Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Содержание

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели неказистый внедорожник ЛуАЗ-969.

Но мало кто знает, что этот простейший вездеход для сельской местности изначально базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ.

А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, создавший первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.

ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)

С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967, внешность которых изменялась затем почти каждый год.

По основным агрегатам и узлам новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные верхнеклапанные моторы V4 воздушного охлаждения и механизм блокировки дифференциала в заднем приводе.

 

Транспортер ЗАЗ-967 с мотором V4 мощностью 22,5 л. с. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Машины образца 1962 – 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.

 

Спереди видны центральное положение руля и передняя лебедка

 

Грузовая платформа амфибии ЗАЗ-967 с поднятыми трапами-мостками

ЗАЗ-967 в сцепе с простым одноосным грузовым прицепом. 1963 год (из архива В. Куранова)

Образцы 1964–1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой всё больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий снабжали мотором МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. с.

, синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработки и испытания продолжались до ноября 1965 года.

По их результатам появились 27-сильные прототипы, ставшие основой серийного варианта ЛуАЗ-967.

 

Модернизированный вариант ЗАЗ-967 с суженным капотом. 1964 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Транспортер ЗАЗ-967 в сцепе с тентованным санитарным прицепом (из архива В. Куранова)

 

Зимние испытания доработанного автомобиля ЗАЗ-967. 1965 год (из архива 21 НИИЦ)

 

На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от двигателя посредством двух клиновидных ремней.

На машинах ЗАЗ-967 впервые были опробованы три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу за водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.

 

Модернизированный 27-сильный транспортер ЗАЗ-967. 1967 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Управление машиной ЗАЗ-967 из положения лежа на полу кузова (из архива В. Куранова)

 

ЛуАЗ-967 (1968 – 1971 гг.)

В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, специализировавшийся на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967.

Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытной доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.

Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой доработанный вариант ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой коробкой передач и водооткачивающим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесенный на переднюю облицовку глушитель в решетчатом кожухе.

 

Первый доработанный образец плавающего транспортера ЛуАЗ-967

 

Предсерийный транспортер ЛуАЗ-967 с 27-сильным мотором V4. 1968 год (из архива А. Малюкова)

 

Плавающий автомобиль ЛуАЗ-967 в Советской армии. 1969 год (из архива автора)

 

Водитель в лежачем положении транспортирует одного раненого (из проспекта ЛуАЗа)

 

Погрузка на минитранспортер ЛуАЗ-967 двух раненых на носилках

 

С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения.

Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охранения и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования.

В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти добрые намерения так и не вышли из стадии смелых экспериментов.

 

Транспортер ЛуАЗ-967 со станковым гранатометом АГС-17М. 1969 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Пробная установка на ТПК противотанкового ракетного комплекса

 

Применение ЛуАЗ-967 в качестве носителя легкого безоткатного орудия

 

ЛуАЗ-967М (1972 – 1991 гг.)

В 1972-м путем незначительной модернизации ЛуАЗа-967 в Луцке наладили сборку варианта ЛуАЗ-967М. Его серийное производство удалось развернуть через три года. Мощность машины возросла до 37 л. с.

, что привело к изменениям и усилениям агрегатов трансмиссии, шасси и применению расширенных шин.

Другими новинками стали двухконтурная гидравлическая тормозная система и электрооборудование, унифицированные с автомобилями «Москвич» и УАЗ соответственно.

 

Модернизированный 37-сильный ЛуАЗ-967М с мотором V4. 1975 год (фото Е. Смирнова)

 

Вид сзади на плавающий транспортер ТПК Народной армии ГДР (фото R.Kunkel)

 

ТПК с приподнятым брезентовым тентовым полотнищем. 1981 год (из архива автора)

     

Внешне ЛуАЗ-967М отличался передней панелью кузова с двумя фарами и глушителем, с 1981 года его комплектовали упрощенными съемными тентами-полотнищами. На последних выпусках упразднили лебедку, а задний борт сделали неоткидным. На шоссе ТПК развивал скорость 75 км/ч, на плаву — 3–4 км/ч, запаса топлива хватало на 40 минут движения на воде.

