!!!

«Кто-то должен был сломаться первым!»

Но это было ничто в сравнении с эмоциями руководителя команды «КАМАЗ-Мастер» Владимира Чагина, речь которого неслась бурным потоком, в котором смешались и воспоминания о тяжелых южноамериканских буднях, которые угрожали команде поражением, и радость от все-таки настоящей победы, вырванной в последний момент у соперников. Чагин, без преувеличения, был еще «там», в Южной Америке, переживая часы, минуты, секунды со своими питомцами. Он даже сам немного удивлялся, что находится уже дома, во всяком случае, в аэропорту «Бегишево»:

— Мы еще в Америке! Тела наши только здесь, а головой мы еще там, — пробормотал он скорее для себя, но взял себя в руки. — Команде в этом году 30 лет, у нас юбилей, всем нам уж очень хотелось победить. Две недели мы были в жутком напряжении. Такой «Дакар» был на этот раз, который не отпускал ни на минуту. Как началось с первого дня, так до финиша и продолжалось.

Хотели, чтобы таблица результатов была такой, чтобы мы не искали знакомых фамилий и буквы «КАМАЗ» где-то в ее серединке. Каждый день приносил что-то новое. «Дакар» юбилейный [знаменитой гонке в этом году исполнилось 40 лет] был необычным, и трасса была не такая, как всегда. Поломок было много, у всех в гонке, ни один экипаж, ни одного участника поломки не обошли стороной.

Профессиональные, титулованные, известные пилоты в гонке были — но столько было аварий, переворотов, таблица менялась каждый день. 19 января — кульминация не только этого «Дакара», но последних 20—30 лет. Две недели гонки, много тысяч километров, и всего одна секунда разделяла лидеров, ведущих борьбу за первое место.

И темп, который задали экипаж Николаева и экипаж Вильягры (команда компании «Ивеко»), не мог выдержать ни один грузовик. Не существует такого грузовика на планете! Кто-то должен был сломаться первым! Невозможно было всем стартовать и финишировать. Бешеный был ритм, бешеный был темп.

Проблемы были и у «Ивеко», и у Эдика Николаева тоже! Но КАМАЗ… до финиша… доехал! — волнуясь, задыхаясь, сбиваясь, чуть не плача говорил Чагин, и не выдержал, сорвавшись и не договорив. — Мы с вами победи…!

Но снова взял себя в руки, добавил: «Победа — наша общая заслуга. Давайте этому радоваться! Ура!!!» Под ответное «Ура», раскатистым эхом прокатившимся по аэропорту, команда спустилась со сцены, к болельщикам, гостям, родным, камазовцам, группе поддержке и, под песню группы Queen «We Are the Champions» сделала групповое фото.

СпортПромышленностьМашиностроениеВластьОбщество

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/87651-vstrecha-pilotov-komandy-kamaz-master---pobediteley-dakara

«КАМАЗ-мастер»: 10 фактов о знаменитой гоночной команде

Дакар, атас! Идет КамАЗ!

В 1990 году советские газеты провожали команду на ее первый «Дакар» заголовками «КамАЗы промчатся по пустыне». Они не промчались.

Сошли с дистанции практически сразу после старта: на первом грузовике заклинило двигатель, на втором сломался коленвал, на третьем лопнул маховик.

Последнюю машину нечем было вытаскивать из песков Сахары, ее пришлось оставлять. «Мы вернемся за тобой», — сказали гонщики.

Они действительно вернулись, но только летом, достав необходимые детали и уговорив посольство СССР в Мавритании поспособствовать спасательной операции.

Видавший виды джип с местными военными, надсадно ревя и буксуя, прорывался сквозь пустыню так тяжело и долго, что запасы воды стали подходить к концу, но камазовцы отказывались возвращаться без грузовика.

На одном из привалов при +50°С они услышали, как мавританцы по-французски обсуждают, не проще ли пристрелить русских и уехать.

