Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

Иномарки в СССР: родом из Чехословакии

Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

В Совете экономической взаимопомощи существовало условное разделение труда. Скажем, автобусы на всех строили в Венгрии, а полноприводные автомобили повышенной проходимости — в СССР. Хотя государства соцлагеря старались развивать производство разных машин. А уж Чехословакия, которая и до Второй мировой обладала множеством автомобильных заводов, — и подавно.

Воздушные приключения

Удивительные легковые Tatra c двигателями V8 воздушного охлаждения, независимыми подвесками и обтекаемыми кузовами попадали в СССР еще до Великой Отечественной, но в мизерных количествах.

Впрочем, и делали таких автомобилей совсем немного. После войны «Татры» повезли в Союз в качестве трофеев.

Одна из них, модели 87 с трехлитровым 75-сильным воздушником V8 с пробегом меньше 100 км, попала в руки Рэму Всеволодовичу Меркулову — сыну министра госбезопасности.

Tatra 87 1940 года Р.В. Меркулова эксплуатировалась полвека. Эту машину в Москве в советские времена знали все, кто интересовался ретроавтомобилями

Меркулов-младший полвека ездил на этой машине 1940 года выпуска. А тогда, в середине 1940-х, Tatra 87 попалась на глаза бывшей однокласснице Рэма — дочери всесильного генералиссимуса — Светлане Аллилуевой. Необычный автомобиль ей очень понравился.

И вскоре в Москву на самолете привезли черный седан Tatra 87 в подарок вождю всех народов. По одной из версий, случилось это именно потому, что Светлана намекнула о желании получить «Татру» кому-то из приближенных отца. Мало того, Рэм Всеволодович рассказывал, будто Сталин был этим недоволен.

По другой версии, чешские товарищи сами проявили инициативу.

Tatra 87 в послевоенной версии. Такие выпускали до 1950 года и поставляли в СССР. Этот экземпляр долго жил в Латвии, нынче хранится в Рижском мотор-музее

Так или иначе, Светлана некоторое время пользовалась чешской машиной. И не она одна. По разным оценкам в СССР привезли от тридцати до полутора сотен 87-х для высокопоставленных чиновников и военных.

В частности, таким автомобилем владел генерал (позднее — маршал) Еременко. Доказательством, что заднемоторных Tatra 87 в СССР было немало, служат… наши дни.

Чешские седаны попадаются до сих пор — еле живые, а иногда уже и отреставрированные.

Подарок Сталину — кабриолет на базе Tatra T600 — в 1970-е вернулся на родину и после реставрации занял место в музее в Копрживнице

Модель Tatra 87 выпускали до 1950 года. До 1952-го собирали более простую и компактную модель T600 Tatraplan с 4-цилиндровым мотором. Такие автомобили, по некоторым данным, в СССР тоже завозили. Они, пусть и редко, встречались в Москве до конца 1970-х.

Зато практически всё известно о трех автомобилях, привезенных из Чехословакии в 1949-м в подарок на 70-летие Сталина. Не уверен, что юбиляр даже видел эти машины и уж точно никогда на них не ездил.

Среди презентов был элегантный светлый кабриолет, построенный на базе Tatra T600 в единственном экземпляре.

Кроме того, вождю адресовали компактный, но особо отделанный Aero Minor — переднеприводный, с 2-цилиндровым двигателем (концепция довоенных немецких DKW) и кабриолет Skoda 1101 Tudor. О «Шкодах» поговорим ниже, а пока вернемся к «Татрам» с воздушными двигателями.

В СССР встречались седаны Tatra 603 нескольких поколений. Некоторые машины живы до сих пор

Модель Tatra 603, которую выпускали серийно с 1955 по 1975, в странах социалистического лагеря считали представительской. И не без оснований: просторный седан оснащали V-образной «восьмеркой» объемом 2,5 л (позднее — 2,4 л) мощностью 95-105 л.с. В небольших количествах такие машины поставляли и в СССР.

Разумеется, не для частников, а в качестве служебных для начальников среднего ранга. Скажем, ездили на чехословацких седанах некоторые директора институтов Академии наук. Чехословацкие Tatra 603 неоднократно засветились в кинохронике, фиксировавшей московские улицы, и даже в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Там машина мирно стоит у тротуара столичной улицы в ряду «Волг» и вызывает законное любопытство таксиста, направляющегося за папиросами.

Tatra 613 на испытаниях на Дмитровском полигоне

Во второй половине 1970-х в СССР стали приходить и новые Tatra 613. Просторный элегантный седан (дизайн разрабатывали итальянцы) оснащали двигателем V8 рабочим объемом 3,5 л с двумя карбюраторами мощностью 165 л.с.

Автомобили развивали 190 км/ч, и по этому показателю в СССР с «Татрами» могли сравниться только правительственные членовозы и специальные мелкосерийные версии «Волг» с моторами V8 и роторные «Жигули».

