Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

Содержание

Автомобиль Первой Мировой войны

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

Кстати, машина сохранилась до наших дней, и любой желающий может посмотреть на нее в музее в Вене.

А всё начиналось так хорошо: солнечным утром 28 июня 1914 года в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной могущественной Австро-Венгерской империей, прибыл с инспекцией австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург с женой, которую звали София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг. Далекие от народа, они вообще не задумывались о том, что там существует немало подпольных молодежных организаций, боровшихся за независимость. Одной из них была Молодая Босния, члены которой не придумали ничего лучше, как убить знатного гостя — наследника австро-венгерского престола.

Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек

На железнодорожной станции Сараево эрцгерцога встретили губернатор и сразу шесть автомобилей сопровождения. Для Франца Фердинанда с женой подполковник граф Франц Мария Альфред фон Харрах предложил свой автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, в который сел также губернатор.

После осмотра казармы по городской набережной они отправились в ратушу. Ее со всех сторон блокировали полицейские, но молодые патриоты-террористы выбрали тихую улочку, где постов было меньше. При прохождении кортежа один из них наобум бросил гранату в его сторону, повредив одну из машин и ранив 20 человек.

Эрцгерцог приказал остановить свой автомобиль и распорядился, чтобы раненым оказали первую помощь.

Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки

После приема в ратуше Франц Фердинанд и София отказались от соблюдения намеченной программы и решили навестить в больнице людей, пострадавших при неудачном покушении. В 10 часов 47 минут эрцгерцог с супругой вновь сели в свой роковой Грэф. А зря.

Церемония посадки Франца Фердинанда с женой в автомобиль Gräf und Stift 28/32PS

Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах

Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения

Тем временем 19-летний босниец Гаврило Принцип, православный серб, твердо решивший убить угнетателя и тирана на обратном пути, поджидал его недалеко от Латинского моста.

Когда автомобиль поравнялся с ним, он шагнул вперед и два раза выстрелил из пистолета. Первая пуля ранила Франца Фердинанда в шею, вторая досталась Софии.

Принципа тут же арестовали и избили, а высокопоставленные жертвы скончались по пути в резиденцию губернатора.

Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии

Секреты императорского гаража: личный транспорт Николая ІІ

Вместо предисловия стоит упомянуть о том, что правильный пример Николаю подала его мать, императрица Мария Федоровна. Уже в 1902 году она приобрела свой собственный автомобиль, который прослужил ей целых.

Главный итог известен всем со школьной скамьи: Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска.

В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек.

А поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.

Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году. Второй виновник — роковой Грэф, развязавший войну, навсегда остался бы незамеченным, если бы не это трагическое событие. Машина успела сменить еще несколько владельцев (в сумме их оказалось 15 за довольно короткий срок), но затем ее вывели из обращения.

Учитывая военные заслуги, в 1920-е годы его отремонтировали и решили сохранить для потомков как свидетеля важных событий в истории планеты и одного из самых ценных живых экспонатов, доказавших высокий статус молодого австрийского автопрома.

Сегодня Gräf und Stift 28/32PS является одним из самых ценных экспонатов Венского военно-исторического музея, который разместился за высокими стенами арсенала, основанного в середине XIX века.

Вся имперская мощь Австро-Венгрии воплотилась в архитектуре этого грандиозного сооружения, построенного в стиле старинной крепости с мощными башнями, гулкими внутренними дворами и молчаливыми каменными изваяниями.

Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный Грэф

Автомобиль и все связанные с Францом Фердинандом и Сараевской трагедией экспонаты представлены в просторном музейном зале с коротким названием Сараево.

Изначальный вариант его оформления был выполнен в багровых тонах.

К 100-летию покушения зал отреставрировали, и легендарный автомобиль предстал перед посетителями на фоне улиц старого городка Сараево и огромной фотографии выхода супружеской четы из ратуши.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала Сараево

В этом зале всё настоящее — от многочисленных картин с изображениями Франца Фердинанда, портретов членов его семьи и их личных вещей до реликтового автомобиля Gräf und Stift с флагом Австро-Венгерской монархии и подлинным регистрационным номерным знаком AIII-118 одного из районов Вены более чем 100-летней давности. Тут же – окровавленный светло-голубой мундир Франца Фердинанда, его роскошный головной убор и кушетка, на которой в резиденции губернатора лежал убитый Франц Фердинанд, а врачи пытались оказать ему помощь. В стороне от них — пистолет малолетнего убийцы.

Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога

Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда

Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

НАМИ-1 Tatra 11 НАМИ-1, или иногда называвшийся в профильной литературе современниками НАМИ-І (первый), представлял из себя двухдверный четырехместный фаэтон максимально упрощенной конструкции.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, непосредственный участник покушения в Сараево, вовсе не был случайным выбором Франца Фердинанда. В 1910 году его собрала престижная венская компания Gräf und Stift, основанная четырьмя годами ранее тремя братьями Грэф и изобретателем Вильгельмом Штифтом. С первых же лет существования она прославилась своими прочными и комфортными автомобилями.