Убийство действительно произошло, но раньше. Когда поисковики добрались до раненого КамАЗа, их встретил распотрошенный остов боевой машины: что не уничтожила гонка, истребили мародеры. Без колес, без проводки, без стекол — его было уже невозможно спасти. Экипаж работал молча и четко, провожая своего близкого в последний путь: нацедили бензина из бака, облили им КамАЗ и подожгли.

Остов того грузовика и сегодня можно встретить в Сахаре — машина-призрак, занесенная песком, напоминает о том, что пустыня не бережет никого. Кстати, тогда «КАМАЗу» настоятельно советовали завязывать с гонками: «Вы что, думаете, что когда-нибудь сможете соперничать с зарубежными машинами? Вы только позорите нашу автомобильную промышленность», — таким было мнение властей.

  • 03:30 — во столько поднимаются каждый день участники гонки
  • 70 человек погибли за всю историю проведения ралли-марафона «Дакар»

2. Гонки по минному полю

В 1991 году гонка шла по спорной территории между Марокко и Мавританией, в обычное время представляющей собой минное поле. Для «Дакара» в нем сделали коридор — метров сто в ширину и километров сто в длину.

Вот там-то и встал один из КамАЗов.

Починить его на месте было невозможно, и оставалось только два варианта: ждать помощи от своих или бросить грузовик, воспользовавшись услугами «подметальщика» — машины, замыкающей гоночный караван и подбирающей тех, кто нуждается в помощи.

Помня, что бывает с брошенными КамАЗами, экипаж из пилота Виктора Московских, штурмана Сергея Гири и на тот момент еще механика Владимира Чагина от «подметальщика» отказался и остался ждать своих. Ни телефонов, ни других средств связи тогда не было. Координаты передали в записках, которых для верности отправили целых три штуки с тремя разными проезжавшими мимо гоночными машинами.

Получив записку, камазовцы вшестером поехали на выручку, но проблемы начались сразу. Дело в том, что пострадавший экипаж остался на марокканской территории, притом что остальной караван уже доехал до Мавритании, а визы однократные. К границе подъехали в ночи.

Вдруг из темноты появляется человек: на голое тело надета шинель, на ногах шлепанцы, в руках ружье. Он забрал документы и ушел в ночь. Час проходит, два — не возвращается.

Гонщики понимают, что отдали паспорта неизвестно кому (мало ли, кто в этом богом забытом месте мог с ружьем подойти).

Вспоминает на тот момент руководитель команды Семен Якубов: «Ребята, — говорю, — закройте машину и никуда не выходите. Если долго не буду возвращаться, работайте по обстановке».

Я прошел метров пятьдесят, когда человек с ружьем снова выплыл из тьмы и объявил, что разрешение на проезд мы можем получить только в ближайшем городе, до которого 700 километров. А сам глаз с моих часов не сводит. «Cadeau», — говорю (франц. «подарок»).

Таможня тут же дала добро, только предупредила, чтобы мы с дороги не съезжали — все заминировано».

Этот запрет практически тут же был нарушен — пробили шину, и пилот Владимир Бурыкин по привычке зарулил на обочину. Обратно на дорогу выезжали аккуратно, по своим же следам.

К утру спасатели добрались до марокканской границы, где как раз дежурил пограничник, с которым они познакомились несколько дней назад. «Я сейчас все решу», — сказал он и ушел. Прошло несколько часов, и пришлось, как и на мавританской стороне, идти на поиски.

Оказалось, этот приятель просто сменился и ушел домой. К камазовцам по очереди выходили командиры, один другого выше, но проблема не решалась.

На сторону россиян встали французские гонщики, оказавшиеся там же: «Мы не тронемся с места, пока не пропустите русских, — объявили они, — и соберем всех, кого только можно, чтобы обозначить происходящее как международный скандал».

Ночью камазовскую экспедицию отправили в соседний город к коменданту, которого пришлось будить для экстренного решения вопроса.

Ему был отдан весь запас сувениров, но тот все равно колебался, твердя про минные поля.

Только когда гонщики, потрясая GPS и легендой (книгой, где детально описан маршрут ралли), сказали, что знают точную дорогу, их пропустили, оставив, впрочем, в машине для порядка сопровождающего по имени Рашид.