 

Применение трапов-мостков на пересеченной местности (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

 

Испытания санитарной машины ЛуАЗ-967М на плаву (кинокадр)

     

В начале 1980-х был разработан транспортный или патрульный вариант ЛуАЗ-967МП, представлявший собой мини-джип, вместо носилок снабженный радиостанцией или легким вооружением.

Внешне он отличался наличием переднего бампера, широкими зеркалами заднего вида, защитными фартуками по бокам передних сидений, новым объемным тентом с боковинами и отсутствием возимых мостков. Все эти исполнения тоже остались в опытных образцах.

До 1991 года было собрано около 20 тыс. автомобилей серии ТПК, в большинстве — модели ЛуАЗ-967М.

 

Патрульно-штабной ТПК ЛуАЗ-967МП с объемным тентом. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Установка на ТПК 30-мм гранатомета АГС-17М с боекомплектом (из архива 21 НИИЦ)

     

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)

В начале 1980-х годов в Луцке собрали пробные образцы трехосного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 с равномерно разнесенными ведущими мостами, которому присвоили военный код «Геолог». Конструктивно от серийного ЛуАЗа-967М он отличался удлиненным кузовом и дополнительной средней парой управляемых и ведущих колес, идентичных передним.

Формально автомобиль оставался санитарным ТПК, а фактически представлял собой легкий транспортер вооружения. Его идея возникла в процессе создания двухосных ТПК с системами вооружения, которые планировалось использовать для скрытной доставки боевого расчета с носимым зенитно-ракетным комплексом «Игла».

После испытаний ЛуАЗ-972 получил рекомендации по существенной доработке.

 

Опытный трехосный плавающий транспортер ЛуАЗ-972. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Военные испытания транспортера ЛуАЗ-972 в 21 НИИИ. 1984 год

 

Легкая трехосная машина в процессе преодолевания глубокого рва

 

Сравнительные испытания автомобилей ЛуАЗ-972 и ЛуАЗ-967 (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

В 1990 году вариант с модернизированными агрегатами и новым водоизмещающим кузовом был переименован в ЛуАЗ-1901, сохранив шифр «Геолог». К его конструктивным особенностям относились рядный трехцилиндровый дизель мощностью 48–51 л. с.

, гидропневматическая подвеска от легковой модели ЛуАЗ-1301 и самоблокирующиеся дифференциалы всех мостов. В остроносом герметичном кузове без дверей помещалось четыре откидных сиденья, расположенных в шахматном порядке, или более тяжелое оснащение.

До развала СССР автомобиль успел пройти испытания, но вскоре работы по нему были закрыты.

 

Трехосный тентованный ТПК ЛуАЗ-1901 для испытаний в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)

 

Единственный сохранившийся ЛуАЗ-1901 в Рязанском военном автомузее (фото М. Шелепенкова)

 

В новых рыночных реалиях ни военные, ни гражданские ЛуАЗы выжить не смогли. В 1990-е предпринималось несколько попыток их реанимирования, но все они остались тщетными.

Источник →

Источник: https://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/11512990/

ЛуАЗ-967 — транспортер переднего края (ТПК)

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа
ЛуАЗ-967

ЛуАЗ-967 — ТПК (транспортер переднего края), производимый в течение пятнадцати лет на Луцком автозаводе. Это полноприводный вездеход, главной особенностью которого является возможность плавать.

Он имеет малую грузоподъемность, но в качестве техники для выполнения определенных целей вполне неплох. На базе 967 модели впоследствии были созданы 969, 969М и 1302.

Автомобиль до сих пор можно найти в свободной продаже и некоторые охотники и рыбаки предпочитают его более тяжеловесным ГАЗ-69, УАЗ и прочим внедорожникам.

ЛуАЗ-967 — история создания водоплавающего вездехода

ЛуАЗ-967

В конце 50-х стране понадобился легкий внедорожник, который будет иметь малую грузоподъемность в угоду повышенной проходимости.