К моменту описываемых событий фирма предлагала целую гамму дорогих и роскошных легковых машин с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом от 4,2 до 10 л мощностью 18–65 л. с. Все они имели классическое расположение агрегатов с традиционным для Австро-Венгрии правым расположением руля и оснащались кузовами, отделанными с особой тщательностью и роскошью.

Здесь были мягкие диваны из натуральной кожи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду… Эти приятные мелочи позволили автомобилям Gräf und Stift быстро завоевать популярность среди австро-венгерской знати. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближенные.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год

Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма

Кайзер Франц Йозеф I ездил на скромном 32-сильном автомобиле образца 1910 года, зато принц Георг Вильгельм позволил себе иметь более мощный и роскошный Gräf und Stift 40/45PS с высоким закрытым кузовом.

Интересно, что один из лимузинов, состоявших при дворе императора, снабжался редким даже по нынешним временам полностью алюминиевым кузовом.

Во время войны простыми открытыми штабными машинами пользовался новый кайзер Карл I.

Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте

Авторитет фирмы неизменно рос с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль приобрел кто-либо из высокопоставленных персон страны. Недаром, уже в начале ХХ века Грэфы стали называть автомобилями королей или австрийскими Роллс-Ройсами. В эту рекламную кампанию удачно вписался и автомобиль смерти, подстегнувший спрос на машины этой марки.

Феномен Генри Форда: как в 40 лет начать с гаража и вырастить империю

Трудно сказать, любил ли он автомобили на самом деле достоверно известно лишь, что он видел в них объект для получения прибыли. Но при этом до своих последних дней стоял на том, что бизнесмен должен.

Если бы не трагическое покушение, автомобиль Gräf und Stift 28/32PS не оставил бы заметного следа в истории, да и вообще вряд ли сохранился. Теперь же, волею судьбы, это национальная гордость Австрии и ценнейший автомобильный раритет, которому, наверное, и сегодня снятся его былые смертельные проказы. Кстати, не только в Сараево.

Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. По тем временам это был достаточно модный, солидный и комфортный автомобиль для отнюдь не бедных людей. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй.

Австрийский генерал, новый владелец Грэфа, потерпев разгром в одном из сражений, вышел в отставку и сошел с ума. Затем машину вручили штабному офицеру, который через месяц вместе с тремя сослуживцами закончил свою карьеру под колесами встречного грузовика. С окончанием войны череда смертей продолжалась.

Сначала, перевернувшись на повороте, Грэф отправил на тот свет шофера очередного знатного господина, затем повторил тот же трюк с врачом, ехавшим к больному, и сразу с пятью гостями, возвращавшимися со свадьбы. К ним можно добавить богатого ювелира, которого по неизвестной причине автомобиль вынудил покончить с собой. По разным источникам его жертвами стали от 13 до 22 человек.

Тут сделаем пометку, что часть смертей автомобилю могли приписать журналисты для более складной картины.

Что же это был за автомобиль? Модель 28/32PS имела вполне традиционную для своего времени конструкцию с рядным четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 32 л. с.

Каждые два цилиндра у него объединялись в отдельные блоки.

Сцепление было многодисковым мокрым в масляном картере (не совсем такое же, как в современных преселективных роботах, но сходства имеются), коробка передач — обычная механическая четырехступенчатая.

Под капотом легендарной машины простой шестилитровый мотор в 32 силы

Самой оригинальной и необычной деталью машины являлись две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая — для резкого экстренного воздействия на задние барабанные тормоза. При собственной массе 1 600 кг автомобиль достигал максимальной скорости 85 км/ч.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в обновленном зале на фоне улиц Сараево

На машине Франца Фердинанда был установлен открытый семиместный кузов оливкового цвета, так называемый двойной фаэтон, со всеми сиденьями и обивкой из натуральной кожи.

Из двух передних место шофера сделали немного шире, чем соседнее. За ними на специальных рычагах крепились два одноместных откидных сиденья для охраны и прислуги.

Сзади стоял массивный трехместный диван с боковыми подлокотниками.

Трансформируемый салон машины со средними откидными сиденьями

Незаметным напоминанием о давным-давно произошедшей трагедии стало сквозное отверстие от пули, предназначенной Софии Хотек, оставшееся на правой задней части кузова под подлокотником сиденья.

Несмотря на ремонты, реставрацию и пристальные взгляды посетителей, за долгую жизнь автомобиля оно отлично сохранилось.

Что же касается автомобиля смерти, то на момент помещения в музей его счетчик показывал пробег всего лишь в 8 596 км.

Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы

После Сараевской трагедии фирме Gräf und Stift было отпущено еще добрых 25 лет более или менее благополучного существования, в течение которых создание буквально каждого роскошного легкового автомобиля этой марки становилось знаменательным событием в жизни Австрии. К ним стоит добавить грузовики, остававшиеся в программе до конца 1970-х.