Правда, при этом «Татры» слыли довольно капризными, особенно в настройках мотора.

Служебная Tatra 613 на Васильевском спуске в Москве

Машины поступали, прежде всего, в силовые структуры и тоже засветились в нескольких картинах, иногда даже с красными мигалками на крыше. В перестроечные времена «Татры» быстро стали уходить из государственных органов в руки частникам.

Работали 613-е «Татры» и в милиции

Бабушки «Октавий» и дедушки «Йети»

Автомобили Skoda тоже приходили в Союз после войны в качестве трофеев. Помню несколько машин, которые частники эксплуатировали в Москве еще в 1970-х. Легковые (о грузовиках разговор был особый) автомобили этой марки в СССР привозили в мизерных количествах.

Skoda 440 — одна из немногих поставленных в CССР

В заводском архиве сохранились данные: с 1947 по 1955 в СССР отправили 11 автомобилей, в 1956-1959 — 18 машин моделей Skoda 440 и 445, в 1964-1978 — 17 автомобилей. В свободной продаже чешских машин, понятно, не было. Вероятно, это были экземпляры для изучения на наших автозаводах и в НАМИ, а также — подарочные.

Скажем, упоминают седан Skoda 1000 MB, который Брежнев вручил на свадьбу своей дочери Галине. В Млада Болеславе утверждают, что Леониду Ильичу в начале 1970-х отправляли и купе Skoda 110R.

Седан Skoda 100L в начале 1970-х подарили семикратному чемпиону мира по популярным тогда мотогонкам по льду Габдрахману Кадырову, который выступал, разумеется, на чешских мотоциклах Jawa.

Фургонов Skoda 1201 в СССР было довольно много

А вот поставки с завода Skoda в городе Врхлаби были куда многочисленней, чем с предприятий в Млада Болеславе и Квасинах. В СССР остро не хватало фургонов малой грузоподъемности и санитарок. Роль последних до появления «Рафиков» и «Волг» ГАЗ-22 выполняли немногочисленные ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ, а также кареты скорой помощи на шасси ГАЗ-51. Компактные фургоны и вовсе делал лишь МЗМА.

Универсал Skoda 1201 STW в Москве

В 1957-м в СССР стали поставлять фургоны и санитарки (реже встречались универсалы) Skoda 1201 на базе седана 1200. Достаточно вместительные (побольше «Москвича», но чуть меньше «Волги») машины оснащали моторами рабочим объемом 1,2 л мощностью 47 л.с.

Позднее импортировали модернизированную версию Skoda 1202 с передком в стиле модели Octavia. Ежегодные поставки грузопассажирских автомобилей доходили до 3000 штук, а всего с 1957-го по 1968-й в СССР поступило 15 806 экземпляров моделей 1201 и 1202.

Санитарная Skoda 1202. Из таких машин, попавших после списания в руки частников, вынимали все «лишнее» и ездили на них потом десятилетиями

Списанные из автобаз машины уходили, как правило, не на свалку, а в частные руки водителей и слесарей. У бережливых изобретательных владельцев автомобили жили десятилетиями. Всплывают фургоны и универсалы Skoda даже сегодня.

Правда, как правило, в плачевном состоянии, реже — отреставрированные. Ну а уж некогда престижные седаны Tatra нынче и вовсе мечта многих коллекционеров.

Еще бы! Ведь эти машины — артефакты истории двух уже несуществующих стран, ЧССР и СССР.

Семикратный чемпион мира, мотогонщик Г. Кадыров, в подаренной ему Skoda 100L

Источник: https://auto.mail.ru/article/64851-inomarki_v_sssr_rodom_iz_chehoslovakii/

Военные автомобили Чехословакии

Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

К концу 1930-х годов промышленный потенциал Чехословацкой Республики находился на столь высоком уровне, что для нацистской Германии он представлял не менее лакомый кусочек, чем Австрия, также способный существенно дополнить и расширить гамму автомобильной техники Вермахта для будущей войны.

Своим высоким экономическим развитием Чехословакия была обязана Австро-Венгерской империи, в состав которой входила до конца октября 1918 года.

Еще с середины XIX века в Австро-Венгрии активно создавался мощный собственный военно-промышленный комплекс, к которому с начала ХХ века добавилась особенно перспективная автомобильная отрасль, однако с крахом империи эти предприятия разбросало по трем новым самостоятельным государствам.

Независимой Чехословакии достались три достаточно мощные для небольшой страны автомобильные компании, уже имевшие опыт строительства военной техники, причем все они оказались на территории более развитой западной части страны — Чехии.

Всемирно известная марка “Шкода” (Skoda) впервые появилась на военных автомобилях еще в начале ХХ века — задолго до образования одноименной фирмы, прославившейся легковыми и грузовыми машинами.