Этот Рашид не спал двое суток, и у него буквально закрывались глаза, но, когда грузовик выехал на заминированную территорию, сон у него пропал. Хуже было другое — пропали и все опознавательные знаки, обозначавшие безопасный коридор: следы замело, камешки разметало. То есть машина ехала по нехоженой пустыне, которая усеяна минами.

Поняв, что они заблудились, Рашид начал кричать «Minen-minen!», а в кабине всем и так страшно — с водителя пот просто ручьями льет. Чтобы утихомирить сопровождающего, достали припрятанную бутылку водки и дали ему полный стакан, после чего Рашид уснул и больше не беспокоил.

Чего нельзя сказать о минах, о которых недвусмысленно напоминали встречавшиеся по пути взорванные автомобили, обгоревшая военная техника, блиндажи со следами перестрелок.

50 километров преодолели за пять часов, еще дважды повторив ритуал усыпления Рашида, и только на рассвете выехали к пострадавшей машине. Ребята провели там уже трое суток. Помощь прибыла вовремя.

У них кончилась вода и пища, и в то утро они собирались, сняв с машины аккумулятор и подключив к нему GPS, пытаться выбраться пешком. Кстати, предыдущий день был днем рождения Владимира Чагина, вот так он его встретил — ожидая помощи в пустыне, среди мин.

Вывозили машину по собственным следам, точно повторяя все свои плутания, — лучше так, чем по минам.

3. Почему именно «мастер»?

Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»

14 апреля 1993 года существование КамАЗа оказалось под вопросом — сгорел завод двигателей.

О масштабах бедствия свидетельствуют размеры уничтоженной пламенем постройки — 1,1 км в длину и 363 метра в ширину.

В огне погибли и проходившие там доработку моторы спортивных грузовиков, но было куда проще найти новые двигатели, чем деньги на дальнейшее содержание спортивной команды.

Тогдашний директор завода Николай Бех так и сказал гонщикам: «Я помогать вам больше не могу, нам сейчас не до гонок». В итоге на несколько лет спонсором команды стала компания «Мастер», которая производила двери.

Она обеспечила гонщикам спокойную жизнь в тот период, пока завод приходил в себя после аварии. За эту помощь команда решила оставить слово «Мастер» в названии навсегда.

Сегодня «КАМАЗ-мастер» снова полностью заводская команда, и уже новый генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на протяжении последних 15 лет провожает экипажи из Набережных Челнов на «Дакар».

  • 55°С — температура в кабине грузовика. Кондиционера нет, он отнимает мощность и прибавляет вес
  • 1 глоток воды на несколько десятков километров делают гонщики

4. Все свои

Уникальность «КАМАЗ-мастера» в том, что, даже став величиной мирового уровня, команда остается заводской и черпает кадры из своих же воспитанников. Если сравнивать с «Формулой-1», это все равно как если бы за рулем болидов гонялись люди с завода Ferrari.

Тот же Владимир Чагин — сегодняшний руководитель команды «КАМАЗ-мастер» — мастер: в 1988 году пришел на завод в Набережных Челнах механиком (ему тогда было 18 лет), увлекся автоспортом и, отработав несколько лет механиком в заводской гоночной команде, пересел в кресло пилота.

Покинул это кресло Владимир только в 2011 году — в ранге самого титулованного гонщика мира спортивных грузовиков. 7-кратный победитель «Дакара» по прозвищу Царь Пустыни, Чагин стоит в одном ряду с такими легендами автоспорта, как Михаэль Шумахер, Себастьен Лёб и Валентино Росси.

5. Мощные 90-е

Пик мощности грузовиков на «Дакаре» пришелся на середину 90-х. «КАМАЗ-мастер» тогда готовил для участия в гонке 12-цилиндрового 1050-сильного среднемоторного монстра. На тестах он рвал всех.

Проблема в том, что рвал он и свои собственные детали — коробки передач и редукторы.

Впрочем, это был не самый диковинный грузовик мира, «Татра» выставляла на «Дакар» машины с двумя моторами — по одному на переднюю и заднюю ось.

