Что говорили об отечественных авто Хрущёв, Брежнев и Горбачёв

Автомобили вождей СССР

Что говорили об отечественных авто Хрущёв, Брежнев и Горбачёв

Советские лидеры за время существования СССР использовали для своих личных и государственных целей разные автомобили. Представляем вам подборку всех автомобилей, которые стояли на службе у генсеков.

Ленин

Владимир Ленин был невезучим в общении с техникой. В годы первой эмиграции его однажды сбил Rolls-Royce во время вело-прогулки. Машины Вождя постоянно то воровали, то обстреливали. Целым остался только броневик Ленина — Austin.

И то потому, что он на нем не ездил. С башни этого автомобиля Ильич прочел свои «Апрельские тезисы». После революции Вождь гонял по городу на Turcat-Mery 1915. Она досталась ему от Великой Княжны Татьяны, дочери Николая II.

Потом это авто перешло Керенскому. В 1917 году эту машину угнали со двора Смольного и готовились переправить в Финляндию. После угона Ленин достал из гаража Царской семьи Delaunay-Belleville 45.

Этот лимузин прожил недолго — буквально через неделю его изрешетили пулями те, кто покушался на вождя. Подлечившись, Вождь стал ездить на Renault 40CV. В 1919 году авто-воры выкинули Ильича из салона и угнали «тачку».

Пришлось Ленину попытать счастье на очередном Delaunay-Belleville, но проездила машина всего неделю — ее опять изрешетили во врем налета. Восстановить авто не получилось, по этому Вождь пересел на Rolls-Royce Silver Ghost 1914.

Эта машина спасла Ленина после выстрела Фанни Каплан — на менее скоростной машине его бы не успели доставить в Кремль. После этого высшее руководство Советов заказывает партию Rolls-Royce Silver Ghost из 73 автомобилей. Одну из таких машин переоборудовали под зиму, установив гусеничные движители Кегресса на заднюю ось, а на переднюю — лыжи.

Сталин

Первой машиной Сталина стал 12-цилиндровый Packard Twin Six, который приглянулся ему еще во время Гражданской Войны. Вернувшись в Москву, Джугашвили попросил найти ему аналогичный аппарат, на котором он пулей летал по столице.

Во время своего правления Сталин полагался на американские машины Buick, Cadillac, Lincoln и Packard.

Зная о таких пристрастиях Вождя, Американский президент Рузвельт подарил ему бронированный лимузин Packard Twelve, на котором Сталин ездил до смерти.

Хотя у вождя были идеи насчет того, что пользование иностранными машинами — плохой пример. Он заказал разработку отечественных бронированных лимузинов.

Таким образом появился автомобиль Ленинград-1 на базе Buick-30-90, который почему-то Сталину не понравился.

И началась разработка ЗИС-101, которая стала прототипом большого семейства. В итоге на свет появился ЗИС-115 — бронированный шестиместный лимузин с 162-сильным мотором, который весил более 5 тонн. Это был служебный автомобиль Вождя, хотя личным транспортом Сталин оставил Паккард.

Хрущев

Никита Хрущёв, будучи первым секретарем ЦК КП Украины ездил на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr.

После войны он унаследовал гитлеровский Cadillac Fleetwood. Эти машины были для души. Для работы

Хрущев пользовал ЗИС-110. Кадиллак переехал вместе с ним в Москву. Позже американские автомобили пришлось продать, а ездить Хрущев стал на ЗИС-115 и ЗИС-110.

Хотя ему очень нравился Chrysler Эйзенхауэра и модель Packard Сaribbean, ввиду чего он заставил инженеров изобрести нечто подобное. Так появился ЗИЛ-111, который устарел еще до своего выхода.

Тем временем генсек уже восторгался Lincoln Continental президента Кеннеди, и конструкторы спешно переделывали ЗИЛ 111 в ЗИЛ-111Г пс новым дизайном. Хрущев постоянно скупал машины в зарубежных поездах. А дома их попросту раздаривал.

Mercedes-Benz 300 SL «Крыло чайки» он подарил Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы они «расковыряли» вдоль и поперек инжектор.

Кабриолет Renault Florida он отдал дочери Раде.

Fiat 2300 перешел к сыну Сергею.

Rolls-Royce Silver Cloud отдали дому-интернату пожилых большевиков для вдохновения.