Также стояла задача разработать такой автомобиль, который сможет переплывать броды, реки, небольшие ставки и озера.

Считается, что толчком к развитию внедорожной мысли в этом напралении послужила Корейская война 49-53х годов. СССР принимал в ней активное участие, поставляя боевую технику на фронт.

Именно тогда стало ясно, что в тех условиях ГАЗ-69, достаточно габаритный автомобиль, не мог нормально выполнять простейшие функции — перевозить раненных, доставлять боеприпасы, эвакуировать личный состав и заниматься разведкой. Проезжая по полю с воронками газик часто садился на мосты и его приходилось сдергивать, тратя драгоценное время, чтобы через несколько десятков метров опять посадить.

ЛуАЗ-967

После окончания Корейской войны военные попросили конструкторов своего времени разработать более легкий, универсальный автомобиль с малым весом. Среди требований, предъявляемых к новому автомобилю, было умение плавать

ЛуАЗ-967

Разработку тестового водоплавающего автомобиля начали в НАМИ, руководил проектом Б.М. Фиттерман и первый внедорожник представили уже в 1958 году. Назывался этот прототип — Огонёк или НАМИ-049.

У него был кузов из стеклопластика, а также 2-тактный мотор МД-65 малой мощности в 22 л.с.

И этот первый образец вышел не особо удачным — при сбросе с парашютом кузов не выдерживал удара о землю, а мотор был достаточно слабеньким и не позволял реализовать необходимое военным.

ЛуАЗ-967 — объемный кузов со складными сидениями (прятались полностью в пол)

Второй образец делали со специалистами из Запорожья. Это был НАМИ-049А, на которого ставили мотор чуть более мощный — МеМЗ 969 на 30 л.с (разработан на основе двигателя BMW-600).

Кузов сделали из стали, у автомобиля также была мощная рама. Для облегчения веса было принято решение сделать внедорожник переднеприводным, с подключаемым задним мостом (это позволило убрать задний дифференциал).

Торсионы из простых пластин сделали кованными, поэтому приземления после десантирования на парашюте внедорожник ЛуМЗ выдерживал.

ЛуАЗ-967

Нужно сказать, что параллельно делалась как водоплавающая, так и простая версия автомобиля. После тестов военные решили отдать предпочтение второму варианту — корпус был непроницаем для воды, поэтому запас плавучести стал достаточно хорошим. Скорость за счет динамики колес можно было набирать до 3км/ч.

ЛуАЗ-967 — учения по перевозке раненных

Для того, чтобы на автомобиле можно было транспортировать раненных, водительское кресло располагалось посередине. Прямо за водителем было место санитара, тоже посередине, спиной к водителю. По бокам кузова было место для носилок с раненными. Для облегчения конструкции верх джипа сделали съемным, брезентовым.

ЛуАЗ-967 — водитель мог складывать рулевую колонку и управлять автомобилем под обстрелом лежа (был и специальный ручной дроссель).

Интересно отметить и про дизайн автомобиля — на него сильно повлиял австрийский Gafinger AP-700. Машина, которая получилась в итоге у наших конструкторов, получила название ЛуМЗ-967. Поставили её в серийное производство с 1961-го года.

ЛуАЗ-967 — технические характеристики и особенности

ЛуАЗ-967 не только хорошо плавал, но и бодро преодолевал грязевые преграды

Маленький легкий внедорожник был предназначен для использования на фронте, на самом переднем крае ведения боевых действий (отсюда и маркировка ТПК — транспортер переднего края).

Его снаряженная масса составляла всего 950 килограммов, а полная — 1.350 килограммов. Клиренс был 285мм, а высота (учитывая поднятое ветровое стекло) — 1580мм. Двигатель серийно ставили МеМЗ 967А, он обеспечивал мощность в 37 л.с.

Внедорожник мог буксировать прицепы массой до 300 килограммов.