В статье использованы материалы Венского военно-исторического музея и Центра стратегических оценок и прогнозов, книги Österreichische Kraftfahrzeuge, 1982 и Das Auto von Sarajevo, 2014.

Автор выражает благодарность историку Татьяне Климкиной за советы при работе над статьей.

Источник: https://xn--e1akmbiab6b.xn--p1ai/avtomobili-i-ekspluataciya/avtomobil-pervoj-mirovoj-vojny

Руссо-Балт: эстетика первых русских автомобилей

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

Владимир Бровин | 21.06.2016

21 июня — не только день летнего солнцестояния, но и годовщина создания первого (и, пожалуй, лучшего) отечественного массового автомобиля. Именно в этот день в 1909 году на Русско-Балтийском вагонный заводе была выпущена марка «Руссо-Балт», просуществовавшая до 1918 года. Мы заинтересовались темой и обнаружили, что у этих дореволюционных бричек есть своя по-своему возбуждающая эстетика.

Сей господин смотрит на тебя как на пешеходное отребье.

При всем своем статусе «массового автомобиля», все относительно и «Руссо-Балт» оставался скорее предметом роскоши. Не стоит забывать, что даже конвейерное производство Форда было запущено лишь в 1913 году.

Так что за девять лет существования Русско-Балтийский вагонный завод выпустил немногим более 700 экземпляров. Несмотря на то, что в целом российские инженеры копировали западные образцы, они не стеснялись экспериментировать и иногда пускались во все тяжкие.

Часто благодаря этому «Руссо-Балты» оказывались в выигрыше и побеждали в соревнованиях.

Автомобиль Фрезе-Яковлева

Вообще, первой серийной самобеглой телегой на территории Российской империи стал автомобиль Фрезе-Яковлева. Построенный в 1896, всего за семь лет до прекрасных образцов «Руссо-Балта», он больше напоминает нелепую карету, но именно он, вместе с западными образцами, стал основой для всего отечественного автомобилестроения.

Руссо-Балт: Серия С

В 1908 году завод выкупил права на автомобиль Фрезе-Яковлева и связанные с ним мастерские. С этого начались первые шаги автомобилестроения в России. Было выпущено две основных серии: C и K.

Первая — более массовая, дорога и мощная. Вторая — попроще и подешевле.

Это кажется странным, но тогда все именно так и работало: автомобиль был маркером статуса, поэтому все старались купить именно более дорогую, а не дешевую марку.

По поводу обозначений: они выглядят непонятными, но, на самом деле, все просто.  Так, например, Марка С-24/35 обозначает, что автомобиль принадлежит серии С, его максимальная мощность 35 лошадиных сил, а рассчетная — 24.

А вот образцы кузовов, которыми снабжали «Руссо-Балты». И вот здесь уже начинается настоящая эстетика.

С 24/58

Как нетрудно догадаться, максимальная мощность этой марки составляла 58 лошадиных сил, что делало такие автомобили отличным кандидатом для гонок. Кузова также изначально изготовлялись обтекаемой формы, за что такие брички получили закономерное прозвище «Огурец».

Соревнования в Монте-Карло

«Руссо-Балты» весьма недурно выступали на международных соревнованиях. Так, например, они взяли первое место на гонках в Монте-Карло в 1912 и 1913 году. Выглядит похожим на изысканную калошу.

Руссо-Балт: Серия К

Серия K была в целом проще, но доступнее для не столь взыскательных господ. К тому же, до нас в целости дошла лишь единственная машина от «Руссо-Балта», и это — как раз автомобиль марки К 12/20.

Руссо-Балт: Серия М

Серия M была создана исключительно для грузоперевозок и более всего пригодилась в армии, где послужила неплохую службу во время I Мировой.

Кегресс

Кегресс на базе сравнительно мощного С24/40 — как раз тот пример, когда «Руссо-Балты» становились основой для немыслимых экспериментов. Этот полугусеничный агрегат, вроде как, даже неплохо показал себя в зимних условиях.

Промбронь

После Революции завод был национализирован и переделан в то, что впоследствии стало «Первым государственным бронетанковым заводом» . В 1922 на базе «Руссо-Балта» был создано несколько образцов автомобиля «Промбронь».

D-24/40

Сравнительно недавно была воссоздана точная реплика редкой модели от «Руссо-Балта». Пожарная машина D-24/40 выглядит аутентично и действительно шикарно для простого рабочего агрегата.

Сейчас ведутся неловкие попытки восстановления традиций «Руссо-Балта». К примеру, фирма DARTZ из Латвии создала бронированный внедорожник «PROMBRON’ (ex. Russo-Baltique)», который позиционируется как продолжатель идей старой школы.

Другую попытку сделала компания A:Level, создавшая концепт Impression, который был вдохновлен «Руссо-Балтом» и приурочен к его столетию.

Понятное дело, что спустя век ни тот, ни другой автомобиль не похожи на первые образцы отечественных машин и, если быть честным, даже близко не стоят по уровню эстетики.