Брежнев

Первая машина Брежнева – Buick 90 Limited в тридцатых годах.

Она пробудила интерес будущего генсека к автотехнике. К концу правления он владел пол-сотней автомобилей. Последней машиной Брежнева стала ГАЗ-3102 за считанные месяцы до смерти.

Наиболее заметными машинами его автопарка были Rolls-Royce Silver Shadow (1968),

Maserati Quattroporte (1968), Mercedes-Benz 600 Pullman (1969), Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973),

Nissan President (1973). Все это подарки иностранных лидеров. Брежнев любил охоту, по этому по его просьбе был разработан гибрид — полноприводная Волга.

ГАЗ-24 получил трансмиссию от УАЗ-469. Официальной же машиной генсека был ЗИЛ-114.

Андропов и Черненко не успели отличиться своими автопарками оба использовали ЗИЛ-114 в разных модификациях.

Горбачев

Для Михаила Горбачева был разработан ЗИЛ-4102, который сильно смахивал на Rolls-Royce. Всего таких машин было выпущено две.

Источник: http://motorbreath.ru/articles/Avtomobili-vozhdey-SSSR/

Что говорили об отечественных авто Николай II, Ленин и Сталин

Что говорили об отечественных авто Хрущёв, Брежнев и Горбачёв

В последнее время представители власти довольно часто высказываются о последних разработках отечественного автопрома. В свете этого, мы решили проследить историю подобных высказываний. 

Сегодня охватим период с начала XX века до начала Великой Отечественной войны.

Николай II

Из наших автомобилей самыми массовыми – конечно, по дореволюционным меркам – в России начала XX века были машины Руссо-Балт.

Сам бренд имеет иностранные корни: изначально это был филиал вагоностроительной бельгийско-немецкой фирмы в Риге, позже преобразованный в «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода», где спустя ещё 30 лет (примерно в 1904 году), было принято решение выпускать автомобили, для разработки которых владелец завода М. В. Шидловский пригласил швейцарского инженера Жюльена Поттера.

26 мая 1909 года из ворот завода в Риге выехал первый Руссо-Балт, а летом того же года автомобиль новой российской марки появился в Москве.

Почти сразу пару Руссо-Балтов приобрёл для своего гаража Николай II, а дальше его примеру последовали столичные чиновники, военные и промышленники.

Кроме того, император даровал рижскому заводу право помещать на пробку радиатора автомобилей российский герб.

Только вот говорят, что Николай II самолично Руссо-Балтами не пользовался.

Из 58 автомобилей, которые к 1917 году насчитывал его гараж, только десять использовались для обслуживания августейшей семьи, и Руссо-Балтов среди них не было, зато были Rolls-Royce, Mercedes и Delaunay-Belleville.

Придворные же перемещались на Mercedes, Panhard-Levassor, Serex, а также на российских Лесснер (по сути – «русифицированный» Mercedes немецкой компании Daimler) и Руссо-Балтах.

Рядом с шофёром – великий герцог Э. Гессенский, великая княжна Ольга Николаевна, на заднем сиденье справа – Николай II

В целом в дореволюционной России автомобили российских марок особо распространёнными не стали: Руссо-Балт, с учётом всех авто, купленных аристократией и купечеством «забавы ради», а главным образом благодаря выпускаемым по армейскому заказу грузовикам (Шидловский входил в Совет Министерства финансов), сумел выпустить 623 единицы техники. Основной покупательский спрос обеспечивали Opel, Ford, Panhard-Levassor, Benz, Brasier и Mercedes. И хотя история «Русско-Балтийского» ещё некоторое время «тлела» при большевиках, до наших дней дожил только один Руссо-Балт, находящийся ныне в московском Политехническом музее.

Руссо-Балт К 12/20 1911 г. Политехнический музей

Но была и другая история, связывающая последнего российского императора и отечественный автомобиль. Впрочем, отечественным он тоже может считаться лишь с натяжкой.

Императорским гаражом заведовал французский инженер, механик и изобретатель Адольф Кегресс, работавший ранее на российском заводе Лесснер.

При нём в мастерских гаража была создана школа шофёров, которых обучали не только водить автомобиль, но и детально разбираться в конструкции и устранять неисправности. Кроме того, в этих мастерских Кегресс организовал доработку машин по собственному проекту – сейчас это назвали бы тюнинг-ателье.