Своим рождением она обязана молодому инженеру Эмилю Шкоде (Emile Skoda), который в 1869 году приобрел в Пльзене небольшой механический завод, превратившийся через три десятилетия в одно из крупнейших машиностроительных и военно-промышленных предприятий Австро-Венгерской империи.

Еще до Первой мировой войны там начали собирать тяжелые колесные артиллерийские тягачи, но с образованием независимой Чехословакии эпицентр автомобильного производства переместился в бывший городок Юнгбунцлау, переименованный в Млада Болеслав.

Там с 1894 года существовала небольшая фирма “Лаурин и Клемент” (Laurin & Кlеmеnt), приступившая в 1907 году к производству военных грузовиков и до конца Первой мировой войны поставлявшая их в австро-венгерские войска. 20 июля 1925 года она была включена в состав Пльзеньского промышленного комбината, и вся ее последующая продукция носила марку “Шкода”.

Во все времена ведущую роль в разработке и изготовлении различных видов военной автомобильной техники играл чехословацкий завод “Татра” (Tatra).

Его исторические корни также уходят в XIX век, когда в австро-венгерском местечке Нессельсдорф появилась мастерская конных экипажей и вагонов.

В 1891 году она получила новое наименование Нессельсдорфский вагоностроительный завод (Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks), на котором в 1897 году был построен первый в Центральной Европе легковой автомобиль марки “Нессельсдорфер”.

Тут же за ним потянулась вереница военных грузовиков и тяжелых полноприводных артиллерийских тягачей. По окончании Первой мировой войны, когда городок Нессельсдорф оказался на территории Чехословакии и был переименован в Копрыживнице, прежнее название автомобилей уступило место новой легендарной марке “Татра”.

Третья марка “Прага” (Praga) с начала XX века принадлежала автомобильной продукции различных предприятий Пражского региона.

Впервые в марте 1907 года ее получили легковые машины Пражского автомобильного завода (Prazska tovarna па automobily), который вскоре переключился на армейские грузовики, широко применявшиеся в австро-венгерской армии и выпускавшиеся до 1920 года.

Через семь лет, после реорганизации чехословацких промышленных предприятий, этот завод стал автомобильным отделением машиностроительного концерна “Ческоморавска-Кольбен-Данек” (Ceskomoravska-Коlbеn-Danek), когда-то более известного как ЧКД (CKD).

С образованием независимой Чехословакии все эти предприятия стали прочной основой национальной авто-мобильной промышленности, которая в 1930-е годы ежегодно выпускала от 8 до 15 тыс. машин.

Этого количества вполне хватало для удовлетворения нужд собственного хозяйства и вооруженных сил, но в середине 1930-х годов Чехословакия приступила к активному производству собственной военной автотехники.

Причиной тому были тесные политические и экономические связи с нацистской Германией, воплотившиеся в 1935 году в совместную Программу строительства Германского рейха, которая впервые реализовалась в организации производства на заводе звездообразного 260-сильного мотора Т78 для немецкого танка Т- III.

Создавать новые виды весьма оригинальных и совершенных для своего времени армейских машин позволял высокий интеллектуальный потенциал работавших в Чехословакии ведущих европейских авто-конструкторов. Их основными достижениями мирового уровня считаются автомобили с двигателями воздушного охлаждения, центральной трубчатой несущей рамой, независимой подвеской всех колес, различные трехосные автомобили повышенной проходимости и полноприводные вездеходы.

Мирная жизнь Чехословакии круто изменилась 29 сентября 1938 года, когда западная Судетская область страны, населенная преимущественно этническими немцами, была аннексирована Германией и превращена в самостоятельный имперский округ.

15 марта 1939 года Германия оккупировала всю оставшуюся территорию Чехии и превратила ее в Протекторат Богемии и Моравии, подчиненный Третьему рейху.

С этого момента все чехословацкие предприятия были переведены на военные рельсы, а сама Чехословакия, точнее бывшая Чехия, стала важным поставщиком вооружения и автомобильной техники как Вермахту, так и вооруженным силам стран — сателлитов фашистской Германии.

Так вслед за Австрией новый Протекторат на шесть лет превратился во второго промышленного сателлита Третьего рейха. Столь миссия минула менее развитую восточную часть Чехословакии — Словакию, превратившуюся в про нацистское государство, активного члена гитлеровской коалиции.

Сразу же после оккупации военная автомобильная техника Чехии перешла в подчинение Вермахта, и на всех промышленных предприятиях была введена немецкая администрация, направлявшая их дальнейшую деятельность на благо Третьего рейха.

Чехословацкие армейские машины, оставшиеся в армии Словакии, принимал и участие во вторжении в Польшу и до 1943 года — в боевых действиях на Восточном фронте.