Источник: https://disgustingmen.com/history/russo-balt

Руссо-Балтийский вагонный завод

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

Русско-Балтийский вагонный завод – предприятие Российской империи основаное в 1869 году специализировавшееся на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, керосиновых двигателей, кораблей, самолетов, а также автомобилей различного назначения.

Изначально «Русско-Балтийски вагонный завод» поставлял императорам вагоны для железнодорожных поездок. Открытие же автомобильного отдела состоялось в 1908 году в Риге. Директором автомобильного отдела стал Иван Александрович Фрязиновский. И уже 27 мая 1909 года цехи завода покинул первый автомобиль.

На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме Фондю (Fondu).

Несмотря на свой двадцати шестилетний возраст молодой швейцарец оказался достаточно энергичным и приступив к своим обязанностям в 1908 уже через год выпустил первую серию автомобилей, тогда у него находилось в подчинении 10 инженеров и 141 рабочий, а так же 3 водителя испытателя.

При разработке своей модели инженеры Руссо-Балта задались целью построить автомобиль для русских дорог, а вернее бездорожья.

А это означало что все узлы и детали машины должны были выдерживать сильную тряску на проселках и большаках, что автомобилю придется преодолевать “расхлябанные колеи” и грязевые лужи, где вязли даже лошади. Собственно с самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский». Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик). 

Первые автомобили Руссо-Балта

Первая модель автомобиля (так называемая Модель “С”), с открытым двухместным кузовом спортивного типа, вышедшая 26 мая 1909 года получила название С-24/30. Цифры 24/30 означали: 24 – расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 – максимальная мощность. Эти обозначения использовали для последующих моделей Руссо-Балт. 

В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35, С-24/40. Модель “С” стала наиболее массовой в истории завода — выпущено всего 347 экземпляров.

В 1913 году была изготовлена первая машина автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода с полугусеничным движителем французского изобретателя А. Кегресса, работавшего тогда в России.

Предназначенная для эксплуатации зимой, эта машина, изготовленная на базе модели серии С-24/40, была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами шириной 320 мм, с металлическими гребнями. 

Модель С являлась cамой дорогой легковой моделью. РБВЗ “С-24” выпускал вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались как штабные в русской армии.

На шасси “С-24” устанавливались также и другие кузова – роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты – автосани. Главной особенностью машин серии “С-24” являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров.

Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского “Зенит” (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с.

В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами.

В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг. За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей “С-24”, из них 285 – с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 ландоле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.

Есть сведения, что Великий князь Романов Константин Константинович приобрел три Руссо-балта, великая княжна Романова Мария Павловна — один экземпляр модели К12-20 с шасси № 4 II серии.

 В 1910 два автомобиля были приобретены для царского двора. К12-20 № 217 и модель С24-40 № 270, оба с кузовом ландоле. Всего автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок из которых лишь 10 обслуживали царскую семью.

Однако лично царь предпочитал Руссо-Балту другие марки.

Автомобили марки С-24 были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях. О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.

Рекламные плакаты Руссо-Балтийского Вагонного Завода

Совместно с моделью С-24 РБВЗ так же выпускал Модель К в 1909-1910 годах. Рабочий объем двигателя 2211 см³. В последующей модификации К-12/20 было применено водяное охлаждение двигателя без насоса.

Особенность конструкции “Руссо-Балта К-12/20” – цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели “С-24”) расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения.

Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины “К-12/20” являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими.

Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм. К-12/24. Всего за 6 лет был выпущен 141 автомобиль модели К в 5 сериях. Каждая модель выпускалась так называемыми «сериями» (напр. К-12/15 и К-12/20 — две разные серии одной модели K).

Тиражи каждой серии очень отличались. Могли составлять от 2 до 100 шт. Кроме того, могли быть заказаны различные варианты кузова: Торпедо, фаэтон, дубль-фаэтон, лимузин, берлин, ландоле и другие. Модель “К-12” была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование.

В свое время Руссо-Балт начал всерьез состовлять конкуренцию известным фирмам автомобилестроения как Ролс-Ройс и Бугати но вмешался 1917 год…

Заводская марка руссо-балта, которая в жесточайшей борьбе только начала завоевывать свое признание завершила свой путь в 1919г.

За те годы которые просущуствовало автомобильное отделение этого гиганта, свет увидели от 650 до 750 автомобилей разного применения.

Завод Руссо-Балт прекратил свое существование в 1917 году

После революции 1917 года завод прекратил свое существование в качестве Русско-Балтийского вагонного завода, стал национализирован и по постановлению Совета Народных Коммисаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году завод выпускает 5 автомобилей под уже новой маркой – “Промбронь”, До 1926 года было выпущено еще 22 автомобиля под маркой  “Промбронь-24/45”.

В 2002 году в ателье A:Level разработали дизайн автомобиля в стиле 30 — 40-х годов XX века. По завершению конкурса дизайнерских проектов, эскиз победителя (Звиада Циколии) был взят за основу нового автомобиля.