ЛуАЗ-967

Ведущим мостом является передний — на нём рекомендуется ездить по дорогам с хорошим покрытием. При этом, можно развивать скорость до 75км/ч! Задний мост подключался вручную для повышения проходимости на сложных участках. ЛуАЗ 967 комплектовался и понижающей передачей, а в более поздних версиях — блокировкой дифференциала заднего моста.

ЛуАЗ-967 — ручки переключения между ног у водителя, складное рулевое колесо.

Учитывая, что автомобиль предназначен для преодоления в том числе и водных препятствий, к нему с завода шли оригинальные металлические трапы, позволяющие забраться на неподготовленный для этого дела берег.

ЛуАЗ-967 — с боков кузова крепились металлические трапы

В отличие от многих других внедорожник, ЛуАЗ-967 хорошо преодолевал даже очень крутые подъемы до 58%! Кроме того, автомобиль комплектовался лебедкой — она разрабатывалась исходя из тех соображений, что спрятанный в укрытии внедорожник мог бы подтягивать к себе раненных на поле боя, боеприпасы и другие объекты. Изначально ставилась лебедка с усилием 150-200 кгс, а длина троса составляла солидные 100 метров.

ЛуАЗ-967 — панель приборов

Стоит отметить, что на базе этого водоплавающего внедорожника были сделаны такие легендарные в своём роде автомобили, как ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М и ЛуАЗ-1302. И это не считая большого количества сделанных модификаций.

Источник: http://azov-off-road.com.ua/luaz-967-transporter-perednego-kraya-tpk/

«Боевые Запорожцы» и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели неказистый внедорожник ЛуАЗ-969.

Но мало кто знает, что этот простейший вездеход для сельской местности изначально базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ.

А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, создавший первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.

ЗАЗ-967 (1962 — 1967 гг.)

С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967, внешность которых изменялась затем почти каждый год.

 По основным агрегатам и узлам новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные верхнеклапанные моторы V4 воздушного охлаждения и механизм блокировки дифференциала в заднем приводе.Машины образца 1962 — 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.

Образцы 1964–1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой всё больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий снабжали мотором МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. с.

, синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработки и испытания продолжались до ноября 1965 года.

По их результатам появились 27-сильные прототипы, ставшие основой серийного варианта ЛуАЗ-967.

На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от двигателя посредством двух клиновидных ремней.

На машинах ЗАЗ-967 впервые были опробованы три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу за водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.

ЛуАЗ-967 (1968 — 1971 гг.)

В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, специализировавшийся на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967.

Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытной доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.

Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой доработанный вариант ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой коробкой передач и водооткачивающим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесенный на переднюю облицовку глушитель в решетчатом кожухе.

С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения.

Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охранения и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования.

В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти добрые намерения так и не вышли из стадии смелых экспериментов.

источник

Источник: https://pronews.com.ua/auto/6696

Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса. Основой их арсенала были в основном крупные, мощные и тяжелые специальные многоосные автомобили для ракетных комплексов, удивлявшие советских людей и иностранных атташе на ежегодных парадах на Красной площади.

Оних мы уже много писали, и в дальнейшем предложим вам очередные статьи на эту тему. А здесь отвлечемся от гигантомании и попробуем привлечь ваше внимание самыми маленькими военными автомобилями Советской армии — специальными машинами-карликами, не отличавшимися эффектной внешностью и техническими достижениями, но строго и незаметно выполнявшими свои важные обязанности.

Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7

Москвич-400/401 АПА-7 (1957–1965 гг.)

Как только отгремели залпы Великой Отечественной войны на Московском заводе малолитражных автомобилей начался серийный выпуск первого советского легкового автомобиля малого класса Москвич-400 с 23-сильным мотором. За ним последовал 26-сильный Москвич-401. Им соответствовали два шасси 400-420К и 421-420К для монтажа специальных кузовов.

Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования

В военном отношении об этих сугубо гражданских машинах можно было бы и не вспоминать, хотя уже в начале 1950-х первый Москвич негласно прошел полный цикл военных испытаний.