Увы, один из подобных грузовых прототипов попал в страшную аварию, в которой погиб штурман, после чего дакаровские грузовики серьезно ограничили в мощности и ввели правило, запрещавшее переносить двигатель с привычного места под кабиной.

6. Самая страшная авария

По правилам гонки более быстрые машины надо пропускать, но на «Дакаре» 1997 года перед КамАЗом Чагина, Якубова и Савостина попались новички на джипе, которые отказывались уступать дорогу, вынуждая грузовик ехать в облаке поднятой ими непроглядной пыли.

В итоге сидевший за рулем Владимир Чагин поздно увидел поворот, и 10-тонный грузовик на скорости 120 км/ч влетел в трехметровую груду камней, сработавшую как трамплин — прежде чем замереть, машина четыре раза перевернулась, причем не через бок, а через кабину, превратившуюся в комок рваного жеваного металла.

Чагина и механика Сергея Савостина медицинским вертолетом эвакуировали в больницу, а Якубов со сломанной рукой (он ее сломал накануне и так и ехал с переломом) в полубессознательном состоянии остался сторожить машину в ожидании спешащих ему на смену камазовцев. Бедуинов, готовых в любой момент раздеть грузовик, он задабривал подарками — сухпайками и всякой мелочевкой, найденной в машине.

7. Экстрим для народа

В 2003 году боевой дакаровский КамАЗ стал доступен для всех. Точнее, для всех, у кого есть 300 000 евро, — отныне на гонку допускались только серийные машины, и, чтобы соблюсти это правило, в Набережных Челнах выпустили модель КамАЗ-4911 Extreme.

Представленный на выставке в Абу-Даби 830-сильный монстр, способный преодолеть 60-градусные спуски и подъемы, тут же нашел нескольких покупателей среди шейхов. «Мы продаем примерно по одной машине в год, — говорит Владимир Чагин.

 — Только сегодня это уже не модель 4911, а КамАЗ-4326.

  • 332 транспортных средства выйдут на старт «Дакара-2018», в том числе 42 спортивных грузовика
  • 54 страны мира будут представлены в гонке

8. Кровавый спорт

На «Дакаре» 2004 года вся спина пилота Фирдауса Кабирова была стерта в кровь, и он попросил врачей на гонке обработать рану, но, когда он снял комбинезон, у них чуть глаза на лоб не полезли: натер спину пилоту жесткий корсет, в котором он ехал гонку из-за сдвига поясничных позвонков, вызвавших блокировку спинных мышц.

С такими травмами ходить-то не рекомендуется, не то что трястись две недели на ралли-марафоне.

Но экипаж Кабирова — Беляева — Камалова, несмотря на все травмы, финишировал на той гонке вторым, всего 53 минуты и 38 секунд уступив первому месту, которое заняли Чагин — Якубов — Савостин, у последнего из которых на том «Дакаре» были травмированы почка и ребра.

Неудивительно, что за годы соревнований в спортивном центре «КАМАЗ-мастер» пришлось научиться чинить не только машины, но и людей. Ралли-рейды — это часы, дни и недели жуткой тряски и мощных ударов, после которых ремонта требует и опорно-двигательный аппарат членов экипажа.

Переломы костей, проблемы с позвоночником, мышцами и сухожилиями стали настолько рутинной частью жизни команды, что на ее базе работает уникальный медицинский центр по возвращению спортсменов к тяжелым физическим нагрузкам.

Там же гонщики проходят подготовку перед изнурительными рейдами, чтобы минимизировать число возможных проблем.

9. Нашли место и время

Из-за войн и террористов с 2009 года «Дакар» проводится не в Африке, а в Южной Америке. Ралли-марафон не раз попадал в опасные ситуации: так, в 1991 году грузовик, ехавший следом за экипажем Чагина, был расстрелян. Его французский экипаж погиб. Кстати, это была первая гонка Владимира в качестве пилота.

На стартовавший 6 января 2018 года уже 10-й южноамериканский «Дакар» команда «КАМАЗ-мастер» приехала в ранге 14-кратного победителя. В этот раз гонка пройдет по территории трех стран: Перу, Боливии и Аргентины.