С технической точки зрения кратковременное сотрудничество чешских и немецких автомобильных и военных компаний пошло на пользу обеим сторонам, привело к расширению промышленного производства на старых заводах Чехословакии и созданию новых видов армейской автотехники и силовых агрегатов.

Видимо, оно оказалось столь плодотворным, что на заключительном этапе войны чешские тяжелые грузовики заменили в Вермахте все прежние типы немецких тяжелых машин. Другим весьма важным результатом оккупации стал переход Чехословакии в марте 1939 года на левостороннее движение, что привело к перестановке органов управления всех автомобилей с правой стороны на левую.

Легкие армейские многоцелевые автомобили Чехословакии

Основоположниками небольшого семейства чехословацких специальных многоцелевых и штабных автомобилей считаются первые конструкции легковых машин “Татра”, создававшихся в 1920-е годы известным конструктором Гансом Ледвинкой (Hans Ledwinka), одним из пионеров мирового автомобилестроения. Именно в них он впервые заложил все свои базовые конструктивные принципы, сохраняющиеся буквально до наших дней. Первым воплощением его оригинальных идей весной 1923 года стала простая легковая машина “Татра-11” (Т11), за которой потянулась длинная череда гражданских … Читать дальше

Армейские грузовые автомобили Чехословакии

Чехословакия всегда славилась своими грузовыми автомобилями, представлявшими весьма оригинальные конструкции и отличавшиеся мощными бензиновыми или дизельными двигателями, надежностью и высокой проходимостью. Первые чехословацкие армейские грузовики появились в начале 1930-х годов и предназначались только для нужд собственных вооруженных сил. Лишь к середине десятилетия, когда в соседней Германии началась бурная милитаризация, все чехословацкие заводы стали активно проектировать и выпускать собственные военные грузовые машины. В отличие … Читать дальше

Колесные артиллерийские тягачи Чехословакии

В принципе все средние и тяжелые чехословацкие грузовики были приспособлены для буксировки пушек разного калибра. Создание специальных мощных трехосных тягачей проводилось с середины 1920-х годов параллельно с разработками первых армейских грузовиков. Все они выпускались лишь до 1939 года, а в военные времена завод стал единственным в мире изготовителем уникального колесного тягача RSO, выполненного на шасси гусеничной машины. Тягач Татра-25 (1926-1934 гг.) Первый чехословацкий трехосный артиллерийский тягач “Татра-25” создавался … Читать дальше

Источник: http://VoenTeh.com/voennye-avtomobili/chehoslovakiya.html

Марки и модели чешских автомобилей

Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

Если у людей на улице спросить, что у них ассоциируется с Чехией, многие ответят – прекрасная, полная романтики Прага с Карловым мостом и мощёными узкими улочками, украшенными цветами. Но истинные ценители автомобилей (чешских в том числе) знают, что это – Skoda Auto.

Автоконцерн выпускает машины с высокими техническими характеристиками, которые занимают не последние позиции в рейтинге популярных транспортных средств в мире. Но также есть и другие чешские автомобильные бренды, выделяющиеся некоторыми особенностями и имеющие интересные истории создания и развития.

Почему же большинству жителей нашей страны известно только про «Шкоду»?

Список марок чешских автомобилей

Skoda Auto является крупнейшим производителем автомобилей. Модели, выпускаемые концерном, славятся по всему миру благодаря своей надёжности, долговечности, хорошей управляемости и относительно низкой стоимости.

Именно благодаря идеальному соотношению цены и качества «Шкода» заработала свою популярность и на протяжении длительного времени является одной из любимых марок в России. Но Skoda Auto не единственный автомобильный бренд в Чехии.

Также страна выпускает машины под следующими марками, менее известными в нашей стране:

Skoda – самые популярные чешские автомобили

Так уж вышло, что именно «Шкода» стала фаворитом для отечественных автолюбителей. Компания является крупнейшей в Чехии, созданной непосредственно на территории республики, и настоящей гордостью страны.

Skoda Auto является «дочерью» основанной в 1895 году компании Laurin & Klement, которая спустя всего 30 лет своего существования стала гигантом машиностроения.

С 1930 года называлась Akciova Spolecnost pro Automobilovy Prumysl, а в период Второй мировой войны являлась частью нацистской автопромышленной компании Herman Goring.

После окончания войны стала независимым предприятием под названием Auto Racing, и только к 1990 году вернула своё прежнее название – Skoda.

И без того обладающие хорошим качеством, чешские автомобили этого бренда стали ещё лучше в 1991 году, когда компания была выкуплена VW Group и стала четвёртой маркой в составе концерна «Фольксваген» (наряду с Volkswagen, Seat и Audi). Именно после слияния предприятий и модернизации технологии производства автомобили бренда «Шкода» стали ещё популярнее в области машиностроения и значительно известнее на мировом уровне.