В последующие годы на Москвичах монтировали оборудование легкого аэродромного пускового агрегата АПА-7 для электростартерного запуска авиамоторов небольших гражданских и военных самолетов.

Аккумуляторы, кабели для подключения к бортовой электросистеме самолета и устройство для их подзарядки помещались в специальном цельнометаллическом кузове трапецеидальной формы c откидными задней и боковыми панелями. Для освещения рабочей площадки служила задняя фара. Таких машин собрали порядка 1000 единиц.

Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401

Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР

С начала 1960-х Запорожский автозавод «Коммунар» (ЗАЗ) в обстановке секретности проводил обширные и достаточно глубокие разработки по компактным плавающим полноприводным военным транспортерам переднего края (ТПК), о которых мы уже рассказывали.

Транспортер переднего края ЗАЗ-967 в многоцелевой комплектации (из архива В. Куранова)

Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)

Попутно завод занимался организацией массового выпуска полноприводных микролитражных автомобилей Запорожец с моторами воздушного охлаждения, формально рассчитанных на применение в сельском хозяйстве.

Если же взглянуть на эти работы с военной точки зрения, то в их конструкции можно легко обнаружить внешние и технические параллели как с секретными ТПК, так и с зарубежными военными минивездеходами.

Вездеход ЗАЗ-971

В 1962 году первым публичным проявлением военных разработок в Запорожье был компактный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971 (4х4) с утилитарным кузовом. Он базировался на агрегатах серийных Запорожцев и ТПК первой серии, а сведущие люди уже тогда отмечали его поразительное внешнее сходство с легкой австрийской армейской машиной Steyr-Puch Haflinger.

Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971

«Советский Хафлингер» получил задний 27-сильный двигатель V4 воздушного охлаждения, коробку передач с «раздаткой» от ТПК и независимую подвеску. Он мог перевозить четырех человек и 400 кг груза, весил 750 кг и развивал максимальную скорость 70 км/ч. Организовывать серийный выпуск столь непривычной для Советской армии машины военные посчитали нецелесообразным.

Вездеходы ЗАЗ-969/ЛуАЗ-969М

В достаточно благополучной творческий обстановке первой половины 1960-х компактная четырехместная грузопассажирская машина ЗАЗ-969 (4х4) с полезной нагрузкой 250 кг могла бы возглавить всё семейство легких многоцелевых военных автомобилей и даже претендовать на звание Советского джипа.

Ее создавали в Запорожье при участии специалистов НАМИ с использованием шасси опытного ТПК и агрегатов серийной заднемоторной легковушки ЗАЗ-965А.

Автомобиль оборудовали 27-сильным мотором V4, но переднего расположения, отключаемым передним мостом, бортовыми редукторами и простейшим угловатым кузовом с узкими целлулоидными окнами, складными скамейками и съемными фартуками. Машина массой 870 кг достигала скорости 75 км/ч.

Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4

Особый интерес военных к вездеходу ЗАЗ-969 характеризует факт, что, не дожидаясь организации его серийного производства, в период с апреля по ноябрь 1965 года он прошел цикл испытаний на полигоне 21 НИИИ в сравнении с упомянутым 24-сильным вездеходом Steyr-Puch Haflinger. Преимущества австрийской машины были налицо, и впоследствии минивездеходы 969-й серии официально в Советской армии не применялись.

Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)

В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода. Простой и экономичный автомобиль с целевым применением в сельском хозяйстве снабжался новым обтекаемым кузовом, мог доставлять четырех человек и 100 кг грузов и развивал скорость 80 км/ч, но жестким военным требованиям не соответствовал.

Несмотря на это, ЛуАЗ-969М находил применение в частях Советской армии, расквартированных на территории Украинской ССР и в ряде социалистических стран, где выполнял функции разъездных автомобилей и мобильных средств связи.

Палубный тягач 3913

Своеобразной экзотической редкостью в ряду отечественной военной автотехники был практически не известный единственный советский специальный палубный тягач 3913 (4х4). До сих пор он несет службу на тяжелом авианесущем крейсере (авианосце) «Адмирал Кузнецов», которая заключается в буксировке на палубе и в трюмах истребителей и вертолетов новых поколений.

Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)

Эта необычная короткобазная машина была разработана в середине 1980—хв СКБ Львовского завода автопогрузчиков (ЛЗАП)с использованием агрегатовгрузовиков КамАЗ.

Компактный тягач ярко—оранжевого цвета получилнесущий сварной корпус из листовой стали толщиной 15–20 мм, заднеерасположение силового агрегата, центральное место водителя—оператора ичетыре односкатных ведущих и управляемых колеса, а внешне напоминалрядовой внутризаводской вариант. Из четырех построенных машин двепогибли в морской пучине, две другие остаются в работоспособном состоянии.

Самоходная пусковая установка 9П114

Эта малогабаритная самоходная пусковая установка с механическим приводом ведущих колес являлась предшественником сходной машины 9П116 с электрической трансмиссией, о которой мы уже рассказывали.

Секретную авиадесантируемую установку 9П114 (Бр-257), которую с марта 1961 года разрабатывал завод «Баррикады», предполагалось транспортировать в грузовом отсеке вертолета Ми-6 или на внешней подвеске Ми-10.

В тылу противника она должна была съехать на грунт и с выбранного места произвести единственный боевой пуск ракеты тактического комплекса «Луна-М».

Прототип десантируемой вертолетной ракетной установки 9П114 (из архива А. Широкорада)

Колесное шасси представляло собой открытую низкопрофильную тележку с фронтальным местом водителя, приводом передних колес от 45-сильного бензинового мотора Москвич-407, задними управляемыми катками небольшого диаметра, подъемной ракетной направляющей и винтовыми домкратами. Для ускорения обратной погрузки машины в вертолет использовалась механическая лебедка.

Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6

После долгих испытаний в 1965-м построили две модернизированные установки Бр-257-1 с дополнительными отсеками для оборудования и оснащения. Они весили по 7,5 т и развивали скорость не более 8 км/ч.

На их основе был сформирован ракетно-вертолетный комплекс (РВК) с вертолетами Ми-6, получивший официальное обозначение Ми-6РВК, но многочисленные трудности его практического применения привели к прекращению работ по таким системам.

Колесный тягач НАМИ-044 (1958–1960 гг.)
(фотографии из архива НАМИ)

Одной из самых легких и компактных советских машин двойного назначения был оригинальный опытный капотный тягач НАМИ-044 (4х4) с двухместной кабиной и коротким кузовом для балласта, созданный в 1958 году в НАМИ под руководством Н. И. Коротоношко.

Компактный многоцелевой тягач НАМИ-044 с бортовой системой поворота

Машина НАМИ-044 с короткой бортовой платформой и арочными шинами

Автомобиль получил 135-сильный дизельный двигатель переднего расположения, необычную 15-ступенчатую трансмиссию с «нормальной» пятиступенчатой коробкой передач и трехступенчатой раздаточной, а также широкопрофильные арочные шины.

Еще более оригинальными являлись его бортовая трансмиссия и бортовая система управления с планетарно-фрикционными механизмами поворота, изменявшая направление движения по образцу гусеничной техники — подтормаживанием колес одной из сторон машины.

При этом место рулевого колеса заняли рычаги поворота, как в гусеничном тракторе.

На фото: Тягач с системой задней навески рабочего оборудования и НАМИ-044 с задним V-образным бульдозерным отвалом

Тягач мог устойчиво работать на скоростях от 0,5 до 45 км/ч, буксировал легкие прицепы и комплектовался навесным двухсторонним отвалом на гидравлической навеске.

Источник

Источник: https://koleso.temaretik.com/1197102532763060437/nezametnye-truzheniki-vojny-avtomobili-karliki-v-sovetskoj-armii/

ЛуАЗ 967 Волынь – отечественная амфибия для решения важных задач

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

По заданию правительства Луцкий автомобильный завод приступил к выпуску маневренного, малотоннажного автомобиля ЛуАЗ 967. Его основным предназначением была возможность вывезти с поля боя нескольких раненных, преодолевая при этом бездорожье и воду.