В этом же году в развитие проекта было вложено 2 000 000 долларов владельцем торговой марки “Руссо-Балт”. A:Level была переименована  в «Russo-Baltique».

В 2006 году в сотрудничестве с немецким ателье German Gerg GmbH был создан концепт-кар Impression 2006.

Источник: http://RussoAuto.ru/automaker/russo-balt

«Руссо-Балт»: столетие легенды… — Новости История — AutoPeople

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

Недалече как в прошлом году старейшей национальной автомобильной марке «Руссо-Балт» исполнилось ровно сто лет.

Столетие автомобильного производства, корнями уходящего, как нетрудно догадаться, в Русско-Балтийские вагонные предприятия, оказалось идеальным поводом для того, чтобы представить новый продукт возрожденного уже в нашу эпоху бренда.

И показать его впервые не где-нибудь, а на одном из престижнейших автосалонов планеты – в Женеве…

В современной ипостаси бренд возродился в 2005 году, когда была зарегистрирована нынешняя московская «Компания Руссо-Балт».

Показанный ныне в Женеве рабочий прототип этого четырехместного купе с классическим задним приводом – действительно вышел в духе продукции автомобильного отделения знаменитого Путиловского завода, получившего в 1913 году титул поставщика двора Его Императорского Величества.

Думается, что и главы нынешних королевских фамилий Европы не без удовольствия проехались бы в этом «имперском» по стилю купе, радиаторную решетку которого венчает медальон с двуглавым российским геральдическим орлом.

Первый «Руссо-Балт» выехал из ворот завода 26 мая 1909 года.

Модель С24/30 была двухместной, с открытым кузовом. Она оснащалась двигателем мощностью всего 30 л.с.

Прототипом автомобиля послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы «Фондю» (Fondu), а первым конструктором «Руссо-Балтов» стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Спустя несколько лет плодотворной работы Русско-Балтийский вагонный завод уже выпускали легковые автомобили семейств К-12, С-24 и Е-15, а также три модели грузовиков Д-24,М-24 и Т-40. Так началось серийное автомобилестроение России.

Производственные мощности завода размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года – в Москве и Таганроге. Перед тем, как начать выпуск автомобильной продукции, предприятие уже имело опыт разработки и производства сельскохозяйственных машин, стационарных нефтяных двигателей и… аэропланов. Чем не BMW?

К-12

На модели К-12/20 серии V, изготовленные в 1911 году, устанавливались двигатели мощностью 20 л.с., что отражено в заводском обозначении. Автомобили модели К-12/24 серии XI, относящиеся к 1913 году, были на 4 л.с. мощнее.

Особенность конструкции «Руссо-Балта К-12/20» – цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели С-24) расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения.

Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Машины довольно легкими (около 1200 кг), их колесная база составляла 2655-2855 мм.

Руссо-Балт К-12/20

На всех К-12 картеры, поршни и коробки передач были отлиты из алюминия. Причем на моделях К-12 и Е-15 цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.

К-12 была самой дешевой среди автомобилей марки, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование.

Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле* стали известный поэт, великий князь Константин Константинович (разве сейчас поэты ездят на таких автомобилях в России?), отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель…В общей сложности, было выпущено 141 автомобиль модели К-12 в 5 сериях.

С-24

Но наиболее массовой моделью стал «Руссо-Балт» С-24, на который приходилось 55% общего выпуска.

На шасси С-24 устанавливались также и другие кузова – роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные автомобили. Строились даже полугусеничные варианты – автосани. Модель просуществовала вплоть до 1918 года.

Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда.

Руссо-Балт С-24/40

Отличительная черта С-24 – двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках. Нижние клапаны был расположены по обе стороны от цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос.

Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались, однако были одинаково надежны: один из экземпляров модели С-24 серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта.

Лучшем свидетельством сказанному были успехи в автосоревнованиях и дальних пробегах, в частности – на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян.

23 января 1912 года русские спортсмены А. Нагель и В. Михайлов, принимавшие участие в ралли «Монте-Карло», финишировали в Монако. Они заняли на спортивной машине «Руссо-Балт» С24/40 девятое место в абсолютном зачете.

Это был один из первых в мире спортивных автомобилей с двигателем, имевшим алюминиевые поршни. В 1913 году машина была модернизирована (гоночный кузов, более мощный двигатель, облегченные колеса), и заводской гонщик И.

Иванов установил на ней всероссийский рекорд в своем классе, пройдя на взлетной полосе 1 версту со скоростью 131,793 км/ч (против прежних 128,5 км/ч).

Руссо-Балт-С24/40-Монако – первый раллиный автомобиль из России

За 9 лет завод выпустил около 400 автомобилей С-24, из них 285 – с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов… Несколько первых экземпляров «Руссо-Балта» приобрел для Императорского гаража Николай II. Автомобили «Руссо-Балт» находились в собственности высокопоставленных лиц и промышленников (среди которых кораблестроитель, профессор Константина Боклевского, банкир Александра Путилова).