Skoda выпускает автомобили следующих марок:

  1. Superb.
  2. Rapid.
  3. Yeti.
  4. Octavia.
  5. Kodiaq.
  6. Fabia.

Avia

Чешские автомобили бренда Avia начали выпускать в 1967 году. Наибольшей популярностью пользовались в странах СНГ. Это были грузовые авто с интересной формой, демонстрирующей уникальность бренда.

Название, которое больше ассоциируется с самолётами, оправдано – компания была основана в 1919 году как авиационная мастерская. Спустя 12 лет из пригорода Праги была перенесена в Лентяны.

Там уже после завершения Второй мировой войны компания специализировалась на сборке грузовиков «Шкода-706R». Кроме этого, на их базе создавались автобусы.

В 1952 году марка чешского автомобиля Avia возобновила сборку самолётов. Среди них были и советские «ИЛ-14». Но производство было недолгим – спустя 7 лет выпуск прекратился.

Сначала в мастерскую переводили грузовики S5T и V3S, выпускаемые автозаводом «Прага», а в 1967 году между Avia и Saviem был заключён договор, по которому первые получили право собирать базовые модели лёгких развозных автомобилей – SG2 и SG4.

С 2006 года компания называется Avia Ashok Leyland Motors и входит в состав холдинга Induja. Специализируется на производстве грузовых автомобилей среднего класса с полной массой от 6 до 12 тонн.

Kaipan

Компания основана в 1991 году, но первая модель чешского легкового автомобиля была представлена лишь в 1997-м. Это небольшое предприятие, специализирующееся на производстве родстеров (двухместных спортивных автомобилей без крыши).

Целью создания компании Kaipan была необходимость расширить чешский авторынок, пополнив его редкими спортивными машинами. Первая модель производилась на базе Lotus 7.

Впрочем, каждая последующая тоже имеет сходства с этим брендом, однако у Kaipan несколько иная концепция.

Praga

Автомобильный бренд основан в далёком 1907 году. До 2016 года компания специализировалась на производстве грузовой и военной техники. Сейчас же Praga сменила направление, выпустив в свет свой первый легковой автомобиль. Да не абы какой, а суперкар R1R, фото которого можно видеть выше.

Tatra

Данный автопроизводитель является одним из старейших в республике (основан в 1850 году) и по популярности уступает только «Шкоде». Чешские автомобили марки Tatra тоже хорошо известны в России.

В середине 1980-х годов компания экспортировала полноприводные грузовики, причём хорошими объёмами.

Но частая смена владельцев и разного рода преобразования послужили снижению популярности «Татры» на российском рынке.

История компании начиналась с мастерской по изготовлению экипажей, «отцом» которой был Игнац Шустала. Уже через 10 лет фирма имела филиалы не только на территории Чехии, но и за её пределами: Берлин, Вена, Киев, Вроцлав и Черновцы. Так, в 1882 году мастерская превратилась с успешную фабрику под названием Nesseldorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft.

В 1897 году была выпущена первая самоходная коляска «Президент». За ней последовало много других автомобилей, в том числе первый грузовик. С 1921 года компания носит название Tatra.

До 1971 завод выпускал и тяжёлые грузовики, и легковые автомобили, а потом отказался от второго типа транспортных средств, сосредоточившись исключительно на производстве крупной техники. И, стоит отметить, компания очень хорошо преуспела в этом направлении.

Грузовики Tatra известны в мире благодаря своей надёжности, отличной проходимости и хорошим эксплуатационным качествам, в частности, способности работать в суровых климатических условиях.

Сегодня на территории Чехии есть несколько автомобильных музеев, экспозиции которых содержат редкие машины, позволяя людям буквально прикоснуться к истории создания и развития автопромышленности.

Источник: http://fb.ru/article/350248/marki-i-modeli-cheshskih-avtomobiley

Чехия в первой половине XX века

Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

Первая мировая война имела крайне тяжёлые последствия для Австро-Венгрии. В сентябре 1915 года в Париже был создан Чешский заграничный комитет во главе с Томашем Гарригом Масариком, позднее переименованный в Чехословацкий национальный совет.

Он придерживался антигабсбургских позиций и выступал за победу Антанты, формировал чехословацкие легионы за границей. Заграничное движение сопротивления получило поддержку в чешском обществе.

Летом 1918 года в Праге возник Национальный комитет, провозгласивший 28 октября независимость Чехословакии.

30 октября Словацкий национальный совет принял Мартинскую декларацию о вхождении Словакии в единое чехословацкое государство. Позднее в состав Чехословацкой Республики была включена Подкарпатская Русь (Закарпатская Украина). Масарик стал первым президентом, а Карел Крамарж — первым премьером.

Границы Чехословакии были установлены Версальским (1919 год), Сен-Жерменским (1919 год) и Трианонским (1920 год) мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией.

Чехословакия стала государством, в котором проживали различные этнические меньшинства, наиболее крупным из которых были немцы.