Задумка Кегресса заключалась в том, чтобы улучшить проходимость автомобиля на заснеженных трассах.

Для этого на передние колёса ставились лыжи, а задние заменялись на гусеницы, которые поначалу изготавливалась из сежи, потом из верблюжьего войлока, а в дальнейшем такие гусеницы стали делать из резины.

Экспериментальные полугусеничные машины Кегресса строились на шасси Mercedes, Citroёn, Packard и Руссо-Балт.

31 мая 1914 года Кегресс получил на своё изобретение привилегию (патент) № 26751-а «автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворотными полозьями на передней оси». Поздние варианты «снеговых моторов» имели в названии дополнение в виде фамилии изобретателя – Kegresse. В январе 1917 года Кегресс катал на таком автомобиле, построенном на шасси Packard SIX 3-38, царскую семью. Николай II оставил в своём дневнике запись по этому поводу.

15 ЯНВАРЯ 1917 ГОДА, ЦАРСКОЕ СЕЛО. В 2 ЧАСА ОТПРАВИЛСЯ СО ВСЕМИ ДЕТЬМИ НА СНЕГОВЫХ МОТОРАХ КЕГРЕССА К ПУЛКОВУ; ПРОЕЗЖАЛИ ПО РАЗНЫМ ОВРАГАМ, СПУСТИЛИСЬ С ГОРЫ, ЕХАЛИ ПРЯМО ПОЛЯМИ И БОЛОТАМИ ВДОЛЬ ГАТЧИНСКОГО ШОССЕ И ВЕРНУЛИСЬ ЧЕРЕЗ БАБОЛОВО. НИГДЕ НЕ ЗАСТРЯЛИ, НЕСМОТРЯ НА ГЛУБОКИЙ СНЕГ.

Николай II о вездеходе с системой Kegresse

Развились бы во что-то большее школа шофёров и мастерские Кегресса при императорском гараже? Стали бы гусеничные автомобили чем-то вроде национального российского транспорта, (а не просто первоапрельской шуткой), не случись октябрьской революции? Этого мы уже никогда не узнаем.

Руссо-балт C24-30 из гаража Николая II

К слову, саму гусеницу как таковую изобрёл англичанин Р. Эджуорт ещё в 1770 году, но в России металлическую гусеницу в 1837 году запатентовал штабс-капитан русской армии Д. А.

Загряжский, однако тогда изобретением не заинтересовалась промышленность, и через два года патент был аннулирован.

Что касается Кегресса, после революции он вернулся во Францию, поступил работать на Citroёn, а в конце 1930-х впервые описал принцип работы коробки передач с двумя сцеплениями. Да-да, той самой, которая DSG.

Ленин и Калинин

После революции императорский гараж перешёл в распоряжение Владимира Ильича. Говорят, вождь мирового пролетариата питал слабость к иномаркам, и особенно – к Rolls-Royce.

В 1920 году он попросил полпреда РСФСР в Великобритании Леонида Красина начать переговоры о закупке в Манчестере Роллс-Ройсов «для молодой республики».

Одна машина этой марки стоила столько же, сколько хороший особняк в Москве – около 3 000 фунтов стерлингов, но уже через год первая партия автомобилей прибыла в советскую Россию.

Примерно тогда же, в 1920 году, Ленин вспомнил о полугусеничном вездеходе Citroёn-Kegresse из царского гаража – дело в том, что зимой он жил в занесённых снегами Горках, и подобный транспорт являлся чуть ли ни единственным средством сообщения с миром.

Ленин решил «заиметь такой же», только на базе автомобиля любимой британской марки, в результате чего в начале 1921 года в Петрограде на Путиловском заводе для вождя собрали единственные в своём роде полугусеничные автосани на базе Rolls-Royce Silver Ghost Continental зелёного цвета.

Машина очень полюбилась Ильичу и возила его до самой кончины, более того – в 1924 году шофёр вождя Степан Гиль сообщил о смерти Ленина в Москву, добравшись из Горок как раз на этом вездеходе.

Rolls-Royce Silver Ghost Continental В. И. Ленина

Путиловский же завод (впоследствии «Красный путиловец» и «Кировский завод»), где делали гусеничный Роллс-Ройс для Ильича, вообще-то выпускал тракторы, паровозы и вагоны, но в 1933 году, уже при Сталине, там попробовали серийно выпускать легковые автомобили Л-1 – мы упоминали о них в материале о советском автопроме 30-х годов.