Боевые друзья

На первый «Дакар» КамАЗы приехали на практически серийных грузовиках с редкой для гонок колесной формулой 6×6. Перед тобой эволюция.

Колесная формула: 6×6
Снаряженная масса: 10 500 кг
Мощность: 305 л. с.
Двигатель: КамАЗ-7403, V8, дизельный, с турбонаддувом

Колесная формула: 4×4
Снаряженная масса: 9800 кг
Мощность: 750 л. с.
Двигатель: ЯМЗ-7Э846, V8, дизельный, с турбонаддувом

Колесная формула: 4×4
Снаряженная масса: 12 000 кг
Мощность: 1050 л. с.
Двигатель: ЯМЗ-7Э847, V8, дизельный, с турбонаддувом

Колесная формула: 4х4
Снаряженная масса: 10 000 кг
Мощность: 830 л. с.
Двигатель: ЯМЗ-7Э846.10, V8, дизельный, с турбонаддувом

Колесная формула: 4х4
Снаряженная масса: 10 300 кг
Мощность: 850 л. с.
Двигатель: ЯМЗ-7Э846.10, V8, дизельный, с турбонаддувом

Колесная формула: 4х4
Снаряженная масса: 10 500 кг
Мощность: 850 л. с.
Двигатель: ЯМЗ-7Э846.1007, V8, дизельный, с турбонаддувом

Колесная формула: 4х4
Снаряженная масса: 10 200 кг
Мощность: 980 л. с.
Двигатель: LIEBHERR D9508, V8, дизельный, с турбонаддувом

Источник: https://mhealth.ru/technics/garage/kamaznyj_fond/

Капотник КАМАЗ на «Дакар» не поедет

Дакар, атас! Идет КамАЗ!

Еще в сентябре тим-менеджеры «КАМАЗ-мастера» уклонялись от прямого ответа про капотник. Судя по всему, ехать на нем хотелось, но…

Медленно запрягаем, но быстро едем

В конце лета новость о «капотнике русских» прокомментировали на родине Алеша Лопрайса: дескать, ну наконец-то, «КАМАЗ-мастер» представил гоночную машину, которая соответствует все более популярному решению компоновки двигателя, способствует лучшему распределению веса между осями. Соперники, присмотревшись, тут же подметили: КАМАЗ с капотом смахивает на Mercedes-Benz Unimog восьмидесятых, а заодно и на недостроенный украинский проект двухосного КРАЗа, и на Iveco образца 2011 года.

Не без сарказма было отмечено и то, что «капотник русских» появился только после того как «Алеш Лопрайс и Жерард Де Рой продемонстрировали все преимущества капотника». Они, конечно, продемонстрировали, но так и не добравшись до подиума.

Фабьену Кальве, руководителю грузового зачета «Дакара», принадлежит фраза: «Грузовая категория Дакара — как две планеты. Одна — „КАМАЗ-мастер“, другая — все остальные грузовые команды».

Впрочем, повод для иронии, конечно, есть.

Под капотом «русского капотника» — чешский двигатель, взятый в аренду, рама и трансмиссия те же, что и были, да и подвеску радикальные изменения не затронули, разве что амортизаторы и рессоры поменяли. Идет работа над шасси.

Все остальное пока отнесено к разряду задачи «второго дня».

Не стану ссылаться на мифические инсайдерские источники, просто предположу, что с команды прототип требовали (капотную компоновку используют Skania, Таtra, Iveco — соперники «КАМАЗ-мастера»), в сентябре даже промелькнула информация о том, что на «Дакаре» он будет. Но теперь, когда заявка на «Дакар» уже подана, совершенно понятно, что «русский капотник» останется в Набережных Челнах.

Эксперименты на «Дакаре»

История появления на «Дакаре» едва ли не каждого аналога и протипа — особая строка в ралли-марафоне. Пусть это будет история «от первого лица».

Итак, двукратный победитель «Дакара» Жорж Груан (George Groine). Для друзей — мсье Жу-Жу. Цитирую наш с ним разговор, точнее — фрагменты.