Все автомобили «Руссо-Балт» собирались крупными сериями, внутри которых существовала полная взаимозаменяемость деталей. Разные серии одной и той же модели имели порой существенные различия по мощности двигателя, количеству передач, колесной базе и устройству отдельных узлов.

Практически все узлы и детали был «родными» – только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. В общей сложности с 1910 по 1914 год автомобили «Руссо-Балт» участвовали в соревнованиях и в пяти выставках, были отмечены пятью золотыми медалями.

В 1919 году Бронетанково-автомобильный завод выпустил первый советский «Руссо-Балт», который был подарен председателю ВЦИК М. Калинину. Предприятия объединения «Промбронь» производили эти автомобили еще четыре года…
Сегодня

Итак, на прошлогоднем Женевском автосалоне подлинной сенсацией стал российский автомобиль – роскошно-аристократичное купе Russo-Baltique Impression, готовое к микросерийному производству. Впрочем, таких авто много не бывает по определению.

Новое четырехместное купе длиной 5,2 метра оснащено, не в пример предшественникам, мощнейшим двигателем V12 битурбо (позаимствованным у Maybach) мощностью 555 лошадиных сил в комплекте с шестиступенчатой АКПП и пневматической подвеской с изменяемым дорожным просветом.

Тяжелое купе-лимузин разгоняется до сотни всего за 4 с, а его максимальная скорость — 314 км/ч. Расход топлива в зависимости от стиля и условий езды от 11 до 35 л на 100 км.

При не без гордости заявлено, что при создании гибридной карбоново-стальной платформы использовались и некоторые элементы Mercedes-Benz AMG CL65… Кажется, разработчики не стесняются такой «сброности» автомобиля, а, наоборот, гордятся ею.

Russo-Baltique Impression – новое рождение старейшей российской марки

Работы по созданию купе Impression велись в Москве с 2003 года, а в 2005 году к ним подключилась немецкая компания Gerg GmbH.

Дизайн купе разработал тбилисец Звиад Циколиа, сотрудничающий сейчас с «Peugeot», а не так давно работавший и с дизайнерами «Bugatti» (и действительно, трудно не заметить весьма ощутимое визуальное родство).

В дизайне Impression он использовал мотивы стилистических решений моделей Bugatti 50-60-х годов, а также шикарных авто «золотого века» – 20-30-х годов минувшего столетия, отличавшихся элегантной массивностью, легкой помпезностью и шокирующим комфортом.

Стилистика модели – это фантазия дизайнеров на тему золотого века автомобилизма, когда «формы покоряли одновременно элегантностью и монументальностью».

Действительно, истинно русская, безбашенная роскошь царит тут во всем. Так, приборная доска отделана цельным куском весьма редкого африканского дерева, имеющего в срезе чередующиеся светлые и темные полосы.

А крыша, выполненная из стекла, способна менять светопропускную способность…

Авторы проекта лукавят. По их мнению, Impression должен, прежде всего, «стать своеобразным манифестом стиля и качества, который должен быть свойственен всем последующим моделям «Руссо-Балта».

Что будет в будущем, загадывать не берется никто, а пока изготовление каждого автомобиля, включая время на исполнение особых пожеланий будущего владельца, требует от 12 до 18 месяцев. Однако, как принято в мире люксовых брендов, всего будет выпущено не более 15-18 Impression по цене около 1,5 млн. евро за штуку.

Буквально сразу же после первого «выхода в свет» на «Руссо-Балт» уже нашлись покупатели: один заказ пришел из Ближнего Востока, а другой – из Великобритании. Кроме того, ранее один автомобиль был заказан неназванным автолюбителем из России…

Полноценно возродить “Руссо-Балт” под силу разве что Абрамовичу или государственной казне

О том, как сложилась бы дальнейшая судьба марки, не случилось того, что случилось в 17 году, остается только мечтать, как это делает Василий Аксенов в книге «Остров Крым».

Вполне возможно, что сегодня мы могли бы тягаться с именитыми западными конкурентами не только в постройке сверхдорогих (и оттого практически недоступных) машин.

А состоятельный представитель новорожденного российского middle-class примерял бы на тест-драйве «Руссо-Балт» (а ведь неплохое название!) наравне с BMW или Jaguar. В любом случае, это был отличный задел – и история могла бы выйти ничуть не хуже. чем у этих прославленных брендов.

Увы, время упущено: сегодня для того, чтобы начать серийный выпуск продукции под новой российской маркой, нужны миллиардные инвестиции. А технологии все равно придется покупать. Кому это под силу? Разве что Роману Абрамовичу или же… государственной казне!

Увы, по всей видимости, ни один из этих потенциальных инвесторов возрождением российской марке заняться не планирует. А значит, видеть «Руссо-Балты» нам предстоит только на выставках и – если посчастливится – в частных коллекциях…

Источник: http://www.AutoPeople.ru/news/history/1302.html

Конструктора завода вывезли на тачке и бросили в грязную лужу. Печальный конец «Руссо-Балта»

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

Жюльен Поттера — талантливый конструктор швейцарского происхождения, приглашенный в Россию «поднимать» производство автомобилей «Руссо-Балт».