Однако очень быстро завод переориентировали на другие, более привычные заказы, а конструкцию автомобиля передали на московский ЗИС.

Вездеход Ленина остался единственным автомобилем Путиловского завода, дожившим до наших дней – он принадлежит филиалу Центрального музея Ленина в Горках.

Кроме того, сохранилась ещё пара машин, имевших отношение к Ильичу: легковой Rolls-Royce в Центральном музее Ленина в Москве и знаменитый «броневичок» Austin, у которого, кстати, тоже существовала полугусеничная вариация Kegresse.

Юнкера у бронеавтомобиля на дворцовой площади Петрограда, 1917 год. РГАКФД

Да, в те годы автомобиль был привилегией высших слоёв общества, партийного руководства и чиновников. Предпочитали они иномарки.

Нормальной машине отечественной конструкции посреди постреволюционной разрухи взяться было некуда. А потому неудивительно, что до нас не дошло никаких высказываний Ленина о российском автомобиле и автопроме.

Однако большевики как минимум попытались перезапустить историю Руссо-Балта.

Ещё в 1915 году автомобильный отдел Русско-Балтийского завода был эвакуирован в Москву, в 1916-м руководство завода выкупило у наследников купца Шелапутина поместье Покровское-Фили (ныне – Фили, район Москвы), где в 1917 был открыт «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». В 1918-м предприятие национализировали большевики и переименовали в «Первый государственный бронетанковый завод» (1-й БТАЗ). В 1922 году производство выпустило пять автомобилей Промбронь, созданных по чертежам Руссо-Балта.

Промбронь-С

Один автомобиль подарили Ленину, но он на нём поездить не успел. А ещё один, Промбронь С24/40, в том же 1922 году был показан на смотре автомобилей и броневиков на Красной площади. Автомобиль представили председателю ВЦИК М.И. Калинину и командиру РККА К. Е. Ворошилову, после чего было объявлено, что машина передаётся Калинину в личное пользование. Михаил Иванович произнёс речь:

ВЫПУСК ПЕРВОГО АВТОМОБИЛЯ ПРОБИВАЕТ ПЕРВУЮ БРЕШЬ В НАШЕЙ ТЕХНИЧЕСКИ СЛАБОЙ СТРАНЕ.

М. И. Калинин об автомобиле Промбронь С24/40

В следующем, 1923 году, пара машин Промбронь-С24/45 участвовала во Всероссийском испытательном автомобильном пробеге, но сам завод, по сути, перестал существовать – он был передан в концессию германской фирме Junkers (Юнкерс), которая начала производство самолётов Ю-20 и Ю-21 для Красной армии. Однако уже в 1926 году договор с фирмой был расторгнут по причине невыполнения обязательств.

В годы Второй мировой войны Junkers стала крупнейшей авиационной компанией Германии, а в стенах 1-го БТАЗ после ухода оттуда немецких авиастроителей расположилось предприятие, ныне именуемое ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и занимающееся ракетно-космической техникой. В общем, автомобили на этих площадях больше никогда не выпускались.

Машина, подаренная в 1922 году Калинину, была семиместной, имела 40-сильный двигатель и могла разгоняться до 85 вёрст в час. «Всероссийский староста» использовал Промбронь С24/40 в качестве «служебки» до 1945 года. После его смерти в 1946 году машину списали как хлам и пустили под пресс.

Сталин

После Калинина публичных заявлений об отечественных автомобилях долго никто из лидеров страны не делал – по крайней мере, свидетельств этому не сохранилось. Зато различных «кулуарных» и полумифических высказываний предостаточно.

Две довольно известные истории про Сталина – как раз из этой категории. Поручиться за точность цитат, как и за 100-процентную реальность описанных событий, нельзя – обе фразы вождя имеют отчётливый «легендарный» статус и обычно приводятся в качестве баек.

Впрочем, байки не возникают из ниоткуда.

В 1946 году в СССР появилось сразу два новых автомобиля – ГАЗ-20-М Победа и Москвич-400. Обе машины перед началом производства принимал лично Сталин. ГАЗ-20-М ему показывали 19 июня 1945 года, причем с двумя вариантами моторов, шести- и четырехцилиндровом.