«На свой третий „Дакар“ я поехал в качестве пилота боевого грузовика Mercedes. Они подготовили два Unimog’a —один для меня, второй для ассистанса. Я выиграл и в течение четырех лет был официальным пилотом Mercedes. Тогда уже в числе соперников был Ян Де Рой и Карел Лопрайс, сыновья которых соперничают сегодня с командой „КАМАЗ-мастер“.

В 1983 году появился полноприводный десятитонник Mercedes 1936 AK.

Этому предшествовало немало испытаний, в том числе мы улучшили и шины Michelin, которые были рассчитаны на тяжелые грузы, но никак не на высокие скорости.

На максимальной скорости в 185 км/ч они разогревались так, что от них летели куски. К чести Michelin, они сумели сделать шины специального назначения для «Дакара» и «Ле-Мана».

Вообще это было то переломное время, когда Дакар из приключения стал превращаться в гонку.

Как только стало известно, что голландцы готовятся выставить в Африке прототип DAF Turbo Twin II, я попросил аналогичную модель (Ян Де Рой появился на грузовике с двумя моторами и… двумя кабинами, это выглядело странновато, никто даже поначалу не мог понять, в какую сторону он сейчас поедет).

Я знал, что у Mercedes есть нечто подобное с двумя двигателями и бешеными параметрами. Они попросили время на размышление, а потом сказали «Нет». Все упиралось в соответствующую трансмиссию, подвеску, мосты. Тогда я предложил свои услуги Peugeot…»

На «Дакаре-1998» самым быстрым стал грузовик Mitsubishi. Он был сюрпризом гонки, ее фатумом. Но японцы обкатывали его два предыдущих «Дакара», причем с очень неутешительными результатами. Легкий как перышко (8 тонн против 13 с лишним тогдашних камазовских) и безудержный как стрела, он задал гонке сверхъестественный темп.

На этом же «Дакаре» один из КАМАЗов (грузовик Чагина — семикратного победителя и рекордсмена «Дакара», сменившего ныне на посту руководителя команды Семена Якубова) был 1000-сильным (остальные — 800). Трансмиссия такой мощи не выдержала. Кто-нибудь пытался посреди пустыни снять 800-килограммовую коробку передач?

Помните слова мсье Жу-Жу? «Дакар из приключения стал превращаться в гонку…»

Но автомобильные нововведения в чем-то похожи на моду, которая как бабушкин сундук — перевернули все, что там есть, стряхнули нафталин и начали снова носить. Самой популярной темой на «Дакаре-2015» была капотная.

Tatra, к примеру, прибыла прямиком с военного полигона (прототип оснащен несущей рамой, независимой подвеской, 1050-литровым двигателем Renault). Что касается «КАМАЗ-мастера», то все четыре боевых грузовика прибыли с двигателем… Liebherr (ответ на требования регламента ограничить объем моторов грузовиков до 16,5 литров).

Посмотрим, чем удивит «Дакар-2016»…

Лучше без капота, но с бедуином

Для национальной сборной из Набережных Челнов «Дакар-2016» станет 25-м (за четверть века — 13 золотых бедуинов). «КАМАЗ-мастер», занявший в прошлом году как и в 2013-м весь подиум (В 2011 году подиума для легендарного пилота боевой технички Ильгизара Мардеева не хватило — первые четыре места), рисковать только ради того, чтобы быть в тренде, не может.

Риска и без того на ралли-марафоне, в котором спешно перекраивается маршрут, хватит с лихвой на всех.

Так что экспериментальным в КАМАЗе будет только горный тормоз (его еще называют «замедлителем» от англ. retarder) и то только на одном из грузовиков. Вполне вероятно, что на затяжных спусках этот девайс будет очень кстати.

Основной же эксперимент будет продолжен на ралли-марафоне «Африка Эко рейс», потому что там, как и в прошлом году, один из двух КАМАЗов будет с газомоторным двигателем. Газ — это ведь экотопливо (точнее, речь идет о смеси метана и дизельного топлива в соотношении 30:70). На Africa Eco Race-2015 экологический КАМАЗ пришел вторым. Отправится он на Черный континент и в этом году.