Конституция, принятая в феврале 1920 года, определила Чехословакию как демократическую республику, возглавляемую выбираемым в парламенте президентом. Законодательными правами наделялось Национальное собрание, исполнительными — президент и кабинет министров, судебная власть признавалась независимой.

Конституция во многом повторяла положения, типичные для конституций США и Франции, подчёркивала значимость основных политических прав граждан, особая глава посвящалась защите национальных и религиозных меньшинств. Закон о языке признавал официальным языком «чехословацкий» (то есть чешский язык в чешских землях и словацкий — в Словакии) .

В основе концепции чехословацкого государства лежала идея «чехословакизма» — единого «чехословацкого» народа.

Чехословакия унаследовала значительную часть индустриальных мощностей Габсбургской империи. Большая их часть была сконцентрирована в чешских землях.

Помимо традиционных текстильной, стекольной, сахарной промышленности, весьма развиты были машиностроение, электротехническая, угледобывающая, обувная и пищевая промышленность. Сельское хозяйство с большой долей кооперации отличалось высокой производительностью.

По ряду показателей республика входила в десятку наиболее развитых индустриальных стран. Однако уровень экономического и культурного развития различных частей страны весьма различался.

В 1920–1930-х годах Чехословакия тесно сотрудничала с Францией, Великобританией и Лигой Наций, входила в состав так наз. Малой Антанты (союз с Румынией и Югославией) . В 1924 году подписан договор о союзе и дружбе между Чехословакией и Францией.

В 1935 году Чехословакия, следуя примеру Франции, подписала договор о взаимной помощи с СССР, направленный на сдерживание нацистской Германии. В 1935 году в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья президент Масарик оставил свой пост, уступив его министру иностранных дел Чехословакии Эдварду Бенешу.

Экономический кризис начала 1930-х годов вызвал радикализацию общества и рост национализма. Немцы, проживавшие в Судетской области, объединились в Судето-немецкую партию Конрада Генлейна и под влиянием нацистской пропаганды проявляли всё большее недовольство.

В феврале 1938 года Адольф Гитлер объявил, что Третий рейх является «защитником всех немцев, являющихся подданными другого государства». 14 апреля 1938 года Генлейн выдвинул так называемое Карловарские требования, настаивая на полной автономии для Судетской области и самоуправлении для проживающих в Чехословакии немцев.

Вопрос о Судетской области обострился в мае 1938 года Германия усилила дипломатический нажим на чехословацкое правительство. Великобритания и Франция стремились разрешить конфликт дипломатическим путём и сделать все возможное, чтобы предотвратить войну или выиграть время для формирования антигитлеровской коалиции и подготовки к войне.

В Чехословакию была направлена британская миссия во главе с лордом Рансименом в качестве посредника между судетскими немцами и правительством в Праге. В ситуации, когда Великобритания и Франция фактически оказались неспособны гарантировать безопасность Чехословакии, Бенеш под нажимом Рансимена сделал ряд уступок.

Однако Генлейна не устраивала частичная реализация его программы, и он прервал переговоры. 1

2 сентября 1938 года Гитлер выступил с официальным заявлением о поддержке требований судетских немцев. Британский премьер-министр Невилл Чемберлен на встрече с Гитлером согласился на передачу Германии всех чешских территорий, население которых на 50 % состояло из немцев.

21 сентября 1938 года Бенеш, опасаясь, что западные державы откажутся предоставить помощь Чехословакии, если она не уступит требованиям Германии, пошёл на соглашение с Гитлером, что вызвало всеобщую политическую забастовку в стране и правительственный кризис.

Окончательно соглашение, легитимизировавшее аннексию Германией Судетской области, было подписано на конференции четырёх держав (Германии, Италии, Франции и Великобритании) в Мюнхене 29–30 сентября 1938 года.

В октябре 1938 года Германией были отторгнуты приграничные районы Чехословакии (Судетская область). После этого свои претензии на чехословацкие территории предъявили Польша и Венгрия.

Польша требовала передачи ей спорной части Тешинской области, а Венгрия — южных районов Словакии и части Подкарпатской Руси. И те, и другие требования были удовлетворены.

В результате Чехословакия потеряла территорию с населением 4,8 миллиона человек, из которых 24 % составляли чехи и словаки.