62-сильную «шестёрку» Сталин забраковал – как будто бы за тяготение к более высокому классу – а вот 50-сильную «четвёрку» одобрил. Но когда дошли за названия автомобиля, и Сталин услышал основной вариант «Родина», он и произнёс эту сакраментальную фразу.

И ПОЧЁМ РОДИНУ ПРОДАВАТЬ БУДЕТЕ?

И. В. Сталин на показе автомобиля ГАЗ-20-М

ГАЗ-20-М Победа предсерийный

Если человек умеет седеть внутри, то в тот момент это наверняка произошло с главным конструктором Горьковского автозавода Андреем Александровичем Липгартом, потому что вопрос был адресован ему.

Шесть лет спустя Липгарта по доносу коллеги «разжалуют» до рядового инженера и отправят в Миасс на УралЗИС (его обвиняли и в неполадках на первых Победах, и в сдерживании запуска армейских амфибий), но в тот раз, с названием нового авто, обошлось.

Запасным вариантом была как раз Победа, и на это Сталин тоже отреагировал.

НЕВЕЛИКА ПОБЕДА, НО ПУСТЬ БУДЕТ ПОБЕДА.

И. В. Сталин на показе автомобиля ГАЗ-20-М

ГАЗ-20-М Победа

Название было утверждено (относительно цены победы у Сталина вопросов быть не могло), и 28 июня 1946 года Победа начала производиться серийно.

А 4 декабря того же года на заводе МЗМА собрали первый «Москвич-400», но этому событию предшествовала история, якобы описывающая то, как у Москвича, являвшегося практически полной копией довоенного Opel Kadett K38, появились задние двери.

На представлении предсерийной машины Сталину произошёл конфуз: генсек уселся на переднее сиденье рядом с водителем и предложил присоединиться к нему директору завода Василию Николаевичу Тахтарову.

САДИСЬ И ТЫ, ДОРОГОЙ.

И. В. Сталин на показе автомобиля Москвич-400

Предложение «сесть» от Иосифа Виссарионовича заставило Тахтарова побледнеть, ведь для того, чтобы попасть в двухдверный автомобиль, ему пришлось бы попросить вождя встать, дабы откинуть спинку переднего сиденья и пробраться в заднюю часть салона. Вероятно, Тахтаров подозревал в тот миг, что сейчас он «сядет» надолго. Но товарищ Сталин был настроен благодушно – выбравшись из автомобиля, он лишь небрежно попросил директора доработать автомобиль.

Москвич-400

СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ БЫЛО УДОБНО.

И. В. Сталин на показе автомобиля Москвич-400

В результате Москвичу серьёзно перекроили каркас кузова, добавили задние двери, и в 1947 году этот автомобиль уже вовсю выпускался… Что же касается машин, которые возили самого вождя, то тут история противоречивая.

С одной стороны, Сталин ратовал за отечественный лимузин. Ведь это именно с его подачи в 1933 году на «Красном путиловце» было собрано шесть автомобилей Ленинград-1 (Л-1), считающихся предшественниками ЗИС-101.

Именно Сталин в апреле 1936 года в ходе визита на завод имени себя (ЗИС, впоследствии ЗиЛ) одобрил собственно ЗИС-101 и предложил в качестве эмблемы автомобиля использовать звезду с красным знаменем.

Именно при Сталине в 1947 году появился броневик ЗИС-115 (лимузин не имел перегородки между передней и задней частями салона – «У меня нет секретов от народа, перегородку можно не ставить») и впоследствии был выпущен в количестве порядка 32-35 экземпляров.

Красный путиловец Ленинград-1

С другой стороны, ЗИС-101 был создан по образу и подобию Buick, а любимым автомобилем, несмотря на ЗИС-115, у Сталина так и остался Packard Twelve. «Ленинские» Роллс-Ройсы ему не слишком нравились, поэтому американские Packard Сталин распорядился закупить вскоре после смерти Ильича.

Машины из США «вождь народов» очень одобрял ещё со времён Гражданской войны, хотя в 1939 году на подписании Пакта о ненападении в Москве представлял свой 12-цилиндровый Packard министру иностранных дел Германии Риббентропу так: машина, мол, хорошая, да только вот производится «прогнившими американцами».

То ли дело бронированный Mercedes-Benz 700K, который делают добрые соседи – немцы.

И. В. Сталин осматривает предсерийный ЗИС-101

В следующей части нашего рассказа поговорим о том, как относились к отечественному автопрому Хрущёв, Брежнев, Горбачёв и другие общественные и политические деятели тех лет.