Связана такая директива была по случаю начала Корейской войны (1949-1953 г). Имеющиеся «Газоны» проявили себя неплохо, но были довольно неповоротливыми и громоздкими.

Модификация ЛуАЗ 967 ТПК вышла с двигателем МэМЗ, имеет корпус, не пропускающий воду и регулируемую рулевую базу, позволяющую управлять амфибией в полулежащем положении. Обновленный агрегат рассчитан для перевозки двух тяжелораненых на носилках или шести сидячих пассажиров.

Скорость передвижения автомобиля составила от 2 до 75 км/ч, в зависимости от поверхности дороги или водной преграды. На видео доступен краткий обзор.

Детальный обзор ЛуАЗ 967 амфибия

Рассматриваемый автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки. Среди особенностей ЛуАЗ 967 амфибия можно выделить следующее:

  • Вмонтирована новая панель приборов и усиленные лонжероны;
  • Четырехступенчатая КПП с возможностью активации пониженной ступени для преодоления сложных маршрутов;
  • Отбрасываемое водительское кресло и опускающийся рулевой узел с приборной панелью;
  • Круглые фары сзади, откидной фонарь-искатель, опускающийся лобовик;
  • Штатный водооткачивающий насос и система тормозного привода барабанного типа с одним контуром;
  • Отбрасывающийся задний борт.

Автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки

Внешне модель ЛуАЗ 967 ТПК напоминает легкий грузовик, созданный на основе ЗАЗовской версии. Первое впечатление от экстерьера машины может оказаться обманчивым. Несмотря на кажущееся сходство с прошлыми «луазиками», этот автомобиль относится к полунесущим конструкциям, так как вся нагрузка приходится на панель пола.

Серийное производство рассматриваемого автомобиля производилось на Луцком автомобильном заводе с 1975 по 1989 гг. Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП. Наиболее популярная версия представлена на фото.

Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП

Амфибия в свое время пользовалась сумасшедшим успехом. Во-первых, специальная система рулевого управления позволяла при обстрелах двигаться под управлением водителем в лежащем состоянии, при этом роль педали газа играла ручная дроссельная заслонка.

Во-вторых, торсионная независимая подвеска давала возможность конструктивно соединить жестко коробку переключения передач и задний мост (через редуктор). Передний привод оставался неотключаемым. Фронтальная часть амфибии оснащалась лебедкой, дополнительную надежность машине придавало отсутствие карданных шарниров.

Лебедка поставлена с расчетом вытягивания не самого авто, а раненных с поля боя на специальной пластиковой волокуше.

Силовой агрегат

Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967 приведены в таблице:

Мотор ЛуАЗ 967

Тип мотораКарбюраторный МеМЗ
Рабочий объем887 куб. см
Мощность (л.

с)

30-40
Число оборотов/крутящий момент (об/мин)5600/3000
Расход топлива (л/км)10/100
Мах.

Скорость (по трассе/на плаву), км/ч

75/3
Тип горючегоБензин Аи 92

Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967

Трансмиссия, габариты и прочие характеристики

Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ. Устройство сконструировано таким образом, что на передние колеса подается постоянный привод, а задний мост можно активировать путем переключения рычага, расположенного возле ручки коробки передач. По воде передвижение осуществляется за счет вращения колес.

В таблице представлены прочие характеристики

ЛуАЗ 967

Длина/ширина/высота (мм)3 681/1 712/1 580
Колесная формула4*4
Тормозной механизмБарабаны из алюминия с чугунными вставками, усиленные гидровакуумом
Масса (т)Полная – 1,35, снаряженная – 0,95
ПриводПолный, подключаемый
Клиренс (мм)285
ПодвескаПолностью независимого типа, усиленная
Вместимость3-6 мест

Модификации

На основе базовой модели предпринимались попытки создания различных модификаций:

  1. С конца 60-х годов основная версия автомобиля использовалась, как армейский автомобиль для транспортировки бойцов, получивших ранения, а также на нем монтировались турельные облегченные пулеметы, безоткатные орудия, гранатометы, противотанковые орудия. Машина экспортировалась в европейские соцстраны;
  1. Версия ЛуАЗ 967-М имела увеличенную мощность до 37 лошадок. Появились шины с большей шириной (5,9/13), двухконтурная гидравлика и улучшенное электрооборудование, унифицированное с «Уазиками» и «Москвичами». С 1980 года машина оборудовалась упрощенными тентами съемного типа, неоткидными бортами с возможностью буксировки прицепа весом до 0,3 тонны;
  1. ЛуАЗ ТПК 967-МП – своего рода малый внедорожник, применяемый для штабных целей с возможностью монтажа радиостанции либо вооружения. Внешним отличием стало оснащение передним бампером, широкими зеркалами заднего вида, защитными боковыми фартуками;
  1. Имелись опытные образцы, созданные в виде трехосного транспортера. Но, в массовое производство этот проект запущен не был.

Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ

История создания

Разработка модели ЛуАЗ 967 производилась совместно со специалистами НАМИ и АвтоЗАЗа. В результате амфибия получила V-образный четырехцилиндровый мотор с воздушным охлаждением.

Велись эксперименты с монтажом пластикового корпуса, но с учетом его хрупкости предпочтение было отдано стальному варианту с тентом.

На последних моделях отказались от установки дифференциала, сделав при этом отключаемый задний мост.

Ещё по теме:   Коневоз – лучшее транспортное средство для перевозки лошадей

Возможность десантирования транспортного средства на парашюте обеспечивала усиленная подвеска.

Водительское место расположилось посредине авто, спиной к нему предполагалось размещение санитара, а сбоку осуществлялась погрузка носилок с ранеными.

С учетом того, что у амфибии отсутствовал гребной винт, передвижение по воде происходило за счет оборота колес. В связи с этим можно отметить, что машина на суше была маневреннее.

Спереди в ЛуАЗ ТПК разместилась лебедка. Боковые борта служили своеобразной защитой от обстрелов и стабилизировали автомобиль при перемещении по воде. На бортах монтировались металлические трапы, служащие для заезда и выезда из водоемов и преодоления небольших рвов.

Сначала разработка транспортера планировалась на Запорожском автомобильном заводе, но в связи с нехваткой производственных мощностей проект был перенесен на Луцкий автокомбинат.

ЛуАЗ 967 в серийное производство поступил с 1969 года. Первоначальные поставки машины не были массовыми из-за всевозможных конструктивных недочетов.

За период производства амфибия постоянно дорабатывалась и модернизировалась.

Сейчас автомобиль является настоящим раритетом. Купить его можно в частную собственность на распродажах после консервации воинских частей. В советское время амфибии были доступны исключительно для армейских подразделений.

Сейчас автомобиль является настоящим раритетом

Отзывы владельцев

Максим из Санкт-Петербурга (РФ) поделился своими впечатлениями о военном вездеходе. Ниже приведен его отзыв:

«В движении машина дарит непередаваемые ощущения. Мотор небольшой мощности уверенно разгоняет легкий транспортер, который лихо подпрыгивает на кочках, благодаря жесткой подвеске. Переключательные рычаги и раздаточная коробка находятся у ног водителя, который располагается по центру кабины. На капоте можно открыть воздухозаборник, дающий дополнительное охлаждение силовому агрегату».

Отзыв от Игоря из Воронежа:

«ЛуАЗ 967 был приобретен у военного. Сборка автомобиля полностью оригинальная. Пришлось изрядно повозиться с мотором. Сначала он глох, потом троил.

После замены его на «пятерочный» карбюратор и монтаже бесконтактного зажигания картина заметно улучшилась. О передвижении по воде можно сказать, что ЛуАЗ 967 – настоящая амфибия.

Жидкость в вовнутрь не просачивается совсем, правда скорость, как у черепахи».

Источник: https://gruzavtoperevozki.ru/luaz-967

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.