Экипажи тоже те же: пилот Антон Шибалов,штурман Роберт Аматыч, механик Алмаз Хисамиев (победители прошлого ралли) и пилотСергей Куприянов, штурман Александр Куприянов, механик Анатолий Танин (серебряный призер ралли).

Вполне возможно, что скоро в Африку отправится и капотник, скажем, на смену классическому бескапотнику.

Что касается «Дакара», то состав экипажей претерпел изменения, но без сюрпризов. Все штатно, хотя до административных и технических проверок, которые пройдут с 31 декабря на 1 января в Буэнос-Айресе, еще далеко.

В экипаж победителя «Дакара-2013» и бронзового призера «Дакара-2015» Эдуарда Николаева вернулся механик Владимир Рыбаков, пропустивший «Дакар-2015», штурманом по-прежнему Евгений Яковлев, дебютировавший в «Дакаре-2014».

В экипаже победителя «Дакара-2015» Айрата Мардеева все стабильно: многопытный штурман Айдар Беляев и механик Дмитрий Свистунов. На «Дакаре-2014» у экипажа был зафиксирован сход, несмотря на то что технички умудрились поставить грузовик на колеса после аварии, спортивные комиссары не допустили Мардеева к третьему этапу.

В экипаж Дмитрия Сотникова (самый молодой пилот) пересел механик Руслан Ахмадеев, ездивший на «Дакар-2015» в КАМАЗе Николаева, а штурман все тот же — Игорь Девяткин.

В экипаже победителя «Дакара-2014» Андрея Каргинова тоже без перемен: штурманАндрей Мокеев и механик Игорь Леонов.

На «Дакаре-2015» КАМАЗ Каргинова опрокинулся: поворот — управляемый занос — задние колеса зацепились за вязкий песчаный бруствер… Потеряв 10 минут, экипаж продолжил движение на искореженном грузовике.

Когда он выезжал утром на следующий этап, на бивуаке его встретили аплодисментами.

Не менее достойной была и победа Каргинова на «Дакаре-2014» — не только из-за результата, а из-за того, что зная, что едет к подиуму, остановился возле перевернутого джипа (то, что бывает и иначе — «КАМАЗ-мастер» испытал на себе в 2007 году, когда мимо разбитого КАМАЗа экипажа Чагин-Якубов-Савостин мчались грузовики, у которых возросли шансы получить бедуин).

Будет ли подиум «Дакара-2016» принадлежать «КАМАЗ-мастеру» или главные соперники, объединившиеся в сборную команду Европы, подвинут национальную сборную России из Набережных Челнов? Ответ у основателя команды и пятикратного победителя «Дакара» Семена Якубова:

«Проиграть случайно можно, но выиграть случайно нельзя…» из открытых источников и личного архива автора.

Источник: http://www.dragtimes.ru/blogs/view/7002

КамАЗ из

Дакар, атас! Идет КамАЗ!

Гонки – очень захватывающее соревнование. А ралли с участием грузовиков – событие, которое нужно посмотреть хотя бы раз в жизни. Самым престижным таким мировым марафоном считаются этапы ралли “Дакар”. Многих год за годом поражает удивительный российский “болид” – давайте познакомимся с ним поближе!

КамАЗ “летучий”

Модель 4911 Extreme – это и есть тот легендарный КамАЗ, участвующий в ралли “Париж-Дакар”, а также в “Шелковом пути”.

Этот “выпускник” Камского автозавода, находящегося в Набережных Челнах (Татарстан), – не только спортивный грузовик.

Он призван экстренно доставлять грузы, следуя по трассам с осевой нагрузкой до 78 кН, по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Машину можно эксплуатировать в различных климатических зонах при температуре +50… -30°С.

Почему же КамАЗ из “Дакара” был прозван болельщиками “летучим”? Машина поразительно легко и изящно отрывается от земли, словно гигантская птица. За счет изменения рамы, конструкции рессор, обновления ароматизаторов грузовик мягко приземляется на колеса при прыжках даже с большой высоты без ущерба для экипажа.