Источник

Источник: https://koleso.temaretik.com/1415070421129890139/chto-govorili-ob-otechestvennyh-avto-nikolaj-ii-lenin-i-stalin/

Убийство по-советски. Дерзкие покушения на Хрущева, Брежнева и Горбачева

Что говорили об отечественных авто Хрущёв, Брежнев и Горбачёв

Покушения и убийства политических лидеров случались не только в демократических странах, но и в таком жёстко контролируемом государстве как СССР. Правда, о них, по понятным причинам, известно гораздо меньше.

“Умный журнал” вспоминает неудачные попытки убийства советских вождей в послесталинский период, когда поводов для недовольства, казалось бы, должно было поубавиться.

За Грузию, за Сталина!

Никита ХрущёвЕсли почти во всей стране развенчание культа личности Иосифа Сталина прошло без эксцессов, то на родине “отца народов”, в Грузии, вызвало серьёзные волнения.

Сразу после обнародования доклада Никиты Хрущёва на XX съезде КПСС в Тбилиси начали собираться недовольные, и через несколько дней их пришлось разгонять со стрельбой.

В результате этих событий в марте 1956 года погибло 22 человека.

Мемориальная доска в Тбилиси о “расстреле мирной демонстрации советским режимом”. О цели данной демонстрации тактично умалчивается.Разумеется, симпатий к Хрущёву после этого в южной республике стало ещё меньше.

Начались слухи о том, что генсек собирается устроить грузинам массовую депортацию в Среднюю Азию – по примеру развенчанного им Иосифа Виссарионовича, организовавшего высылку чеченцев и других народов.

В результате четверо жителей Грузинской ССР решили показать Никите Сергеевичу “кузькину мать” – убить его в мае 1961 года, когда советский лидер должен был нанести в республику визит.

Хрущёв в Грузии с Фиделем КастроЗаговорщики разработали несколько вариантов покушения. Основной сводился к подрыву генсека купленными в воинской части гранатами.

Однако громкое событие не состоялось: на несостоявшихся убийц кто-то донес, и они оказались в застенках КГБ.

В результате главного организатора, Отари Миквабишвили, приговорили к смертной казни, а трёх его сообщников – к 15, 12 и 2 годам лишения свободы.

Визит Хрущёва обошёлся без угроз для его жизни, но один сюрприз его всё-так поджидал: мать приговорённого к смерти заговорщика сумела преградить путь кортежу вождя и передать ему прошение о смягчении приговора.

Никита Сергеевич решил проявить великодушие, и Миквабишвили тоже назначили 15 лет.

В итоге всех троих сидельцев, получивших длительный срок, помиловали в 1968 году – после того, как ненавистный им лидер был смещён со своего поста и “развенчан”, как и его предшественник.

Космонавт пострадал за генсека

Леонид Брежнев22 января 1969 года в честь завершения полёта кораблей “Союз-4” и “Союз-5” в Москве должна была состояться торжественная встреча космонавтов. О планировавшемся мероприятии знала вся страна, в том числе и младший лейтенант Виктор Ильин, проходивший военную службу в Ленинградской области.

За день до события он дезертировал из своей части, прихватив два пистолета Макарова, и улетел в Москву, где жил его дядя. Придя домой к родственнику, Ильин сказал ему, что хочет посмотреть на торжество. Затем, на следующее утро, украл из шкафа милицейскую форму (дядя был бывшим сотрудником) и отправился к Кремлю.

Виктор ИльинТам ему удалось затесаться в оцепление у Боровицких ворот, куда и должен был въехать кортеж с космонавтами и, главное, с генсеком СССР Леонидом Ильичом Брежневым.

Первый автомобиль Ильин пропустил, а затем вышел вперед и открыл огонь из двух пистолетов по лобовому стеклу второго. Именно в нём обычно ехал руководитель страны, который и был целью лейтенанта.

Уверенности в том, что цель перед ним, отчаянному стрелку прибавил и сидевший рядом с водителем космонавт Георгий Береговой, похожий на Брежнева внешне.

Георгий БереговойГенсека, однако, в автомобиле не было. По разной информации, он то ли ехал в хвосте кортежа, то ли вообще воспользовался другими воротами Кремля. В результате стрельбы Ильина был убит водитель машины и ранен один из охранников на мотоцикле сопровождения, пытавшийся закрыть собой кортеж. Космонавт Береговой получил незначительные ранения осколками лобового стекла.