До этого, несмотря на молодость, он уже успел сделать успешную карьеру автоконструктора в Бельгии. Поттера разрабатывал проекты первых русских автомобилей совместно с русскими инженерами — Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым.

Им троим принадлежит заслуга в создании первого «Руссо-Балта», вышедшего из заводских ворот в 1909 году.

sergio63Когда-то Россия занимала передовые позиции в мировом автомобилестроении. В 1909 года империя в очередной раз подтвердила статус великой промышленной державы. На Русско-Балтийском заводе в Риге начался серийный выпуск автомобилей…

Настоящий подъем русской автомобильной промышленности связан именно с этим заводом и его знаменитым брендом «Руссо-Балт», который фигурировал даже в известном альтернативно-историческом романе В.

 Аксенова «Остров Крым» как один из ведущих мировых автопроизводителей той части России, которая избежала власти большевиков.

Русско-Балтийский завод был одним из крупнейших промышленных предприятий России, по капитализации он стоял на одном уровне с такими гигантами, как Путиловский и Сормовский заводы…

Красивая решётка «Руссо-Балта», g_victor, 2013 годВскоре завод выпускал уже три модели автомобилей К-12, С-24 и Е-15. Наиболее массовой была С-24, большая шестиместная модель с мощным двигателем позволявшим развивать скорость до 70 км в час.

Объем двигателя составлял 4,5 л а мощность 40 л.с. Кузов в соответствии с требованиями того времени состоял из открытого водительского места и закрытого салона.

Более дешевая модель К-12 имела четырехместный кузов и двухлитровый двигатель мощность 20 л.с…

Сразу после начала продаж «Руссо-Балтов» они зарекомендовали себя наилучшим образом. «Руссо-Балты» успешно участвовали в престижных международных ралли, например Санкт-Петербург — Монте-Карло в 1912 и 1913 гг., «Руссо-Балт» оказался первым автомобилем, поднявшимся на вершину Везувия.

Безусловно, представители завода знали толк в рекламе и использовали возможности своего автомобиля полностью.

Известность получил случай, когда в ходе одного из ралли, проходившего по России, «Руссо-Балт» врезался в избу, после чего та развалилась, а автомобиль остался целым и смог продолжить пробег…

Макет шасси С-24/30 , g_victor, 2013 год

В советское время был создан миф о промышленной отсталости Российской империи, и одним из составляющих этого мифа стало заявление Сталина в 1934 г.: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь».

В соответствии с указаниями партии необходимо было преуменьшить роль Русско-Балтийского завода, поэтому в советской литературе по истории автомобиля было принято писать о вторичности «Руссо-Балта» по отношению к конструкторским разработкам заграничных фирм, о сборке автомобиля из иностранных деталей.

Но это совершенно не соответствует фактам. И двигатель, и подвеска, и кузов были русской разработки и выпускались силами Русско-Балтийского завода и его партнеров. Только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне.

Так в Российской империи заботились о развитии отечественного производства и стремились к тому, чтобы производители техники для армии максимально обеспечивали себя компонентами, производимыми в России.

С-24 был первым в мире автомобилем, который использовал алюминиевые поршни в двигателе. Также из алюминия делались картеры двигателей и коробки передач, ступицы колес, коробка передач, задний мост.

Такое использование легкого металла было русским новшеством, опередившим время на десятилетия.

Другие достижения завода — использование единого блока цилиндров двигателя, широкое использование шарикоподшипников, трехрессорная подвеска — были самыми передовыми инженерными решениями того времени…

Наследниками Русско-Балтийского завода стали такие предприятия, как государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, который был основан в 1916 г. как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» после эвакуации из Риги (к городу приблизились немецкие войска), части оборудования основного завода. В 1918 г.

завод был перепрофилирован в «Первый Государственный бронетанковый завод» выпустивший по имеющимся чертежам и из сохранившихся комплектующих пять автомобилей «Руссо-Балт» в 1922 г. Первую машину торжественно вручили Калинину, вторую подарили Ленину, третью Троцкому, а четвертая и пятая остались на заводе.

Это были последние машины знаменитой марки…

Директор завода М.Шидловский был в 1917 г. расстрелян красногвардейцами, еще один конструктор Д.Бондарев в 1917 г.

пострадал от произвола рабочих, которые выволокли его из кабинета и увезли с завода на тачке, сбросив в грязную лужу. До нашего времени дошли всего два «Руссо-Балта», а 1923 г.

завод в Филях был передан в концессию фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и двигателей.

Читать далее в блоге автора

Михаил Шидловский

Михаил Шидловский — русский генерал-майор, командовавший эскадрой воздушных кораблей в Первую мировую войну, вложивший также много сил в развитие передовых отраслей русской индустрии — автозаводов «Руссо-Балт» (председатель Совета акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода) и продвижению новых самолётов.