Первая гонка “летучего” грузовика состоялась в 2003 году. Тогда, на ралли “Телефоника-Дакар”, машина заняла первое и третье место. Не раз КамАЗ 4911 Extreme становился победителем “Каппадокии”, “Хазарских степей”, “Дезерт Челлендж”, чемпионата и Кубка РФ. А после дакаровских гонок всегда следовали модернизации и доработки машины.

Французская компания “Элигор” и российский завод “Электрон” (Казань) выпускают модельки масштаба 1:43 данной модели спортивного КамАЗа.

Дакаровский КамАЗ: технические характеристики

Представим в таблице технические характеристики большегруза.

Параметры
Полная масса11,5 тыс. кг
Снаряженный вес10,5 тыс. кг
Колесная формула4х4
Колесная база4,2 м
Передняя/задняя колея2,15 м
Длина7,3 м
Высота3,5 м
Ширина2,5 м
Двигатель
Разновидность моделиЯМЗ-7Э846
ТипДизельный двигатель с турбонаддувом
Мощность при 2500 оборотах в минуту552 кВТ/750 л.с.
Расположение двигателяV-образное
Число цилиндров8
Объем двигателя17,2 л
Шины и колеса
Тип шинПневматические, с использованием регулировки давления
Вид колесДисковые
Шинный размер425/85 R21
Коробка передач
Разновидность16-ступенчатая, механическая
Кабина
ТипажПомещенная над двигателем
Общий набор характеристик
Наивысшая скорость165 км/ч
Габаритный внешний радиус поворота11,3 м
Угол преодоления подъемаНе менее 36 %
Расход топлива на 100 км при условии полной загрузки, следовании по бездорожью со средней скоростью 120 км/ч100 л
КомпоновкаПолноприводная, переднемоторная
Годы производствас 2002 г. по настоящее время
КлассТ-4, спортивный грузовой автомобиль

После того как мы узнали технические характеристика КамАЗа из “Дакара”, познакомимся с командой, выступающей на этой машине в ралли.

“КамАЗ-мастер” – российская команда автогонщиков, чья специализация – участие в ралли-рейдах. Выступает только на грузовиках “КамАЗ”. Постоянный участник ралли “Дакар” (прежнее название ралли “Париж-Дакар”) – 14 раз россияне становились его победителями!

День рождения команды – 17 июля 1988 года. Ее состав, можно сказать, звездный – восемь мастеров спорта международной категории, пять обладателей Кубка мира. “КамАЗ-мастер” по праву считается сильнейшей командой своего класса. Как и отличный автомобиль КамАЗ из “Дакара”.

Бессменный руководитель и наставник команды – Семен Якубов, мастер спорта международного класса. В период 1996-2002 гг. пилотом “КамАЗ-мастера” был многим известный Владимир Чагин. На его счету семь побед в гонках “Дакар”, два Кубка мира, титул “Лучший российский гонщик – 2003”. Спонсор у команды также серьезный – банк ВТБ.

Итоги ралли “Дакар-2017”

Последний “Дакар” проходил в Боливии. Многие участники признали его самым тяжелым за всю историю ралли. А виной всему оползни, дожди, сели. Но это не помешало “КамАЗу” в “Дакаре-2017” проявить себя с лучшей стороны. Команда “КамАЗ-мастер” вернулась с соревнования, как и во многие прошлые годы, чемпионом:

  • Первым среди спортивных грузовиков стал экипаж Э. Николаева, Е. Яковлева, В. Рыбакова.
  • Вторым на финиш пришел КамАЗ Д. Сотникова, И. Леонова, Р. Ахмадеева.

“Золото” и “серебро” – награды КамАЗа в “Дакаре” текущего года. Как сам спортивный грузовик, так и его легендарная команда вновь подтвердили титул лучших на мировом ралли-рейде. Однако гонки – это не единственная стезя “летучей” машины. Помимо всего прочего, она может быть использована для экстренной доставки грузов – автомобиль, прыгая на рессорах, стрелой пронесется по бездорожью.

Источник: http://fb.ru/article/340227/kamaz-iz-dakara-harakteristiki-komanda-rezultatyi-ralli-dakar-

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.