Схваченного Ильина признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в Казанскую психиатрическую больницу, где он провёл 18 лет. Затем, по ходатайству матери, он был переведён в Ленинград, а спустя ещё два года освобождён. Для решения по его делу прямо в больнице собралась Военная коллегия Верховного суда СССР.

Ильин на пенсииМотивы, толкнувшие младшего лейтенанта на столь радикальный поступок, приводятся разные. С одной стороны, он явно был неравнодушен к общественно-политической жизни.

Об этом говорит тот факт, что прямо из Казанской психбольницы Ильин отправил в Москву собственный проект поправок к конституции, в котором был и такой пункт: “Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия и правительство ведут политику, не соответствующую Конституции”.

Сообщается, что Ильин был в целом настроен критически по отношению к партии и восторгался поступком Ли Харви Освальда, пятью годами ранее убившего президента США Джона Кеннеди.

Ли Харви Освальд, убийца президента КеннедиС другой стороны, сообщалось и о личных мотивах 21-летнего военного. Так, он узнал, что является приёмным ребёнком в семье (у настоящих родителей, алкоголиков, его забрали в младенчестве), а также расстался с любимой девушкой. Ей Ильин на прощание якобы сказал: “Ты обо мне ещё услышишь!”.

Демократический террор

Михаил ГорбачёвПосле прихода к власти Михаила Горбачёва далеко не все считали нового генсека человеком демократичным и способным провести в стране соответствующие преобразования.

Придерживался такой точки зрения и ленинградский слесарь Александр Шмонов, с началом “перестройки” начавший активно участвовать в политической жизни.

После того, как 1989-1990 годах были разогнаны протестные митинги в Тбилиси и Баку, в результате чего погибли десятки человек, оппозиционер решил бороться с “тоталитарным режимом” своими методами.

Шмонов (в центре) на политическом мероприятии весной 1990 годаСначала Шмонов занимался расклейкой листовок с призывом убивать советских руководителей, чтобы наконец-то выбрать президента страны демократическим путём.

Затем он отправил в Кремль ультиматум с тем же требованием, дав властям на обдумывание два месяца.

Не получив ответа, “слесарь-интеллигент” решил действовать – при помощи немецкого ружья, купленного за 900 рублей и совершенно легально оформленного на его имя.

На 7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Шмонов наметил реализацию собственного призыва из листовок. Встроившись в колонну демонстрантов, прикрепив обрез под пальто и загримировавшись, он двинулся к Мавзолею.

При случае “активист” планировал убить не только первое лицо, но и второе – председателя Верховного совета Анатолия Лукьянова.

Когда до цели оставалось 47 метров, а вокруг него образовалось относительно свободное пространство, Шмонов выхватил обрез и прицелился прямо в ненавистную ему лысую голову.

Оценить меткость “мстителя”, однако, не удалось. Шедший неподалёку сержант милиции Андрей Мыльников бросился вперёд и в последний момент успел направить ствол ружья в воздух, куда и ушла пуля. Завязалась борьба, и второй выстрел раздался в направлении ГУМа. После чего неудавшегося террориста скрутили подоспевшие сотрудники КГБ.

Горбачёв охарактеризовал произошедшее так: “Я думаю, что это покушение было не более чем хорошо спланированной инсценировкой. Поскольку страсти в стране уже кипели, обстановка была острой, напряженной, Генсека решили просто напугать. Поэтому инциденту я вообще не придал значения. Это была просто такая постановка одноактного спектакля, устроенная спецслужбами и КГБ”.

Что касается Шмонова, то после года в тюрьме его, по традиции, направили на психиатрическое лечение. Оттуда он вышел уже в новом государстве, где занялся бизнесом и общественной деятельностью, даже попытавшись баллотироваться в Госдуму. Одним из главных направлений его деятельности стала борьба со злоупотреблениями психиатров.