←   Назад  |   Чехия в первой половине XX века   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 7

Название:Жизнь вулкана
Автор:К. Г. Стафеев
Издатель:Просвещение
Серия:Мир знаний
Год:1982
Формат:84×108/32
Количество страниц:128
Цена:100 руб.
Описание:Книга содержит современные сведения о вулканической деятельности Земли. Она расширяет знания учащихся в области химии природных процессов, происходящих на нашей планете при вулканических извержениях. В ней рассказывается о зависимости типов вулканических извержений от химического состава пород, приводятся данные о составе вулканических продуктов в зависимости от их агрегатного состояния. Рассмотрены петрохимические типы пород, сообщено о содержании различных элементов в вулканических газах и жидкостях, показана связь ряда месторождений полезных ископаемых с вулканическими породами разного химизма.
Заказать, либо купить книгу

По Уссурийскому краю
Книга представляет собой научно-художественное произведение, в основу которой …

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1855.html

История и наши дни автомобилестроения Чехии

Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

Марки немецких, японских, английских и американских автомобилей сегодня у всех на слуху. Реже вспоминаются марки и модели машин, выпускаемых во Франции и Италии.

Однако производят автомобили не только в этих странах. Многие не столь заметные на мировой арене страны тоже имеют свои автомобильные производства с достаточно давней историей.

О том, какие существуют марки и модели чешских автомобилей, постараемся узнать больше.

Производство автомобилей в Чехии

В 1815 году Йозеф Божек представил чешской публике свой паромобиль, являвшийся самоходным экипажем. Собственно, это был один из самых первых автомобилей в мире и первый на территории Чехии. Именно с момента его создания и следует вести отсчет истории автомобильной промышленности страны.

Следует отметить, что Чехия всегда славилась высококлассными инженерами и механиками, поэтому вовсе не случайно автомобильная промышленность составляла и составляет основу ее экономики.

Накануне Второй мировой войны чешские автопроизводители наладили массовый выпуск автомобилей, однако из-за войны он сильно уменьшился, хотя полностью не прекратился. Впоследствии, в послевоенный период, это позволило заметно расширить производство.

В результате незадолго до распада в Чехословакии выпускалось около 250 тысяч различных видов транспортных средств в год. В частности, троллейбусы и автомобили выпускала компания “Шкода”, довольно известны были автобусы Karosa, грузовики и трамваи “Татра”, а также небольшие грузовики марки “Авиа”.

Огромной популярностью пользовался чешский мотоцикл Ява. Не меньший спрос был и на мотоциклы марки CZ.

После распада Чехословакии большая часть автомобильного производства осталась на территории Чехии. Чешское государство получило крупные инвестиции от западных и дальневосточных инвесторов для развития именно этой отрасли.

Поэтому сегодня в Чехии производятся автомобили не только местных брендов, но и всемирно известных компаний, таких как Hyundai, Citroën, Peugeot, Toyota. А наиболее известный чешский производитель Skoda с 2000 года входит в состав концерна “Фольксваген”.

В результате чешские автопроизводители получили доступ к последним инновациям и способны производить машины, конкурентоспособные на международном рынке.

В 2019 году автомобильная промышленность Чехии занимает шестое место в Европе и шестнадцатое место в мировом рейтинге. Ежегодно здесь производится порядка 1,2 – 1,4 млн автомобилей, которые продаются практически по всему миру.

Наиболее известные автомобильные бренды Чехии

Несомненно, самым известным в России чешским брендом является Skoda. Автомобили этой марки, не уступающие по качеству машинам материнской компании “Фольксваген”, но имеющие более низкую цену, можно часто увидеть на дорогах нашей страны. Однако есть и другие марки чешских машин, которые тоже достаточно хорошо известны в мире. В их числе:

  • грузовые марки: Tatra и Avia.
  • легковые бренды: Praga и Kaipan.

Бренд Tatra

История компании началась с изготовления конных экипажей. Следует отметить, что мастерская процветала и даже имела филиалы за пределами страны, в частности, в Киеве.

Первый самоходный экипаж был собран в мастерской в 1897 году. А в 1921 году компания стала называться “Татра”. Изначально модельный ряд компании включал как грузовые, так и легковые машины, однако в 1971 году было принято решение сосредоточиться только на грузовиках.

Чешский грузовик с полным приводом Tatra был хорошо известен в Советском Союзе и других странах Восточной Европы.

Однако распад социалистического лагеря и частая смена хозяев компании привели к некоторому падению популярности этого бренда в России.

Тем не менее татры по сей день широко известны в мире своей неприхотливостью, высокой проходимостью и способностью работать даже в сложных климатических условиях.

Легковые модели “Татры” тоже встречаются – правда, теперь, в основном, в чешских музеях.

Бренд Avia

Небольшие среднетоннажные грузовики Авиа тоже были хорошо известны в СССР. На шасси этих грузовиков изготавливались также и одноименные автобусы, которые тоже поставлялись в нашу страну. Отличительной особенностью грузовиков этой марки являлась форма их кабины, чем-то напоминающая об авиации.

Заметим, что история компании действительно начиналась с авиации. В 1919 году в пригороде Праги была создана авиамастерская, которую в 1931 году перенесли в Лентяны. После Второй мировой войны на базе мастерской начался сбор грузовиков “Татра”.