В частности, он был ближайшим сподвижником гениального конструктора Игоря Сикорского. Выдвинул и немало новаторских идей в военном искусстве, например, предложил объединять боевые самолёты во время вылетов в эскадрильи.

В 1915 году Шидловский руководил изготовлением первого в России авиационного двигателя, одновременно занимался вопросами размещения эвакуированного из Риги «Руссо-Балта» в московских Филях. Карьера генерала оборвалась в 1917 году ещё в дни Временного правительства: его обвинили в «некомпетентности», а потом и уволили со службы.

Генералу оставалось лишь с бессилием наблюдать, как разрушается чётко им выстроенный механизм отечественной автомобильной и авиационной промышленности. Когда и как погиб Шидловский — остаётся неизвестным.

По одной версии он был расстрелян красногвардейцами уже в 1917 году, по другой — в 1918, когда пытался перейти финскую границу, по третьей (скорее всего) — расстрелян только в 1921 году. В 1998 году был реабилитирован как необоснованно репрессированный.

g_victor…«Руссо-Балт» это марка российского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге… Во время Первой мировой войны автомобильный отдел был эвакуирован в Москву. Во времена первой Латвийской республики в пустом помещении бывшего завода разместились многочисленные кустарные мастерские… Что же касается завода в Москве, то в 1916 году, руководство акционерного общества купило у наследников купца Павла Шелапутина для эвакуированного завода подмосковное поместье Покровское-Фили. 1 июля 1917 года завод открыт под названием «Второй автомобильный завод Руссо-Балт».

Проекты автомобилей, которые мог бы изготавливать завод в наши дни. Различные концепт кары, машины представительского класса:

Гипотетический современный «Руссо-Балт», «если бы не было революции», g_victor, 2013 год

И для первых лиц государства:

Гипотетический современный «Руссо-Балт», «если бы не было революции», g_victor, 2013 год

Читать далее в блоге автора

Дмитрий Бондарев

Тот самый конструктор, которого революционные рабочие (тоже ещё в дни Февральской Революции) вывезли в тачке с завода и бросили в лужу, хотя по своему происхождению в отличие от дворянина Шидловского Бондарев был из простых казаков.

В годы Гражданской войны активно помогал «белым», но после их поражения остался в России, в советское время строил Ростсельмаш, работал главным инженером Главного автотракторного управления.

С 1935 года работал в бюро реконструкции на московском заводе «ЗИС» (бывшее «Амо», но уже в 1937 году как «бывший» был арестован и расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1955 году.

dr_kitaetsc…Цеха 1916, неоклассицизм.dr_kitaetsc, 2012 год

Проходная, старая.

dr_kitaetsc, 2012 годНапротив проходной был посёлок из двухэтажных домов, которые давным-давно снесли. Два типовых кирпичных дома, стоявших в стороне, оставили под службы завода. Дом культуры имени Горбунова.

Те кто недавно влился в культурную жизнь, не застал труъ-Горбушку 80-х (ДК имени Горбунова построен уже в советские времена для рабочих завода и жителей формирующегося вокруг завода нового района города. Фактически «Руссо-Балт», перенесённый в 1916 году в Москву, дал начало активной «урбанизации» района Филей.

Впоследствии за счёт завода в Филях была построена огромная часть жилого фонда, спортивные и иные объекты, — прим.ред.)

Читать далее в блоге автора

«ГКНПЦ имени М. В. Хруничева»

В 1923 году не достроенный до конца автозавод в Филях был передан в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Юнкерс» для производства цельнометаллических самолетов и авиационных моторов.

Уже к 1925 году здесь были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21.

Но в 1927 года договор о концессии был расторгнут советской стороной под предлогом, что немцы не наладили производство дюралюминия и авиационных моторов.

Здесь производили советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35. В 1933 году заводу присвоено имя недавно погибшего директора Сергея Горбунова.

В 1960 году конструкторское бюро завода было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники под руководством конструктора Владимира Челомея, а в 1961 году предприятие получило имя умершего заместителя председателя Совета Министров СССР Михаила Хруничева, курировавшего работу авиационной и космической промышленности.

lischitaТе, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были «Руссо-Балты».

Процессу создания и развития «РБВЗ», его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом… К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт».

Из блога lischita

в Музее киноконцерна «Мосфильм» есть очень страшная реплика «Руссо-Балта» К12/20, очень страшная, но это не мешает снимать ее в кино.

Из блога lischita, 2015 год

Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его «переобули» в новые покрышки.

Из блога lischita

Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся «РБВЗ», в объеме.

И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 1\43 пять различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт», которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей «РБВЗ» путем «конверсирвания» этой продукции…

«Руссо-Балт» С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор Зиновий Лахтерман.

Из блога lischita, 2015 год

Читать далее в блоге автора

Источник: https://www.livejournal.com/media/44021.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.