Источник: https://www.anews.com/p/63703829-ubijstvo-po-sovetski-derzkie-pokusheniya-na-hrushheva-brezhneva-i-gorbacheva/

Правители СССР

Что говорили об отечественных авто Хрущёв, Брежнев и Горбачёв

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924) — пролетарский революционер-мыслитель, продолжатель дела Маркса и Энгельса, организатор КПСС, основатель Российской Федерации и СССР, автор многочисленных трудов по вопросам теории и практики социалистической революции и построению социализма. Подробнее »

Сталин 1922–1953

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства. И. В. Сталин был участником революции 1905–1907 г.г. в Закавказье, активный участник подготовки и проведения Октябрьской революции 1917 г. С 1917 по 1922 г. он являлся наркомом по делам национальностей, с 1922 по 1934 г. — Генеральный секретарь, с 1934 г.

— секретарь ЦК партии. В период Великой Отечественной войны И. В. Сталин был председателем Государственного комитета обороны, наркомом обороны, Верховным Главнокомандующим, являлся одним из организаторов антигитлеровской коалиции. Вместе с тем И. В. Сталин допускал политические ошибки, грубые нарушения законности. Культ личности И. В. Сталина был осуждён на XX съезде КПСС в 1956 г.

Подробнее »

Маленков 1953–1955

Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988) — политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943). В 1939–46 и 1948–53 секретарь ЦК.

В 1946–53 и 1955–57 заместитель председателя, в 1953–55 председатель Совета Министров СССР, одновременно в 1955–57 министр электростанций СССР. С 1957–61 на хозяйственной работе.

Член ЦК КПСС в 1939–57, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946–57 (кандидат в 1941–46). Входил в ближайшее политическое окружение И. В. Сталина. Подробнее »

Хрущев 1955–1964

Хрущёв Никита Сергеевич (1894–1970) — советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Политработник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г.

— Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. — председатель Совета Министров СССР. С деятельностью Н. С. Хрущёва связано развенчание культа личности Сталина и период «оттепели» в СССР. В 1964 г.

он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. Подробнее »

Брежнев 1964–1982

Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) — с 1966 по 1982 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. Л. И. Брежнев – первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 — член Президиума ЦК КПСС. С мая 1960 г. Л. И.

Брежнев избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 — секретарь ЦК КПСС. На октябрьском пленуме ЦК в 1964 он был избран Первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран Леонид Ильич Брежнев. В 1977 г.

вновь занял дожность председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Правление Брежнева называют эпохой застоя. Подробнее »

Андропов 1982–1984

Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) — советский государственный и партийный деятель. С 1982 по 1984 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС. С 1973 по 1982 год — председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1967, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1974).

В 1938–40 1-й секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ, в 1940–1944 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. В 1944–47 2-й секретарь Петрозаводского горкома, в 1947–51 2-й секретарь ЦК КП Карелии. В 1951–53 в аппарате ЦК КПСС. В 1953–57 посол СССР в ВНР.

В 1957–1967 заведующий отделом ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1961. В 1962–67 секретарь ЦК КПСС. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС в 1967–73. Депутат Верховного Совета СССР 3-го, 6–10-го созывов. В 1983–1984 — Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Подробнее »

Черненко 1984–1985

Черненко Константин Устинович (1911–1985) — советский партийный и государственный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1984 по 1985 г., Герой Социалистического Труда (1976).

В 1941–43 секретарь Красноярского крайкома партии. В 1945–48 секретарь Пензенского обкома партии. В 1948–56 в аппарате ЦК КП Молдавии. В 1956–1960 работает в аппарате ЦК КПСС.

В 1960–65 начальник Секретариата Президиума Верховного Совета СССР. С 1965 зав. отделом ЦК КПСС. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1966–71. Член ЦК КПСС с 1971. В 1976–1984 секретарь ЦК КПСС.

Депутат Верховного Совета СССР 7–11-го созывов. Подробнее »

Горбачев 1985–1991

Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 1931) — с 1985 по 1991 г.г. — Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Один из инициаторов Перестройки.

С 1955 по 1966 занимается комсомольской деятельностью в Ставрополе. В 1966–1970 г.г. — Первый секретарь Ставропольского горкома, в 1970–78 — 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС. В 1978 избирается секретарем ЦК КПСС.

В 1979 году — кандидат в члены Политбюро, с 1980 по 1991 — член Политбюро ЦК КПСС. В марте 1990 г. на Третьем съезде народных депутатов СССР был избран Президентом СССР. 25 декабря 1991 г. после Беловежского Соглашения ушёл в отставку.

Подробнее »

См. также:

Источник: https://sovtime.ru/rulers

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.