С 1952 по 1959 год компания пыталась вернуться в авиацию и действительно собирала самолеты. Однако позже это производство свернули и начали собирать грузовики концерна “Прага”. Ну а первый Avia увидел свет в 1967 году.

В настоящее время компания производит грузовики, имеющие полную массу от 6 до 12 тонн.

Бренд Praga

Концерн “Прага” был основан в 1907 году и более ста лет специализировался на производстве грузовых автомобилей, вооружения и военной техники, поэтому его продукция была известна, в основном, специалистам этой узкопрофессиональной сферы. Однако в 2016 году автозавод резко изменил профиль своей деятельности и начал выпуск суперкаров.

Единственная предъявленная публике модель R1R по своему внешнему виду напоминает настоящий гоночный болид и имеет вполне достойные технические показатели для того, чтобы считаться суперкаром. Углепластиковый корпус авто весит 670 кг и обеспечивает 575 лошадиных сил на одну тонну веса машины. Стоимость авто порядка 170 тысяч евро.

Бренд Kaipan

Машины бренда “Кайпан” появились на рынке сравнительно недавно. Сама компания была создана в 1991 году, но представить первый автомобиль ей удалось только в 1997-м.

Фирма специализируется на выпуске родстеров – так называют двухместные автомобили с открытым верхом. Такие машины очень популярны среди лиц, имеющих доход выше среднего.

Первая модель была создана на базе Lotus 7, что явно указывает на стремление закрепиться в верхнем ценовом сегменте. Остальные модели тоже похожи на Lotus, но имеют свой фирменный стиль, выделяющий бренд среди прочих. Машины производятся на заказ с предоплатой 66%. Базовая цена автомобиля – 49 367 евро.

Бренд Skoda

“Шкода”, несомненно, самый известный в мире чешский бренд. Компания является национальной гордостью Чехии, будучи крупнейшим предприятием, созданным именно в этой стране в далеком 1895 году как дочерняя компания Laurin & Klement. После этого компания неоднократно меняла имена, а в годы Второй мировой войны даже входила в оборонные структуры Германии.

Название “Шкода” вновь стало брендом компании в 1990 году. С 2000 года фирма вошла в состав “Фольксваген Групп” и теперь выпускает высококачественные, но сравнительно недорогие автомобили, пользующиеся популярностью в мире.

Модельный ряд легковых автомобилей компании, продающихся в России, в настоящее время представлен следующими авто:

  • SKODA RAPID;
  • SKODA OCTAVIA;
  • SKODA YETI;
  • SKODA KODIAQ – эта модель позиционируется как внедорожник и обладает всеми качествами, присущими кроссоверу. То есть она способна прекрасно передвигаться по дорогам, пребывающим в различном состоянии, однако для перемещения по бездорожью этот автомобиль все же не подходит. Впрочем, как и большинство иных, не чешских, кроссоверов.
  • SKODA SUPERB.

Достаточно популярная среди российских автомобилистов модель Skoda Fabia в настоящее время не продается.

Вы сможете больше узнать о компании и ее автомобилях, посетив официальный сайт Skoda в России, пройдя по ссылке.

Как приобрести или взять в аренду машину в Чехии

Чехия – одна из наиболее высокоразвитых стран Восточной Европы, поэтому здесь представлены не только автомобили, произведенные в этой стране, но и модели ведущих мировых брендов. Официальные дилеры всех известных марок автомобилей широко представлены в Чехии – вы сможете найти автосалон в Праге любого интересующего вас бренда.

Причем, если владельцы автосалона признают в вас настоящего покупателя, возможен даже тест-драйв заинтересовавшего вас автомобиля.

Однако большинству наших соотечественников более интересны машины с пробегом. Разумеется, в Чехии имеются все возможности для покупки автомобилей на вторичном рынке: существуют авторынки, есть множество сайтов по продаже машин.

Если вы прибыли в Чехию и не хотите расстаться с привычкой передвигаться повсюду на автомобиле, никаких проблем с арендой машины в этой стране у вас не возникнет. На чешском рынке работают все ведущие мировые операторы проката авто. Действует и ряд местных компаний. Постепенно развивается сравнительно новая услуга каршеринга – сдачи авто в аренду на короткий срок с поминутной оплатой.

В заключение

Автопромышленность в Чехии развита очень хорошо. Страна производит как собственные бренды авто, так и осуществляет сборку автомобилей других известных марок. Самым известным чешским автомобилем является Шкода – именно под этой маркой выпускаются сравнительно недорогие высококачественные легковые авто.

Однако появились и новые компании – “Прага” и “Кайпан”, которые производят суперкары и родстеры под одноименными марками. К сожалению, незаслуженно забыты в России чешские грузовики “Татра” и “Авиа”. Однако обе автомобильные компании успешно производят их до сих пор.

Источник: https://zagranportal.ru/chehiya/transport-chehiya/marki-i-modeli-avtomobilej-chexii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.